Методические рекомендации по профилактике злоупотребления психоактивных веществ



страница1/7
Дата17.12.2017
Размер1.66 Mb.
#3745
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7



Авторы-составители: методист, доцент кафедры прикладной и практической психологии ГУ ДПО ИРО Заб.края Е.П. Черепанова, педагоги-психологи ГОУ Центр «Семья» Н.Б. Винникова, Д.Н. Петина

Методические рекомендации

по профилактике злоупотребления психоактивных веществ

Методические рекомендации окажут помощь в организации работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди детей и подростков в образовательных учреждениях. В пособии приведены основные понятия профилактики злоупотребления психоактивными веществами; раскрывается содержание профилактической деятельности работников образовательного учреждения; рассмотрены вопросы организации в образовательном учреждении общей и первичной профилактики. Особое внимание уделяется вопросу первичной позитивной профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений (директорам, заместителям директоров по воспитательной работе), педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, учителям-предметникам.

Содержание


  1. Введение

  2. Раздел 1

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

1.1. Аддиктивное поведение: понятие, психологические теории возникновения аддиктивного поведения

1.2. Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение

1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения

1.4. Характерные черты аддиктивной личности

1.5. Этапы формирования аддикции

1.6. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте
Раздел 2

Система профилактики злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ)

2.1. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

2.2. Особенности первичной профилактики злоупотребления психоактиных веществ

2.3. Современные подходы к профилактике злоупотребления ПАВ

2.3.1. Позитивно-ориентированный подход в профилактике злоупотребления психоактивных веществ

2.4. Духовно-нравственное воспитание как один из ведущих аспектов первичной профилактики ПАВ

2.5. Некоторые ошибки в рамках первичной профилактики ПАВ

2.6. Вторичная, третичная профилактика в системе образования

2.7. Особенности профилактики некоторых видов аддиктивного поведения

2.7.1. Профилактика табакокурения

2.7.2. Профилактика злоупотребления ингалянтами

2.7.3 Коррекция алкоголизма



Литература

Глоссарий

Приложения

Введение

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску подрастающим поколением средств, помогающих уходить от тягостных переживаний посредством наркотизации, различных видов злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем, правонарушениями.

В настоящее время в РФ и Забайкальском крае организацию работы профилактической направленности по вопросам предотвращения употребления психоактивных веществ и формирования здорового и безопасного образа жизни детей регламентируют ряд документов:



  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690. Документ определяет государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании;

  • Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утверждённая Министерством образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2011 года,

  • Закон Российской Федерации  "Об образовании", устанавливающий  ответственность  образовательного учреждения  за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

  • Федеральный  закон  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающий правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);

  • письмо Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России       «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»;

  • Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края, утвержденная распоряжением Правительства Забайкальского края от 24 марта 2009 года № 119-р,

  • Протокол заседания антинаркотической комиссии в Забайкальском крае от 27 сентября 2012 № 3.

В целях предотвращения сложившейся ситуации в РФ разрабатывались и реализовывались разнообразные программы, направленные на профилактику злоупотребления детьми и молодежью психоактивных веществ. Однако в современном российском обществе проблема роста количества подростков и молодежи, склонных к аддиктивным формам поведения, злоупотребляющих различными ПАВ продолжает обостряться. Мониторинг распространения вредных привычек среди детей и подростков (курение, алкоголизация, наркотизация), количества суицидальных попыток, завершенных детских суицидов в Забайкальском крае, свидетельствует о серьезности данной проблемы в настоящее время и в Забайкалье (см. Таблица 1)

Таблица 1



Социальные последствия стрессовых ситуаций

2013 г.

2012г

2011 г.

Количество учащихся из 300 общеобразовательных школ, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ПДН)

2138 чел.


1463 чел

1619 чел


Число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений

878 чел.

745 чел.




Суицидальное поведение несовершеннолетних

18 фактов

36 фактов




Численность несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества

49

63

108

Численность несовершеннолетних, употребляющих алкоголь

275

287

536

Численность несовершеннолетних, употребляющих токсические вещества

40

37

55

Все это определяет важность профилактической деятельности в образовательных организациях. Именно учителя, школьные психологи, социальные педагоги и родители обучающихся должны обучить детей умениям и навыкам правильного выбора, ответственному поведению за свою жизнь, прививать нравственные и патриотические ценности.

Отсутствие кардинальных изменений свидетельствует о недостаточной эффективности различных мероприятий, организованных специалистами разного уровня в данном проблемном поле. В связи с этим возникает острая необходимость пересмотра системы профилактических действий в Забайкальском крае.

Предлагаемые методические рекомендации разработаны для педагогов, психологов, социальных педагогов. Рекомендации позволяют получить целостные представления о первичной профилактике злоупотребления, позитивно-ориентированном подходе профилактической деятельности.

Раздел 1

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

1.1. Аддиктивное поведение: понятие, психологические теории возникновения аддиктивного поведения

Одним из специфических типов поведенческих отклонений является зависимое (аддиктивное) поведение. Зависимое поведение личности представляет собой сложный многоаспектный феномен, который может приводить к таким чрезвычайно тяжелым последствиям, как алкоголизм, и наркомания, утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений и т.д.

Термин «зависимость» обозначает положение, при котором подчиняются чужой воле, власти кого-либо. При этом условно можно говорить о «нормальной» и «чрезмерной зависимости». Так, все люди испытывают «нормальную зависимость» от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, пища. Большинство людей испытывают здоровую привязанность к родителям, друзьям, детям, любимому делу. О «чрезмерной (патологической) зависимости»говорят тогда, когда такая привязанность заменяет человеку все другие стороны его жизни (семью, работу, друзей, полноценное общение, стремление к самосовершенствованию), блокируя развитие личности (термин «зависимость» используется, как правило, именно в данных случаях). Граница между обычной и патологической зависимостью часто бывает весьма условной, но провести её всё-таки можно: сущностью любой зависимости является утрата человеком волевого контроля над объектом этой зависимости. Человек становится одержимым объектом пристрастия и любым путём стремится к удовлетворению своего болезненного влечения к нему. В связи с этим меняется его образ мыслей, система ценностей. Зависимый человек не владеет ситуацией, не способен ею управлять, не критичен к своему состоянию, полностью зависит от объекта своего болезненного пристрастия.

В специальной литературе получило распространение употребление термина «аддиктивное поведение». В переводе с английского «addiction» - пагубная страсть, привычка. Аддиктивное поведение – это специфический тип отклоняющегося поведения, состоящий в формировании у человека стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации на определённых видах деятельности с целью получения и поддержания интенсивных эмоций [27, стр. 8-9].



Психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд и др.). Согласно психоаналитикам, личность, развиваясь, закономерно проходит оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии. В основе формирования зависимости лежат дефекты (внутриличностные конфликты) в психосексуальном созревании, приобретенные в частности на оральной и/или анальной стадии развития. Человек под действием психоактивного вещества регрессирует на более ранние стадии развития, избегая таким образом, решения существующих конфликтов.

В индивидуальной психологии (А.Адлер) основное внимание уделяется рассмотрению врожденного комплекса неполноценности и его компенсации. Преодолеть успешно чувство неполноценности возможно при развитии чувства общности. Индивиды с недостаточно развитым чувством общности составляют группу проблемных детей, преступников, душевнобольных, алкоголиков, наркоманов. Эта группа рассматривается, как обладающая «частной логикой», люди не могут справиться со своими проблемами и получать удовольствие от социального общения, потому что в детстве у них сформировался план, в основе которого лежит защитная функция. Этот план согласован и препятствует личностным изменениям, так как представляет единую форму адаптации, которую человек сумел для себя создать.

Транзактный анализ (Э. Берн) рассматривает зависимость от психоактивных веществ как вариант Игры (для зависимого), в которую человек может играть всю жизнь. Он не боится потерять здоровье, так как это как раз то, чего он нередко и добивается, следуя своему сценарному предписанию: «Убей себя». У наркоманов и алкоголиков, по мнению Э.Берна, отчетливо проявляется материнское влияние. Таким людям необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по-своему, т.е. зависимость от наркотических веществ, по сути, является другой стороной зависимости от матери. Усвоенный зависимый способ поведения (семейный сценарий), скорее всего, будет проявляться и в дальнейшей семейной жизни этого человека.

Гуманистический психоанализ. В современной жизни существует базовое противоречие (Эрик Фромм), которое зажимает личность с двух сторон: с одной стороны – почетно любить других, приветствуется альтруизм; с другой стороны, любить себя – это грех, хотя является самым сильным и законным стремлением человека. Если человек способен на продуктивную любовь к себе и другим, то он способен утвердить собственную жизнь, счастье, развиваться и достичь свободы.

Центральным понятием в теории Э. Фромма является «отчужденность»; по его мнению, оно порождает тревогу, стыд и чувство вины. Быть отчужденным значит быть беспомощным, не владеть собственной жизнью и не влиять на ход событий. Самая глубинная человеческая потребность, по мнению Э. Фромма, это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества. Один из путей достижения этой цели – всевозможные оргиастические состояния, которые могут принимать форму аутогенного экстаза. В современных культурах, которым не свойственны оргии, это приобретает форму алкоголизации и наркотизации. Внешний мир исчезает, а вместе с ним исчезает состояние отчужденности.

Выход из этой ситуации Э. Фромм видит в развитии творческой деятельности и истинной любви. Зависимого человека он относит к мазохистскому типу личности, которая является пассивной формой симбиотической связи. Иными словами, зависимостями страдают люди, неспособные любить.

Теория психосоциального развития. Эрик Эриксон говорит о существовании определенных психологических стадий развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Личностное развитие протекает всю жизнь. Отрицательный или положительный полюс кризиса может быть изменен ходом дальнейшей жизни. Недостатки всех предшествующих стадий развития манифестируются в подростковом возрасте во время кризиса идентификации личности или путаницы ролей (12-18 лет). Развивается новый подход к жизни, подросток может создавать себе мыслительные идеалы: идеальные образы семьи, общества, религий и др. Основная задача – это интегрировать все то, что знает о себе подросток (свои роли) и спроецировать получившийся образ в будущее.

Подростки пытаются создавать свою субкультуру, они озабочены тем, что их мнение не совпадает с мнением других людей, в поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, некоторые подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы.

От самой первой стадии (потребность в доверии себе и другим) подросток ищет людей, которым можно было бы верить, и люди должны доказать, что им можно верить. С другой стороны, он боится быть обманутым и может выражать эту потребность в циничном недоверии.

От второй стадии подросток получает чувство «свободно желать». В ситуации выбора подросток будет вести себя вызывающе по отношению к взрослому, чтобы не быть «опозоренным» принуждением в собственных глазах и глазах сверстников.

Возраст игры (третья стадия) дает в наследие безграничное воображение того, кем некто мог бы стать. Подросток готов доверять тем сверстникам или тем направляющим (или же вводящим в заблуждение) старшим, которые зададут образцы, иллюзорные границы его устремлений.

Если в младшем школьном возрасте формируется желание сделать дело «хорошо», то подросток стремится к выбору профессии, которая приносила бы удовлетворение, не обращая внимания на перспективу карьеры и заработную плату.

Если молодой человек может идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, если были положительно разрешены кризисы предшествующей идентичности, то этот период проходит более спокойно, чем у тех, кто не способен найти свое место в жизни. В основе этого лежат предшествующие сильные сомнения в своей этнической, сексуальной или ролевой спутанности, которые соединяются с застарелым чувством безнадежности. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности. Подростки последней группы часто пополняют группу деликвентных подростков.

Интеракционистский подход (Шибутани) представляет поведение человека в виде социальной матрицы из пяти функциональных единиц: действие, значение, роль, личность, группа. Как человек воспринимает свое окружение зависит от значений, которые имеют для личности различные объекты, дающие человеку удовлетворение. Чтобы избежать фрустрации в ситуации «блокады» потребностей, мышление выбирает подходящий образ для завершения действия, и затем возникает вторичное приспособление. В этой потребностной цепочке объектом может выступить психоактивное вещество, что приводит к фиксации данной модели поведения.

Теория личностных конструктов (Дж. Келли) рассматривает личность как целостное образование, состоящее из системы конструктов, которые формируются на основе опыта и определяют поведение человека. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой. Это указывает на сниженные адаптационные возможности, что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных расстройств.

Гуманистические концепции характеризуют личность как человека-в-процессе, открытого новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас», стремящегося к саморазвитию внутренних побуждений и способности принимать решения (К.Роджерс). Если сообщение (то, что человек выражает), опыт (то, что происходит в его поле опыта) и осознавание (то, что человек замечает) соответствуют друг другу, то говорят о высокой конгруэнтности (согласованности). Каждый опыт неконгруэнтности между самостью (концепцией Я) и реальностью ведет к возрастающей уязвимости личности, что приводит к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавленные или отрицавшиеся части себя, и открывая внутренний «локус контроля».

По мнению А.Маслоу личность сама создает иерархию потребностей и способна к усилию, необходимому для перехода на уровень метамотивации. Он определяет неврозы и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», т.е. основной механизм развития болезни – это неудовлетворение базовых потребностей, что приводит к фрустрации и препятствует самоактуализации.

В.Франкл обращается к проблеме смысла жизни, которая особенно обострена в подростковом возрасте. Молодые люди демонстрируют свою взрослость тем, что ставят под сомнение смысл жизни. Подростку нужно найти смысл жизни, найти, а не взять. «Смысл должен быть найден, он не может быть создан», - пишет Франкл. На основе данных наблюдения за узниками концлагерей, он сделал вывод, что наибольшие шансы выжить были у тех, кто направлен в будущее. Человек без «внутреннего стержня» легче попадает в зависимость. Состояние опьянения – это состояние условного удовлетворения, так как истинная радость не может быть самоцелью.

Как отмечает Г.Олпорт, несмотря на свои страдания, наркоман все равно возвращается к наркотикам: так он «решает» все свои проблемы. Эти люди – жертвы установки «магического мышления»: с точки зрения человека субъективная реальность абсолютна и безусловна, она важнее, чем реальность внешняя. К наркотику приводит фрустрация, одиночество, отчуждение. Наркоман нуждается в том, чтобы чувствовать себя всемогущим, его зависимость - это образ жизни. Только изменение мировоззрения способно избавить его от зависимости.



В деятельностном подходе (С.Л. Рубинштейн) поведение понимается как особым образом организованная деятельность, которая осуществляет связь организма с внешней средой через реализацию мотивов. Осуществляясь в действиях и поступках, мотивы закрепляются и переходят в характерологические черты, по мере того, как начинают определять образ действий. Зависимое поведение можно определить как ложно опредмеченную потребность, а основной механизм его развития – как «сдвиг мотива на цель». Доминирующим мотивом становится поиск объекта, который удовлетворяет потребность, замещающую истинную, обладание объектом дает временное ослабление внутреннего напряжения. Вся смысловая сфера личности перестраивается в соответствии с этим ведущим мотивом.

Б.Г. Ананьев определяет поведение человека как сложный комплекс видов его социальной деятельности. В поведении существует взаимозависимость между: информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; преобразованием внутреннего мира самой личности. В подростковом возрасте ведущим типом деятельности (Д.Б. Эльконин) снова становится общение. Недостаточное развитие социальной компетентности может быть компенсировано психоактивными веществами, которые дают ощущение достижения «Я – социального, каким хочу, чтобы меня видели другие». Объект зависимости может быть включен в структуру Я-концепции как самостоятельный внутренний образ и затем влиять на поведение подростка.

Основатель техники реконструкции личности, получившей название «психосинтез», Р. Ассаджиоли выделяет пять критических стадий на пути к достижению полного духовного сознания: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробуждения; «темная ночь души». Описание кризиса, предшествующего духовному пробуждению близко к описанию кризиса подросткового возраста. В подростковом возрасте человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, о смысле своего существования, о справедливости и об истоках страданий, о цели существования человечества вообще. В период этого кризиса человек испытывает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты, которая может быть вызвана разочарованиями от прежних представлений о будничной, реальной жизни. «В ходе этой борьбы, - пишет Р.Ассаджиоли, некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем». Если не увидеть и не направить это неосознанное, в данном случае с точки зрения подростка, беспокойство на развитие и личностную трансформацию, то через какое-то время из подавленного оно станет актуальным и будет дезорганизовывать жизнь, внутренняя пустота окажется еще более невыносимой. Р.Ассаджиоли использует понятие жизненной ориентации как основного направления жизни человека. Человек делает свой выбор на основе того, что он уже осознает и будет действовать в соответствии с тем, что отвечает желаниям его души. Злоупотребление психоактивными веществами рассматривается как личностное поведение, направленное на изоляцию от общества, где личность не признана.

В трансперсональной психологии (Ст.Гроф) использование психоактивных веществ связывается с патологией в III перинатальной матрице, а именно, со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству. Если во время родов использовалась анестезия, то индивид будет почти на клеточном уровне запрограммирован искать выход из тяжелых стрессов в наркотическом состоянии. В общем согласии с психоаналитической теорией, алкоголь и наркотики представляются связанными с депрессией и суицидом. Употребление подобных препаратов – это стремление пережить недифференцированное единство, отменить сам процесс рождения.

По мнению гештальтпсихологов (М.Вертхаймер, В.Келлер, К.Коффка и др.) внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей.



Гештальттерапия (Ф.Перлз) описывает невротические механизмы нарушения контактов. Всякое проявление целостного Я есть сообщение личности о себе. Первоначально среда формирует механизмы контакта, которые потом используются личностью при взаимодействии с окружением. Взаимодействуя со средой, организм образует «контактную границу», на которой происходит удовлетворение потребностей. Получив удовлетворение, потребность «уходит» в фон, уступая место другой потребности. У людей с зависимым поведением нарушается процесс «контакт – ухода», одна доминирующая потребность выступает как фигура. Образуется ригидный паттерн поведения, утрачивается контакт с реальностью. Гештальт остается незавершенным. Сознание удерживает в качестве фигуры лишь потребность, соответствующую принятому личностью представлению. Личность не развивается.

В нейролингвистическом программировании (НЛП) социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно использует одну стратегию поведения, социально зрелый - две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация. С помощью психоактивных веществ любой человек может на время «включить» нейросоматический контур человеческого мозга, который отвечает за сенсорносоматическое блаженство [26, 31, 17].


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница