Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий



страница1/2
Дата04.12.2017
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2



Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Департамент гражданской защиты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПОРЯДКА В РАЙОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ВСЛЕДСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Москва 2011



СОДЕРЖАНИЕ








Стр.

1

Общие положения

3

2

Цель создания спасательной службы охраны общественного порядка и основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера

5

3

Порядок создания сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны

6

4

Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны

18

5

Охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра

21

6

Порядок методического руководства и осуществления государственного надзора в области создания и обеспечения готовности сил охраны общественного порядка

25




Приложения:







Приложение 1 Примерное положение о спасательной службе охраны общественного порядка

27




Приложение 2 Примерная программа обучения личного состава спасательной службы охраны общественного порядка

33

1. Общие положения

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Методические рекомендации), предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, а также их работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также руководителей спасательных служб охраны общественного порядка.

Методические рекомендации определяют основные принципы создания Спасательной службы охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований, а также организацию, проведение и обеспечение мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задача по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который возлагает на:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – организацию проведения мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения;

- органы местного самоуправления (самостоятельно в пределах границ муниципальных образований) – проведение мероприятий по гражданской обороне, разработку и реализацию планов гражданской обороны и защиты населения;

- организации (в пределах своих полномочий) – планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне.

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

В целях выполнения задачи по восстановлению и поддержанию порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях создается Спасательная служба охраны общественного порядка (далее – Служба).

Служба является вспомогательной силой Службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России и выполняет свои функции во взаимодействии с формированиями охраны общественного порядка МВД России1 и формированиями функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) «Охраны общественного порядка», создаваемой МВД России.

Основными принципами деятельности Службы при выполнении задач в соответствии с предназначением являются:

- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению);

- законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации);

- взаимодействие и сотрудничество.



2. Цель создания спасательной службы охраны общественного порядка и основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера

Служба создается в целях решения задачи в области охраны общественного порядка и предназначена для проведения мероприятий по её реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время.

Служба входит в состав сил гражданской обороны2 и по решению руководителей гражданской обороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с предложениями КЧС и ОПБ, может привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются3:

1) создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

2) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

3) охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3. Порядок создания сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны
Спасательная служба охраны общественного порядка создаётся на нештатной основе:

- в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и действует на основании Положения о спасательной службе субъекта Российской Федерации, согласованного с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления и действует на основании Положения о спасательной службе муниципального образования, разрабатываемого органом местного самоуправления, согласованного с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем гражданской обороны органа местного самоуправления (приложение 1);

- в организациях - по решению руководителя организации и действует на основании Положения о спасательной службе организации, разрабатываемого организацией и согласованного с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утвержденного руководителем организации.

Службы субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются территориальными и применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.

Служба организации является объектовой и предназначена для выполнения мероприятий на территории организации, которая её создаёт.

Объектовая Служба может привлекаться для ведения работ в других организациях (районах) только по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположена данная организация.

Территориальные и объектовые Службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со Службой гражданской обороны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации4 в соответствии с Планом охраны общественного порядка.

Служба включает в себя органы управления и силы (формирования). Органы управления Службы осуществляют контроль и организацию мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав органов управления входят руководитель службы и штаб, включающий представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководства организаций.

Количество формирований, входящих с состав Службы, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны)5.

Формирования, входящие в состав Службы комплектуются на нештатной основе работниками организаций (по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), которые имеют и эксплуатируют потенциально опасные производственные объекты, а также имеют важное оборонное и экономическое значение или представляют высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время.

К организациям, создающим Службу и комплектующим формирования территориальных служб, относятся организации, расположенные на территории Российской Федерации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

- организации, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов6 или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений7;

- отнесенные в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

- продолжающие работу организации при введении на соответствующей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации режимов военного и чрезвычайного положения и в условиях крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера;

- размещенные в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.

К формированиям, предназначенным для восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся команды и группы охраны общественного порядка (аналогично наименованиям нештатных аварийно-спасательных формирований8). Нештатные аварийно-спасательные формирования (команды и группы охраны общественного порядка) могут входить в состав Службы.

Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, обеспечении безопасности дорожного движения, усилении охраны объектов, в состав команд и групп необходимо включение управленческого звена − командиров команд (групп), звеньев. В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.

В военное время с целью проведения радиационного и химического контроля как на объектах работ, так и на маршрутах выдвижения сил и эвакуации населения в состав команды целесообразно включать специалистов, обученных применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав следует включить грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки личного состава, или автобус.

Примерные схемы организации формирований охраны общественного порядка представлены на рисунках 1-3.







Количество формирований для территориальных и объектовых Служб определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.

Примерный расчет создания формирований в организациях, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время, показан в таблице 1 (входящих в состав объектовых служб).
Таблица 1 – Примерный расчет создания формирований в организациях


Наимено­вание фор­мирования

Числен­ность

л\с, чел


Организации с численностью ра­бо­чих и служащих (тыс. чел)

Образова­тельные уч­реждения высшего и среднего профессио­нального об­разования

Научно-исследователь­ские организации, чел.

Более 5

3-5

1-3

0,3-1

Ме­нее 0,3

Более 1000

300-1000

Менее 300

кооп

44/37

1-2

1-2

1

-

-

-

-

-

-

гооп

16

-

-

-

2

1

1

1

1

1

Количество формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач и может соответствовать примерному расчету, представленному в таблице 2.

Таблица 2 – Примерный расчет формирований, входящих в состав территориальных служб, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления


Территория


Наименование формирований, численность, чел

кооп

44/37


гооп

16


Субъект РФ

1-2

-

Внутригородская территория города федерального значения

-

1

Муниципальные образования:

городской округ населением более 1 млн.

городской округ населением менее 1 млн.

Муниципальные районы:

городские поселения

сельские поселения


2

1


-

-

-

-
1


1

Район размещения в загородной зоне

Сборный эвакуационный пункт



1-2

1-2

Расчеты потребности в формированиях (штатные перечни и нормы оснащения):

а) разрабатываются:

- для территориальных спасательных служб (кроме медицинских) – органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;

- для объектовых спасательных служб – структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

б) утверждаются:

- для территориальных спасательных служб – руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителем органа местного самоуправления муниципальных образований;

- для объектовых служб – руководителями организаций, на базе которых создаются формирования.

Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований9 (таблица 3).



Таблица 3 – Оснащение формирований охраны общественного порядка специальным имуществом

№ пп

Наименование имущества

Ед. изм.

Норма отпуска

Кому положено

Примечания

Средства индивидуальной защиты

1

Противогаз фильтрующий гражданский типа ГП-7 и его модификации

компл.

1 на чел.

На штатную численность формирования

10% запас для подгонки

2

Респиратор типа Р-2

шт.

1 на чел.

На штатную численность формирования




3

Легкий защитный костюм Л-1, КИХ-2

компл.

1 на чел.

На штатную численность формирования

15% запас для подгонки

4

Сапоги резиновые

пар

1

На каждый Л-1




5

Мешок прорезиненный для зараженной одежды

шт.

1

На 20 костюмов Л-1




Медицинское имущество

6

КИМГЗ «Юнита»

компл.

1 на чел.

На штатную численность формирования




Средства радиационного и химического контроля

7

Дозиметр-радиомер ДРПБ-03, ДКГ-03Д

шт

1

Каждому химику-разведчику




8

Универсальный прибор газового контроля типа УПГК с комплектом индикаторных трубок

компл.

1

Каждому химику-разведчику




9

Метеорологический комплект типа МК-3

компл.

1

Каждому химику-разведчику




10

Комплект отбора типа КПО-1М

компл.

1

Каждому химику-разведчику




11

Индивидуальный дозиметр типа ДКГ-05Б, ДКГ РМ-1621

шт.

1

Руководящему составу формирований




Средства связи

12

Радиостанция УКВ носимая

компл.

2

Каждому звену связи

Каждой команде охраны общественного порядка






13

Электромегафон

шт.

1

Каждой команде охраны общественного порядка





Порядок комплектования Службы

Личный состав Службы комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в период мобилизации, в военное время, либо находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В состав формирований могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований Службы производится приказом (распоряжением) соответствующего руководителя:

- формирований Службы субъекта – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с руководителями органа местного самоуправления и организаций, на базе которых создаются формирования;

- формирований Службы муниципального образования – руководителя органа местного самоуправления по согласованию с руководителями организаций, на базе которых создаются формирования;

- формирований Службы организации – руководителя организации.
Порядок обеспечения и оснащения сил материально-техническими средствами

Финансирование спасательной службы охраны общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На основании приказа Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» с 1 января 2011 г. введены «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». В Раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включены расходы на гражданскую оборону. По подразделу 0309 «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.

Номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств накапливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями10.

Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве − за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.

Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.

Непосредственная передача техники и специального имущества осуществляется с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.

Основными видами специального имущества формирований охраны общественного порядка являются:

- средства индивидуальной защиты;

- индивидуальные средства медицинской защиты;

- средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

- средства связи и оповещения.



Порядок подготовки и обучения сил в области гражданской обороны

Подготовка и обучение руководящего и личного состава спасательной службы охраны общественного порядка осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера11.

Обучение личного состава службы проводится по Примерной программе обучения личного состава спасательных служб (приложение 2), утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 28 марта 2006 г. № 1-4-54-370-14, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обучение руководящего состава служб и формирований осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Обучение личного состава формирований планируется и проводится в организации руководящим составом в рабочее время в объеме 36 часов в год.

Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом специфики выполнения задачи по охране общественного порядка.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках и учениях, в ходе которых определяются:

- реальность расчетов по созданию формирований;

- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;

- соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач;

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок их хранения и готовность к использованию;

- время сбора формирований и выхода их в район сосредоточения и к объектам ведения работ.

Проверки готовности формирований к выполнению задач по предназначению осуществляются:

- территориальными органами МЧС России;

- соответствующими руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению во всех организациях, находящихся в сфере их ведения.


4. Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны
Комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка, проводимых в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, выполняется с целью нормализации обстановки, восстановления и поддержания законности и правопорядка на территории в кратчайшие сроки, а также обеспечения решения других задач гражданской обороны.

В процессе выполнения мероприятий формирования Службы взаимодействуют с формированиями органов внутренних дел, Службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России, другими силами ГО, органами местного самоуправления, органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством РФ и международными актами о правах человека и в соответствии с Планом охраны общественного порядка, разработанным и утвержденным МВД России.

Формирования Службы могут привлекаться к выполнению мероприятий по охране общественного порядка, которые включают:

а) по восстановлению и охране общественного порядка:

- обеспечение общественного порядка на территориях городов и муниципальных образований (в том числе в местах с массовым пребыванием людей), на охраняемых объектах, в том числе на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации12;

- патрулирование населенных пунктов и общественных мест;

- предупреждение и пресечение возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;

- обеспечение функционирования групп сопровождения, постов наблюдения, цепочек и т.п.;

- оцепление опасных зон, развертывание заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима;

- обеспечение общественного порядка на маршрутах ввода сил в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;

- охрана культурных и материальных ценностей;

б) по обеспечению безопасности дорожного движения:

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- обеспечение безопасности дорожного движения13 и регулирование на маршрутах ввода сил и средств в очаги поражения и зоны ЧС, для проведения АСДНР, а также на маршрутах эвакуации населения;

- ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;

- обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автотранспортных средств специального назначения на маршрутах движения;

- осуществление контроля за состоянием и оборудованием маршрутов движения;

- участие в развертывании контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;

- ведение радиационного и химического контроля на маршрутах движения.

При обеспечении эвакуации населения основными задачами Службы являются:

- пресечение паники на сборных эвакуационных пунктах, местах формирования пеших колонн и посадки на транспорт. Обеспечение порядка при движении на маршрутах эвакуации, в пунктах высадки и в местах временного размещения;

- сопровождение колонн с эвакуируемым населением и оказание помощи органам местного самоуправления при расселении эвакуируемых;

- ведение радиационного и химического контроля на сборных пунктах, местах посадки, маршрутах выдвижения, в пунктах высадки и местах временного размещения.

Формирования Службы могут привлекаться к выполнению других мероприятий, связанных с охраной и восстановлением общественного порядка, по решению соответствующих органов управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


5. Охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра

Формирования Службы принимают непосредственное участие в охране объектов, в том числе подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем14, утвержденным Правительством Российской Федерации, и охране имущества граждан и организаций (физических и юридических лиц) на договорной основе.

Формирования Службы не привлекаются к охране объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти15.

Основными задачами при охране объектов в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Охрана объектов осуществляется в соответствии с инструкцией по охране объекта, утвержденной его руководителем, либо соответствующим документом установленной формы, утвержденным органами внутренних дел Российской Федерации.

Для охраны объектов создаются контрольно-пропускные пункты (посты) (далее – КПП), назначаются караулы (дежурные смены), включающие в себя посты, количество которых определяется органами внутренних дел Российской Федерации. При охране административных зданий могут создаваться посты регулирования служебного автотранспорта в местах парковки служебных машин.

Основанием для прохода (проезда) на территорию объектов, вноса (выноса) материальных ценностей являются документы установленного образца (пропуска, материальные пропуска, списки и т.п.), утвержденные руководителем объекта (органом, в чьем ведении находится объект).

Пропуск лиц, транспортных средств на территорию объектов через КПП осуществляется только после:

- идентификации личности и транспортного средства;

- установления действительности оснований для прохода (проезда) на территорию объекта;

- проведения досмотра с использованием досмотровых средств (при необходимости и соответственном оснащении).

На особо важных и режимных объектах КПП могут оборудоваться инженерно-техническими системами, обеспечивающими:

- предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию объекта;

- воспрепятствование проходу (проезду) лица и (или) транспортного средства через КПП до завершения идентификации личности, транспортного средства и проверки действительности оснований для прохода (проезда) на территорию объекта;

- идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность;

- идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца;

- осуществление досмотра лиц, а также транспортных средств.

Во взаимодействии с органами внутренних дел личный состав формирований может привлекаться к участию:

- в предотвращении хищения имущества;

- в проверке условий хранения имущества;

- в выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (прилегающих территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищению имущества, принятию мер по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;

- в осмотре территории и помещений охраняемых объектов;

- в преследовании и задержании лиц, незаконно проникших на объект;

- в задержании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение;

- в изъятии и охране незаконно ввозимого (вывозимого), вносимого (выносимого) имущества.

Соблюдение внутриобъектового режима предусматривает выполнение требований, установленных на объекте приказами (распоряжениями) руководителя. К основным из них относятся:

- контроль прибытия (убытия) сотрудников и посетителей объекта, въезда (выезда) транспортных средств;

- контроль и пресечение вноса (выноса) на территорию запрещенных предметов (кино-, фотооборудование и т.п.);

- соблюдение требований распорядка работы объекта;

- соблюдение порядка вскрытия (закрытия) помещений, хранения ключей;

- соблюдение требований пожарной безопасности и т.д.

Деятельность по охране имущества граждан и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (физических и юридических лиц), осуществляется в соответствии с заключенными договорами (по аналогии с деятельностью вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации16).

Заключение договора предусматривает, что формирования Службы на охраняемых объектах и маршрутах патрулирования обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный порядок и общественную безопасность.

Охрана имущества, оставленного без присмотра, осуществляется во взаимодействии с подразделениями ведомственной и вневедомственной охраны силами муниципальных образований и организаций формированием караулов и постов охраны.

6. Порядок методического руководства и осуществления государственного надзора в области создания и обеспечения готовности сил охраны общественного порядка
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности спасательной службы охраны общественного порядка в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России)17 и его территориальными органами18.

Методическое руководство организацией и проведением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка заключается в разработке нормативных правовых актов МЧС России в области создания, функционирования и взаимодействия (в том числе с другими силами ГО и силами ФОИВ) спасательных служб и формирований охраны общественного порядка, организационно-методических документов по проведению мероприятий по восстановлению и охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны, охране объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятию мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Государственный надзор в области гражданской обороны в части создания и готовности к действиям территориальных и объектовых Служб осуществляют МЧС России19 и его территориальные органы.

Перечень должностных лиц, полномочных осуществлять государственный надзор, утвержден МЧС России20.

При осуществлении государственного надзора должностные лица имеют право:

- осуществлять проверку выполнения установленных требований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по созданию Службы и готовности её применения в соответствии с предназначением;

- запрашивать необходимые документы по созданию Службы;

- выдавать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в области создания и подготовки служб и формирований.

Главный военный эксперт

генерал-полковник П.В. Плат

Приложение 1

Примерное положение

о спасательной службе охраны общественного порядка

_________________________________

(муниципальное образование)


I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основанием создания спасательной службы охраны общественного порядка являются Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 7, ст. 799) и постановление (распоряжение) муниципального образования.

2. Спасательная служба охраны общественного порядка (далее – Служба) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для организации и проведения комплекса мероприятий по охране общественного порядка в военное время, а также, в случае необходимости, при чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Служба в своей деятельности руководствуется федеральными нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Основу Службы составляют формирования, предназначенные для охраны общественного порядка.

Служба охраны общественного порядка осуществляет свою деятельность во взаимодействии с силами гражданской обороны, Службой гражданской обороны охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениями ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (учреждений), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в установленном порядке.

3. Формирования Службы, создаваемые на базе организаций, независимо от формы собственности, по решению соответствующих руководителей гражданской обороны, используются для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как вспомогательные подразделения для выполнения мероприятий по охране общественного порядка. Служба не комплектуется аттестованными спасателями.

4. Создание Службы возложено на органы местного самоуправления, а организационно-методическое руководство – на территориальные органы МЧС России.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Основными задачами Службы являются:



- участие в восстановлении и охране общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны (ликвидации ЧС) и эвакуации населения;

- участие в обеспечении беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны (ликвидации ЧС) для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР);

- участие в осуществлении пропускного режима и поддержания общественного порядка в очагах поражения (зонах ЧС);

- участие в усилении охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ

6. Служба организуется по территориальному принципу органами местного самоуправления на базе организаций, продолжающих работу в период мобилизации, в военное время и при ЧС природного и техногенного характера.

В муниципальном образовании Служба создается по решению органов местного самоуправления, а формирования в организациях — по решению руководителей этих организаций.

Создание и руководство Службой возлагаются на органы местного самоуправления и руководителей организаций.

7. В состав Службы входят: руководство, органы управления и формирования.

8. К руководству относится начальник Службы. Начальником Службы является специально назначенное должностное лицо органов местного самоуправления.

9. Органом управления Службы является штаб спасательной службы охраны общественного порядка муниципального образования. Штаб Службы создается в мирное время распоряжением соответствующего руководителя органа местного самоуправления. Структура и численность органов управления Службы определяются решением органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из прогнозируемого объема работ.

10. К формированиям, входящим в состав Службы, относятся:

- команды охраны общественного порядка;

- группы охраны общественного порядка.

11. При необходимости, для выполнения задач, возлагаемых на Службу, решениями органов местного самоуправления могут создаваться и другие формирования.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБОЙ

12. Управление Службой в лице начальника спасательной службы охраны общественного порядка и штаба службы заключается в организации, планировании, поддержании в постоянной готовности организаций и формирований к проведению комплекса мероприятий по охране общественного порядка и подготовке руководителей и личного состава формирований.

Деятельность Службы осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) органов местного самоуправления. Порядок действий Службы определяется в Плане действий спасательной службы охраны общественного порядка.

13. Применение формирований Службы осуществляется на основании решения начальника Службы на проведение мероприятий по охране общественного порядка.

В решении начальника Службы на проведение мероприятий в соответствии с предназначением определяются задачи, на которых необходимо сосредоточить основные усилия, задачи и мероприятия, сроки, способы и очередность их выполнения, привлекаемые силы и средства, возможный маневр силами и средствами, организация взаимодействия, организация управления. Также определяются порядок и объемы получения имущества, средств индивидуальной защиты и т.п.

Решение начальника Службы на проведение мероприятий по охране общественного порядка оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта документов) в виде Плана действий спасательной службы охраны общественного порядка муниципального образования.

В комплект документов входят: схема оповещения органов управления Службы; схема управления и связи на военное время и в период ликвидации ЧС природного и техногенного характера; документы скрытой связи; план взаимодействия с другими спасательными службами; состав и задачи оперативных групп; расчеты, заявки, справочные и другие материалы.

14. План действий спасательной службы охраны общественного порядка муниципального образования согласовывается с территориальными органами МВД России и МЧС России и утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны – главой муниципального образования.

План разрабатывается и корректируется по мере необходимости.

15. Начальник Службы осуществляет непосредственное руководство планированием мероприятий по охране общественного порядка.

V. ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ

16. Начальником спасательной службы охраны общественного порядка муниципального образования назначается должностное лицо из администрации муниципального образования, которое непосредственно подчиняется главе муниципального образования. В его оперативном подчинении находится штаб службы.

Непосредственное руководство формированиями осуществляется по штатным средствам связи через штаб службы.

В военное время штабом службы организуется информационное взаимодействие с силами ГО, осуществляющими проведение АСДНР в очагах поражения.


VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СЛУЖБЫ

17. Подготовка и обучение руководящего и личного состава Службы осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

18. Примерная программа обучения сотрудников формирований Службы разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Общий объем обучения сотрудников формирований должен составлять не менее 36 часов в год. Проведение аттестации сотрудников формирований не предусматривается вследствие специфики выполняемых подразделениями задач.

VII МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ

19. Финансирование Службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по гражданской обороне.

20. Определение номенклатуры и накопление объемов создаваемых в целях охраны общественного порядка запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств осуществляются органами местного самоуправления и организациями.

21. Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве − за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.

Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.


Приложение 2


Примерная программа обучения личного состава

спасательной службы охраны общественного порядка

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа обучения личного состава спасательной службы охраны общественного порядка (далее - Примерная программа) составляет основу подготовки спасательных служб к выполнению задач по предназначению.

В Примерной программе изложены организация и методика обучения, тематика, содержание тем и расчет часов базовой и специальной подготовки, рекомендуемое распределение тем специальной подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава спасательной службы охраны общественного порядка (далее – Службы), прошедшего обучение.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Подготовка Службы организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и соответствующих программ обучения.

Подготовка Службы включает:

- начальное обучение личного состава Службы по примерной программе обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности;

- обучение личного состава Службы по программе, разработанной в соответствии с настоящей Примерной программой;

- повышение квалификации руководителей Службы по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

- участие Службы в соревнованиях, тренировках и учениях;

- проверку готовности Службы к действиям по предназначению.

2. Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава Службы умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава Службы в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении Службы, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.

3. Обучение личного состава Службы планируется и проводится в рабочее время в объеме 36 часов в год.

Темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (24 часа). Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом специфики действий Службы. На их отработку отводится 12 часов.

4. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий.

5. Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители Службы, а на учебных местах – руководители структурных подразделений спасательных служб.

Руководитель Службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.

Руководителю занятия накануне проведения практического или тактико-специального занятия целесообразно провести инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с руководителями структурных подразделений Службы, которые будут являться руководителями занятий на учебных местах.

6. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.

7. На тактико-специальные занятия Службы выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов, принадлежностей и средств индивидуальной защиты.

Практические занятия со структурными подразделениями Службы разрешается проводить раздельно.

8. Занятия по темам специальной подготовки с личным составом Службы организаций могут проводиться путем сбора под руководством руководителя соответствующей Службы муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

9.. Руководителям (главам) органов исполнительной власти, руководителям органов местного самоуправления и организаций, исходя из местных условий, уровня подготовки личного состава, специфики решаемых задач, разрешается уточнять содержание тем и время на их изучение без уменьшения общего времени, отводимого на обучение спасательных служб, а также увеличивать время на отработку тем специальной подготовки.

10. Руководитель Службы должен

знать:

- назначение, место и роль Службы в группировке сил, определяемой планом ГО и защиты населения;

- свои функциональные обязанности;

- назначение, порядок применения, возможности Службы;

- порядок взаимодействия сил при проведении мероприятий ГО;

- организацию оповещения и связи;



уметь:

- организовывать подготовку и обучение структурных подразделений и Службы в целом;

- планировать и организовывать поддержание Службы в готовности к действиям, а также к всестороннему обеспечению;

- готовить предложения соответствующему руководителю, осуществляющему руководство гражданской обороной для принятия решения на проведение АСДНР;

- организовывать взаимодействие с соответствующими органами управления и силами ГО и РСЧС;

- руководить подчиненными силами Службы при выполнении поставленных задач.

Личный состав Службы должен

знать:

- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях, а также способы защиты от них;

- поражающие свойства отравляющих (далее – ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

- предназначение Службы и свои функциональные обязанности;

- производственные и технологические особенности своей организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- порядок действий по сигналам оповещения;

- порядок оповещения, сбора и приведения Службы в готовность;

- место сбора Службы, пути и порядок выдвижения к месту возможного применения;

- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении;

- порядок проведения специальной обработки;



уметь:

- выполнять функциональные обязанности при выполнении задач по предназначению;

- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты;

- оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

- работать на штатных средствах связи;

- проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты.

III. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ


№ пп

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Действия личного состава при приведении спасательной службы в готовность

Тактико-специальное занятие

4

2.

Действия личного состава спасательной службы при выдвижении в район выполнения задач

Тактико-специальное занятие

3

3.

Оказание первой помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места. Средства индивидуальной медицинской защиты. Правила пользования ими

Практическое

занятие


4

4.

Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты

Практическое

занятие


3

5.

Меры безопасности при выполнении задач

Практическое

занятие


3

6.

Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами

Тактико-специальное занятие




7.

Действия спасательной службы по проведению специальной обработки

Практическое

занятие


4




Итого:




24

IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница