Место дисциплины в структуре образовательной программы



Скачать 11.56 Mb.
страница1/4
Дата19.07.2019
Размер11.56 Mb.
#124966
  1   2   3   4







1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.Б.2 «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу образовательной программы по направлению подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» базовой части.

1.3.Цели и задачи дисциплины

Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)



Формируемые компетенции

Осваиваемые

знания, умения, владения



Код

Наименование




Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-3

Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

Знает:

1. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

2. фактический материал по истории возникновения, становления и развития цивилизации


Умеет:

1. выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

2. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения


Владеет:

1. представлениями о событиях российской и всемирной истории



ОК-4

способностью понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знает:

1. фактический материал, характеризующий социально-экономическое и политическое развитие России и зарубежных стран на всех этапах развития



Умеет:

1. уметь сравнивать и анализировать факты и явления общественной жизни на основе исторического материала



Владеет:

1. основными методами исторической науки

2. навыками устной и письменной речи


ОК-9

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии

Знает:

1. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

2. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней


Умеет:

1. логически мыслить, вести научные дискуссии;

2. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории


Владеет:

1. приемами ведения дискуссии и полемики



ОК-11

способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства

Знает:

1. основные методы и приемы познавательной деятельности



Умеет:

2. получать и преобразовывать информацию в знание



Владеет:

3. методами работы с историческими источниками



    1. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экономика


Философия;

Правоведение;

Методы научных исследований;

Культурология



2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

      Неделя

      Кол. час

      в том числе в интерактивной форме, час.

      Вид занятия, тема и краткое содержание

      Методы

      Реализуемые компетенции










      Лекции







      1-9







      Модуль 1: «Россия и мир в IX- начале XX в.»







      1

      2

      2

      Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.

      1. Предмет, методология и задачи курса «История»

      2. Особенности становления .государственности на Руси

      3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия.



      М, П, Д , ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      3

      2




      Тема 2. Лекция 2.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации

      1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)

      2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.

      3. Россия в период Смуты.

      4. Российское государство и общество в XVII в.


      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      5

      2




      Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации.

      1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра.

      2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

      3. Российская империя в период правления Екатерины II.



      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      7

      2

      2

      Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в.

      1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

      2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России

      3. Общественно-политическое движение в России в XIX в.

      4. Внешняя политика России в XIX в.


      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      9

      2




      Тема 5. Лекция 5. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв.

      1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков.

      2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность.

      3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.

      4. Российская империя в Первой мировой войне.


      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      10-18

      Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.»

      11

      2




      Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг.

      1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России.

      2. НЭП.

      3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.



      4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР.

      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      13

      2

      2

      Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.

      1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.

      2. СССР в годы Второй Мировой войны.

      3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения.



      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      15

      2




      Тема 8. Лекция 8. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг.

      1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева.

      2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.)

      3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки».



      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      17

      2

      2

      Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)

      1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг.

      2. Экономические реформы в России.

      3. Россия и мир на рубеже тысячелетий.



      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11











      Практические занятия

      Лабораторные занятия

      Семинары








      1-9







      Модуль 1: «Россия и мир в IX- начале XX в.»







      2

      4




      Тема 1. Семинар 1-2. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.

      1. Предмет, методология и задачи курса «История»

      2. Особенности становления .государственности на Руси

      3. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и его последствия.



      М, П, Д , ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      4

      4

      2

      Тема 2. Семинар 3-4.Россия в XIV – XVII вв. в контексте развития Европейской цивилизации

      1. Объединение российских земель вокруг Москвы: причины, предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)

      2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.

      3. Россия в период Смуты.

      4. Российское государство и общество в XVII в.


      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      6

      4

      2

      Тема 3. Семинар 5-6. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации.

      1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и деятельности Петра.

      2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

      3. Российская империя в период правления Екатерины II.



      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      8

      4




      Тема 4. Семинар 7-8. Российская империя в XIX в.

      1. Внутренняя политика Александра I и Николая I.

      2. Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг. в России

      3. Общественно-политическое движение в России в XIX в.

      4. Внешняя политика России в XIX в.


      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      10

      4

      2

      Тема 5. Семинар 9-10. Российская империя и мир на рубеже XIX – XX вв.

      1. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России на рубеже веков.

      2. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Российская многопартийность.

      3. Третьиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.

      4. Российская империя в Первой мировой войне.


      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      10-18

      Модуль 2. «Россия и мир в XX - начале XXI в.»

      12

      4

      2

      Тема 6.. Семинар 11-12. СССР в 1917 – 1939 гг.

      1. От Февраля к Октябрю. Гражданская война в России.

      2. НЭП.

      3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.



      4. Форсированное строительство: коллективизация и индустриализация в СССР.

      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      14

      4

      2

      Тема 7. Семинар 13-14. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.

      1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.

      2. СССР в годы Второй Мировой войны.

      3. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения.



      М, П, Д.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      16

      4




      Тема 8. Семинар 15-16. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг.

      1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева.

      2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965 – 1985 гг.)

      3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы «перестройки».



      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


      18

      4

      2

      Тема 9. Семинар 17-18. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)

      1. Демонтаж советской государственности. Политическое развитие России 1992 – 2013 гг.

      2. Экономические реформы в России.

      3. Россия и мир на рубеже тысячелетий.



      М, П, Д, ПБ.

      ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11


    2. Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося

Очная форма обучения

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Форма

отчетности

1

4

Тема 1. Лекция 1. Предмет, методология и задачи курса «История». Особенности становления Российской государственности.

  1. Предмет, методология и задачи курса «История».

  2. Монголо-татарское нашествие.




3

4

Тема 2. Лекция 2. Российское государство в XIV – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации

2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV-XVI вв.






5

2

Тема 3. Лекция 3. Россия в XVIII столетии: попытки модернизации

2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)






7

2

Тема 4. Лекция 4. Российская империя в XIX в.

4. Внешняя политика России в XIX в.






11

4

Тема 6.. Лекция 6. СССР в 1917 – 1939 гг.

3. Политическая борьба 20-30-х гг. Формирование культа личности И.В. Сталина.






13

2

Тема 7. Лекция 7. СССР в годы Второй Мировой войны и послевоенный период.

1. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.






17

2

Тема 9. Лекция 9. Постсоветская Россия (1991 – начало XXI в.)

3. Россия и мир на рубеже тысячелетий






1-18

8

Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов студентов:

  1. Периодизация мировой истории и истории России. Дискуссии в литературе.

  2. Роль географического и климатического факторов в социально-экономическом развитии России.

  3. Россия в войнах ХХ века.

  4. Россия в мировом сообществе цивилизаций.




1-18

26

Подготовка реферата:

  1. Место России в сообществе мировых цивилизаций.

  2. Происхождение и развитие городов Древней Руси, их роль в истории.

  3. Русь и ее южные соседи в IX-XII веках.

  4. Правители Древней Руси и их роль в отечественной истории.

  5. Крещение Руси и его историческое значение.

  6. Александр Невский и его роль в отечественной истории.

  7. Русь и монголы. Дискуссия в литературе.

  8. Первые московские князья. Легенды и реальность.

  9. Становление единого русского государства.

  10. Казачество в XVI-XIX вв.

  11. Политические деятели эпохи Ивана Грозного.

  12. Исторические персонажи Смутного времени.

  13. Первые Романовы: политический портрет.

  14. Юридическое оформление крепостного права в России: причины, этапы, значение.

  15. Церковный раскол. Возникновение старообрядчества в России.

  16. Земские соборы в истории России.

  17. Дипломатия Петра I.

  18. Эпоха Петра I глазами современников и потомков.

  19. Причины, «технология» и последствия дворцовых переворотов.

  20. Полководцы Российской империи XVIII – XIX вв.

  21. Самозванство на Руси как исторический феномен.

  22. М.М. Сперанский: человек и политик.

  23. Полководцы Отечественной войны 1812 года.

  24. Российские реформаторы второй половины XIX века.

  25. Терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX вв.).

  26. Либерализм в России: этапы становления и развития, особенности.

  27. Народничество в истории освободительного движения.

  28. Русский консерватизм: теория и практика.

  29. Анархизм в России. М. Бакунин и П. Кропоткин.

  30. Большевики и меньшевики: общее и особенное.

  31. Государственная Дума России начала XX века.

  32. Первая революция в России в современной историографии.

  33. Русская армия в первой мировой войне.

  34. Аграрная реформа П.А. Столыпина: мифы, дискуссии, реальность.

  35. Политические партии России в 1917 г.

  36. Учредительное собрание в России: история созыва и роспуска.

  37. Октябрьская революции 1917 г. глазами современников.

  38. «Белое движение» в России.

  39. Казачество Дона в гражданской войне.

  40. Новая экономическая политика: сущность и судьба. Оценки в литературе.

  41. Большевистская элита и политическая система 1920 – 1930-х годов.

  42. Коллективизация и трагедия раскулачивания на Дону и Северном Кавказе.

  43. Советско-финская война: причины, последствия.

  44. Ростовская область в годы Великой Отечественной войны.

  45. Политическая система и общественная атмосфера в послевоенном СССР.

  46. Политические портреты руководителей советского правительства 1950 – 1980-х годов.

  47. Аграрная политика Н.С. Хрущева: этапы, направления, итоги и уроки.

  48. Холодная война: причины, виновники, этапы.

  49. Эпоха Л.И. Брежнева: застой или стабильность?

М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин: место в истории.





    1. Скачать 11.56 Mb.

      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница