Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономное Учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Методические рекомендации
для обучающихся по выполнению практических работ
по общеобразовательной дисциплине
ОДБ.07 Информатика и ИКТ
по специальности СПО 260807.01
«Повар, кондитер»
Ч
ебоксары, 2014
Оглавление
Пояснительная записка…..………………………………………………………….............
|
3
|
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ……………….
|
4
|
Практическое занятие №1. Информационные ресурсы общества…………….................
|
5
|
Практическое занятие №2. Правовые нормы информационной деятельности…………
|
8
|
Практическое занятие №3. Дискретное представление различных видов информации.
|
12
|
Практическое занятие №4. Представление информации в двоичной системе счисления……………………………………………………………………………….........
|
18
|
Практическое занятие №5. Логические основы компьютера…………………….............
|
22
|
Практическое занятие №6. Программный принцип работы компьютера……….............
|
25
|
Практическое занятие №7. Работа с архивом данных…………………………….............
|
30
|
Практическое занятие №8 Поисковые системы и поиск информации…………………..
|
34
|
Практическое занятие №9 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных………………………………………………………………………………………..
|
39
|
Практическое занятие №10 Работа с автоматизированными системами управления (АСУ)………………………………………………………………………………………....
|
43
|
Практическое занятие №11 Операционная система. Графический интерфейс пользователя………………………………………………………………………………….
|
46
|
Практическое занятие №12 Компьютерные сети. Сервер. Сетевые операционные системы……………………………………………………………………………………….
|
51
|
Практическое занятие №13 Разграничение прав доступа в сети…………………………
|
55
|
Практическое занятие №14. Требования к рабочему месту ……………………………...
|
57
|
Практическое занятие №15. Создание и редактирование текстового документа, компьютерных публикаций…………………………………………………………………
|
64
|
Практическое занятие №16. Программы – переводчики. Гипертекстовое представление информации………………………………………………………………...
|
69
|
Практическое занятие №17. Возможности динамических (электронных) таблиц……...
|
74
|
Практическое занятие №18. Создание таблиц, форм, запросов баз данных…….............
|
76
|
Практическое занятие №19. Работа с электронным каталогом…………………………..
|
78
|
Практическое занятие №20. Создание и редактирование презентаций………………….
|
81
|
Практическое занятие №21. Использование презентационного оборудования…………
|
84
|
Практическое занятие №22. Демонстрация систем автоматизированного проектирования………………………………………………………………………………
|
91
|
Практическое занятие №23. Браузер. Работа с Интернет-ресурсами…………………....
|
94
|
Практическое занятие №24. Редактирование сайта……………………………….............
|
96
|
Практическое занятие №25. Использование возможностей сетевого ПО……………….
|
99
|
Информационное обеспечение методических рекомендаций……………………………
|
101
|
Пояснительная записка
Дисциплина «Информатика и ИКТ» ставит задачи формирования у студентов научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, развития познавательных интересов путем освоения и использования методов информатики, воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ отводится 150 часов, из них на проведение практических занятий – 50 часов по специальности СПО 260807.01 «Повар, кондитер».
Ценность практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни знаниями в области информационных технологий, но и полезными умениями и навыками, необходимыми в современном информационном мире.
Преподавателем разработано 25 практических работ. Каждая работа содержит, теоретические сведения, цели, материальное обеспечение, порядок выполнения работы.
В результате выполнения практических работ обучающиеся раскрывают свои знания, умения и навыки в работе с текстовым и табличным редактором, программой для создания базы данных, презентаций, с автоматизированными программами управления, сетевым программным обеспечением и т.д.
Как показывает практика, использование практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности обучающихся, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.
При выполнении каждой практической работы, студенту необходимо сделать отчет о проделанной работе, который должен содержать:
-
Название работы.
-
Цель работы.
-
Задание и его решение.
-
Вывод о проделанной работе.
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен
знать:
-
единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Правила выполнения практических работ
-
Студент должен выполнить практическую работу самостоятельно (или в группе, если это предусмотрено заданием).
-
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
-
Отчет о проделанной работе следует делать на листах формата А4.
-
Содержание отчета указано в описание лабораторной (практической) работе.
-
Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом с соблюдением ЕСКД.
-
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
-
Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
-
работа выполнена правильно и в полном объеме;
-
сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
-
студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
-
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
-
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой работ, после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.
Практическое занятие №1
Тема: Информационные ресурсы общества.
Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Оборудование: ПК
Программное обеспечение:Microsoft Office 2010: MS Word, Internet Explorer
Теоретические сведения к практической работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
-
тематика хранящейся в них информации;
-
форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
-
доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
-
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
-
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
-
назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
-
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
-
вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
-
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);
-
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
-
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
-
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
-
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
-
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
-
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
-
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
-
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
-
системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
-
электронные полнотекстовые библиотеки;
-
электронные периодические издания сферы образования;
-
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
-
электронные архивы выпусков.
Содержание работы:
Задание №1
-
Загрузите Интернет.
-
В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
-
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
-
Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос
|
Ответ
|
1) укажите время утверждения григорианского календаря
|
|
2) каков диаметр пылинки
|
|
3) укажите смертельный уровень звука
|
|
4) какова температура кипения железа
|
|
5) какова температура плавления йода
|
|
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
|
|
7) какова масса Земли
|
|
8) какая гора в Австралии является самой высокой
|
|
9) дайте характеристику народа кампа
|
|
10) укажите годы правления Ивана III
|
|
11) укажите годы правления Екатерины II
|
|
12) укажите годы правления Ивана IV
|
|
13) укажите годы правления Хрущева Н.С.
|
|
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед
|
|
Задание №3. Ответьте на вопросы:
-
Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
|
| -
Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.
|
| -
Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
|
| -
Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
|
|
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:
Практическое занятие № 2
Тема: Правовые нормы в информационной деятельности
Цель: Изучить правовые нормы в информационной деятельности человека.
Оборудование: ПК
Программное обеспечение:Microsoft Office 2010: MS Word, Internet Explorer
Теоритические сведения к практической работе
Правовое регулирование
Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.
♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:
законодательная власть (законы) -> судебная власть (суд) -> —» исполнительная власть (наказание).
Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.
В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.
Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
-
общие положения;
-
информационные ресурсы;
-
пользование информационными ресурсами;
-
информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
-
защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:
♦ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право.
Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:
-
охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;
-
защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;
-
правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.
Информационная безопасность для различных пользователей компьютерных систем
Определим несколько видов деятельности, например:
-
решение прикладных задач, где отражается специфика деятельности конкретного пользователя-специалиста;
-
решение управленческих задач, что характерно для любой компании;
-
оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т. п.;
-
коммерческая деятельность;
-
банковская деятельность.
Методы защиты информации
При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:
-
расширение областей использования компьютеров и увеличение темпа роста компьютерного парка (то есть проблема защиты информации должна решаться на уровне технических средств);
-
высокая степень концентрации информации в центрах ее обработки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;
-
расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);
-
усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере, так как современные компьютеры могут работать:
-
в мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач;
-
в мультипроцессорном режиме, когда одна задача решается несколькими параллельно работающими процессорами;
-
в режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое количество абонентов.
К традиционным методам защиты от преднамеренных информационных угроз относятся: ограничение доступа к информации, шифрование (криптография) информации, контроль доступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.
Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:
-
на уровне среды обитания человека, то есть путем создания искусственной преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;
-
на уровне защиты компьютерных систем, например, с помощью разделения информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и организации доступа к ней лиц в соответствии с их функциональными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.
Шифрование (криптография) информации заключается в преобразовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс — декодирование. Шифрование обеспечивает существенное повышение безопасности передачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удаленных устройствах.
Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппаратура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, которые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.
Законодательные меры заключаются в исполнении существующих в стране законов, постановлений, инструкций, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц — пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.
При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возможных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечивающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработка политики безопасности.
Политика безопасности — это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.
Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз.
Защита от хищения информации обычно осуществляется с помощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютерной информации является кражей интеллектуальной собственности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состояние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка компьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного доступа к информации в локальной сети вводят систему разграничения доступа как на аппаратном, так и на программном уровнях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, например, в разъем принтера.
Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализаторы), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распространенными средствами защиты информации.
В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяющая выявить устройства промышленного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компьютера, а также речевых и других несущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку информативных электромагнитных сигналов за пределы охраняемой территории. Наиболее эффективным средством защиты информации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).
Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются средства повышения надежности аппаратуры:
-
повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;
-
структурная избыточность — дублирование или утроение элементов, устройств, подсистем;
-
функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.
С каждым годом количество угроз информационной безопасности компьютерных систем и способов их реализации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являются недостатки современных информационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.
Содержание работы:
1.Перейдите по ссылке, изучите материал, выпишите основные положения
http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf
2. Ответьте на следующие вопросы:
-
Кто следит за порядком в сети?
-
Какие есть требования к защите информации?
-
Какими правами обладает пользователь?
-
Как владелец может защитить?
-
Что такое информационное право?
-
Какие есть акты федерального законодательства?
-
Какие есть способы защиты информации?
-
Какие есть наказания за информационные правонарушения?
-
Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?
3. Сделать вывод о проделанной практической работе:
Практическое занятие №3
Поделитесь с Вашими друзьями: |