Методические рекомендации по проведению экспресс-диагностики речи детей



страница1/5
Дата09.08.2019
Размер339 Kb.
#128477
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе «Речевое развитие дошкольника» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Данная диагностика предназначена для экспресс-обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» - Л.С.Выготский), рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе. У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня: своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.



Исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках, в том числе в психолого-педагогическом изучении детей Стребелевой Е.А., авторы данной диагностики рекомендуют:

Соблюдать примерный алгоритм обследования речи ребенка.

  • Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов.

  • Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.

  • На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребенка предлагается использовать словесные игры.

  • В заключении диагностики обследуется фонематическая сторона речи. В младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков в слове и сравнивают речевые звуки между собой.

Соблюдать условия обследования.

  • Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.

  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.

  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

Выявлять проблемы в речевом развитии и

определять зону ближайшего развития.

Для этого воспитатель должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому. Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках дошкольника. Например, обследуем по сюжетной картинке «Дети играют» связную речь ребенка второй младшей группы в возрасте 3 года 10 месяцев. Диагностика показывает, что у этого ребенка низкий уровень связной речи. На вопросы «Почему?», «Как?», «Кто и что делает?» ответить не может. Тогда воспитатель задает вопросы из 1 младшей группы «Что делает мальчик?» и т.д. Ребенок отвечает неадекватно, либо совсем неточно «сидит; стоит», вместо «рисует , строит, катает, везет, играет». Тогда воспитатель просит показать, кто рисует, кто строит, кто везет и т.д. Ребенок и здесь путается, то есть плохо понимает глаголы. Задаются более простые вопросы «Это что? Это кто?», ребенок на чал правильно отвечать «Машинка; стол, кубик и т.д. Можно сделать вывод, что связная речь у этого дошкольника не только на низком уровне, а примерно соответствует речи двухгодовалого ребенка, т.к. он владеет только существительными и очень небольшим количеством глаголов. В данном случае именно с этого и надо начать работу по развитию связной речи.



Адекватно оценивать уровень речи.

Не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого. Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней:



    • высокий,

    • выше среднего,

    • средний,

    • ниже среднего,

    • низкий.

При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, советуем провести не экспресс-диагностику, а углубленную диагностику речи конкретного ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду или в медико-психолого-педагогической комиссии.
Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей первой младшей группы, 2-3 года
Учитывая, что процесс комплектования данной возрастной группы может затянуться и то, что в этот период возраст исчисляется не только годами, а и месяцами, сроки обследования в диагностической таблице определяются не началом и концом года, а возрастом ребенка. Из наглядного материала понадобятся сюжетные картинки , книжка стихов А.Барто, 3 звучащих игрушки и ширма.

Связная речь. Ребенку предлагается рассмотреть картинку «Семья», или «Дети играют» и ответить на вопросы. В первую половину года задаются вопросы, требующие ответы словом или словосочетанием: кто, что?, что делает папа?, что делает девочка? и т.д. Во второй половине учебного года вопрос формулируется так, чтобы ребенок отвечал предложением и словосочетанием «Кто и что делает?». Дети с высоким уровнем речевого развития начинают отвечать предложением и рассказывать сразу о нескольких персонажах. С низким уровнем ребенок может молчать, тогда требуются наводящие вопросы «это кто?», «что делает папа?» и предложить повторить фразу по картинке, например: «Мальчики сидят на ковре. Папа читает книжку дочке. Мальчики катают мяч. Мама вяжет варежку», таблица поможет оценить уровень выполнения этих заданий. Так же для исследования связной речи предлагается рассказать конкретное стихотворение из серии «Игрушки» А.Барто и определить по диагностической таблице как ребенок его рассказывает.

Словарный запас и грамматический строй речи. Развитие словаря и грамматического строя речи детей, необходимо наблюдать в режимных моментах, а так же при рассматривании сюжетных картин и рассказывании стихотворений А.Барто.

По словарю в 2 - 2,5 года исследуются следующие показатели: существительные - предметы (названия игрушек, мебели, одежды) части тела и лица (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши); части предметов и тела животного (кабина, руль, колесо; уши, гребешок, хвост). Глаголы, называющие бытовые действия (умывается, ест, спит, гуляет), игровые действия (строит, катает, везёт). Прилагательные - обозначающие цвет (красный, синий, желтый, зелёный) и размер (большой, маленький). По грамматическому строю исследуется структура слова, его звуконаполняемость (слова из 2-3 закрытых слогов со стечением согласных рубашка, коробка, туфли, гольфы, шапка, машина, шуба, вода, Таня…). При обследовании слоговой структуры слова поможет таблица «Слова разных слоговых структур», предложенная в данных методических рекомендациях в разделе подготовительная группа. В ней прослеживается усложнение слоговой структуры слова от первой младшей до подготовительной группы. Характерные грамматические категории - использование в речи предлогов (в, на), различение и употребление единственного и множественного числа имён существительных (при рассматривании картины ребёнок самостоятельно отвечает на вопросы или показывает предметы) Для обследования выше перечисленных категорий предлагаем по картинке задать следующие вопросы:

-Кто это? (девочка, мальчик)

-Что это? (мячик, машина, стул, стол)

-Что делает мальчик? (катает, строит)

-Что делают девочки? (рисуют, сидят)

-Какого цвета бантик у девочки, шортики у мальчика?

Ответы детей будут соответствовать уровням речевого развития по диагностической таблице.

Для уточнения понимания ребёнком единственного и множественного числа существительных и родовой принадлежности можно задать вопросы по сюжетной картинке

-Кто катает машину? (мальчик)

-Кто рисует? (девочки)

-Кто сидит на стуле? (девочка)

-Что мальчик везёт в машине? (кубики)

Дети с высоким уровнем точно и адекватно отвечают на вопросы. Для детей со средним уровнем необходимы дополнительные, уточняющие вопросы:

-Это кубик, а это что…? (кубики)

-Это мальчик, а это кто…? (мальчики)

-Это девочка, а это кто…? (девочки)

Дети с низким уровнем, не говорящие, затрудняются правильно показать предметы на этой же картинке: «Покажи кубики, покажи кубик; покажи девочку, покажи девочек; покажи мальчика».

Дети со средним уровнем без труда показывают местонахождение предметов по вопросам, которые направлены на понимание и использование простых предлогов (В, На), а дети с низким уровнем не понимают вопросов с этими предлогами

- На чём сидит девочка?

-На чём лежит мячик?

-На чём лежат рисунки?

-В чём лежат кубики?

Затем ребёнку предлагается словесная игра « Назови, что это у тебя?» Цель: различение и называние частей тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши). Педагог, дотрагиваясь до определённой части тела, просит ребёнка назвать, что это у него. После проведённого обследования педагог анализирует и делает выводы.


Каталог: статьи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница