Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической и практической помощи центральным органам исполнительной власти, социальным партнерам всех уровней



Скачать 156.31 Kb.
страница1/7
Дата09.08.2019
Размер156.31 Kb.
#127158
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

Page 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Рекомендации

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ЗА компетентностного подхода

Луганск - 2012




Page 2

2

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической и практической

помощи центральным органам исполнительной власти, социальным партнерам всех уровней

социального диалога, профессиональным, общественным организациям, предприятиям, организациям и

учреждениям, другим заинтересованным сторонам в разработке и внедрении профессиональных

стандартов, основанных на компетентностного подхода, и во исполнение п.3.2 решения Комитета

ВРУ по вопросам науки и образования (Протокол №54 от 10.01.2012 года) по подготовке и

введение в 2012 году Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов

на основе компетентностного подхода.

Методической основой рекомендаций выступает отечественный опыт в сфере

классификационно профессиональной и трудовой деятельности, зарубежная практика разработки

профессиональных стандартов в странах ЕС, в США и Канаде.

Особенностью этих методических рекомендаций является то, что, во-первых, структурирование

информации в профессиональных стандартах основано на компетентностного подхода, который

предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющие ему

качественно выполнять основные трудовые функции в рамках соответствующей сферы профессиональной деятельности.

Во-вторых, профессиональный стандарт, как правило, разрабатывается на отдельную профессию или их группу

(профессиональных названий работ, должностей) в определенной сфере трудовой (профессиональной) деятельности и содержит

перечень их наименований. В-третьих, структурой профессиональных стандартов предусмотрено, что

профессиональная (трудовая) деятельность делится на структурные элементы - основные трудовые

функции, а требования к знаниям, умениям, навыкам работника и критерии выполнения их требований

устанавливаются в каждой из них.

Такой подход позволяет использовать профессиональные стандарты при разработке

квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов, учебных программ и модулей (одна

основная трудовая функция - одна учебная программа (один модуль)), при аттестации и

сертификации персонала, когда устанавливается уровень профессиональной способности (компетенции)

выполнять одну или определенный набор трудовых функций, т.

Методические рекомендации, кроме этого, нацелены на использование предприятиями,

организациями и учреждениями всех форм собственности и хозяйствования при определении

профессионально-квалификационного уровня работников, повышения мотивации, эффективности и качества

их труда и учебными заведениями при разработке квалификационных (образовательно

квалификационных) стандартов, учебных программ (модулей) и методических материалов,

направленных на достижение подтверждение (признание) соответствия полученных лицами

квалификаций требованиям профессиональных стандартов.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Ученого Совета НИИ социально

трудовых отношений Минсоцполитики Украины (м. Луганськ) (Протокол № 1 от 01.02.2012).

Методические рекомендации рекомендованы Министерством социальной политики Украины

(письмо №4382 / 0 / 14-12 / 13 от 20 апреля 2012 года) для применения на практике.

Разработчики Мельник С.В., Матросов В.Д. (ГУ НИИ социально-трудовых отношений);

Сташкив Т.А., Косу хина Т.В. (Минсоцполитики Украины).

Методические рекомендации прошли экспертную оценку со стороны представителей предприятий

ПАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и доработаны по их замечаниями и

предложениями.

_____________________________________________________________________________

издание официальное

 Министерство социальной политики Украины, 201 2

 ГУ НИИ социально - трудовых отношений, 201 2


Page 3

3

Содержание

1. Общие положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2 Термины и понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3 Типичный макет профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

4 Общий порядок заполнения профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

5 Создание рабочей (экспертной) группы на предприятии (в организации, учреждении),

требования в ее состав, инструментарий и методы сбора необходимой информации. . . . . 15

6 Формирование содержательной части профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

7 Оформление профессионального стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Приложение 1. Рекомендации по созданию профессионально-отраслевых советов по

разработка и внедрение профессиональных стандартов. . . . . . . . . . . . 26



Приложение 2. Макеты анкет для опроса работников предприятий (организаций,

учреждений). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28



Приложение 3. Сбор общей и дополнительной информации о профессии, профессиональные

названия работы (должности), профессиональный профиль, трудовые функции,

другой информации, необходимой для заполнения профессионального

стандарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31



Приложение 4. Пример написания общей информации о профессиях (профессиональные

названия работы и должности конторских (офисных) служащих в

бухгалтерской деятельности) для 2 раздела профессионального стандарта.

33


Приложение 5. Рекомендации по заполнению карточки вида трудовой

(профессиональной) деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36



Приложение 6. Пример заполнения карточки вида трудовой (профессиональной) деятельности

на профессиональную название работы "Сталевар конвертера". . . . . . . . . . . . . . 37



Приложение 7. Перечень единиц профессионального стандарта (основных трудовых

функций) на профессиональную название работы "Сталевар конвертера". . . . . . 38



Приложение 8. Пример описания единицы профессионального стандарта (основной трудовой

функции). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39



Приложение 9. Пример определения критериев требований единицы

профессионального стандарта (основной трудовой функции) профессиональной

названия работы "Сталевар конвертера". . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Приложение 10. Определение показателей (индикаторов), характеризующих требования к

профессии (профессиональной названия работы, должности). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42




Page 4

4

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Целью этих методических рекомендаций выступает:

 разработки профессионального стандарта как нового поколения требований к

конкретной категории персонала, занятого определенным видом экономической (профессиональной)

деятельности; требований к выполнению работниками трудовых функций и необходимых для этого

способностей (компетенций). Профессиональные стандарты могут разрабатываться как на конкретную

профессию (профессиональную название работы, должность), так и на вид трудовой (профессиональной)

деятельности (профессиональный профиль), что делает невозможным (в последнем случае) дублирование

трудовых функций;

 проведение функционального анализа с целью распределения трудовой

(профессиональной) деятельности на структурные элементы - основные трудовые функции (единицы

профессионального стандарта) с определением требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к

работника по каждой из них;

 формирования входных данных (критериев оценки), необходимых для

разработка квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов, учебных программ

(модулей) как средства достижения у работников (соискателей работы) способностей

(компетенций) выполнять требования профессиональных стандартов;

 определение критериев оценки знаний, умений, навыков и других

способностей (компетенций) работников со стороны работодателей в качестве основы для разработки

квалификационных (образовательно-квалификационных) стандартов.

1.2 Профессиональные стандарты направлены на повышение эффективности работы с

управления трудовым потенциалом и повышение качества труда занятых; определение

должностных (рабочих) задач и обязанностей работников, планирования их профессионального

рост; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,

влияния на развитие требований к производительности труда и производства продукции (оказания

услуг); подбора, расстановки и использования кадров; обоснование решений,

принимаются при проведении аттестации работников, и тому подобное.

1.3 Профессиональные стандарты используются заинтересованными сторонами для:

 проведение оценки соответствия полученных квалификаций и компететности

работников, способностей (компетенций) выпускников учебных заведений страны требованиям

единиц профессионального стандарта (основных трудовых функций);

 разработки

квалификационных

(образовательно-квалификационных)

стандартов,

учебных программ (модулей) для всех форм и видов образования, в т.ч. для обучения кадров на

производстве, а также для разработки учебно-методических материалов в эти учебные

программ (модулей)

 решение вопросов в сфере управления персоналом, в т.ч. таких, как:

разработка корпоративных социальных стандартов предприятия (организации, учреждения)

формирование систем мотивации и стимулирования персонала; разработка должностных


Page 5

5

(рабочих) инструкций; тарификация (категорирование) должностей и профессий, отбор, подбор,

расстановка и аттестация (оценка) персонала; планирование карьеры сотрудников и т.д.;

 проведение процедуры сертификации и унификации персонала в пределах вида

(видов) экономической или трудовой (профессиональной) деятельности (установление и поддержание

единых требований к содержанию и качеству трудовой (профессиональной) деятельности, согласование

наименований профессий (профессиональных названий работ, должностей), упорядочение видов трудовой

(профессиональной) деятельности и т.д.);

 формирование единых критериев требований к способностей (компетенций),

независимо от путей (формальный, неформальный или информального) их получения.

1.4 К принципам разработки профессиональных стандартов относятся такие, как:

 учета требований к адаптивности работников и всех их способностей

(компетенций), которые (требования) постоянно растут;

 измеримость указанных требований по выполнению определенных трудовых

функций и использования единых критериев их формирования и оценки;

 определение основных трудовых функций по видам трудовой (профессиональной)

деятельности;

 возможность вертикального и горизонтального размещения квалификаций,

полученных на основании профессионального и квалификационного (образовательно-квалификационного)

стандартов на всех квалификационных уровнях Национальной рамки квалификации по виду

экономической (профессиональной) деятельности;

 учета передового опыта успешных стран, компаний, в т.ч. зарубежных

(транснациональных), которые являются лидерами в соответствующем виде экономической (трудовой,

профессиональной) деятельности [1].

1.5 Общие требования к разработке профессионального стандарта являются:

 ориентир на перспективные и випитани, прежде всего, инновационные для страны,

виды трудовой (профессиональной) деятельности, профессии, профессиональные названия работ и должности;

 соответствие последним требованиям технологического развития, организационной

культуре и потребностям вида экономической (трудовой, профессиональной) деятельности;

 конкретизация текущей эффективной трудовой (профессиональной) деятельности,

подтвержденной представительной выборке лучших в своей профессиональной сфере работодателей

и других экспертов;

 равное, беспристрастное отношение к производственным и социально - трудовых

интересов работников или их профессиональных групп (профилей)

 четкое и понятное толкование основных терминов и понятий.

2 Термины и понятия

Многосторонние навыки - сочетание знаний и навыков, которые могут применяться

в различных дисциплинах (учебных программ) и родах занятий [7].




Page 6

6

Вид экономической деятельности (ВЭД) - производственный процесс, созданный путем

объединение того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и др.) с

целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации (потребления).

ВЭД выступает объектом классификации в Национальном классификаторе Украины ДК 009

"Классификация видов экономической деятельности"  2 

Вид профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеет

общий интеграционную основу и предусматривает подобный перечень способностей (компетенций) для

их выполнения  3 

Вид трудовой деятельности - составная часть вида профессиональной деятельности,

сформирована целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения

способностей (компетенций)  4 

Дескриптор (описание) уровня европейской (национальной) рамки квалификаций -

общие абстрактные описания результатов обучения (учения), которые могут быть сформулированы

для единого уровня национальной (европейской) рамки квалификаций (индикаторы уровня) или

по видам результатов обучения (учения)  5 



Справочник квалификационных характеристик профессий работников (ЕТКС) -

систематизированный по видам экономической деятельности сборник описаний (дескрипторов)

профессий, приведены в Национальном классификаторе Украины ДК 003 "Классификатор

профессий ".

Справочник содержит перечень основных работ, которые свойственны той или иной профессии,

профессиональной названии работы или должности, и обеспечивает единство в определении квалификационных

требований к определенным профессиям, профессиональных названий работ или должностей. ЕТКС является нормативным

документом, обязательным при решении вопросов управления персоналом

предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и видов экономической

деятельности.

ЕТКС состоит из выпусков и разделов выпусков, сгруппированные по основным

видам экономической деятельности. Ответственность за их разработку, ведение и

применение несут профильные центральные органы исполнительной власти. согласования

отраслевых выпусков осуществляется Минсоцполитики Украины.

ЕТКС является основой для:

а) разработка должностных (рабочих) инструкций работников, закрепляющих их

обязанности, права и ответственность;

б) разработка положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и

место в системе управления предприятием, учреждением, организацией;

в) формирование и регулирование рынка труда;

г) ведение документации о заключении трудового договора (приеме на работу),

профессиональное продвижение, перевод на другую работу, отстранение от работы,

прекращения и расторжения трудового договора;

д) присвоение и повышение категорий по должности в соответствии с овладения

лицом полным объемом знаний и работ по результатам аттестации;


Page 7


Каталог: files -> form -> anonymous -> api -> library
library -> Руководство по прикладным вопросам и часто задаваемые вопросы по операциям 3
form -> На фирменном бланке организации Доверенность г. Дата выдачи «Наименование юр лица»
form -> Формирование здорового образа жизни
form -> Решение было вручено мне только
library -> Компании накапливают огромное количество данных
library -> Ibm power System E880 Масштабируемый сервер корпоративного класса разработанный для поддержки критичных приложений Особенности
library -> Компании накапливают огромное количество данных

Скачать 156.31 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница