1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.Б.2 «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу образовательной программы по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» базовой части.
1.3.Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Формируемые компетенции
|
Осваиваемые
знания, умения, владения
|
Код
|
Наименование
|
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-3
|
Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
|
Знает:
1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
2. фактический материал по истории возникновения, становления и развития цивилизации
|
Умеет:
1. выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
2. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения
|
Владеет:
1. представлениями о событиях российской и всемирной истории
|
ОК-4
|
способностью понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
Знает:
1. фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России и зарубежных стран на всех этапах развития
|
Умеет:
1. уметь сравнивать и анализировать факты и явления общественной жизни на основе исторического материала
|
Владеет:
1. основными методами исторической науки
2. навыками устной и письменной речи
|
ОК-9
|
Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии
|
Знает:
1. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней
|
Умеет:
1. логически мыслить, вести научные дискуссии;
2. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории
|
Владеет:
1. приемами ведения дискуссии и полемики
|
ОК-11
|
способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства
|
Знает:
1. основные методы и приемы познавательной деятельности
|
Умеет:
2. получать и преобразовывать информацию в знание
|
Владеет:
3. методами работы с историческими источниками
| -
Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
|
Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
Экономика
|
Философия;
Правоведение;
Методы научных исследований;
Культурология
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
|
М
|
Показательный (изложение материала с приемами показа)
|
П
|
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
|
Д
|
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
|
Э
|
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
|
ПБ
|
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
|
И
|
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
|
ПГ
|
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
-
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
|
Кол. час
|
в том числе в интерактивной форме, час.
|
Вид занятия, тема и краткое содержание
|
Методы
|
Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Лекции
|
|
|
1-9
|
|
|
Модуль 1: «Россия и мир в IX- начале XX в.»
|
|
|
1
|
2
|
2
|
Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.
1. Предмет, методология и задачи курса «История»
2. Особенности становления .государственности на Руси
3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия.
|
М, П, Д , ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
3
|
2
|
|
Тема 2. Лекция 2.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации
1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)
2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.
3. Россия в период Смуты.
4. Российское государство и общество в XVII в.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
5
|
2
|
|
Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации.
1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра.
2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
3. Российская империя в период правления Екатерины II.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
7
|
2
|
2
|
Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в.
1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.
2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России
3. Общественно-политическое движение в России в XIX в.
4. Внешняя политика России в XIX в.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
9
|
2
|
|
Тема 5. Лекция 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв.
1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков.
2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность.
3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
4. Российская империя в Первой мировой войне.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
10-18
|
Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.»
|
11
|
2
|
|
Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг.
1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России.
2. НЭП.
3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.
4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
13
|
2
|
2
|
Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.
1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.
2. СССР в годы Второй Мировой войны.
3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
15
|
2
|
|
Тема 8. Лекция 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг.
1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева.
2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.)
3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки».
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
17
|
2
|
2
|
Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)
1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг.
2. Экономические реформы в России.
3. Россия и мир на рубеже тысячелетий.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
|
|
|
Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
1-9
|
|
|
Модуль 1: «Россия и мир в IX- начале XX в.»
|
|
|
2
|
4
|
|
Тема 1. Семинар 1-2. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.
1. Предмет, методология и задачи курса «История»
2. Особенности становления .государственности на Руси
3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия.
|
М, П, Д , ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
4
|
4
|
2
|
Тема 2. Семинар 3-4.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации
1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)
2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.
3. Россия в период Смуты.
4. Российское государство и общество в XVII в.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
6
|
4
|
2
|
Тема 3. Семинар 5-6. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации.
1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра.
2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
3. Российская империя в период правления Екатерины II.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
8
|
4
|
|
Тема 4. Семинар 7-8. Российская империя в XIX в.
1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.
2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России
3. Общественно-политическое движение в России в XIX в.
4. Внешняя политика России в XIX в.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
10
|
4
|
2
|
Тема 5. Семинар 9-10. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв.
1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков.
2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность.
3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
4. Российская империя в Первой мировой войне.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
10-18
|
Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.»
|
12
|
4
|
2
|
Тема 6.. Семинар 11-12. СССР в 1917 – 1939 гг.
1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России.
2. НЭП.
3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.
4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
14
|
4
|
2
|
Тема 7. Семинар 13-14. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.
1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.
2. СССР в годы Второй Мировой войны.
3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения.
|
М, П, Д.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
16
|
4
|
|
Тема 8. Семинар 15-16. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг.
1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева.
2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.)
3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки».
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
|
18
|
4
|
2
|
Тема 9. Семинар 17-18. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)
1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг.
2. Экономические реформы в России.
3. Россия и мир на рубеже тысячелетий.
|
М, П, Д, ПБ.
|
ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11
| -
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
Очная форма обучения
Неделя
|
Кол. час
|
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
|
Форма
отчетности
|
1
|
4
|
Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.
-
Предмет, методология и задачи курса «История».
-
Монголо-татарское нашествие.
|
|
3
|
4
|
Тема 2. Лекция 2. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации
2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.
|
|
5
|
2
|
Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации
2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)
|
|
7
|
2
|
Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в.
4. Внешняя политика России в XIX в.
|
|
11
|
4
|
Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг.
3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.
|
|
13
|
2
|
Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.
1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.
|
|
17
|
2
|
Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)
3. Россия и мир на рубеже тысячелетий
|
|
1-18
|
8
|
Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов студентов:
-
Периодизация мировой истории и истории России. Дискуссии в литературе.
-
Роль географического и климатического факторов в социально-экономическом развитии России.
-
Россия в войнах ХХ века.
-
Россия в мировом сообществе цивилизаций.
|
|
1-18
|
26
|
Подготовка реферата:
-
Место России в сообществе мировых цивилизаций.
-
Происхождение и развитие городов Древней Руси, их роль в истории.
-
Русь и ее южные соседи в IX-XII веках.
-
Правители Древней Руси и их роль в отечественной истории.
-
Крещение Руси и его историческое значение.
-
Александр Невский и его роль в отечественной истории.
-
Русь и монголы. Дискуссия в литературе.
-
Первые московские князья. Легенды и реальность.
-
Становление единого русского государства.
-
Казачество в XVI-XIX вв.
-
Политические деятели эпохи Ивана Грозного.
-
Исторические персонажи Смутного времени.
-
Первые Романовы: политический портрет.
-
Юридическое оформление крепостного права в России: причины, этапы, значение.
-
Церковный раскол. Возникновение старообрядчества в России.
-
Земские соборы в истории России.
-
Дипломатия Петра I.
-
Эпоха Петра I глазами современников и потомков.
-
Причины, «технология» и последствия дворцовых переворотов.
-
Полководцы Российской империи XVIII – XIX вв.
-
Самозванство на Руси как исторический феномен.
-
М.М. Сперанский: человек и политик.
-
Полководцы Отечественной войны 1812 года.
-
Российские реформаторы второй половины XIX века.
-
Терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX вв.).
-
Либерализм в России: этапы становления и развития, особенности.
-
Народничество в истории освободительного движения.
-
Русский консерватизм: теория и практика.
-
Анархизм в России. М. Бакунин и П. Кропоткин.
-
Большевики и меньшевики: общее и особенное.
-
Государственная Дума России начала XX века.
-
Первая революция в России в современной историографии.
-
Русская армия в первой мировой войне.
-
Аграрная реформа П.А. Столыпина: мифы, дискуссии, реальность.
-
Политические партии России в 1917 г.
-
Учредительное собрание в России: история созыва и роспуска.
-
Октябрьская революции 1917 г. глазами современников.
-
«Белое движение» в России.
-
Казачество Дона в гражданской войне.
-
Новая экономическая политика: сущность и судьба. Оценки в литературе.
-
Большевистская элита и политическая система 1920 – 1930-х годов.
-
Коллективизация и трагедия раскулачивания на Дону и Северном Кавказе.
-
Советско-финская война: причины, последствия.
-
Ростовская область в годы Великой Отечественной войны.
-
Политическая система и общественная атмосфера в послевоенном СССР.
-
Политические портреты руководителей советского правительства 1950 – 1980-х годов.
-
Аграрная политика Н.С. Хрущева: этапы, направления, итоги и уроки.
-
Холодная война: причины, виновники, этапы.
-
Эпоха Л.И. Брежнева: застой или стабильность?
М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин: место в истории.
|
| -
Поделитесь с Вашими друзьями: |