Методические рекомендации для родителей и специалистов



Скачать 70.18 Kb.
Дата04.12.2017
Размер70.18 Kb.
ТипМетодические рекомендации



БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «СОЛНЫШКО»




Эрготерапия

методические рекомендации для родителей и специалистов


Составитель:

Н.В. Разживина, инструктор по труду отделения дневного пребывания.




г. Советский, 2014


Аннотация

Ежегодно в Российской Федерации рождается около 50 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями, из них более половины признаются в дальнейшем инвалидами. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. В представленном методическом пособии рассматривается эрготерапия – как комплекс мероприятий направленных на максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни.



Пояснительная записка
Эрготерапия (от греч. Ergein – делать, действовать, работать и therapeutein – лечить, ухаживать, сопровождать) - раздел клинической медицины изучающий методы и средства направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями.

Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Говоря простым языком, под эрготерапией надо понимать комплекс мер, направленных на восстановление самообслуживание пациента, возврата его в социум, достижения самостоятельности и независимости. Применяется в основном при лечении детей с ДЦП и взрослых с поражением периферической нервной системы, чаще после травм спинного мозга и инсультов.

Эрготерапия (Occupacional Therapy) – включает три основные составляющие, активно взаимодействующие друг с другом: человек, его деятельность и окружающая среда.

В эрготерапии деятельность человека подразделяют на:

- активность в повседневной жизни;

- работа или другая продуктивная деятельность;

- досуг и спорт.

Эрготерапевты работают во взаимодействии с другими специалистами, занимающимися реабилитацией пациентов во всех возрастных группах и областях медицины в различных учреждениях (госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, специальных школах, интернатах), оказывают консультативную помощь.

Эрготерапевт выявляет имеющиеся нарушения, восстанавливает либо развивает функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни; помогает человеку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а так же адаптации окружающей среды; способствует созданию оптимальных условий для развития и самореализации человека с ограниченными возможностями через его занятость в различных сферах жизнедеятельности. В своей работе специалисты по эрготерапии могут пытаться полностью восстановить утраченные функции, путем применения специальных упражнений и методик, если это невозможно, компенсировать их утрату некоторыми приспособлениями и устройствами. К примеру, можно обучить неврологического пациента пользоваться специально оборудованным санузлом, научить его обходиться только одной рукой (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, почистить картофель, заправить постель и т.д.).


Поэтому в работе эрготерапевта, важно, кроме медицинских знаний, иметь еще знания в области педагогики разных возрастных групп.
Как уже было сказано выше, эрготерапия, как и вся реабилитация, не ограничивается на приспособлении пациента к определенному состоянию. Восстановление утраченных функций имеет немаловажное значение. Наибольшую сложность представляет восстановление мелкой моторики, поэтому эрготерапевты некоторых реабилитационных центров имеют узкую направленность- восстановление работы рук. Упражнения на восстановление мелкой моторики характеризуются малыми и средними мышечными группами, вовлеченными в работу, и точностью исполнения. В основном стараются подобрать упражнения, которые имеют практическую направленность. Также можно использовать игры в шашки, шахматы, домино, лепку, конструктор, пазлы и т.д. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от состояния конечностей и целей реабилитации.

Во многих реабилитационных и социальных учреждениях работают кабинеты социально-бытовой реабилитации, в которых пациенты осваивают навыки, необходимые в повседневной жизни.

Крайне важен этот аспект реабилитации инвалидам с нарушенной функцией верхних конечностей.

Для многих инвалидов затруднено самообслуживание и ограничена бытовая активность даже в условиях собственного жилья, и крайне затруднено посещение различных учреждений культурно-бытового назначения. Люди с ограниченной функцией верхних конечностей не могут самостоятельно осуществить приготовление и прием пищи, гигиенические процедуры и нуждаются в специальных приспособлениях.

Инвалиды на колясках, с протезами нижних конечностей, с заболеваниями суставов ног не могут или с трудом пользуются санузлом, ванной, им неудобно пользоваться обычной мебелью.

Таким больным необходимы специальные ТСР для облегчения бытовых навыков. Необходимо адаптировать жилые помещения, квартиру инвалида с учетом его состояния для обеспечения ему максимальной независимости в быту.





Классификация технических средств реабилитации (ТСР).

Специальные средства для самообслуживания;

Специальные средства для ухода;

Специальные средства для ориентирования (включая собак- проводников), общения и обмена информацией;

Специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятия трудовой деятельностью.

Протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты;

Специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Важной составляющей частью социально-бытовой реабилитации является социально-бытовая адаптация, которая представляет и процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности, и его адаптированность (с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений) к новым, специально созданным условиям. Для успешной адаптации инвалида возникает необходимость оснащения имеющегося стандартного хозяйственно-бытового оборудования специальными приспособлениями.



Социально-бытовая адаптация – определение оптимальных режимов общественной или семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним инвалидов.

Наиболее частыми последствиями различного рода травм являются повреждения костно-мышечной системы, которые приводят к нарушениям функций опорно-двигательного аппарата. Следствием этого является ограничение жизнедеятельности, преимущественно в сфере способности к самообслуживанию и передвижению.

Оба вида ограничений жизнедеятельности взаимосвязаны, хотя при повреждении верхних конечностей преобладают ограничения способности к самообслуживанию, а при травматических поражениях нижних конечностей – ограничения способности к передвижению. Для возвращения инвалидов к привычному образу жизни необходима сложная психологическая перестройка, перед ними встают проблемы повседневной жизни, трудности выполнения привычных действий.


Заключение
Вопросы реабилитации и абилитации за последние годы становятся все более актуальными. Существуют различные ситуации (инсульт, травма, пороки развития и т. д.), в которых человек, в большей или меньшей степени, теряет возможность жить полноценной жизнью – ухаживать за собой, выполнять обычные для каждого человека действия – работать и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, выполнять работу по дому, отдыхать и заниматься любимыми увлечениями.

Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания.

Задача эрготерапии – не допустить ограничения жизнедеятельности человека, ограничения его участия в жизни общества и сделать его как можно более активным при выполнении поставленных задач.

Список литературы
Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org›Эрготерапия

Кузнецова О.В. «Гимнастика мозга» для активизации межполушарных связей под контролем прикладной кинезиологии // II Тихоокеанский конгресс по традиционной Епифанов В.А. Эрготерапия в комплексном лечении и медицине. Владивосток, 2001.



Stefanie Reinberger «Трудотерапия для детей: разум и мозг», 2008г, стр. 38-45



Каталог: tinybrowser -> files -> deyatel-nost -> 08-portfolio -> 02-razzhivina -> 01-met-kopilka
files -> Финансы категория историческая, она такая же продолжительная, как история человеческого общества
files -> Программа по охране земель на территории ташантинского сельского поселения на 2016-2018 годы
files -> Обосновывающие материалы к проекту Генерального плана Селянского сельского поселения Нелидовского района
files -> Пособие по разработке Плана гражданской обороны на военное время в муниципальных образованиях района с. Малые Дербеты
01-met-kopilka -> Методические рекомендации для родителей и специалистов
deyatel-nost -> Правила благоустройства территории муниципального образования Аксарковское


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница