Методические рекомендации по выполнению практических работ для профессии 35. 01. 15 (190631. 01) Автомеханик по пм 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Шатрово, 2015



страница1/3
Дата09.05.2018
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»

Шатровский филиал




Методические рекомендации

по выполнению практических работ

для профессии 35.01.15 (190631.01) Автомеханик

по ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Шатрово, 2015

ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК проф. цикла

Протокол от _________________ 20____ г. № ______

Председатель ЦМК ______________________Ядрышникова Г.Л.

Подпись Ф.И.О.

Разработчик: Белоусов А.Н. – преподаватель Шатровского филиала ГБПОУ «КТК»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по МДК 01.02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» разработаны на основании рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

Приобретаемые на этих занятиях знания, практические навыки работы с инструментом и приспособлениями, а также навыки по разборке, сборке и определению технического состояния деталей и механизмов автомобиля, помогают обучающимся успешно пройти учебную и производственную практику. Целями практических занятий являются:

- расширение теоретических знаний по устройству и работе узлов и систем автомобиля;

- ознакомление с их монтажом на автомобиле, порядком разборки, сборки, определения технического состояния;

- формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование навыков работы в составе звена, пары и индивидуально;

- развитие технического мышления, способности систематизировать информацию;

- формирование навыков культуры и безопасности труда;

- воспитание ответственного отношения к делу.

Методические рекомендации предназначены для обучающихся Шатровского филиала ГБПОУ «КТК» для профессии: 23.01.03 «Автомеханик» при выполнении практических работ по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».

Практические работы содержат:


  • тему работы;

  • цель;

  • оборудование и инструменты, необходимые для выполнения практической работы;

  • рекомендации по выполнению задания;

  • содержание задания;

  • список рекомендованной литературы.



ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Прежде чем приступить к выполнению задания, прочтите рекомендации в данном методическом пособии. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы, повторите теоретический материал, относящийся к теме работы.

Сложные механизмы и системы необходимо изучать с рассмотрения схемы или принципа действия. Эти сведения имеются в рекомендованных учебниках. Чтобы понять устройство сложного агрегата, полезно, прежде всего, узнать из каких деталей он состоит, как они называются, как детали, часто скрытые в корпусе, расположены и соединены между собой. Узнать и увидеть на учебном плакате или книжном рисунке.

Изучение устройства - основная часть работы по заданию. Рассматривая детали, нужно обращать внимание на состояние трущихся поверхностей и посадочных мест.

После изучения механизма или агрегата его собирают. Одни детали при сборке закрепляют неподвижно, затягивая гайки и болты в требуемой последовательности, другие устанавливают с зазором для обеспечения подвижности в сочленениях.

Заканчивается работа по оформлению отчета о проделанной работе.

На практических занятиях много монтажных работ. При выполнении обратите внимание на следующие приемы:



  1. Чтобы облегчить отвинчивание туго сидящей гайки, можно ее завинтить на ¼ оборота, а затем пытаться отвинчивать, или перед отвинчиванием отстучать грани гайки молотком.

  2. Если резьба болта или шпильки забита грязью, отмойте резьбу водой или очистите и только и только после этого смочите маслом.

  3. Когда нужно присоединить деталь к другой несколькими гайками (болтами или винтами), то сначала все гайки навинтите без значительных усилий до полного прилегания к детали, а затем уже затягивайте их в последовательности, которая показана на рисунке или указана в инструкции.

  4. Везде, где можно, лучше пользоваться накидными или торцовыми ключами, так как они хорошо держаться на гайках, безопасны и удобны в работе. Ключ надевайте на гайку полностью, затягивайте ее плавно, без рывков, прилагая усилия с учетом диаметра резьбы. При сборке ответственных узлов рабочей машины для завинчивания гаек и болтов с определенным усилием пользуйтесь динамометрическими ключами. Значение момента затяжки таких гаек и болтов в инструкционной карте.

  5. При завинчивании гайки, подлежащей шплинтовке, для совпадения прорези с соответствием ее доворачивают в сторону увеличения затяжки.

  6. Особо осторожно затягивайте болты, винты, и гайки малых диаметров (8…10мм) поэтому, что легко сорвать резьбу или оборвать стержень винта.

  7. Для выпрессовки валов, осей, крышек пользуйтесь съемниками. Для запрессовки деталей там, где невозможно применить приспособление, используйте слесарный молоток, а в крайних случаях – кувалду. Ударять этим инструментами допускается только через оправку (наставку).

  8. Штангенциркуль, набор щупов, слесарную линейку и другой измерительный инструмент содержите всегда чистым и сухим. Кладите его отдельно от другого инструмента, пользуйтесь им осторожно.

Закончив выполнение работы, вы должны сдать результат преподавателю в виде отчета. Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
Критерии оценки практической работы:

- оценка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, правильно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный преподавателем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к работе добросовестное, к инструментам — бережное.

- оценка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

- оценка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

- оценка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний преподавателя.

Тема 1. Устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей. Назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

Тема 1.3 Кривошипно-шатунный и газораспределительные механизмы.
Практическая работа №1

Тема: Разборка, сборка узлов кривошипно-шатунных механизмов двигателей.

Цель: Знать устройство и взаимодействие сборочных единиц кривошипно-шатунного механизма

Уметь выполнять разборку, сборку узлов кривошипно-шатунного механизма правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.


Монтажное оборудование, приспособления и инструменты.

Монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) механизмом; детали механизмов: коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.


Рекомендации по выполнению задания.

Повторите устройство кривошипно-шатунных механизмов (КШМ). Изучите общий порядок их разборки и сборки (см. Содержание задания). Установке двигатель картером вверх; снимите картер, масляный насос и маслоприемник. Поверните двигатель на 90°. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте поршни с шатунами. Пометьте поршни, шатуны и крышки, чтобы при сборке установить их в прежние цилиндры. Заблокируйте маховик фиксатором и отверните болты крепления маховика. Снимите маховик с коленчатого вала. Снимите сальники коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца. Зажмите в тисках один из шатунов и с помощью приспособления снимите поршневые кольца. Удалите из бобышек поршня стопорные кольца и выпрессуйте палец.

Изучите устройство деталей кривошипно-шатунных механизмов, найдите установочные метки и определите способы изготовления деталей. Осмотрите состояние трущихся поверхностей и запишете выявленные дефекты.

Соберите шатунно-поршневую группу. Установите коленчатый вал. Соедините шатуны с коленчатым валом. Сборку двигателя осуществите в порядке, обратном разборке. Цилиндры, поршни, сальники, вкладыши, упорные полукольца перед сборкой смажьте трансмиссионным маслом. При затягивании резьбовых соединений руководствуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Оформите отчет. (см. Приложение 1)


Содержание задания.

1. Изучить устройство КШМ двигателя ЗМЗ-53.

2. Разобрать КШМ двигателя:

• снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;

• снять головку цилиндров, прокладку головки;

• снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;

• вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;

• расшплитовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

• вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

• зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

• зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

• разобрать расширители маслосъемного кольца;

• снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

крышке шатуна;

• затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68...75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.

• провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.
3. Собрать КШМ двигателя в следующем порядке:

• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

• завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100... 110 Н • м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 0 1 , 8 мм;

• соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

• застопорить кольцом поршневые пальцы;

• установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;

• установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

• смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

• смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на


Список рекомендуемой литературы.

1. Родичев В.А. Грузовые автомобили: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

2. Автомеханик: техническое обслуживание и ремонт отечественных и зарубежных автомобилей: учеб. пособие / авт.-сост. И.В. Мельников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 382, [1] с.:ил. – (Профессиональное образование).
Практическая работа №2

Тема: Разборка, сборка узлов газораспределительных механизмов двигателей.

Цель: Знать устройство и взаимодействие сборочных единиц газораспределительного механизма.

Уметь выполнять разборку, сборку узлов газораспределительного механизма, правильно устанавливать клапанный механизм, привод газораспределительного механизма.


Монтажное оборудование, приспособления и инструменты.

Монтажный блок цилиндров с газораспределительным (ГРМ) механизмом; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, распределительный вал; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.




Рекомендации по выполнению задания.

Повторите устройство газораспределительных механизмов (ГРМ). Изучите общий порядок разборки и сборки ГРМ. Установите двигатель поддоном вниз.

Снимите клапанную крышку. Отсоединив от головки блока ось коромысел и снимите ее в сборе с деталями. Разобранные детали разложите на верстаке в порядке разборки. Для того чтобы не перепутать сопрягаемые детали, пронумеруйте их в соответствии с номерами цилиндров. Отсоедините головку блока цилиндров в сборе с клапанами и положите ее на монтажную плиту. Снимите один впускной и один выпускной клапан. Изучите устройство деталей ГРМ, найдите установочные метки и определите способы их изготовления. Осмотрите детали и запишите выявленные дефекты. Произведите сборку механизма газораспределения в обратном порядке. Выполните необходимые регулировки. Установите клапанную крышку и защиту механизма привода распределительного вала. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Оформите отчет.
Содержание задания.

1. Изучить устройство ГРМ двигателя КАМАЗ-740.

2. Разобрать ГРМ двигателя КамАЗ-740:

• снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы;

• отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок;

• снять при помощи специального съемника форсунки;

• заглушить все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи;

• вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки;

• ослабить степень затягивания болтов крепления головок цилиндров в определенной последовательности («крест-накрест») и вывернуть болты;

• снять головки, поставить на них номера цилиндров;

• установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами;

• вращая винт приспособления, сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки;

• вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане;

• вынуть клапаны из головки;

• продефектировать снятые детали, очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть жирности (масла, дизельного топлива), очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра.

3. Собрать ГРМ двигателя КамАЗ-740, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа:

• клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом;

• резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УС-А, смешанной с моторным маслом до консистенции сметаны;

• четыре болта крепления головки цилиндров затягивать «крест- накрест», начиная с любого, в три приема, выдерживая соответственно моменты сил, Н м: 1) 40...50; 2) 120... 150; 3) 160... 180;

• установить и закрепить крышки головки цилиндров.


Список рекомендуемой литературы.

1. Родичев В.А. Грузовые автомобили: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

2. Автомеханик: техническое обслуживание и ремонт отечественных и зарубежных автомобилей: учеб. пособие / авт.-сост. И.В. Мельников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 382, [1] с.:ил. – (Профессиональное образование).
Тема 1.4 Система охлаждения
Практическая работа №3

Тема: Разборка, сборка узлов системы охлаждения.

Цель: Знать устройство и взаимодействие сборочных единиц системы охлаждения.

Уметь выполнять разборку, сборку схем подачи, циркуляции охлаждающей жидкости.


Монтажное оборудование, приспособления и инструменты.

Блоки цилиндров, агрегаты системы охлаждения (радиатор, водяные насосы, термостаты), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы водяного насоса.


Рекомендации по выполнению задания.

Повторите устройство системы охлаждения. Изучите циркуляцию охлаждающей жидкости по плакату и найдите приборы системы охлаждения на двигателе. Снимите с двигателя радиатор, вентилятор, термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, центробежный насос охлаждающей жидкости. Разберите насос, изучите его устройство и внешним осмотром определите его техническое состояние. Проверьте исправность термостата одного из двигателей. Проведите регулировку натяжения приводного ремня.

Насос охлаждающей жидкости соберите в порядке, обратном разборке, руководствуясь чертежом.

Установите снятые приборы на двигатель. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Оформите отчет.




Содержание задания.

1. Изучить устройство агрегатов и работу системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130.

2. Разобрать систему охлаждения в следующем порядке:


  • отсоединить патрубки от радиатора;

  • снять радиатор;

  • вывернуть с головки блока датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

  • снять ремень привода генератора и жидкостного насоса;

  • снять насос;

  • снять с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости;

  • отсоедините от термостата шланги и извлеките термостат.

2. Разобрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 в следующем порядке:

• вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора, снять вентилятор и трехручейный шкив;

• отвернуть гайку крепления ступицы и с помощью съемника снять ступицу;

• отвернуть гайку со шпилек корпуса крыльчатки и снять корпус подшипников;

• вывернуть болт крепления крыльчатки из вала насоса и посредством съемника снять крыльчатку;

• извлечь из гнезда детали сальникового уплотнения;

• круглогубцами достать стопорное кольцо из корпуса насоса;

• закрепить корпус в тиски и при помощи деревянной выколотки выпрессовать вал насоса с подшипниками;

• продефектировать снятые детали.

3. Собрать водяной насос двигателя ЗИЛ-130 с последовательностью операций, обратной операциям разборки, при этом необходимо:

• рассмотреть, как крепится радиатор, и уяснить устройство его деталей;

• снять пробку радиатора и изучить устройство и действие парового и воздушного клапанов;

• изучить устройство и работу одноклапанного термостата с твердым наполнителем.
Список рекомендуемой литературы.

1. Родичев В.А. Грузовые автомобили: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

2. Автомеханик: техническое обслуживание и ремонт отечественных и зарубежных автомобилей: учеб. пособие / авт.-сост. И.В. Мельников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 382, [1] с.:ил. – (Профессиональное образование).
Тема 1.5 Система смазывания
Практическая работа №4

Тема: Разборка, сборка узлов системы охлаждения.

Цель: Знать устройство и взаимодействие сборочных единиц системы охлаждения.

Уметь выполнять разборку, сборку схем подачи, циркуляции охлаждающей жидкости.


Монтажное оборудование, приспособления и инструменты.

Блоки цилиндров, агрегаты смазочной системы (маслонасосы, центробежный и полнопоточный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, выколотка деревянная, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса и полнопоточного фильтра.


Рекомендации по выполнению задания.

Изучите устройство смазочной системы по плакату и найдите приборы системы смазывания на двигателе. Снимите с двигателя маслоприемник, масляный насос с редукционным клапаном, привод насоса, масляный фильтр с перепускным клапаном, датчик давления масла. Разберите масляный насос, изучите его устройство, определите техническое состояние деталей и соберите его.

Установите снятые приборы на двигатель. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Оформите отчет.
Содержание задания.

1. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя ЗМЗ-53

2. Разобрать масляный насос двигателя в следующем порядке:

• посредством съемника снять с верхнего конца вала направляющую муфту;

• зажать верхнюю секцию насоса в тисках таким образом, чтобы можно было вывернуть болты крепления секций;

• вывернуть пробку из корпуса нижней секции, извлечь пружину и перепускной клапан;

• вывернуть пробку редукционного клапана из перегородки промежуточного корпуса, извлечь пружину и редукционный клапан;

• освободить насос из тисков и снять корпус верхней и нижней секций;

• продефектировать снятые детали, очистить масляные каналы.

3. Собрать масляный насос двигателя в последовательности, обратной его разборке.

4. Изучить фильтры очистки масла по плакату и разобрать фильтр центробежной очистки масла (центрифугу), для чего:

• отвернуть гайку крепления кожуха на оси;

• отвернуть пробку в корпусе;

• зажать корпус фильтра в тисках;

• отвернуть гайку крепления колпака, снять колпак, сетчатый фильтр и вставку;

• отвернуть гайку крепления ротора на оси, снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор в сборе;

• вывернуть из корпуса центрифуги пробку перепускного клапана, извлечь пружину и клапан;

• продефектировать детали, очистить ротор.

5. Собрать фильтр центробежной очистки масла, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную его разборке.

6. Изучить устройство и разобрать масляный насос двигателя ВАЗ-2106, для чего:

• закрепить насос в тисках;

• отвернуть болты и снять приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;

• снять крышку корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню;

• продефектировать детали.

7. Собрать масляный насос в обратном порядке.
Список рекомендуемой литературы.

1. Родичев В.А. Грузовые автомобили: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

2. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 544 с.

3. Автомеханик: техническое обслуживание и ремонт отечественных и зарубежных автомобилей: учеб. пособие / авт.-сост. И.В. Мельников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 382, [1] с.:ил. – (Профессиональное образование).



Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по пм 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
2016 -> Занятие 2. «Клиническая фармакология антиангинальных и кардиотонических средств. Фармакотерапия ибс и сердечной недостаточности»
2016 -> Ситуационные задачи по профессиональному модулю пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
2016 -> Методическая разработка практического занятия оп. 07. Фармакология специальность 34. 02. 01. Сестринское дело тема основные группы антибиотиков. Принципы рациональной фармакотерапии. Разработана преподавателем фармакологии
2016 -> Допустить к защите
2016 -> План открытого урока
2016 -> «Лечение расстройств питания и заболеваний органов пищеварения детей раннего возраста»
2016 -> Исследовательская работа уровень образования: углубленный Специальность: Лечебное дело Квалификация: фельдшер
2016 -> Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению практических заданий и внеаудиторной самостоятельной работы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница