Методическая разработка урока на тему:" Устройство аккумуляторной батареи" по учебной дисциплине



Скачать 39.15 Kb.
Дата19.07.2019
Размер39.15 Kb.
#123274
ТипМетодическая разработка

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курсавский региональный колледж «Интеграл»

Методическая разработка

урока

на тему:“ Устройство аккумуляторной батареи”

по учебной дисциплине “Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории “В” как объектов управления”

с. Курсавка


2017 год

Методическая разработка предназначена для организации проведения уроков в рамках реализации дисциплины технологического профиля при подготовке специалистов “Водитель транспортных средств категории В”.

Организация – разработчик: ГБПОУ "Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Разработчики: Колесников Б.А., преподаватель ГБПОУ КРК "Интеграл";

Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл»

Протокол № от .

Председатель методсовета ____________ М.А.Уманская

357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79



kurs_integrall@mail.ru
Пояснительная записка

Целью методической разработки урока по теме “Устройство аккумуляторной батареи” учебной дисциплины «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категорииВ» является формирование теоретических и практических знаний и умений у обучающихся по устройству, принципу действия, характеристикам и неисправностям аккумуляторных батарей.

Изучение нового материала предусматривает: ознакомление с устройством автомобильных аккумуляторных батарей, принципом их действия, основными техническими характеристиками, правилами эксплуатации. Задача лекционного занятия дать четкое представление по устройству и принципу действия автомобильных аккумуляторных батарей с использованием достижений науки и техники в осуществлении перехода к массовому использованию высокоэффективных систем и технологических процессов, ЭВМ. В результате изучения темы учебной дисциплины обучающийся должны знать:

- назначение и классификацию автомобильных аккумуляторных батарей;

- устройство, принцип действия аккумуляторных батарей;

- основные технические характеристики аккумуляторных батарей;

- неисправности и методы их устранения.

Изложение программного материала должно проводиться на основании последних достижений науки и техники в форме, доступной обучающимся (тематическая лекция) с использованием технических средств обучения, разнообразных наглядных пособий, плакатов, схем, действующих макетов, демонстрационных стендов.



Методика организации и проведения урока

Урок : Устройство аккумуляторной батареи”

по учебной дисциплине “Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории “В” как объектов управления”

проводится в кабинете, оснащенном компьютером и проектором.

Продолжительность урока 45 минут.

Форма организации обучения: фронтально-групповая,

Предварительная подготовка со стороны преподавателя включает в себя следующее: подбор материала для проведения всех этапов урока (тестовые задания, презентационный материал), определение критериев оценки, оформление кабинета

Урок состоит из следующих этапов:


  1. Этап индивидуального контроля

  2. Этап целеполагания и постановки проблемы

  3. Этап изложения нового материала

  4. Этап первичного закрепления

  5. Демонстрация презентационного материала

  6. Закрепление знаний

В заключительной части подводятся итоги урока

План урока

Тема урока: Устройство аккумуляторной батареи

Цель урока: овладение основами знаний и умений по устройству и правилам эксплуатации аккумуляторных батарей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания теоретического материала по теме: «Устройство аккумуляторной батареи»;

• сформировать знания различных источников постоянного тока;

• повторить и закрепить теоретический материала по электротехнике;

• применить знания, полученных на занятии для решения ситуационных задач, в быту.

• внедрить в учебный процесс мультимедийных проектов через творческую внеаудиторную работу обучающихся.



Развивающие:

  • развивать навыки практической самостоятельной работы; логику мышления;

  • способствовать развитию познавательной активности и творческих способностей у обучающихся с применением информационно- коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;

  • способствовать совершенствованию профессиональной грамотности учащихся, критического мышления, умения сравнивать, анализировать путём решения ситуационных задач по определению неисправностей;

  • развитие памяти путём повторения алгоритмов выполнения манипуляций

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию заинтересованности дисциплиной, стремлению получить новые знания самостоятельно, прививать трудолюбие.

• стремиться к воспитанию профессионально важных личностных качеств у обучающихся: аккуратности, гуманности, взаимопомощи, ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Методические: совершенствовать методику проведения лекционного занятия с использованием информационных технологий.

Здоровьесберегающие: создать благоприятный психологический климат.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

ТСО и оборудование: аудиовизуальный комплекс, макеты АКБ.



Методы обучения на данном уроке и методические приемы:

МО - объяснительно - иллюстративный; репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый; исследовательский

МП - словесные: рассказ, беседа;

- ответы на фронтальный опрос.

- решение ситуационных задач с анализом, определением проблем неисправностей АКБ

- создание иллюстрированных презентаций лекционного материала, поиск интересных фактов по теме.



Межпредметные связи: физика, «Устройство автомобилей».

- Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

- Назначение и классификацию автомобильных аккумуляторных батарей.

- Устройство, принцип действия аккумуляторных батарей.

- Основные технические характеристики аккумуляторных батарей.

- Неисправности и методы их устранения.



Обучающиеся должны уметь:

-определять из-за чего происходит падение напряжения;

-выявлять основные неисправности АКБ;

-приготавливать электролит.



Обучающиеся должны знать:

-основные технические характеристики аккумуляторной батареи;

-что такое емкость АКБ;

-что такое электролит;

-из чего состоит активная масса;

-что такое сепаратор;



Время проведения урока – 1 академический час

Методическое обеспечение: план занятия, плакаты, схемы по теме «Устройство аккумуляторной батареи».

Ход урока:

1.Вводная часть- 5 мин.

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности учащихся к уроку

1.3 Определение цели и задач урока



2.Основная часть -30 мин

Актуализация опорных знаний

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Что такое электрический ток, в каких единицах он измеряется?

Что называется напряжением, в каких единицах оно измеряется?

Что такое изолятор и проводник?;

Изложение нового материала


Проблемная лекция. (приложение 1)

-Устройство аккумуляторной батареи основные

-Технические характеристики (приложение 2)

-Контроль исходного уровня знаний (приложение 3)



Заключительная часть -5 мин

Подведение итогов.



Приложение 1

Затруднен или не возможен пуск двигателя в зимнее время. На щитке приборов горит сигнальная лампочка “Батарея разряжена”



Причины разрядки АКБ.

1. Невнимательность водителя

При выключенном двигателе остались включенными на длительный срок энергопотребляющие приборы: ближний свет, габаритные огни, обогрев стекол и зеркал, обогрев сидений, освещение салона, бардачка или багажника и т.д.



2. Неисправность привода генератора

В обязательном порядке оценивают напряжения ремня привода, так как его проскальзывание ведет к уменьшению мощности генератора и быстрой разрядке аккумулятора автомобиля. Подтягивают, если при нажатии пальцем на ремень наблюдается провисание больше чем на 15 мм.



3. Неисправность генератора

На холостом ходу, при включенном ближнем свете и вентиляторе отопления салона, исправный генератор выдает напряжение 13,9-14,3 В. Отклонение напряжения свидетельствует о неисправности генератора: сломался регулятор, произошел обрыв роторной обмотки, сгорел диодный мост, сломались предохранители в монтажном блоке, истерлись щетки генератора, сгнила обмотка стартера.



4. Утечки в сети электропитания автомобиля

При исправном электрооборудовании, токи утечки не должны превышать 10мА. Такие утечки не оказывают вредного влияния при стоянке автомобиля до 3-х месяцев. Большие токи утечки возникают при неквалифицированном подключении электрооборудования: сигнализации, магнитолы, радиостанции и т.д. Следите за тем, чтобы проводка автомобиля была в порядке, изоляция проводов не должна иметь повреждений, а все контакты и соединения крепко зафиксированы.



5. Чрезмерная нагрузка на бортовую сеть

Использование приборов энергопотребления дополнительного характера, которые не предусматривались заводом изготовителем автомобиля: дополнительное световое оборудование, энергоемкие лампы ближнего и дальнего света, мощная аудио аппаратура и т.д.



6. Несвоевременное обслуживание АКБ

Важно всегда следить за контактами аккумулятора, они должны быть хорошо прикручены, провода не должны болтаться, а клеммы должны быть чистыми. В том случае если клеммы покрыты окисью, то хорошо бы очистить их наждачкой. Отсоедините контакты от минуса и плюса аккумуляторной батареи, очистите клеммы мелкозернистым образивом. Поверхность батареи так же должна быть чистой от окиси, при необходимости протрите ее ветошью.



7. Короткие поездки. Работа двигателя на низких оборотах

Если вы часто совершаете поездки на короткие расстояния, и в основном по городу в пробках, то аккумулятор попросту не успевает заряжаться. Помните, многие автомобильные генераторы устроены таким образом, что они начинают давать заряд аккумулятору, только когда обороты двигателя достигнут полутора тысяч. Естественно, чем больше у вас включено мощных электроприборов: обогрев заднего стекла, зарядка телефона, музыка, усилитель и т.д., тем меньшее напряжение получает ваш аккумулятор.

Приложение2

Автомобильная аккумуляторная батарея предназначена для электроснабжения стартера при пуске двигателя внутреннего сгорания и других потребителей электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности. Работая параллельно с генераторной установкой, батарея устраняет перегрузки генератора и возможные перенапряжения в системе электрооборудования в случае нарушения регулировки или при выходе из строя регулятора напряжения, сглаживает пульсации напряжения генератора, а также обеспечивает питание всех потребителей в случае отказа генератора и возможность дальнейшего движения автомобиля за счет резервной емкости. Наиболее мощным потребителем энергии аккумуляторной батареи является электростартер. В зависимости от мощности стартера и условий пуска двигателя сила тока стартерного режима разряда может достигать нескольких сотен и даже тысяч ампер. Сила тока стартерного режима разряда резко возрастает при эксплуатации автомобилей в зимний период (пуск холодного двигателя). Батарея на автомобиле входит в состав не только системы электростартерного пуска, но и других систем электрического и электронного оборудования. После разряда на пуск двигателя и питание других потребителей батарея подзаряжается от генераторной установки. Частое чередование режимов разряда и заряда (циклирование) — одна из характерных особенностей работы батарей на автомобилях. При большом разнообразии выпускаемых моделей автомобилей и климатических условий их эксплуатации, в массовом производстве батарей наряду с определением оптимальных экономических параметров должное внимание уделяется их унификации, повышению надежности и сроков службы. Надежность и срок службы аккумуляторных батарей находятся в прямой зависимости от технического уровня их конструкций и условий работы на автомобиле. Различные типы стартерных аккумуляторных батарей имеют свои конструктивные особенности, однако в их устройстве много общего. По конструктивно-функциональному признаку выделяют батареи: обычной конструкции — в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками; батареи в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой; батареи необслуживаемые — с общей крышкой, не требующие ухода в эксплуатации. Свинцовый аккумулятор как обратимый химический источник тока состоит из блока разноименных электродов, помещенных в сосуд, заполненный электролитом. Стартерная батарея в зависимости от требуемого напряжения содержит несколько последовательно соединенных аккумуляторов. В стартерных батареях собранные в полублоки и положительные и отрицательные электроды (пластины) аккумуляторов размещены в отдельных ячейках моноблока (корпуса). Разнополярные электроды в блоках разделены сепараторами. Батареи обычной конструкции выполнены в моноблоке с ячеечными крышками. Заливочные отверстия в крышках закрыты пробками. Межэлементные перемычки расположены над крышками. В качестве токоотводов предусмотрены полюсные выводы. Кроме того, в батарее может быть размещен предохранительный щиток. В конструкции батареи предусматривают и дополнительные крепежные детали. Электроды в виде пластин намазного типа имеют решетки, ячейки которых заполнены активными веществами. В полностью заряженном свинцовом аккумуляторе диоксид свинца положительного электрода имеет темно-коричневый цвет, а губчатый свинец отрицательного электрода — серый цвет. Решетки электродов выполняют функции подвода тока к активному веществу и механического удержания активного вещества. Решетки электродов имеют рамку, вертикальные ребра и горизонтальные жилки, ушки и по две опорные ножки (кроме решеток отрицательных электродов необслуживаемых батарей). Ребра могут быть и наклонными.

Профиль ребер и жилок обеспечивает легкое извлечение решетки из литейной формы. Горизонтальные жилки по толщине обычно меньше вертикальных ребер и располагаются в шахматном порядке. Рамка, как правило, намного массивнее жилок. Освинцованная сетка металлической решетки с увеличенной поверхностью имеет лучшее сцепление с активным веществом электрода, уменьшая действие коррозии и увеличивая срок службы батареи. Решетка электрода должна обеспечивать равномерное распределение тока по всей массе активных материалов, поэтому имеет форму, близкую к квадратной. Толщина решеток электродов выбирается в зависимости от режимов работы и установленного срока службы аккумуляторной батареи. Решетки отрицательных электродов имеют меньшую толщину, так как они в меньшей степени подвержены деформации и коррозии. Масса решетки составляет до 50 % массы электрода. Решетки электродов изготавливают методом литья из сплава свинца и сурьмы с содержанием сурьмы от 4 до 5 % и добавлением мышьяка (0,1-0,2 %). Сурьма увеличивает стойкость решетки против коррозии, повышает ее твердость, улучшает текучесть сплава при отливке решеток, снижает окисление решеток при хранении. Добавка мышьяка снижает коррозию решеток. Однако сурьма оказывает каталитическое воздействие на электролиз воды, содержащейся в электролите, снижая потенциалы разложения воды на водород и кислород до рабочих напряжений генераторной установки. Наличие сурьмы в решетках положительных пластин приводит в процессе эксплуатации батареи к переносу части сурьмы на поверхность активной массы отрицательных пластин и в электролит, что сказывается на повышении потенциала отрицательной пластины и понижении электродвижущей силы (ЭДС) в процессе эксплуатации. При постоянном напряжении генератора понижение ЭДС батареи приводит к повышению зарядного тока, расходу воды и обильному газовыделению. Ячейки решеток электродов заполнены пористым активным веществом (пастой). Основой пасты электродов является свинцовый порошок, замешиваемый в водном растворе серной кислоты, с целью увеличения прочности активного вещества в пасту для положительных электродов добавляют полипропиленовое волокно. Уплотнение активного вещества отрицательных электродов в процессе эксплуатации предотвращается благодаря добавлению в пасту расширителей (сажа, дубитель БНФ, гумматы, получаемые из торфа и т. д.) в смеси с сернокислым барием. Тестообразная паста при производстве аккумуляторной батареи внедряется в решетки электродов. После намазки, прессования и сушки электроды подвергают электрохимической обработке (формированию). Пористая структура активного вещества после формирования электродов обеспечивает лучшее проникновение электролита в глубинные слои и повышает коэффициент использования активных материалов. Активная поверхность пористого вещества (поверхность, непосредственно контактирующая с электролитом) в сотни раз превышает геометрическую поверхность электрода. Электроды в блоках разделены сепараторами. Сепараторы предотвращают короткое замыкание между разнополярными электродами, обеспечивают необходимый для высокой ионной проводимости запас электролита в межэлектродном пространстве и предотвращают возможность переноса электролита от одного электрода к другому. Кроме того, сепараторы фиксируют зазор между электродами и исключают вероятность их сдвига при тряске и вибрации.

Приложение3

Закрепление материала5 мин.

-Перечислить основные детали АКБ.

-Что такое электролит и как он приготавливается?

-Из чего состоит активная масса.

-Что такое сепаратор и для чего он устанавливается?

-Какая рабочая плотность электролита?

-В чем причина уменьшения плотности электролита?

-Как расшифровать марку АКБ 6Ст 65Э?

-В чем причина снижения емкости АКБ?

- Правила постановки АКБ на хранение.

-Как проверяется плотность электролит?

-Какой процесс происходит при разрядкеАКБ?

-Какой процесс происходит при зарядкеАКБ?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей. М., Транспорт, 1989 г.

  2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей.- М. За рулем, 2012.

3. Ютт В.Е. "Электрооборудование автомобилей" - М: Транспорт. 2015 - 304 с.

4. Тимофеев Р.Л., Ильин А.М. "Электрооборудование автомобилей" - М: Транспорт. 2013 - 255 с.

5. Ильин Н.М., Тимофеев Ю.Л., Васняев В.Я. Электрооборудование автомобилей. - М., Транспорт,2013 -262 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов С.В., Боровских Ю.И., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей.- М. Машиностроение, 2014 -273 с.

2. Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Л. Лабораторный практикум по электрооборудованию автомобилей- М. Транспорт, 2012 - 256 с.

3. Банников С.П. Электрооборудование автомобилей - М. Транспорт, 2016 -246 с.



4. НИИАТ Техническая эксплуатация электрооборудования автомобилей в автотранспортных предприятиях .- М. Транспорт, 2016-148 с.
Каталог: files -> main -> documents -> 2017
2017 -> Литература по дисциплине; Конспект лекций по дисциплине
2017 -> Методическая разработка практического занятия для преподавателей.
2017 -> Министерство здравоохранения рд
2017 -> Исследовательская работа уровень образования: базовый Специальность: сестринское дело Квалификация: медицинская сестра
2017 -> Методическая разработка студенческой научно-теоретической конференции «нарушения сердечного ритма»
2017 -> «Разработка информационного сайта для компании ООО
2017 -> Курс лекций по учебной дисциплине «обж», раздел «Основы медицинских знаний. Первая помощь»

Скачать 39.15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница