НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Издательство НУА
НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Методические рекомендации для студентов гуманитарного вуза
Харьков
Издательство НУА
2011
УДК 615.825 (072+075.8)
ББК 53.541р30-2
Ф50
Утверждено на заседании кафедры
физического воспитания и спорта
Народной украинской академии.
Протокол № 12 от 06.06.2011
С о с т а в и т е л ь М. А. Красуля
Р е ц е н з е н т канд. пед. наук В. М. Лабскир (НТУ «ХПИ»)
У даному посібнику розглянуто питання методики організації занять студентів, які належать до спеціальної медичної групи, принципи комплектування груп, специфіку лікувальної фізкультури при різних захворюваннях, а також використання медичного контролю та самоконтролю під час занять; наведено рекомендації щодо самостійної роботи студентів.
Ф50
Физическое воспитание в специальных медицинских группах : метод. рекомендации для студентов гуманитар. вуза / Нар. укр. акад., [каф. физ. воспитания и спорта ; сост. М. А. Красуля]. – Харьков : Изд-во НУА, 2011. – 52 с.
В данном пособии рассмотрены вопросы методики организации занятий студентов, относящихся к специальной медицинской группе, принципы комплектования групп, специфика лечебной физкультуры при различных заболеваниях, а также использование медицинского контроля и самоконтроля во время занятий; приведены рекомендации по самостоятельной работе студентов.
УДК 615.825 (072+075.8)
ББК 53.541р30-2
© Народная украинская академия, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1
Введение 5
I. Комплектование специальных медицинских групп 6
II. Методика организации занятий в специальных медицинских группах 15
IV. Специфика занятий лечебной физкультурой 30
4.1. Сердечно-сосудистая система и органы дыхания 30
4.2. Органы пищеварения и обмена веществ 33
4.3. Опорно-двигательный аппарат 35
4.5. Нервная система 39
VI. Рекомендации по самостоятельной работе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Введение
Одним из условий формирования в независимой Украине высшей школы является требование использовать все возможности физической культуры для укрепления здоровья, всестороннего развития и подготовки к труду современной молодежи вообще и той, которая в силу перенесенных или наследственных заболеваний имеет сниженную работоспособность.
Физические упражнения являются признанным и весьма эффективным средством профилактики всех заболеваний. В процессе систематических занятий физическими упражнениями укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости и жизнерадостности, улучшается сон, аппетит, и, как следствие, повышается работоспособность и творческая активность.
Большого внимания заслуживает организация и методика проведения занятий по физическому воспитанию со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Таких студентов рекомендуется объединять в группы лечебной физкультуры.
Лечебная физическая культура (ЛФК) изучает использование физических упражнений для лечения различных заболеваний. В результате систематического применения физических упражнений происходит коррекция (выравнивание) возникающих в процессе болезни нарушений. Основа лечебного действия физических упражнений и других средств ЛФК – воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции пораженных органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления. Важными механизмами действия физических упражнений является их общетонизирующее влияние: они способствуют нормализации измененных или восстановлению утраченных функций, влияют на трофические функции нервной системы, благотворно воздействуют на психоэмоциональную сферу.
Организация и методика проведения учебных занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ имеет свои особенности и должна исходить из конкретных условий вуза. Эффективность занятий во многом зависит от правильного комплектования групп, методики проведения занятий, правильной дозировки того или иного вида физической нагрузки и подбора соответствующего комплекса упражнений.
Основная форма занятий для студентов СМГ – это лечебная гимнастика, которая включает упражнения для сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем.
Различают общую тренировку, преследующую цель общего выздоровления и укрепления организма, и специальную, направленную на устранение нарушенных функций в определенных системах и органах. Каждое занятие строится по определенному плану и включает в себя вводную, основную и заключительную части. Большое значение на занятиях должно придаваться дозированию упражнений; для этого преподаватель определяет их продолжительность, исходные положения, количество повторений, темп, амплитуду движений, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитывает индивидуальные особенности занимающихся.
Для создания фона положительных эмоций рекомендуется использовать игровые упражнения и различные игры, музыку, применять упражнения с предметами и снарядами.
Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, большое значение имеет профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Студентам, имеющим какие-либо заболевания, нельзя рассчитывать на то, что они приспособятся к требованиям своей трудовой деятельности за счет природных способностей организма. В этих условиях перед преподавателями стоит задача – на фоне перенесенного заболевания развить наиболее важные двигательные умения и навыки у студентов, способные обеспечить будущему специалисту высокопроизводительный труд. Освоение отдельных профессионально важных навыков целесообразно начинать еще на первых этапах занятий. Включение в занятия имеющих прикладное значение физических упражнений, которые в то же время осуществляются с лечебно-профилактическими целями, способствует повышению эффективности занятий.
Принятые сокращения:
СМГ – специальная медицинская группа;
ЛФК – лечебная физическая культура;
ЧСС – частота сердечных сокращений;
АД – артериальное давление;
ОФП – общая физическая подготовка;
ППФП – профессионально-прикладная физическая подготовка;
и. п. – исходное положение.
Поделитесь с Вашими друзьями: |