Методическая разработка учебно-практической конференции «Современные аспекты аллергологии» для специальности «Сестринское дело»



Скачать 429.5 Kb.
страница1/3
Дата28.12.2017
Размер429.5 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ейский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебно-практической конференции
«Современные аспекты аллергологии»

для специальности «Сестринское дело»








Составители:

Куфтерин С.М.,

кандидат медицинских наук, доцент



Куфтерина Т.Р.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

Попова Т.В.,

Преподаватель высшей

квалификационной категории



28 марта 2015

Пояснительная записка

При организации учебного процесса проведение конференции обеспечивает включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. А метод учебного сотрудничества является наиболее эффективным для развития и формирования ключевых компетенций. Формирование у студентов уме­ния самостоятельно пополнять знания, ориентиро­ваться в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества под­готовки специалистов.

На наш взгляд проведение конференции является наиболее эффективной формой внеаудиторной работы студентов, интенсивно стимулирующей их интерес к будущей профессиональной деятельности медицинской сестры.

Учебная конференция обеспечивает педагогическое взаимодействие пре­подавателя и студентов при максимальной самостоятельности, ак­тивности, инициативе последних. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации. В общении и коллективной познавательной дея­тельности формируются установки личности, проясняются ее пози­ции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

Конференция про­водится с несколькими учебными группами второго и третьего курса и направлена на рас­ширение, закрепление и совершенствование знаний по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» и ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делается на всемерное развитие самостоятельности студентов, под­готовку их к самообразованию. Студентам предоставляется возможность самостоятельно добывать новые знания из разных источников; самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности. Преподаватели руководят подготовкой выступлений студентов на конференции, помогают в отборе материала, примеров и фак­тов для доклада, реферата, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.

Проведение конференции «Современные аспекты аллергологии» способствует не только более глубокому усвоению изучаемой учебной дисциплины и

профессионального модуля, но и развитию творческих и интеллектуальных способностей студентов, формированию общих и профессиональных компетенций.

Общие и профессиональные компетенции, формированию которых содействует конференция «Современные аспекты аллергологии»:

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.




СТУДЕНЧЕСКАЯ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АЛЛЕРГОЛОГИИ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ:

  1. Образовательная (освоение компетенций ПК 1.1, 1.2, 2.1):

  • Закрепить, расширить и углубить знания по аллергическим заболеваниям.

  1. Развивающая (освоение компетенций ОК 1, 2, 4, 5, 8, 11):

  • Развивать познавательный интерес к будущей профессиональной деятельности. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Развивать клиническое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, творческую активность студентов,

  • Умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

  1. Воспитательная (освоение компетенций ОК 1, 11):

  • Воспитывать любовь к выбранной профессии.

  • Воспитывать чувство ответственности при работе с пациентами.

  • Воспитать чувство такта при работе с пациентами.


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – аудитория № 20

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 28 марта 2015 года

ВРЕМЯ – 80 мин.
ОСНАЩЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ:

Мультимедийная техника, экран, рекламные проекты по оформлению аудитории, презентации на компакт-диске.



Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • «Анатомия и физиология человека»,

  • «Основы патологии»,

  • «Основы микробиологии и иммунологии».

  • «Генетика человека с основами медицинской генетики»,

  • МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение»,

  • МДК.01.02 «Основы профилактики»,

  • МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела»,

  • МДК.04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала»,

  • МДК.04.03 «Технология оказания медицинских услуг».



ТЕХНОНОКАРТА КОНФЕРЕНИИ




Вид деятельности

Время

1

Организационный момент.

Вступительное слово – сообщение темы, целей и плана конференции.



5 мин

2

«История аллергии» - выступление студента 302 группы Агаджанова Ивана.

10 мин

3

«Классификация аллергических реакций» - выступление

студентки 302 группы Дудкиной Елены.



10 мин

4

«Пищевая аллергия» - выступление студентки 303 группы Кириченко Татьяны.

10 мин

5

«Поллинозы» - выступление студентки 303 группы

Кириченко Илоны.



10 мин

6

«Современные представления о бронхиальной астме» -

выступление студентки 301 группы Мышакиной Виты.



10 мин

7

«Современные представления о лечении аллергозов» -

выступление студентки 301 группы Лигуты Анастасии.



10 мин

8

«Страдания аллергика» - выступление в стихах.

Курень Оксана, студентка 303 группы



5 мин

9

Выступление преподавателя с заключительным словом и награждение участников конференции.

10 мин

10

Всего

80 мин



СЦЕНАРИЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АЛЛЕРГОЛОГИИ»

Ведущий. Добрый день уважаемые преподаватели и студенты!

Сегодня мы проводим учебно-практическую студенческую конференцию «Современные аспекты аллергологии», в ходе которой мы повторим основные аспекты истории развития и профилактики заболеваний, вызванных аллергией.

Цель конференции: систематизировать и расширить знания студентов по основам аллергологии.

XXI век – век аллергии. Этот коварный недуг превращает жизнь больного в испытание, лишая человека возможности наслаждаться ею. И если XX век был веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI по прогнозам Всемирной организации здравоохранения станет веком аллергии. На сегодняшний день аллергией страдают более 20% населения планеты. Данные международной статистики говорят, что за последние двадцать лет заболеваемость аллергией возросла в 3-4 раза, причем болезнь приняла тяжелые, необычные формы. Ухудшающаяся экологическая обстановка, нерациональное питание, стрессы, бесконтрольное использование лекарственных препаратов, малоподвижный образ жизни повышают подверженность организма человека этой болезни. И хотя аллергические болезни известны со времен Древнего Египта, медицина разобралась в природе этого явления только к концу XX столетия, правда, панацеи от нее так и не обнаружила.




Фрагмент фильма

«Планета аллергии»

Что же собой представляет болезнь, которую уже успели окрестить заболеванием XXI века? Более подробно об истории аллергии мы узнаем из доклада студента группы 302 Агаджанова Ивана.



История аллергии
Агаджанов Иван, студент 302 группы.
В организме нет процессов и реакций, ориентированных только на повреждение. Все они носят приспособительный и защитный характер и лишь при определенных условиях или дефектах в них, могут оказывать повреждающий эффект и служить основой развития патологических процессов. В полной мере это относится и к аллергии. Вместе с тем, со времен Клеманса Пирке, который в 1906 ввел термин аллергия, обозначающий иное действие (allos - иной ergon - действие) и до наших дней под аллергией подразумевают только повреждение, приводящее к болезни. Причем, эволюция представлений об аллергии как о повреждающей реакции со временем все более конкретизировалась. Так, например, в 1906 г. К. Пирке давал следующее определение аллергии: "Измененная чувствительность к субстанциям, с которыми организм ранее контактировал".

В 1994 г. А. Д. Адо уже так определял аллергию - "иммунная реакция организма на какие-либо вещества антигенной или гаптенной природы, сопровождающаяся повреждением структуры и функции клеток, тканей и органов".

Отражением этой точки зрения является также классификация ведущих механизмов повреждения тканей при иммунных процессах, предложенная Gell и Coombs в 1969 г.:

I-й тип - реакция гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ)

II-й тип - комплемент зависимые цитотоксические реакции (ревматоидный артрит, миастения, аутоиммунная гемолитическая анемия, СКВ и др.)

III-й тип - иммунокомплексные реакции (диффузный гломерулонефрит, геморрагический васкулит и др.)

IV-й тип - реакции гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ).

В последние годы выделяют еще 5-й тип, который связан с наличием антител к физиологически важным детерминантам клеточной мембраны - рецепторам (ацетилхолиновые рецепторы, бета-адренорецепторы, инсулиновые рецепторы, рецепторы для ТТГ). Реакция этих антител с рецепторами может способствовать либо стимуляции, либо блокаде эффекта этих клеток. Важно отметить, что выделение 5-го типа аллергических реакций ставит под сомнение обязательность повреждения структуры и функции при аллергии. Традиционно из всех вариантов повреждения тканей при иммунных процессах с аллергией связывают I-й и IV-й типы - гиперчувствительность немедленного типа и гиперчувствительность замедленного типа.

Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к повторной сенсибилизации антигенами.

Аллергия возникает на повторное внедрение аллергена.

Аллергены – это антигены, на которые в организме возникает аллергическая реакция. Аллергены могут иметь различное происхождение:

1) бытовыми;

2) лекарственными;

3) животного происхождения;

4) растительными;

5) пищевыми;

6) инфекционными.

В основе аллергии могут лежать гуморальный и клеточный иммунный ответ. По механизмам и клиническим проявлениям выделяют четыре типа аллергии.

1. Анафилактический. Образуются комплексы АГ – АТ, которые фиксируются на различных клетках-мишенях, тучных клетках, базофилах, сенсибилизируя их к соответствующему аллергену. При повторном попадании аллергена в организм происходит выделение медиаторов аллергии.

2. Цитотоксический. При повторной сенсибилизации образующийся комплекс АГ – АТ ведет к цитолизу – гибели собственных клеток.

3. Иммунокомплексный. При повторном введении антигена избыток комплекса АГ – АТ приводит к мощной активизации комплемента.

4. Клеточный. В его основе преобладает клеточный иммунный ответ. За развитие реакции ответственны Т-киллеры. Развивается гиперчувствительность замедленного типа. Лежит в основе инфекционной аллергии.

Инфекционный аллерген – слабый аллерген, состояние аллергии развивается только в его присутствии.


Инфекционная аллергия развивается:

1) при хронической форме дизентерии, гонореи, туберкулезе, в третичном периоде сифилиса; при этом образуются гуммы – опухолеподобные разрастания лимфоидной ткани;

2) при особо опасных инфекциях: чуме, сибирской язве, туляремии, бруцеллезе;

3) при глубоких микозах;

4) в период реконвалесценции при тифопаратифозных заболеваниях.


Ведущий

После того как ученые разобрались, что считать аллергией, наступил черед выяснения механизма болезни. Как казалось бы , безвредная пыльца или шерсть могут вызвать аллергическую реакцию? Ученые нашли ответ и на этот вопрос.

Виновницей аллергии была официально призвана иммунная система, которая имеется у каждого человека и отвечает за постоянство состава организма, защиту от инфекций и других чужеродных веществ.

Современные представления о различных формах аллергических реакций, которые лежат в основе развития различных клинических проявлений аллергических заболеваний, нам представит студентка 302 группы Дудкина Елена.



Классификация аллергических реакций

Дудкина Елена, студентка 302 группы
Среди многочисленных классификаций аллергических реакций, возникновение которых было связано с многообразием проявлений аллергии у человека и животных, наибольшее распространение получила классификация, предложенная Cooke в 1930 году, согласно которой все аллергические реакции разделяются на две группы: реакции немедленного и реакции замедленного типа. В основу классификации положено время проявления реакции после повторного контакта с аллергеном.

Реакции немедленного типа развиваются через 15-20 мин, замедленного — через 24-48 ч. К реакциям немедленного типа относятся анафилактический шок, атопическая форма бронхиальной астмы, поллинозы, ангионевротический отек, аллергическая крапивница, сывороточная болезнь, острый гломерулонефрит, ревматоидный артрит, феномен Овери и др.

Реакции замедленного типа: аллергический контактный дерматит, инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы, реакция отторжения трансплантата, поствакцинальный энцефаломиелит, тиреоидит Хашимото. Гиперчувствительность замедленного типа возникает при туберкулезе, бруциллезе, сифилисе, грибковых заболеваниях, протозойных инфекциях и др.

Понятие об аллергических реакциях немедленного и замедленного типа, возникшее в клинике, не отражает всего разнообразия проявлений и механизмов развития аллергии.

В иммунологической стадии выделяют немедленный и замедленный типы аллергической реакции. При аллергической реакции немедленного типа иммуноглобулины гуморальных антител распространяются по организму, выходят в ткани и секреты и при повторном введении антигена сразу же встречаются с ним и немедленно вовлекаются в реакцию антиген — антитело.

При выработке преимущественно Т-лимфоцитов развивается аллергическая реакция замедленного, или клеточного типа. В этом случае при повторном поступлении антигена в ткани выходят иммунные Т-лимфоциты, вызывая замедленную аллергическую реакцию. Признаки ее появляются в течение нескольких часов и усиливаются на протяжении первых двух суток.

Аллергическая реакция может вырабатываться одновременно против многих антигенов со стороны В-лимфоцитов (гуморальные антитела) и Т-

лимфоцитов. Такая аллергическая реакция имеет смешанный характер. Аллергическую реакцию можно вызвать на 4-5-й день.

В настоящее время широкое распространение получила классификация, предложенная П.Джелл, Р.Кумбс в 1969 году, основанная на патогенетическом принципе. Согласно этой классификации в зависимости от механизма иммунной реакции выделяют четыре основных типа аллергических реакций.

Первый тип — реагиновый (анафилактический, рис. 4.1) — связан с образованием антител с высокой клеточной активностью. Примерами таких реакций могут быть атопическая бронхиальная астма, анафилактический шок, поллиноз, отек Квинке и др.

Второй тип — цитотоксический — связан с образованием антител против антигенов, являющихся первичными (непосредственными) или вторичными (адсорбированными) компонентами мембран клеток-мишеней. Например, при аутоиммунной гемолитической анемии антигеном является структурный элемент мембраны эритроцитов, а при аллергическом лекарственном агранулоцитозе антигеном является гаптен, адсорбированный на поверхности полиморфно-ядерного лейкоцита.

Третий тип — иммунокомплексный — связан с образованием иммунных комплексов в жидких средах. В отличие от первых двух типов реакция антиген — антитело протекает независимо от связывания антигена или антител на клетках. Решающее значение для ее развития имеет активация комплементаПримерами иммунокомплексных реакций могут служить сывороточная болезнь, местные реакции по типу феномена Артюса, экзогенный аллергический альвеолит, гломерулонефрит и др.

Четвертый тип — клеточно-опосредованный — связан с образованием сенсибилизирующих лимфоцитов (Т-эффекторов). При специфическом взаимодействии сенсибилизированных лимфоцитов с антигеном происходит активация Т-лимфоцитов и выделение ими целого ряда медиаторов, называемых лимфокинами. К реакциям четвертого типа относятся аллергический контактный дерматит, отторжение трансплантанта, аллергические явления при инфекционных и паразитарных заболеваниях и некоторые формы аутоиммунных заболеваний.

Ведущий

Пищевая аллергия характеризуется повышенной чувствительностью организма к пищевым продуктам и развитием клинических симптомов непереносимости пищи. По данным отечественных и зарубежных исследователей, распространенность пищевой аллергии колеблется в широких пределах: от 0,01 до 50%.


Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте.

Как избежать пищевой аллергии у детей и взрослых, мы узнаем из выступления студентки 303 группы Кириченко Татьяны.








Пищевая аллергия

Кириченко Татьяна, студентка 303 группы
Пищевая аллергия – это непереносимость пищевых продуктов в виде различных состояний, связанных с ферментопатиями, генетическими заболеваниями. Пищевой аллергией страдают 10% взрослых и до 40% детей.

  1. Ведущую роль играет сенсибилизация к коровьему молоку. Аллергические реакции развиваются после перевода ребенка на искусственное вскармливание молочными смесями или после введения докорма и прикорма в виде каш на коровьем молоке.

  2. На 2-ом месте – яйцо.

  3. Рыба.

  4. Цитрусовые.

  5. Мука, горох.

  6. Мясо, овощи, шоколад, орехи.

В развитии пищевой аллергии огромное значение имеет наследственная предрасположенность по аллергии и заболеваниям ЖКТ у родителей. Формированию пищевой аллергии способствует употребление высокосенсибилизированных и лекарственных препаратов во время беременности.

Аллергические реакции у детей чаще всего развиваются после перевода ребенка на искусственное вскармливание молочными смесями или после введения докорма и прикорма в виде каш на коровьем молоке. Нерациональное лечение пищевой аллергии в детском возрасте приводит к непереносимости пищевых продуктов у взрослых.



Риск развития аллергии у детей

Семейный анамнез

Риск развития аллергии

у детей


Отсутствие аллергии у родителей

10% - 20%

Аллергия у одного из родителей

20% - 40%

Аллергия у брата или сестры

30%

Аллергия у двух родителей

40% - 60%

Аллергия у двух родителей с одинаковыми проявлениями

75%



Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Методические указания по учебной дисциплине «Информатика» для специальности 270101 Архитектура
2015 -> Методическая разработка на проведение урока по пм 03. Мдк. 03. 02. «Технологические процессы ремонтного производства»
2015 -> 2. Комплект контрольно-оценочных средств
2015 -> Программа Эффективная адаптация студентов первого курса Канск 2015 г. Разработчик
2015 -> Учёт поступления основных средств
2015 -> Занятие №1 «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»
2015 -> Методические указания к выполнению курсового проекта «Разработка фирменного стиля»
2015 -> Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница