Методические рекомендации для студентов гуманитарного вуза Харьков Издательство нуа 2011 (072+075. 8) Ббк 53. 541р30-2 Ф50



страница1/8
Дата28.11.2017
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Издательство НУА

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Методические рекомендации для студентов гуманитарного вуза

Харьков


Издательство НУА

2011


УДК 615.825 (072+075.8)

ББК 53.541р30-2

Ф50
Утверждено на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

Народной украинской академии.

Протокол № 12 от 06.06.2011

С о с т а в и т е л ь М. А. Красуля


Р е ц е н з е н т канд. пед. наук В. М. Лабскир (НТУ «ХПИ»)

У даному посібнику розглянуто питання методики організації занять студентів, які належать до спеціальної медичної групи, принципи комплектування груп, специфіку лікувальної фізкультури при різних захворюваннях, а також використання медичного контролю та самоконтролю під час занять; наведено рекомендації щодо самостійної роботи студентів.



Ф50
Физическое воспитание в специальных медицинских группах : метод. рекомендации для студентов гуманитар. вуза / Нар. укр. акад., [каф. физ. воспитания и спорта ; сост. М. А. Красуля]. – Харьков : Изд-во НУА, 2011. – 52 с.
В данном пособии рассмотрены вопросы методики организации занятий студентов, относящихся к специальной медицинской группе, принципы комплектования групп, специфика лечебной физкультуры при различных заболеваниях, а также использование медицинского контроля и самоконтроля во время занятий; приведены рекомендации по самостоятельной работе студентов.
УДК 615.825 (072+075.8)

ББК 53.541р30-2

© Народная украинская академия, 2011



СОДЕРЖАНИЕ


1

Введение 5

I. Комплектование специальных медицинских групп 6

II. Методика организации занятий в специальных медицинских группах 15

IV. Специфика занятий лечебной физкультурой 30

4.1. Сердечно-сосудистая система и органы дыхания 30

4.2. Органы пищеварения и обмена веществ 33

4.3. Опорно-двигательный аппарат 35

4.5. Нервная система 39

VI. Рекомендации по самостоятельной работе 42

Заключение 43

Список литературы 45

Приложение 1 46


Введение

Одним из условий формирования в независимой Украине высшей школы является требование использовать все возможности физической культуры для укрепления здоровья, всестороннего развития и подготовки к труду современной молодежи вообще и той, которая в силу перенесенных или наследственных заболеваний имеет сниженную работоспособность.

Физические упражнения являются признанным и весьма эффективным средством профилактики всех заболеваний. В процессе систематических занятий физическими упражнениями укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости и жизнерадостности, улучшается сон, аппетит, и, как следствие, повышается работоспособность и творческая активность.

Большого внимания заслуживает организация и методика проведения занятий по физическому воспитанию со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Таких студентов рекомендуется объединять в группы лечебной физкультуры.

Лечебная физическая культура (ЛФК) изучает использование физических упражнений для лечения различных заболеваний. В результате систематического применения физических упражнений происходит коррекция (выравнивание) возникающих в процессе болезни нарушений. Основа лечебного действия физических упражнений и других средств ЛФК – воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции пораженных органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления. Важными механизмами действия физических упражнений является их общетонизирующее влияние: они способствуют нормализации измененных или восстановлению утраченных функций, влияют на трофические функции нервной системы, благотворно воздействуют на психоэмоциональную сферу.

Организация и методика проведения учебных занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ имеет свои особенности и должна исходить из конкретных условий вуза. Эффективность занятий во многом зависит от правильного комплектования групп, методики проведения занятий, правильной дозировки того или иного вида физической нагрузки и подбора соответствующего комплекса упражнений.

Основная форма занятий для студентов СМГ – это лечебная гимнастика, которая включает упражнения для сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем.

Различают общую тренировку, преследующую цель общего выздоровления и укрепления организма, и специальную, направленную на устранение нарушенных функций в определенных системах и органах. Каждое занятие строится по определенному плану и включает в себя вводную, основную и заключительную части. Большое значение на занятиях должно придаваться дозированию упражнений; для этого преподаватель определяет их продолжительность, исходные положения, количество повторений, темп, амплитуду движений, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитывает индивидуальные особенности занимающихся.

Для создания фона положительных эмоций рекомендуется использовать игровые упражнения и различные игры, музыку, применять упражнения с предметами и снарядами.

Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, большое значение имеет профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Студентам, имеющим какие-либо заболевания, нельзя рассчитывать на то, что они приспособятся к требованиям своей трудовой деятельности за счет природных способностей организма. В этих условиях перед преподавателями стоит задача – на фоне перенесенного заболевания развить наиболее важные двигательные умения и навыки у студентов, способные обеспечить будущему специалисту высокопроизводительный труд. Освоение отдельных профессионально важных навыков целесообразно начинать еще на первых этапах занятий. Включение в занятия имеющих прикладное значение физических упражнений, которые в то же время осуществляются с лечебно-профилактическими целями, способствует повышению эффективности занятий.



Принятые сокращения:

СМГ – специальная медицинская группа;

ЛФК – лечебная физическая культура;

ЧСС – частота сердечных сокращений;

АД – артериальное давление;

ОФП – общая физическая подготовка;

ППФП – профессионально-прикладная физическая подготовка;

и. п. – исходное положение.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница