ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Рекомендации
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ЗА компетентностного подхода
Луганск - 2012
2
Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической и практической
помощи центральным органам исполнительной власти, социальным партнерам всех уровней
социального диалога, профессиональным, общественным организациям, предприятиям, организациям и
учреждениям, другим заинтересованным сторонам в разработке и внедрении профессиональных
стандартов, основанных на компетентностного подхода, и во исполнение п.3.2 решения Комитета
ВРУ по вопросам науки и образования (Протокол №54 от 10.01.2012 года) по подготовке и
введение в 2012 году Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов
на основе компетентностного подхода.
Методической основой рекомендаций выступает отечественный опыт в сфере
классификационно профессиональной и трудовой деятельности, зарубежная практика разработки
профессиональных стандартов в странах ЕС, в США и Канаде.
Особенностью этих методических рекомендаций является то, что, во-первых, структурирование
информации в профессиональных стандартах основано на компетентностного подхода, который
предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющие ему
качественно выполнять основные трудовые функции в рамках соответствующей сферы профессиональной деятельности.
Во-вторых, профессиональный стандарт, как правило, разрабатывается на отдельную профессию или их группу
(профессиональных названий работ, должностей) в определенной сфере трудовой (профессиональной) деятельности и содержит
перечень их наименований. В-третьих, структурой профессиональных стандартов предусмотрено, что
профессиональная (трудовая) деятельность делится на структурные элементы - основные трудовые
функции, а требования к знаниям, умениям, навыкам работника и критерии выполнения их требований
устанавливаются в каждой из них.
Такой подход позволяет использовать профессиональные стандарты при разработке
квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов, учебных программ и модулей (одна
основная трудовая функция - одна учебная программа (один модуль)), при аттестации и
сертификации персонала, когда устанавливается уровень профессиональной способности (компетенции)
выполнять одну или определенный набор трудовых функций, т.
Методические рекомендации, кроме этого, нацелены на использование предприятиями,
организациями и учреждениями всех форм собственности и хозяйствования при определении
профессионально-квалификационного уровня работников, повышения мотивации, эффективности и качества
их труда и учебными заведениями при разработке квалификационных (образовательно
квалификационных) стандартов, учебных программ (модулей) и методических материалов,
направленных на достижение подтверждение (признание) соответствия полученных лицами
квалификаций требованиям профессиональных стандартов.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Ученого Совета НИИ социально
трудовых отношений Минсоцполитики Украины (м. Луганськ) (Протокол № 1 от 01.02.2012).
Методические рекомендации рекомендованы Министерством социальной политики Украины
(письмо №4382 / 0 / 14-12 / 13 от 20 апреля 2012 года) для применения на практике.
Разработчики Мельник С.В., Матросов В.Д. (ГУ НИИ социально-трудовых отношений);
Сташкив Т.А., Косу хина Т.В. (Минсоцполитики Украины).
Методические рекомендации прошли экспертную оценку со стороны представителей предприятий
ПАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и доработаны по их замечаниями и
предложениями.
_____________________________________________________________________________
издание официальное
Министерство социальной политики Украины, 201 2
ГУ НИИ социально - трудовых отношений, 201 2
3
Содержание
1. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2 Термины и понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3 Типичный макет профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4 Общий порядок заполнения профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5 Создание рабочей (экспертной) группы на предприятии (в организации, учреждении),
требования в ее состав, инструментарий и методы сбора необходимой информации. . . . . 15
6 Формирование содержательной части профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
7 Оформление профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Приложение 1. Рекомендации по созданию профессионально-отраслевых советов по
разработка и внедрение профессиональных стандартов. . . . . . . . . . . . 26
Приложение 2. Макеты анкет для опроса работников предприятий (организаций,
учреждений). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Приложение 3. Сбор общей и дополнительной информации о профессии, профессиональные
названия работы (должности), профессиональный профиль, трудовые функции,
другой информации, необходимой для заполнения профессионального
стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Приложение 4. Пример написания общей информации о профессиях (профессиональные
названия работы и должности конторских (офисных) служащих в
бухгалтерской деятельности) для 2 раздела профессионального стандарта.
33
Приложение 5. Рекомендации по заполнению карточки вида трудовой
(профессиональной) деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Приложение 6. Пример заполнения карточки вида трудовой (профессиональной) деятельности
на профессиональную название работы "Сталевар конвертера". . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение 7. Перечень единиц профессионального стандарта (основных трудовых
функций) на профессиональную название работы "Сталевар конвертера". . . . . . 38
Приложение 8. Пример описания единицы профессионального стандарта (основной трудовой
функции). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Приложение 9. Пример определения критериев требований единицы
профессионального стандарта (основной трудовой функции) профессиональной
названия работы "Сталевар конвертера". . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Приложение 10. Определение показателей (индикаторов), характеризующих требования к
профессии (профессиональной названия работы, должности). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Целью этих методических рекомендаций выступает:
разработки профессионального стандарта как нового поколения требований к
конкретной категории персонала, занятого определенным видом экономической (профессиональной)
деятельности; требований к выполнению работниками трудовых функций и необходимых для этого
способностей (компетенций). Профессиональные стандарты могут разрабатываться как на конкретную
профессию (профессиональную название работы, должность), так и на вид трудовой (профессиональной)
деятельности (профессиональный профиль), что делает невозможным (в последнем случае) дублирование
трудовых функций;
проведение функционального анализа с целью распределения трудовой
(профессиональной) деятельности на структурные элементы - основные трудовые функции (единицы
профессионального стандарта) с определением требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к
работника по каждой из них;
формирования входных данных (критериев оценки), необходимых для
разработка квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов, учебных программ
(модулей) как средства достижения у работников (соискателей работы) способностей
(компетенций) выполнять требования профессиональных стандартов;
определение критериев оценки знаний, умений, навыков и других
способностей (компетенций) работников со стороны работодателей в качестве основы для разработки
квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов.
1.2 Профессиональные стандарты направлены на повышение эффективности работы с
управления трудовым потенциалом и повышение качества труда занятых; определение
должностных (рабочих) задач и обязанностей работников, планирования их профессионального
рост; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
влияния на развитие требований к производительности труда и производства продукции (оказания
услуг); подбора, расстановки и использования кадров; обоснование решений,
принимаются при проведении аттестации работников, и тому подобное.
1.3 Профессиональные стандарты используются заинтересованными сторонами для:
проведение оценки соответствия полученных квалификаций и компететности
работников, способностей (компетенций) выпускников учебных заведений страны требованиям
единиц профессионального стандарта (основных трудовых функций);
разработки
квалификационных
(образовательно-квалификационных)
стандартов,
учебных программ (модулей) для всех форм и видов образования, в т.ч. для обучения кадров на
производстве, а также для разработки учебно-методических материалов в эти учебные
программ (модулей)
решение вопросов в сфере управления персоналом, в т.ч. таких, как:
разработка корпоративных социальных стандартов предприятия (организации, учреждения)
формирование систем мотивации и стимулирования персонала; разработка должностных
5
(рабочих) инструкций; тарификация (категорирование) должностей и профессий, отбор, подбор,
расстановка и аттестация (оценка) персонала; планирование карьеры сотрудников и т.д.;
проведение процедуры сертификации и унификации персонала в пределах вида
(видов) экономической или трудовой (профессиональной) деятельности (установление и поддержание
единых требований к содержанию и качеству трудовой (профессиональной) деятельности, согласование
наименований профессий (профессиональных названий работ, должностей), упорядочение видов трудовой
(профессиональной) деятельности и т.д.);
формирование единых критериев требований к способностей (компетенций),
независимо от путей (формальный, неформальный или информального) их получения.
1.4 К принципам разработки профессиональных стандартов относятся такие, как:
учета требований к адаптивности работников и всех их способностей
(компетенций), которые (требования) постоянно растут;
измеримость указанных требований по выполнению определенных трудовых
функций и использования единых критериев их формирования и оценки;
определение основных трудовых функций по видам трудовой (профессиональной)
деятельности;
возможность вертикального и горизонтального размещения квалификаций,
полученных на основании профессионального и квалификационного (образовательно-квалификационного)
стандартов на всех квалификационных уровнях Национальной рамки квалификации по виду
экономической (профессиональной) деятельности;
учета передового опыта успешных стран, компаний, в т.ч. зарубежных
(транснациональных), которые являются лидерами в соответствующем виде экономической (трудовой,
профессиональной) деятельности [1].
1.5 Общие требования к разработке профессионального стандарта являются:
ориентир на перспективные и випитани, прежде всего, инновационные для страны,
виды трудовой (профессиональной) деятельности, профессии, профессиональные названия работ и должности;
соответствие последним требованиям технологического развития, организационной
культуре и потребностям вида экономической (трудовой, профессиональной) деятельности;
конкретизация текущей эффективной трудовой (профессиональной) деятельности,
подтвержденной представительной выборке лучших в своей профессиональной сфере работодателей
и других экспертов;
равное, беспристрастное отношение к производственным и социально - трудовых
интересов работников или их профессиональных групп (профилей)
четкое и понятное толкование основных терминов и понятий.
2 Термины и понятия
Многосторонние навыки - сочетание знаний и навыков, которые могут применяться
в различных дисциплинах (учебных программ) и родах занятий [7].
6
Вид экономической деятельности (ВЭД) - производственный процесс, созданный путем
объединение того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и др.) с
целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации (потребления).
ВЭД выступает объектом классификации в Национальном классификаторе Украины ДК 009
"Классификация видов экономической деятельности" 2
Вид профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеет
общий интеграционную основу и предусматривает подобный перечень способностей (компетенций) для
их выполнения 3
Вид трудовой деятельности - составная часть вида профессиональной деятельности,
сформирована целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения
способностей (компетенций) 4
Дескриптор (описание) уровня европейской (национальной) рамки квалификаций -
общие абстрактные описания результатов обучения (учения), которые могут быть сформулированы
для единого уровня национальной (европейской) рамки квалификаций (индикаторы уровня) или
по видам результатов обучения (учения) 5
Справочник квалификационных характеристик профессий работников (ЕТКС) -
систематизированный по видам экономической деятельности сборник описаний (дескрипторов)
профессий, приведены в Национальном классификаторе Украины ДК 003 "Классификатор
профессий ".
Справочник содержит перечень основных работ, которые свойственны той или иной профессии,
профессиональной названии работы или должности, и обеспечивает единство в определении квалификационных
требований к определенным профессиям, профессиональных названий работ или должностей. ЕТКС является нормативным
документом, обязательным при решении вопросов управления персоналом
предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и видов экономической
деятельности.
ЕТКС состоит из выпусков и разделов выпусков, сгруппированные по основным
видам экономической деятельности. Ответственность за их разработку, ведение и
применение несут профильные центральные органы исполнительной власти. согласования
отраслевых выпусков осуществляется Минсоцполитики Украины.
ЕТКС является основой для:
а) разработка должностных (рабочих) инструкций работников, закрепляющих их
обязанности, права и ответственность;
б) разработка положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и
место в системе управления предприятием, учреждением, организацией;
в) формирование и регулирование рынка труда;
г) ведение документации о заключении трудового договора (приеме на работу),
профессиональное продвижение, перевод на другую работу, отстранение от работы,
прекращения и расторжения трудового договора;
д) присвоение и повышение категорий по должности в соответствии с овладения
лицом полным объемом знаний и работ по результатам аттестации;
Поделитесь с Вашими друзьями: |