Методические разработки для студентов стоматологического факультета Занятие №1



страница1/8
Дата28.11.2017
Размер1.79 Mb.
ТипМетодические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8

Учебно-методические разработки для студентов стоматологического факультета

Занятие №1

Тема: Структура психиатрической помощи. Методы обследования психически больных. Методы лечения в психиатрии. Правовые основы оказания психиатрической помощи.


Информация для студента

Организация психиатрической помощи. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Психиатрический стационар. Принципы устройства, органи­зация надзора и ухода. Показания к госпитализации психически больных, порядок помещения больного в стационар. Условия и порядок недобровольной госпитализации. Социально-опасное и суицидальное поведение душевнобольных. Первая и неотлож­ная помощь больному с психическими нарушениями. Особен­ности транспортировки психически больного, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения. Правила удержания больного. Современные методы купирования возбуждения.

Амбулаторная психиатрическая помощь. Диспансерное на­блюдение при различных психических заболеваниях, его зада­чи. Условия постановки больного на учет. Проблема патронажа. Преемственность стационарной и амбулаторной помощи. Структура психоневрологического диспансера, организация ра­боты кабинета участкового психиатра в сельских районах. За­дачи участкового психиатра. Значение поддерживающей те­рапии при различных психических заболеваниях. Методы реадаптации и реабилитации психически больных, лечебно-трудовые мастерские. Организация работы дневного стациона­ра. Роль врача обшей практики в раннем выявлении психически больных и оказании им медицинской помощи.

Вопросы трудовой, судебной и военной экспертизы. Времен­ная и стойкая нетрудоспособность при психических заболева­ниях. Условия установления инвалидности, организация работы специализированной.

МСЭК, порядок направления и освидетельствования. Клиниче­ские критерии определения степени снижения трудоспособности (групп инвалидности). Трудоустройство психически больных, использование остаточной трудоспособности, обучение новой специальности. Опека, показания для наложения опеки. Ответст­венность душевнобольных за совершение противоправных дей­ствий. Критерии вменяемости и невменяемости. Организация су­дебной экспертизы. Проведение военной психиатрической экс­пертизы, основные положения приказа Министра обороны Рос­сии о годности к несению военной службы.

Психогигиена и психопрофилактика

Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Основные этапы формирования нормальной психики человека. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрас­тные периоды (парапубертатный, препубертатный, пубертатный, климактерический), геронтопсихиатрия. Роды как фактор риска возникновения психических заболеваний. Профессиональные группы риска.

Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилак­тики. Основные организационные формы психогигиены и психо­профилактики. Роль медико-генетических, семейных, психологи­ческих консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний, расстройств и деком­пенсаций психического здоровья. Принципы проведения санитарно-просветительной работы. Ответственность врача обшей практики за поддержание психического здоровья и душевного равновесия больных в процессе лечения соматических заболева­ний, проблема ятрогений.

Де­тально рассматриваются основные положения закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", особенно выделяется принцип добровольности обращения граждан за психиатрической помощью. Уделяется внимание порядку недобровольной госпитализации психически больных в стационар. На занятии разбирается структурная организация основных подразделений оказы­вающих психиатрическую помощь населению РФ и их конкретные задачи, основное внимание уделяется по­ниманию студентами понятия добровольности и недобровольности освидетель­ствования и госпитализации граждан врачом-психиатром; по­водов к освиде­тельствованию, основных причин госпитализации психически больных.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Организация психоневрологических учреждений в РФ.

  2. Организация ЛПМ и лечебно-трудовых цехов при промышленных предпри­ятиях.

  3. Рациональная организация психиатрической помощи и антипсихиатрия.

Контрольные вопросы:

  1. Основное звено в организации психиатрической помощи населению?

  2. Критерии определения необходимости помещения больных в психиатриче­ские учрежде­ния стационарного типа?

  3. Принципы добровольного и недобровольного освидетельствования и госпи­тализации психически больных?

  4. Права больных помещаемых в психиатрические учреждения стационарного типа?

  5. Основные методы обследования психически больных?

  6. Какой метод обследования психически больных является основным?


Рекомендуемая литература:

  1. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психи­атрии/ Под редакцией Т.Б. Дмитриевой. ― М.,"Спарк",1997.

  2. Закон РФ" О психиатрической по­мощи населению и гарантиях прав граж­дан при ее ока­зании" 1992г.

  3. Кабанов М.М./Реабилитация психически больных/Л.,1985.

  4. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф./ Основы психиатрии/ Ростов-на-дону, "Феникс", 1997, 448с.

  5. Евтушенко В.Я. «Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в вопросах и ответах» Москва, 2009 год, 302 стр.

  6. Яхин К.К., Акберов Б.И. «Руководство по превичной медико-санитарной помощи», раздел «Психические болезни», 2006 г., стр. 1033-1105


Тесты:

Недобровольное освидетельствование и госпитализация в психиатрический стационар допускаются в отношении лиц:

а) с любым психическим расстройством.

б) непосредственно опасных для себя и окружающих

в) находящихся в беспомощном состоянии

г) недееспособных

2) К основным методам диагностики в психиатрии относятся:

а) сбор анамнеза

б) изучение психического статуса

в) рентгенография

г) изучение ликвора

3) Врач психиатр обязан согласовывать все свои действия принимая решения по больному с:

а) главным врачом

б) зав. отделением

в) ни с кем

г) опекуном больного

д) родственниками больного

4) Если больной при госпитализации не дает письменного согласия, то окончательное решение принимается:

а) судом

б) судом присяжных

в) районным прокурором

г) министром здравоохранения

5) Судебное заседание, рассматривающее вопрос о правомерности недобровольной госпитализации должно состояться не позднее:

а) месяца с момента госпитализации

б) 24 часов с момента госпитализации

в) 42 часов с момента госпитализации

г) 72 часов с момента госпитализации

6) К параклиническим методам обследования в психиатрии относятся:

а) эксперементально-психологический

б) ЭЭГ


в) исследование глазного дна

г) лабораторный

д) все вышеперечисленное

Ситуационные задачи

Задача 1.

Сотрудниками линейного отдела милиции задержан на территории при­легающей к железнодорожному вокзалу гражданин, который пытался бросится под поезд. В отделении милиции он рассказал, что "не должен жить, виноват перед людьми в связи с тем, что под влиянием сатаны насылает на людей порчу". Считает, что непроизвольно распространяет вокруг себя сигналы, после которых в течение суток умирают люди. Рыдая, говорит о том, что "больше так не может и должен уйти из жизни". Сотрудники милиции пригласили на кон­сультацию врача-психиатра. Гражданин от консультации врача категорически отказывается. Врач-психиатр сообщил, что для проведения недобровольного психиатрического освидетельствования ему необходимо получить санкцию су­дьи.

Правильна ли тактика врача?

Задача 2.

В районе отсутствует врач-психиатр. Его функции выполняет врач-нев­ропатолог. К нему обратились родственники гражданина, у которого, с их слов, можно предположить алкогольный психоз. Осмотрев больного, врач выстав­ляет диагноз: алкогольный психоз, назначает лечение, после которого психоз купируется. Через год данный гражданин обращается в Центральную районную больницу для прохождения медицинской комиссии с целью получения разре­шения на вождение автомобиля. Врач отказывает ему, ссылаясь на перенесен­ный год назад алкогольный психоз.

Обоснованы ли действия врача?

Задача 3.

Руководитель предприятия, выступая ответчиком в гражданском судеб­ном процессе по трудовому конфликту, обратился с письменным запросом к главному врачу психиатрического учреждения о том, не состоит ли истец по данному судебному процессу на учете у психиатра, т. к. у него возникли со­мнения в психической полноценности истца. Главный врач дал ответ, что граж­данин состоит на учете, не указав при этом диагноз психического заболевания.

Правомочны ли действия главного врача?
Занятие № 2
Тема: Расстройства восприятия. Нарушение мышления.
Информация для студента:

Понятие восприятия и представления. Нарушения воспри­ятии: агнозия, иллюзии, галлюцинации, расстройства сен­сорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии и их психопатологическое значение, условия возникновения у здоровых людей и при психических забо­леваниях. Парэйдолические иллюзии.

Классификация галлюцинаций: по ведущему анализатору (слуховые, зрительные, тактильные и др.). по условиям возник­новения (гипнагогические, гипнопомпические, рефлекторные, психогенные и прочие), по степени сложности (элементарные, простые, сложные, сценоподобные). Варианты вербальных гал­люцинаций (комментирующие, императивные). Истинные гал­люцинации и псевдогаллюцинации (В.Х.Кандинский). Объ­ективные признаки галлюцинаций.

Во время микрокурации и разбора больных особое внимание уделяется симптомам патологии восприятия спо­собным послужить причиной их агрес­сивных и социально-опасных действий, и как следствие стать причиной недоб­ровольной госпитализации, а также симптомах нарушения интеллекта и памяти способствующих инвалидизации лиц с психическими расстройствами.

Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстрой­ства):

микропсия, макропсия, метаморфопия, ксантопсия, эритропсия, нарушение схемы тела.

Дереализация и деперсонализация. Диагностическое значение каждого из симптомов. Особенно­сти нарушения восприятия при различных психических заболе­ваниях. Сравнительно-возрастной анализ различных форм рас­стройств восприятия. Социально-опасное поведение при рас­стройствах восприятия.

Галлюцинации — расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.

К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики. Подобно иллюзиям, галлюцинации подразделяются по органам чувств. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение).

Все галлюцинации, независимо от того, относятся ли они к зрительным, слуховым или другим обманам чувств, делятся на истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой (“голос” звучит из-за реальной стены; “черт”, помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т. д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Истинные галлюцинации иногда воспринимаются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие предметы и явления.

Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове (“голос” звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами и т. д.);

Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, напоминают представления, но отличаются от них, как подчеркивал еще сам В. Кандинский, следующими особенностями:

1)независимостью от воли человека; 2)навязчивостью, насильственностью;


3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.

б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;

в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенное, наведенности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского—Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что “видение” им “сделали с помощью особых аппаратов”, “голоса наводят прямо в голову транзисторами”.

Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (акоазмы). Словесные (вербальные) галлюцинации могут быть самыми разнообразными по содержанию: от так называемых окликов (больной “слышит” голос, называющий его имя или фамилию) до целых фраз или даже длинных речей, произносимых одним или несколькими голосами.

Наиболее опасны для состояния больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Ввиду того что подобные “приказы” являются следствием патологии психической деятельности галлюцинирующего человека, больные с такого рода болезненными переживаниями могут быть очень опасны как для себя, так и для окружающих, а потому нуждаются в особом надзоре и уходе.

Галлюцинации угрожающие также очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже — в адрес близких ему людей: его “хотят зарезать”, “повесить”, “выбросить с балкона” и т. д.

К слуховым галлюцинациям относятся также комментирующие, когда больной “слышит речи” обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

Антагонистические (контрастирующие) галлюцинации выражаются в том, что больной слышит две группы “голосов” или два “голоса” (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом (“Давайте сейчас с ними расправимся”. — “Нет, подождем, он не такой уж плохой”; “Нечего ждать, давай топор”. — “Не трогай, он свой в доску”).

Зрительные галлюцинации могут быть либо элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени — так называемые фотопсии), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц (зоопсии), предметы или иногда части тела человека и т. д. Подчас это могут быть целые сцены, панорамы, например поле боя, ад со множеством бегающих, кривляющихся, дерущихся чертей (панорамические, киноподобные). “Видения” могут быть обычных размеров, в виде очень мелких людей, животных, предметов и т. д. (лилипутские галлюцинации) или в виде очень больших, даже гигантских (макроскопические, гулливерские галлюцинации). В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ (галлюцинации двойника, или аутоскопические).

Иногда больной что-то “видит” позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации).

Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, тления, яда, пищи), реже — совсем незнакомый запах, еще реже — запах чего-то приятного. Нередко больные с обонятельными галлюцинациями отказываются от еды, так как уверены, что “в пищу им подсыпают ядовитые вещества” или “кормят гнилым человеческим мясом”.

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода (термические галлюцинации), в ощущении хватания (гаптические галлюцинации), появления на теле какой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному может казаться, будто его кусают, щекочут, царапают.

Висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей (“в животе лягушка сидит”, “в мочевом пузыре головастики расплодились”, “в сердце клин вбит”).

Гипнагогические галлюцинации — зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах (их название происходит от греч. hypnos — сон), что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множественными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими (“у меня в глазах какой-то калейдоскоп”, “у меня теперь собственный телевизор”). Больной видит какие-то рожи, гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие, чудовищ, причудливые растения. Значительно реже такое галлюцинирование может возникать во время другого переходного состояния — при пробуждении. Подобные галлюцинации, также возникающие при закрытых глазах, носят название гипнопомпических.

Оба этих вида галлюцинаций нередко бывают одними из первых предвестников белой горячки или какого-то другого интоксикационного психоза.

Функциональные галлюцинации — те, что возникают на фоне реального раздражителя, действующего на органы чувств, и только в течение его действия. Классический пример, описанный В. А. Гиляровским: больная, как только из крана начинает литься вода, слышала слова: “Иди домой, Наденька”. При закручивании крана исчезали и слуховые галлюцинации. Так же могут возникать зрительные, тактильные и другие галлюцинации. От истинных галлюцинаций функциональные отличаются наличием реального раздражителя, хотя и имеют совершенно иное содержание, а от иллюзий — тем, что воспринимаются параллельно с реальным раздражителем (он не трансформируется в какие-то “голоса”, “видения” и т.д.).

Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинаторные обманы чувств можно внушить во время сеанса гипноза, когда человек будет чувствовать, например, запах розы, сбрасывать с себя “обвивающую” его веревку. При известной готовности к галлюцинированию возможно появление галлюцинаций и тогда, когда спонтанно эти обманы чувств уже не появляются (например, если человек только что перенес делирий, особенно алкогольный). Симптом Липмана — вызывание зрительных галлюцинаций легким нажатием на глазные яблоки больного, иногда к надавливанию следует добавить и соответствующее внушение. Симптом чистого листа (симптом Рейхардта) заключается в том, что больному предлагается очень внимательно рассматривать чистый лист белой бумаги и рассказывать, что он там видит. При симптоме Ашаффенбурга больному предлагают поговорить по выключенному телефону; таким образом проверяется готовность к возникновению слуховых галлюцинаций. При проверке последних двух симптомов также можно прибегнуть к внушению, сказав, допустим: “Посмотрите, какого вы мнения об этом рисунке?”, “Как вам нравится эта собака?”, “Что вам сообщает по телефону этот женский голос?”

Изредка внушенные галлюцинации (как правило, зрительные) могут иметь и индуцированный характер: здоровый, но внушаемый, с истерическими чертами характера человек может вслед за больным “увидеть” черта, ангелов, какие-то летающие предметы и т. д. Еще реже индуцированные галлюцинации могут возникнуть у нескольких людей, но обычно на очень короткое время и без той четкости, образности, яркости, как это бывает у больных.

Галлюцинации — симптом болезненного расстройства (хотя иногда и кратковременного, например, под действием психотомиметических средств). Но иногда, как уже отмечалось, довольно редко, они могут возникать и у здоровых (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха.

Галлюцинации при этом чаще элементарные (вспышки света, зигзаги, разноцветные пятна, шум листвы, падающей воды и т.д.), но могут быть и в виде ярких, образных слуховых или зрительных обманов восприятии.

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) — наплыв обильных галлюцинаций (вербальных, зрительных, тактильных) на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1—2 нед (острый галлюциноз) до нескольких лет (хронический галлюциноз). Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями. Галлюцинозы наблюдаются при алкоголизме, шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга, в том числе сифилитической этиологии.

Важно помочь пациенту повысить его контроль над голосами, таким-образом делая ситуацию потенциально наиболее благоприятной. Для достижения большей ясности относительно функции голосов важное значение имеют следующие вопросы:



Обстоятельства

  • Когда и при каких обстоятельствах впервые появились голоса?

  • Изменились ли голоса по сравнению с первым разом? Если да, то что изменилось?

  • Появляются ли голоса в определенное время?

  • Появляются ли они в определенных местах?

  • Появляются ли они, когда пациент находится в определенной компании?

  • Появляются ли они при определенной деятельности?

  • Появляются ли они, когда пациент в определенном настроении?

Отличительные особенности

  • Устанавливают ли сами голоса свою личность?

  • Это голоса людей или духов?

  • Это голоса мужские или женские?

  • Это голоса знакомых или незнакомых людей?

Внутренняя организация

  • Сколько всего голосов?

  • Знают ли голоса о существовании друг друга?

  • Формируются ли голоса в организованную систему?

  • Появились ли все голоса одновременно или есть более новые?

  • Все ли голоса одинаково развиты как люди или духи?

Контроль

  • Воспринимает ли пациент голоса как появляющиеся изнутри него или снаружи?

  • Зависим ли пациент от голосов?

  • Может ли пациент вызывать голоса по выбору?

  • Чувствует ли он появление голосов? Если да, то что происходит?

  • Может ли он разговаривать с голосами?

  • Подчиняются ли они его просьбе (требованию) молчать?

  • Может ли он отключиться от голосов?

  • Захватывают ли голоса иногда весь разум?

  • Чувствительны ли они к аргументам пациента?

  • Может ли пациент отказаться от их требований?

Основное содержание

  • Воспринимает ли пациент голоса в общем как положительные или как отрицательные?

  • Все голоса имеют одинаковое эмоциональное значение или разное?

  • Есть ли у голосов особая цель?

  • Высказываются голоса ясно или в неопределенных выражениях?

  • Предостерегают ли голоса от определенных действий?

  • Побуждают ли голоса пациента к определенным действиям; если да, то имеют ли эти действия особый характер?


Роль

  • Знают ли голоса что-то, чего пациент не знает?

  • Могут ли голоса делать что-то, чего пациент делать не может?

  • Может ли пациент делать что-то, чего голоса делать не могут?

  • Знает ли пациент нечто, чего голоса не знают?

  • Что изменилось в жизни пациента с появлением голосов?

  • Что изменилось бы в жизни пациента, если бы голоса исчезли?

На основании ответов на эти вопросы мы пытаемся распознать характер голосов, исследовать их функцию и значение для жизни пациента.

Клиническое интервью по теме расстройство восприятия.

Все ли у вас в порядке? Есть ли у Вас какие-либо жалобы?

Беспокоят ли вас что-либо в последнее время?

Слуховые.

Иногда люди мне рассказывали, что они могут слышать шумы или голоса внутри своей головы, которые другие люди не слышат, а как вы? Некоторые люди могут слышать голоса, когда никто с ними не разговаривает. Такое случается с Вами?

-Сколько голосов Вы слышите, один или более одного?

-Эти голоса такие же громкие, как и мой голос?

-Что голоса обычно говорят?

-Просят ли голоса сделать Вас что-либо?

-Вы чувствуете, что должны подчиняться голосам?

-Как много голосов вы слышите?

-Это голоса знакомых вам людей или незнакомых?

-Это голоса женские или мужские?

-На каком языке они с Вами разговаривают, Вы их понимаете?

-Это голоса тихие или громкие?

-Что обычно Вам говорят голоса?

-Вы можете не слышать голоса, если, например, заткнули уши?

Слышали ли Вы когда-нибудь голос внутри себя, когда находитесь в одиночестве?

- Это только Ваши мысли или Вы ясно и отчетливо слышите какой-то голос, звук, шум, свист?

Голоса Вас чаще хвалят или ругают?

Как - по вашему, откуда берутся голоса? Они вас беспокоят?


Зрительные

Можете ли Вы видеть то, чего не видят другие?

Были ли у вас переживания, которые можно назвать видениями?

- Вы видите их внутри себя или снаружи от вас?

-Вы можете указать место, где вы их видите?

-Этот образ яркий или бесцветный?

Когда ваши глаза закрыты, вы тоже можете видеть эти образы?

В какое время суток вы видите чаще эти образы?



  • Что Вы видите?

Вкусовые


Бывает ли у Вас чувство, что Вы ощущаете какой- либо вкус в то время, как ничего нет у вас во рту?

Какой вкус Вы чувствуете?

Чувствуете ли вы, что пища изменила свой вкус?

Ощущаете ли вы какой-нибудь вкус во рту вне приема пищи?

Какой, по вашему мнению, имеет вкус обычная пища?

Обонятельные


Временами чувствуете ли Вы запахи в местах, где этих запахов быть не должно, например, запах гари, испорченной пищи, запах подвала или другие сильные запахи?

Откуда по - Вашему может идти этот запах?


Тактильные


  • Испытывали ли Вы странные ощущения в Вашем теле?

  • Испытывали ли Вы неприятные чувства покалывания, пощипывания или чувство электрического покалывания на вашей коже?

  • Не кажется ли Вам, что части Вашего тела изменились в размерах или переместились?

Бывают ли у вас ощущения, что по вашему телу кто-то ползает?

Ощущаете ли вы прикосновение, ползание, поглаживание на своем теле, когда рядом с вами никого нет?

Знакомы ли Вам странные физические ощущения?

-Временами чувствуете ли Вы неприятные покалывания или электрические разряды на вашей коже?


На занятии подробно рассматриваются основные формы нарушения ас­социативного процесса (по форме, темпу, содержанию и т.п). Обращается вни­мание на клиническое и прогностическое отличие бредовых и сверхценных идей. Ассоциации, понятия, суждения, умозаключения как основ­ные элементы мышления. Формирование наглядно-действенного, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления в процессе развития человека. Речь как важнейшее выражение процессов мышления. Дефекты развития речи, письма, чтения у детей в различные периоды. Систематика син­дромов речевых расстройств (заикание и логоклония, дизарт­рия, дислалия, олигофазия, афазия, логорея и др.), их влияние на развитие индивидуума. Развитие воображения и патология фантазий у детей.

Расстройства ассоциативного процесса. Ускорение и замед­ление мышления, патологическая обстоятельность, речевые стереотипии (персеверации и вербигерации), резонерство и ме­тафизическая (философическая) интоксикация, разорванность и бессвязность (инкогеррентность). Аутистическое, символиче­ское и паралогическое мышление, феномен соскальзывания.

Расстройства суждений и умозаключений: бред, навязчиво­сти, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии, примитивные суждения.

Определение и основные варианты бреда: по фабуле (вариан­ты бреда преследования, величия, депрессивный бред), первич­ный и вторичный бред, систематизированный бред, чувствен­ный бред и бред толкования (интерпретативный), бред малого размаха (бытовых отношений) и мегаломанический. Симптомы свидетельствующие об остроте и длительности существования бреда.

Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, пара-френный. Синдром психического автоматизма Кандинского -Клерамбо. Понятие идеаторных, сенсорных и моторных (кине­стетических) автоматизмов. Симптом открытости, ментизм и шперрунг как примеры идеаторных автоматизмов. Динамика бредовых синдромов, особенности синдрома Кандинского -Клерамбо на различных этапах его формирования. Синдром Котара. Бред инсценировки, метаморфозы (синдром Капгра).

Навязчивые состояния: навязчивые мысли (обсессии), страхи (фобии), действия (компульсии), ритуалы, контрастные навяз­чивости. Ипохондрический синдром. Синдромы дисморфома-нии и дисморфофобии.

Диагностическое значение патологии мышления. Особенно­сти нарушения мышления при различных психических заболе­ваниях. Сравнительно-возрастные особенности расстройств ас­социативного процесса, бреда, сверхценных идей и навязчивостей. Социально-опасное поведение лиц с нарушениями мышления. Расстройства мышления обычно распознают­ся по речи и письму. О них может также свиде­тельствовать неспособность пациента справить­ся с определенными заданиями (так, при выполнении одного из психологических тестов на выявление расстройств мышления требуется рассортировать предметы по категориям).

Термин «расстройство мышления» может ис­пользоваться в широком смысле для обозначе­ния четырех отдельных групп явлений. Первая из них охватывает специфические виды патологического мышления — бред и навязчи­вые идеи. Вторая группа, или группа расстройств течения мыслей, включает в себя нарушения, свя­занные с ощущением количества мыслей и ско­рости их течения. К третьей группе, т.е. к фор­мальным расстройствам мышления, относят нарушения нормальной связи между мыслями. Расстройства ощущения владения собственными мыслями (четвертая группа) заключаются в не­обычном нарушении естественной убежденности человека в том, что его мысли принадлежат ему.

Расстройства течения мыслей.

При расстройствах течения мыслей и коли­чество мыслей, и скорость их течения изменяют­ся. При одной крайности наблюдается напор (поток) мыслей, когда идеи возникают в необычай­ном разнообразии и изобилии и быстро проно­сятся в уме. Другая крайность проявляется в бед­ности мышления, когда у больного всего несколько мыслей, которым недостает разнооб­разия и богатства и течение которых представ­ляется замедленным. Ощущение напора мыслей возникает при мании, ощущение бедности мыш­ления — при депрессивных расстройствах, а так­же иногда при шизофрении.

Течение мыслей может внезапно прерваться. Это ощущается больным как пробел (провал) в потоке мыслей, а у наблюдателя создается впе­чатление внезапного обрыва речевого потока. В незначительной степени такое явление отмечает­ся достаточно часто, особенно у людей в состо­янии усталости или тревоги. Однако обрыв мыс­лей — наиболее резко выраженная, внезапная и полная остановка их течения — решительно ука­зывает на шизофрению.

Поскольку обрыв мыслей имеет такое важное значение при постановке диагноза, необходимо, чтобы он был документально зафиксирован только в том случае, если нет никаких сомнений в его наличии. Неопытные врачи часто ошибоч­но расценивают внезапное прекращение беседы как обрыв мыслей. Но ведь подобная остановка речевого потока может быть вызвана различны­ми причинами: допустим, пациента отвлекла ка­кая-то другая мысль либо посторонний звук, или же у него возник кратковременный провал в те­чении мыслей, что вполне естественно для уста­лых или встревоженных людей. Обрыв мыслей можно считать установленным только тогда, когда остановки речи внезапные, отчетливые и повторяющиеся, а больной описывает испыты­ваемое при этом ощущение как внезапную и пол­ную пустоту в голове. Вероятность диагноза ши­зофрении увеличивается, если пациент интерпретирует свое ощущение необычным об­разом, например утверждает, что мысли извле­чены из его головы с помощью машины, управ­ляемой преследователем.


Формальные расстройства мышления

Формальные расстройства мышления можно разделить на три подгруппы: скачка идей, персе­верация и разрыхление ассоциаций. Каждая из них относится к специфической форме психичес­кого расстройства, так что очень важно их раз­личать, но ни в одной из трех подгрупп эта связь не является настолько сильной, чтобы считать ее диагностически значимой.

При скачке идей мысли и речь больного быс­тро переходят от одной темы к другой, так что ни одна мысль не достигает завершения, прежде чем возникает другая. Несмотря на стремительную смену тем, речь пациента можно понять, так как связи между мыслями нормальны, — момент, который отличает эту форму расстройства мыш­ления от разрыхления ассоциаций (см. далее). Однако на практике часто бывает трудно про­вести такое разграничение, особенно когда боль­ной быстро говорит. Поэтому может оказаться полезным записать на магнитофон образец речи и прослушать его несколько раз. Характерными чертами скачки идей являются: сохранение обычной логической последовательности мыс­лей, использование слов с похожим звучанием (звуковые ассоциации) или одного и того же сло­ва в его разных значениях (игра слов, каламбур), рифмование и реакция на отвлекающие реплики в непосредственном окружении. Скачка идей — характерный признак мании.

Персеверация — это настойчивое неоправ­данное повторение одних и тех же мыслей. Дан­ное расстройство выявляется путем изучения ре­чи или действии пациента. Так, больной, которому задают ряд простых вопросов, пра­вильно отвечает на первый из них, но при пос­ледующих вопросах вновь воспроизводит тот же ответ, хотя уже явно невпопад. Персеверация проявляется при слабоумии (деменции) и в неко­торых других случаях.

Разрыхление ассоциаций указывает на нару­шение структуры мышления. Врач, проводя обследование больного, у которого наблюдается данный вид расстройства, обнаруживает, что речь больного алогична, бессистемна и непосле­довательна, причем ее невозможно упорядочить в ходе дальнейшей беседы. Описано несколько характерных признаков такого беспорядочного мышления (см. далее), но в итоге обычно обра­щает на себя внимание именно отсутствие общей ясности. Такой тип беспорядочного мышления отличается от мышления людей, находящихся в состоянии тревоги, либо лиц со сниженным ин­теллектом. Речь встревоженного человека станет более связной, если его успокоить, а человек с пониженными умственными способностями смо­жет более ясно выражать свои мысли, если уп­ростить задаваемые ему вопросы. Если же у боль­ного наблюдается ослабление ассоциаций, то у проводящего опрос создается впечатление, что чем больше он старается внести ясность в мысли пациента, тем меньше понимает последнего.

Наиболее часто ослабление ассоциаций встречается при шизофрении.

Ослабление ассоциаций может выражаться в нескольких формах.

Соскальзывание («ход шахматного коня», или «схождение с рельсов») подразумевает немо­тивированный переход от одной темы к другой — либо между предложениями, либо посредине начатой и резко обрываемой фразы — при от­сутствии логической связи между темами и без признаков форм ассоциаций, отмеченных при описании скачки идей. При крайней степени вы­раженности такой патологии разрушаются не только связи между предложениями и фразами, но также и сама грамматическая структура речи. Это явление называется словесной окрошкой. Термин вербигерация относится к виду стереоти­пии, при котором звуки, слова или фразы бес­смысленно повторяются.

Одно из следствий разрыхления ассоциаций, проявляющееся в речи пациента, а именно в том, что он как будто все время приближается к сути вопроса, но так никогда и не достигает ее, — иногда называют мимоговореннем. Неоднократно предпринимались попытки разработать психологические тесты для выявле­ния разрыхления ассоциаций, но особенно полез­ных для клинициста результатов получить не удалось. Попытки применить тесты для диагнос­тики шизофрении также не увенчались успехом.

Кроме уже рассмотренных случаев наруше­ния связи между мыслями, нелогичность мышле­ния может возникнуть вследствие расширения понятий, т.е. объединения в одну категорию предметов или явлений, которые обычно не счи­таются тесно связанными между собой.

Неологизмы. Хотя неологизм не является формальным рас­стройством мышления, в соответствии с устояв­шейся традицией это явление все же рассматри­вается здесь. При такой патологии речи больной использует им самим выдуманные слова и пост­роенные на их основе фразы, чаще всего для опи­сания своих болезненных ощущений. Неологиз­мы следует отличать от неправильного произношения, ошибочного использования не­которых слов малообразованными людьми, от диалектизмов, непонятных для неспециалиста технических терминов и «домашних словечек», которые придумывают в некоторых семьях для собственной забавы. Врач, ведущий опрос, дол­жен всегда записывать подобные слова и выяс­нять у больного, что он под ними подразумевает.

Бред

Бред — это стойкое убеждение, возникшее на патологической почве, не поддающееся воздейс­твию разумных доводов или доказательств про­тивного и не являющееся внушенным мнением, которое могло быть усвоено человеком в резуль­тате соответствующего воспитания, полученно­го образования, влияния традиций и культурно­го окружения.



Приведенное определение нацелено на то, чтобы отделить бред, свидетельствующий о пси­хическом расстройстве, от других типов стойких убеждений, которые могут встречаться у здоро­вых людей. Обычно (но не всегда) бред является ложным убеждением.

Критерием бреда служит то, что он стойко держится на неадекватном основании, т.е. это убеждение не представляет собой результата нормальных процессов логического мышления. Сила убежденности при этом такова, что ее не могут поколебать даже неопровержимые, каза­лось бы, доказательства противного. Например, больной с бредовой идеей о том, что в соседнем доме затаились его преследователи, не откажется от этого мнения и тогда, когда собственными глазами увидит, что дом пуст; вопреки всему он сохранит свое убеждение, предположив, напри­мер, что преследователи покинули здание перед тем, как оно было обследовано. Следует отме­тить, однако, что и нормальные люди с идеями небредового характера иногда остаются так же глухи к доводам рассудка, пример тому — единые верования у людей с общими религиозными


или этническими корнями. Так, человек, воспи­танный в традициях веры в спиритуализм, вряд ли изменит свои убеждения под влиянием веских доказательств противного, убедительных для всякого, чье мировоззрение не связано с подоб­ными верованиями.

Хотя обычно, как уже отмечалось, бредовая идея — это ложное убеждение, при исключитель­ных обстоятельствах оно может оказаться истин­ным или стать таковым впоследствии. Класси­ческим примером является патологическая ревность. У мужчины может развиться бред ревности к своей жене при отсутствии ка­ких-либо обоснованных доказательств ее невер­ности. Даже если жена действительно неверна в это время, убеждение все же является бредовым, если для него нет разумных оснований. Момент, который следует подчеркнуть, заключается в том, что не ложность убеждения определяет его бредовый характер, а природа психических про­цессов, которые привели к этому убеждению. Между тем известно, что в клинической практике камнем преткновения является тенденция счи­тать убеждение ложным только потому, что оно кажется странным, вместо того чтобы проверить факты или выяснить, как больной пришел к та­кому мнению. Например, невероятные, казалось бы, истории о преследовании соседями или о по­пытках супруги отравить пациента подчас име­ют под собой реальную почву, и в итоге может быть установлено, что соответствующие выводы представляют собой результат нормальных про­цессов логического мышления и что они факти­чески справедливы.

В определении бреда подчеркивается, что ха­рактерный признак бредовой идеи — ее устой­чивость. Однако убежденность может и не быть столь твердой до того (или после того), как бред полностью сформируется. Порой бредовые идеи возникают в уме человека уже полностью сфор­мированными, причем больной с самого начала абсолютно убежден в их истинности, в других же случаях они развиваются более постепенно. По­добным образом, выздоравливая, больной мо­жет пройти стадию возрастающего сомнения от­носительно своих бредовых идей, прежде чем окончательно отбросить их как ложные. Для обозначения этого явления иногда применяется термин частичный бред, как, например. Целесообразно ис­пользовать данный термин только в случае, если известно, что либо частичному бреду предшест­вовал полный бред, либо он впоследствии раз­вился в полный бред (ретроспективный подход). Частичный бред может обнаруживаться на ран­них стадиях шизофрении. Однако при выявлении этого симптома не стоит только на этом основа­нии делать определенные выводы относительно диагноза. Следует провести тщательное обследо­вание для обнаружения других признаков психи­ческого заболевания.

Несмотря на то, что больной может быть все­цело уверен в истинности бредовой идеи, это убеждение не обязательно влияет на все его чув­ства и действия. Подобное отделение убеждения от чувств и действий, известное как двойная ори­ентация, наиболее часто встречается у хроничес­ких шизофреников. Такой пациент, например, верит, что он член королевской семьи, но при этом спокойно живет в доме для выписанных из стационара психически больных.

Необходимо отличать бред от сверхценных идей. Сверхценная идея — это изолированное, всепоглощающее убеждение иной природы, чем бред и обсессии; оно порой в течение многих лет доминирует в жизни больного и может влиять на его действия. Корни убеждения, занимающего мысли больного, можно понять, анализируя под­робности его жизни. Например, человек, чьи мать и сестра одна за другой умерли от рака, может поддаться убеждению, что рак заразен. Хотя провести разграничение между бредом и сверхценной идеей не всегда легко, на практике это редко приводит к серьезным проблемам, так как диагноз психического заболевания зависит от большего, чем наличие или отсутствие како­го-либо одного симптома.

Существует много типов бреда, которые бу­дут описаны ниже.

Первичный, вторичный и индуцированный бред

Первичный, или аутохтонный, бред — это бред, возникающий внезапно с полным убежде­нием в истинности его содержания, но без каких-либо приведших к нему психических событий. Например, у больного шизофренией может вдруг возникнуть полное убеждение в том, что у него меняется пол, хотя прежде он никогда ни о чем подобном не помышлял и этому не предшество­вали ни идеи, ни события, которые могли бы подтолкнуть к такому заключению каким-либо логически объяснимым образом. Убеждение внезапно возникает в уме, полностью сформи­рованное и в абсолютно убедительной форме. Предположительно оно представляет собой не­посредственное выражение патологического процесса, являющегося причиной психического заболевания, — первичный симптом. Не все первичные бредовые состояния начинаются с идеи; бредовое настроение или бредовое вос­приятие также могут возникнуть вне­запно и без каких-либо объясняющих их пред­шествующих событий. Конечно, пациенту трудно вспомнить точную последовательность таких необычных, зачастую мучительных психи­ческих явлений, и поэтому не всегда удается с полной достоверностью установить, какое из них является первичным. Неопытные врачи обычно чересчур легко ставят диагноз первичного бреда, не уделяя должного внимания исследованию предшествующих событий. Первичному бреду придается огромное значение при диагностике шизофрении, и очень важно не регистрировать его, пока не будет полной уверенности в его на­личии.

Вторичный бред можно расценивать как про­изводное какого-либо предшествующего пато­логического переживания. Подобный эффект способны вызывать переживания нескольких ти­пов, в частности галлюцинации (например, боль­ной, слышащий голоса, на этом основании при­ходит к убеждению, что его преследуют), настроение (человек в глубокой депрессии может поверить в то, что люди считают его ничтожес­твом); в некоторых случаях бред развивается как следствие предшествующей бредовой идеи: нап­ример, человек с бредом обнищания может бо­яться, что из-за потери денег его отправят в тюрь­му, поскольку он не сумеет уплатить долги. Похоже, что в некоторых случаях вторичный бред выполняет интегрирующую функцию, де­лая первоначальные ощущения более понятны­ми для больного, как в первом из приведенных примеров. Подчас, однако, он как будто оказы­вает противоположное действие, усиливая ощу­щение преследования или неудачи, как в третьем примере. Накопление вторичных бредовых идей может оказаться причиной образования запутан­ной бредовой системы, в которой каждую идею можно расценить как вытекающую из предыду­щей. Когда формируется сложный набор взаи­мосвязанных идей такого рода, его иногда опре­деляют как систематизированный бред.

При определенных обстоятельствах возника­ет индуцированный бред. Как правило, окружа­ющие считают бредовые идеи больного ложны­ми и спорят с ним, пытаясь скорректировать их. Но случается, что человек, который живет вместе с больным, начинает разделять его бредовые убеждения. Данное состояние известно как инду­цированный бред, или помешательство вдвоем . Пока пара остается вместе, бредо­вые убеждения второго лица так же сильны, как у партнера, однако они, как правило, быстро редуцируются, когда пара разлучается.

Таблица - Описание бреда

1. По стойкости (степени убежденности): полный частичный

2. По характеру возникновения: первичный вторичный

3. Другие бредовые состояния: бредовое настроение бредовое восприятие ретроспективный бред (бредовая память)

4. По содержанию:

персекуторный (параноидный)

отношения

величия (экспансивный)

виновности и малоценности

нигилистический

ипохондрический

религиозный

ревности

сексуальный или любовный

бред контроля

бред в отношении владения

собственными мыслями

бред передачи (трансляции, радиовещания) мыслей

5. По другим признакам:

индуцированный бред.

Бредовые настроение, восприятие и воспоминания (ретроспективный бред)

Как правило, когда у больного впервые раз­вивается бред, у него также возникает определен­ная эмоциональная реакция, и он по-новому вос­принимает окружающее. Например, человек, верящий в то, что группа людей собирается его убить, вероятно, почувствует страх. Естественно, что в таком состоянии он может истолковать замеченное в автомобильном зеркале заднего ви­да отражение машины как доказательство того, что за ним следят.

В большинстве случаев сначала возникает бред, а потом уже присоединяются остальные компоненты. Иногда наблюдается обратный порядок: вна­чале изменяется настроение — часто это выра­жается в появлении чувства тревоги, сопровож­дающегося дурным предчувствием (кажется, будто вот-вот случится нечто ужасное), —а затем следует бред. По-немецки такая перемена в настроении обычно переводится как бредовое настроение. Последний термин нельзя признать удовлетворительным, потому что на самом деле речь идет о настрое­нии, из которого возникает бред. В некоторых случаях происшедшее изменение проявляется в том, что знакомые объекты вос­приятия вдруг, без всякой причины, предстают перед больным как бы несущими новый смысл. Например, непривычное расположение предме­тов на письменном столе коллеги может быть интерпретировано как признак того, что боль­ной избран Богом для какой-то особой миссии. Описанное явление называют бредовым воспри­ятием; данный термин также неудачен, посколь­ку ненормально не восприятие, а ложное значе­ние, которое придается нормальному объекту восприятия. Несмотря на то, что оба термина далеко не соответствуют предъявляемым требованиям, об­щепринятой альтернативы им нет, поэтому к ним приходится прибегать, если необходимо как-то обозначить определенное состояние. Однако, как правило, лучше просто описать то, что ис­пытывает больной, и зарегистрировать порядок, в котором происходили изменения идей, аффекта и интерпретации ощущений.

При соответствующем расстройстве больной видит знакомого человека, но считает, что того подменили самозванцем, который является точ­ной копией настоящего. Иногда этот симптом обозначают термином иллюзия двойника, но это, конечно, бред, а не иллюзия. Симптом может держаться так дол­го и упорно, что описан даже синдром—синдром Капгра — в котором этот симптом является основным характерным признаком . Встречается и противоположная по харак­теру ошибочная интерпретация переживания, когда пациент признает наличие различной внешности у нескольких людей, но считает, что за всеми этими лицами скрывается один и тот же загримированный преследователь. Такая пато­логия носит название бреда Фреголи .

Некоторые бредовые идеи относятся скорее к прошлым, чем к настоящим событиям; в этом случае говорят о бредовых воспоминаниях (рет­роспективном бреде). Например, пациент, убеж­денный в существовании заговора с целью его отравления, может приписать новое значение воспоминанию об эпизоде, когда у него была рвота после еды задолго до того, как возникла бредовая система.
Тестовый контроль по теме расстройство восприятия.

1. Сенестопатия характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) разнообразных, крайне мучительных, тягостных ощущений в различных частях тела

б) необычности, вычурности ощущений

в) отсутствия констатируемых соматическими методами исследований причин

г) частых сочетаний с ипохондрическими расстройствами

д) восприятия искажения формы и величины своего тела

2. Для галлюцинаций характерно все перечисленное, кроме:

а) восприятия существующего

б) возникновения существующего без реального объекта

в) наличия непроизвольно возникающих представлений, проецируемых во вне

г) характера проекции, неотличимой от реальных объектов

д) обязательности нарушения сознания

3. Истинным галлюцинациям свойственно:

а) непроизвольное возникновение представлений

б) проецирование их вовне

в) яркость, неотличимость от реальных предметов

г) все перечисленное

д) ничего из перечисленного

4. Истинные галлюцинации различаются по анализаторам на следующие виды, кроме:

а) зрительных

б) слуховых

в) обонятельных

г) вкусовых

д) экстракампинных

5. Истинные зрительные галлюцинации могут быть следующими, кроме:

а) бесформенных, с неотчетливой или очерченной формой

б) с величиной ведений натуральной, уменьшенной, увеличенной

в) бесцветных, цветных

г) подвижных или неподвижных

д) все правильно

6. Слуховые истинные галлюцинации делятся по всем перечисленным признакам,

кроме:

а) сложности (элементарные - акоазмы, и более сложные)



б) интенсивности

в) содержания (безразличные, угрожающие, императивные и т.д.)

г) продолжительности (непрерывные и эпизодические)

д) сходства с естественными звуками

7. Гипнагогические галлюцинации проявляются в виде видений:

а) непроизвольно возникающих перед засыпанием

б) возникающих при закрытых глазах

в) возникающих на темном поле зрения

г) всех перечисленных

д) ни одного из перечисленных

8. Аффективные иллюзии характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) приобретения характера сделанности

б) искаженного восприятия, связанного с необычным эмоциональным состоянием

в) возникновения при патологических изменениях аффекта

г) возникновения при страхе, тревоге

д) усиления к вечеру

9. Педункулярный галлюциноз характеризуется:

а) наличием движущихся микроскопических зрительных галлюцинаций

б) отсутствием страха у больных, отсутствием тягостных ощущений

в) возникновением чаще в вечернее время

г) возникновением чаще при поражениях среднего мозга, ножек мозга

д) всем перечисленным

10. Для псевдогаллюцинаций характерно все, кроме:

а) лишения конкретности, реальности

б) наличия признаков нарушения сознания

в) безжизненности, беззвучности, бестелесности

г) интрапроекции внутри организма

д) наличия характера сделанности

11. Зрительные псевдогаллюцинации характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) характера сделанности

б) наличия вызываемых, показываемых видений, картин

в) возникновения при нарушениях сознания

г) бесформенности или отчетливости формы

д) простоты или сценоподобности

12. Слуховые псевдогаллюцинации определяются всем перечисленным, кроме:

а) возникновения «внутренних», «сделанных», «мысленных» голосов

б) звучания мыслей

в) громких мыслей

г) содержания брани, упреков, предсказаний, приказов

д) ощущения, что языком больного произносят слова, фразы

13. Иллюзии характеризуются:

а) ложным, ошибочным восприятием вещей или явлений

б) сливанием отражения реального объекта с болезненным представлением

в) разделением на аффективные, вербальные, пареидолические

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного

14. Пареидолические иллюзии характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) возникновения без существенных изменений аффекта

б) возникновения при снижении тонуса психической деятельности

в) возникновения при оглушении

г) наличия образного и фантастического содержания

д) восприятия вместо трещин на стене фантастических картин и т.д.

15. Функциональные галлюцинации характеризуются:

а) появлением при существовании реального внешнего раздражения

б) существованием с внешним раздражением, не сливаясь с ним

в) исчезновением с прекращением действия раздражителей

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного



Тестовый контроль по теме расстройство мышления.

1. Галлюцинаторно-параноидный синдром характеризуется:

а) сочетанием бреда преследования, воздействия

б) психическими автоматизмами и псевдогаллюцинациями

в) разнообразностью по содержанию (от идеи колдовства и гипноза до самых современных методов преследования)

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного

2. Идеаторные (ассоциативные) автоматизмы проявляются всем перечисленным,

кроме:

а) мнимого воздействия на процессы мышления и другие формы психической деятельности



б) ментизма, симптома открытости, звучания мыслей

в) сделанных неприятными ощущения

г) отнятия мыслей, сделанных мыслей, разматывания воспоминаний

д) сделанных настроением, сделанных чувствами

3. Сенестопатические (сенсорные) автоматизмы проявляются всем перечисленным,

кроме:


а) крайне неприятных ощущений, возникающих в результате мнимого воздействия посторонних сил

б) разнообразного характера сделанных ощущений

в) сделанного настроения, сделанного чувства

г) чувства сделанного жара или холода, болезненных ощущений в различных частях тела

д) необычности, вычурности ощущений

4. Кинестетические (моторные) автоматизмы проявляются всем перечисленным,

кроме:

а) убеждения, что движения производятся помимо воли, под влиянием извне



б) убеждения, что действиями руководят, двигают их конечностями

в) отнятия мыслей, разматывания воспоминаний

г) проявления ощущения неподвижности, оцепенения

д) речедвигательных автоматизмов


5. Острый галлюцинаторно-параноидный синдром характеризуется всем перечисленным,

кроме:


а) большой чувствительности бредовых расстройств

б) отсутствия тенденции к систематизации бредовых расстройств

в) выраженности всех форм психических автоматизмов

г) нарушений памяти

д) аффекта страха, тревоги, растерянности, преходящих кататонических расстройств

6. Хронический галлюцинаторно-параноидный синдром характеризуется:

а) склонностью к систематизации бредовых расстройств

б) частым возникновением на высоте развития явлений бредовой деперсонализации

в) отсутствием растерянности, яркости аффекта

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного

7. Конфабулятоная парафрения характеризуется:

а) обильными фантастическими конфабуляциями

б) наличием симптома разматывания воспоминаний

в) отсутствием нарушений памяти

г) всем перечисленным

д) ничем из перечисленного

8. Синдром сверхценных идей характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) наличия суждений, возникающих вследствие реальных обстоятельств на основе действительных фактов

б) приобретения этими суждениями в сознании больного доминирующего места

в) наличия выраженного аффективного напряжения

г) склонности при определенных условиях с течением времени блекнуть и исчезать

д) целиком ошибочных, неправильных умозаключений

9. Бредовые идеи характеризуются всем перечисленным, кроме:

а) несоответствия действительности

б) доступности исправления, устранение путем убеждения

в) искажения отражения действительности

г) полного овладения сознания

д) невозможности исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью

10. К свойствам бреда относятся:

а) непоколебимое убеждение, неизменность установившейся точки зрения

б) сила неопровержимой истины с невозможностью коррекции

в) абсолютная резистентность к логическим контраргументам

г) ошибочность обоснования, нарушение логического основания

д) все перечисленные

11.Бредовое настроение характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) напряженного предчувствия надвигающейся катастрофы

б) возникновения этого состояния после «кристаллизации бреда»

в) необъяснимого мучительного беспокойства

г) приобретения окружающим иного смысла

д) восприятия себя и окружающего мира измененным

12. Интерпретативный бред (бред толкования) характеризуется всем перечисленным,

кроме:

а) нарушения абстрактного сознания действительности



б) построения системы бреда на цепи доказательств, обнаруживающих субъективную логику

в) крайне одностороннего трактирования фактов доказательств и игнорирования фактов, противоречащих излагаемой концепции

г) непрерывной внутренней работы над содержанием бреда

д) нарушения чувствительного сознания окружающего мира

13. Вариантами интерпретативного бреда по тематике могут быть все перечисленные,

кроме:


а) бреда изобретения

б) бреда ревности

в) бреда преследования

г) ипохондрического бреда

д) бреда инсценировки

14. Синдром чувственного (образного) бреда характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) наглядно-образного характера, отсутствия активной работы над содержанием бреда

б) отсутствия последовательной системы доказательств, обоснований

в) преобладания воображения, фантазии, грез

г) фрагментарности, неясности, непоследовательности бредовых представлений

д) последовательного подкрепления искаженного суждения цепью обстоятельств

15. Особенностью острого фантастического бреда является все перечисленное, кроме:

а) наличия бреда инсценировки, интерметаморфозы

б) антагонистического бреда

в) грандиозности, мегаломоничности переживаний

г) чередования страха и экстаза, боязливости и патетики

д) тенденции к систематизации бредовых переживаний

16.К депрессивному бреду относится все перечисленное, исключая:

а) бред самообвинения, греховности, осуждения

б) бред супружеской неверности

в) бред гибели

г) нигилистический бред

д) бред громадности (Котара)

17. Для бредовых идей характерно все перечисленное, кроме:

а) ложных умозаключений и отсутствия критики к ним

б) тенденции к систематизации

в) связанности умозаключений с расстройствами воли, влечений, эмоциональными нарушениями

г) меньшего постоянства, кратковременности существования в отличие от бреда

д) возможности частичной коррекции путем разубеждения

18. Для резидуального бреда характерно все перечисленное, кроме:

а) сохранения в качестве моносимптома

б) сохранения после исчезновения всех других проявлений психоза

в) обязательности сосуществования с изменениями личности

г) сохранения при нормализации всего психического состояния, кроме бредового содержания

д) последующего восстановления критического отношения к бреду

19. Бред метаморфозы характеризуется всем перечисленным, кроме:

а) ощущения превращения больного в кого-то

б) ощущения изменения тела

в) возникновения при расстроенном сознании

г) связанности возникновения с галлюцинациями общего чувства

д) наличия нередко психических автоматизмов

20. Бред - это:

а) болезненное преувеличение реальных событий

б) всегда нелепое, странное толкование событий

в) идеи, содержанием своим всегда вытекающие из галлюцинаторных или иллюзорных переживаний

г) обман восприятия

д) убежденность в чем-то, не имеющая под собой логической посылки

21. Клиническое существо сверхценной идеи состоит в:

а) том, что это есть не подтверждающаяся жизнью убежденность в чем-то

б) том, что это именно сомнение по поводу какой-то возможной серьезной личной неприятности

в) паранояльной структуре идеи

г) прямолинейно-авторитарной психологически понятной переоценке какого-то реального факта с убежденностью в своей правоте

д) сверхценно преувеличенном отношении страдающего сверхценными идеями к способностям и достоинствам других людей

22. Сверхценные идеи - это:

а) навязчивые болезненные мысли, имеющие под собой некоторые, часто обычные (в житейском смысле) реальные обстоятельства, с точки зрения которых эти мысли психологически понятны

б) суждения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем не соответствующее их значению преобладающее положение в сознании с развитием чрезмерного эмоционального напряжения

в) патологическое нелогичное толкование действительности; расстройство сопровождающееся существенным изменением личности

г) расстройства, которые часто трансформируются в бредовые

д) правильно в) и г)

23. Паранояльный синдром обычно включает в себя:

а) сверхценные идеи

б) первичный бред; обстоятельность мышления

в) псевдогаллюцинации и явления психического автоматизма

г) навязчивую ревность

д) правильно в) и г)

24. Синдром Кандинского-Клерамбо включает в себя все перечисленное, за исключением:

а) псевдогаллюцинаций

б) истинных слуховых галлюцинаций

в) бреда преследования

г) бреда воздействия

д) чувства овладения и открытости

25. Парафренный синдром включает в себя все перечисленное, за исключением:

а) систематизированного бреда преследования

б) систематизированного бреда воздействия

в) фантастического бреда величия

г) явлений психического автоматизма

д) сверхценных идей изобретательства
Вопросы для самостоятельного изучения:


  1. Диагностическое значение дифференциации истинных и псевдогаллюцина­ций.

  2. Парейдолические иллюзии.

  3. Особенности мышления у больных шизофренией и их родственников.

  4. Структура бреда ревности при шизофрении и алкогольном психозе.


Контрольные вопросы:

  1. Основное отличие иллюзий от галлюцинаций?

  2. Критерии разграничения конфабуляций и бреда?

  3. Расстройства восприятия вызванные профессиональными вредностями?

  4. Какие производственные вредности способны вызвать расстройства вос­приятия у работающих?

  5. Что такое метаморфопсии?

  6. Что такое психосенсорные расстройства и на какие виды подразделяются?

  7. Что такое навязчивые и сверхценные идеи и их отличие?

  8. Критерии бреда?

  9. Основные бредовые синдромы?

  10. Какие идеи характерны для больных с маниакальным и депрессивным син­дромами?


Рекомендуемая литература:

1.Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психи­атрии/ Под редакцией Т.Б. Дмитриевой. ― М.,"Спарк",1997.

2.Закон РФ" О психиатрической по­мощи населению и гарантиях прав граж­дан при ее ока­зании" 1992г.

3.Евтушенко В.Я. «Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в вопросах и ответах» Москва, 2009 год, 302 стр.

4.Яхин К.К., Акберов Б.И. «Руководство по первичной медико-санитарной помощи», раздел «Психические болезни», 2006 г., стр. 1033-1105

4.Кузьмина С.В., Хамитов Р.Р. «Правовые и клинико-социальные аспекты психиатрической помощи». Казань: КГМУ, 2013 г., 84 с.

5.Хамитов Р.Р. «Правовые вопросы психиатрической помощи», Казань: КГМУ, 2012г.,




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница