Методические рекомендации для проведения независимой экспертизы по расчету ущерба, нанесенного при производстве сельскохозяйст



страница1/22
Дата17.11.2018
Размер1.97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УЩЕРБА В ОТРАСЛЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Москва 2011



1. Общие положения
1.1. Настоящие «Методические рекомендации по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса (далее – АПК), пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера» (далее – Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с:

  • Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17; № 19, ст. 2274; № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529);

  • Федеральным законом от 19.07.1998 № 113–ФЗ «О гидрометеорологической службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609; 2002, № 26, ст. 2516; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 23, ст. 2203; 2006, № 6, ст. 638; 2008, № 30, ст. 3616);

▪ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст.121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688);

  • постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст.2640);

  • постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 42, ст.4822; 2009, № 9, ст. 1123; 2010, № 34, ст. 4477);

  • постановлением Госстандарта России от 25.05.1999 № 180 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов»;

  • приказом Росгидромета от 19.03.2002 № 60 (руководящий документ - РД 52.88.629. – 2002) «Наставление по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения»;

  • приказом Росгидромета от 16.10.2008 № 387 (« О введении в действие руководящего документа») «Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений» (РД 52.88.699 – 2008);

  • положением о Департаменте растениеводства, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

1.2. Целью работ по оценке ущерба от опасных гидрометеорологических явлений является выявление и уточнение масштабов распространения стихийных бедствий, объемов необходимой финансовой помощи и подготовки предложений на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах сельского хозяйства.

1.3. В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Инструкция), утверждённой приказом МЧС России от 07.07.1997 № 382, органы государственного управления АПК субъектов Российской Федерации в сроки, установленные приложением № 2 к Инструкции направляют в Минсельхоз России оперативную информацию (донесение) по формам 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС табеля срочных донесений в части сельского хозяйства, согласно Приложению № 1 Методических рекомендаций.

Обмен информацией о чрезвычайных ситуациях между Минсельхозом России и МЧС России осуществляется в соответствии с Соглашениями об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Соглашения от 19.06.2009г. № 2-38–10; от 02.07.2009г. № 1428/19).



1.4. Основанием для подготовки предложений Минсельхозом России в сфере АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в период чрезвычайных ситуаций природного характера являются:

- объявление режима чрезвычайной ситуации в субъектах Российской Федерации;

- поручения Правительства Российской Федерации.

1.5. Оценка ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в агропромышленном комплексе проводится специализированной организацией, выбранной на конкурсной основе.

1.6. Оценка ущерба осуществляется путём проведения обследования погибших посевов сельскохозяйственных культур, других пострадавших объектов сельского хозяйства непосредственно в зоне бедствия, а также на основе обосновывающих документов, представленных в Минсельхоз России органами исполнительной власти АПК субъектов Российской Федерации в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
2. Основные понятия, определения, термины и сокращения
Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Стихийное бедствие (далее – СБ) – катастрофическое природное явление или процесс, способный вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни, обвалы, наводнения, засухи, циклоны, смерчи, снежные заносы и лавины, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, обширные лесные и торфяные пожары – все это, равно как и эпидемии, эпизоотии, массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства, можно отнести к стихийным бедствиям.

Стихийные бедствия, или, как их еще называют, ЧС природного характера, можно разбить на группы следующим образом: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; гидрогеологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей; инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных; поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

Опасные метеорологические явления (далее - ОЯ) – природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов); смерчи; торнадо (разновидность смерча в виде части грозового облака); шквалы; вертикальные вихри; крупный град; сильный дождь (ливень); сильный снегопад; сильный гололед; сильный мороз; сильная метель; сильная жара, засуха.

Неблагоприятные метеорологические явления – явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и по своим количественным значениям не достигают критериев ОЯ.

Комплекс неблагоприятных метеорологических явлений - сочетание двух и более одновременно наблюдающихся неблагоприятных метеорологических явлений, каждое из которых по интенсивности (силе) не достигает критериев ОЯ, но в совокупности наносит ущерб не меньших размеров, чем ОЯ.

Типовой перечень опасных природных явлений и определения терминов опасных метеорологических явлений и процессов представлен в Приложении № 2 Методических рекомендаций.



Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Индексы – в статистике относительные величины, количественно характеризующие динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых или части такой совокупности (например, индекс прямых затрат на производимую продукцию во времени и территориальном разрезе, тоже самое – индекс цен).

Форс-мажор – неотвратимое событие, чрезвычайные обстоятельства (например, стихийное бедствие), освобождающие полностью или частично от исполнения договорных обязательств сторон.

Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Федеральный закон от 21.12.1994.№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разграничивает полномочия в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности собственных сил и средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на:

а) локального характера, в результате которой на территории нарушены условия жизнедеятельности людей, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество погибших или получивших ущерб здоровью составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

б) муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;

в) межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) межрегионального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба превышает 500 млн. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на Минсельхоз России возложено создание следующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС:


  • защиты сельскохозяйственных животных;

  • защиты сельскохозяйственных растений;

  • предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах) АПК;

  • предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (объектах), находящихся в ведении или входящих в ведение, или входящих в сферу деятельности Минсельхоза России, действия которых распространены на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, независимо от их организационно-правовой формы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении ЧС регионального характера.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера работы проводятся в три этапа:



  • предупредительные мероприятия;

  • аварийно-спасательные работы;

  • аварийно-восстановительные работы.

Ущерб – потери и издержки, которые нанесены (могут быть нанесены) обществу в результате ЧС.

Ущерб предотвращенный – несостоявшаяся гибель (утрата здоровья) людей, населения, потери материальных и культурных ценностей и отсутствие других нежелательных изменений в результате заблаговременно проведенных мероприятий по предупреждению или смягчению последствий ЧС природного, техногенного или военного характера; определяется расчетным путем.

Ущерб экономический – материальные потери и затраты, связанные с разрушениями объектов производственной сферы, экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственно-кооперационных связей.

Мероприятия по предупреждению и предотвращению ущерба (таких как эпизоотия, эпифитотия и др.) должны быть направлены, прежде всего, на профилактику, локализацию очага их возникновения и ликвидацию последствий. Неотъемлемой частью предупредительных мероприятий являются поисковые работы в зонах возможных ситуаций, включая лабораторные анализы и экспертные работы.



Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, оказанию материальной помощи пострадавшим гражданам, спасению животных и материальных ценностей.

Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или смягчения ее последствия.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера производится за счет средств хозяйств независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда.

Выделение денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий производится в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Действия органов администраций субъектов, оказавшихся в зоне ЧС, которые могут повлечь или повлекли за собой значительные материальные потери, и их обращения в вышестоящие федеральные органы об оказании помощи на эти цели должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций.




3. Перечень и содержание обосновывающих документов, оформляемых органами государственного управления АПК субъектов РФ при ЧС
Обосновывающие документы направляются органом государственного управления АПК субъекта Российской Федерации в Минсельхоз России для проведения оценки ущерба и определения затрат на аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы.

Комплект обосновывающих документов включает:



Наименование

документации



Требования к содержанию

1

2

1. Распоряжение руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ о введении режима ЧС (копия)

В преамбуле Распоряжения дается характеристика ЧС, масштаб распространения и возможные негативные последствия. В постановляющей части вводится режим ЧС на конкретный период и устанавливаются необходимые поручения главам администраций пострадавших районов по проведению неотложных мероприятий по возможному снижению негативных последствий стихийного бедствия, проведению ремонтно-восстановительных работ и предоставлению необходимых материалов по оценке материального ущерба согласно установленному порядку.

В случае необходимости, излагается просьба об обращении в Правительство Российской Федерации о выделении средств на финансирование аварийно-спасательных, восстановительных работ на пострадавших объектах. Возлагается контроль за ходом выполнения Распоряжения.



2.Сводная таблица основных сведений

Данный документ по каждой отрасли сельского хозяйства и виду стихийных бедствий представляется на бумажном носителе и в электронном виде, выполненный в программе «Excel» на магнитных или оптических носителях. Бумажный вариант подписывается руководителем органа управления АПК субъекта Российской Федерации.

Пример заполнения данной таблицы по растениеводству приведен в приложении № 3



Примечание: Для подготовки сводной таблицы основных сведений по растениеводству в форме 1-1а (Приложение № 13) в электронном виде записывается сначала наименование культуры, затем она озимая или яровая, однолетняя или многолетняя, на семена, зеленый корм, сено, силос, кормовая, сахарная, столовая и т.д. Перед наименованием культур добавляются пять столбцов. В строке перед каждой культурой заносятся последовательно слева направо: порядковый номер хозяйства; наименование района; растениеводство; наименование хозяйства; основной государственный регистрационный номер (ОГРН)

3.Смета-заявка

потребности в денежных средствах на оказание помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (форма ФЧС-1)



Данные сметы-заявки содержат информацию потребности в денежных средствах на оказание единовременной помощи с указанием источника финансирования, а также расходы на проведение аварийно-восстановительных работ, необходимых для ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий (форма ФЧС-1 – Приложение № 4). Смета-заявка подписывается руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, руководителем органа, специально уполномоченным на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации ЧС (далее органы управления ГОЧС) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере управления АПК и заверяется печатями. Смета-заявка утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и заверяется печатью.

4. Справка территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды Росгидромета

(или справка территориального управления геофизической службы)


Составляется в произвольной форме и подписывается руководителем гидрометеослужбы. (геофизической службы) Содержание справки отражает продолжительность протекания опасного гидрометеорологического явления, зону (область) его распространения, регистрацию значений соответствующих показателей по дням (декадам) за контрольный период с указанием степени превышения по сравнению со среднемноголетними их значениями, а также характеристику последствий, вызванных данным природным явлением и карту субъекта с нанесением зон опасного природного явления.


5.Справка территориального органа федеральной службы Государственной статистики

субъекта Российской Федерации



Справка органов статистики подтверждает гибель и списание посевов сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных.



6.Перечень сельхозтоваропро-изводителей, застраховавших урожай сельскохозяйстве-нных культур


В перечне указываются наименование культур и площади застрахованных посевов.

Документ подписывается руководителем органа управления АПК субъекта Российской Федерации




7. Справка регионального учреждения по ценообразованию в строительстве


О размере рыночного коэффициента на момент ЧС (при повреждении и разрушении сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры).


8. Копия Свидетель-ства о регистрации организации и внесении ее в ЕГРЮЛ





4.1. Перечень и содержание обосновывающих документов, оформляемых районными комиссиями по обследованию пострадавших сельскохозяйственных объектов от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
Комплект обосновывающих документов представляется председателем районной комиссии по обследованию пострадавших сельскохозяйственных объектов от СБ и ЧС в районную комиссию по чрезвычайным ситуациям.

4.1.1.  Акт обследования находящихся на балансе сельхозтоваро-производителя объектов сельского хозяйства, пострадавших от ЧС.

Акт обследования заполняется с помощью компьютера и распечатывается отдельно для каждой отрасли сельского хозяйства. Формы (образцы) актов обследования по растениеводству, многолетним насаждениям, животноводству, рыбоводству, сельскохозяйственным объектам и объектам инфраструктуры, техническим и материальным ценностям, объектам лесного хозяйства, аварийно-спасательным работам представлены в приложениях №№ 5 – 12.

Акт обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате ЧС, составляется районной комиссией (председателем комиссии должен быть зам. главы администрации района), с участием руководителя, специалистов хозяйства, представителей статуправления и администрации района, а также других заинтересованных лиц. В акте комиссия должна принять конкретное решение (списать и произвести пересев погибших сельскохозяйственных культур и т.д.). Акт в обязательном порядке должен иметь номер и дату его составления и подписан председателем и членами комиссии, с заверением подписей печатями. К акту прилагается цветное фото в фрагментном и панорамном изображении пострадавшего объекта, с точным его названием и расположением, на обратной стороне подписанное руководителем районной комиссии по обследованию пострадавших объектов и заверенное печатью. Акт согласовывается с начальником районного управления (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайной ситуации и утверждается главой администрации района. В обязательном порядке на акте проставляются даты согласования и утверждения, подписи заверяются печатями.

4.1.2. Диагностическое заключение областной (краевой, республиканской) ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно-исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания (при гибели сельскохозяйственных животных и птицы в результате инфекционного заболевания).

4.1.3. Локальная смета на неотложные аварийно-восстановительные работы (при повреждении или разрушении объектов инфраструктуры), утвержденная главой района.

Смета на объект, подлежащий восстановлению, составляется в действующих ценах, при этом указываются номера расценок и производится дальнейший перевод затрат (с накладными расходами) в цены аварийно-восстановительных работ текущего года.

Начисление износа (амортизации) основных фондов производится, исходя из восстановленной их стоимости и норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 (письмо Минэкономики России от 06.01.2000 № МВ-6/6-17). Для объектов, поставленных на баланс после 2001 года, начисление износа производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Сметы представляются в соответствии с дефектными ведомостями на все пострадавшие объекты (здания и сооружения), поврежденные (разрушенные) в результате ЧС, независимо от сроков возведения, по их балансовой стоимости на начало соответствующего года и указанных на эту дату амортизационных отчислений (износа), при этом сметная сумма не должна превышать остаточную стоимость объекта.



Каталог: files -> ras
ras -> Семинар для начинающих и опытных мастеров, а так же непрофессионалов, желающих познакомиться с новинками продукции cni-nsp, pulsar и технологиями их применения
ras -> Семинар для специалистов, желающих узнать о продукции «cni-nsp» а также проконсультироваться с ведущими преподавателями по различным проблемам, с которыми вы сталкиваетесь при работе с клиентами
ras -> Семинар для начинающих и опытных мастеров, а так же непрофессионалов, желающих познакомиться с новинками продукции cni-nsp, pulsar и технологиями их применения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница