Методические указания к контрольным работам



Дата09.08.2019
Размер104 Kb.
#127530
ТипМетодические указания

Методические указания к контрольным работам
Материал по курсу фармакологии студентами ОЗО изучается самостоятельно. Наиболее сложные и кардинальные вопросы предмета выносятся на обсуждение на практических занятиях и проблемных лекциях. В процессе изучения предмета студенты должны овладеть методологией, логикой и философией науки, уметь свободно ориентироваться в основных понятиях и терминологических особенностях предмета. В курсе фармакологии студенты получают не только общие, но и конкретные знания о фармакокинетике и фармакодинамике различных лекарственных средств, их показаниях и противопоказаниях, что необходимо провизору в его практической деятельностию

Изучение фармакологии следует начать с вопросов общей фармакологии и рецептуры, а затем перейти к изучению частной фармакологии.

Изучение отдельных групп лекарственных веществ рекомендуется проводить по следующему плану:

- дать определение фармакологической группе;

- рассмотреть требования, предъявляемые к средствам данной группы;

- проследить связь химической структуры с действием;

- дать классификацию средств данной группы;

- определить основные фармакологические эффекты, присвоив им статус главных эффектов или побочных;

- подробно изучить механизмы главных и побочных эффектов;

- дать основные сведения о фармакокинетике;

- рассмотреть в сравнительном плане особенности действия отдельных представителей;

- усвоить показания и противопоказания к применению;

- изучить токсикологию фармакологической группы в целом и отдельных препаратов в частности (т.е. острое и хроническое отравление, меры помощи).

Фармакология требует постоянного обращения к знаниям нормальной и патологической физиологии, биохимии, фармхимии, поэтому необходимо всегда иметь возможность восстановить эти знания.

Выполнение контрольных работ - обязательная часть учебного плана. Студенты ОЗО выполняют по фармакологии две контрольных работы. В каждую работу входят 20-30 вопросов. Контрольные работы не охватывают всего курса фармакологии. В контрольную работу № 1 включены вопросы и задачи по характеристике основных групп лекарственных веществ, действующих на различные микроорганизмы. Контрольная работа № 2 включает в себя характеристики препаратов, влияющих на исполнительные органы и обменные процессы.

Контрольные работы выполняются после тщательной проработки материала соответствующих разделов по учебникам.

Часть заданий в контрольных работах предлагает изложение конкретного теоретического материала, другая часть заданий представлена в виде задач, алгоритмов и клинических ситуаций. Решение задач требует глубокого проникновения в тему, хорошего освоения теоретического материала, умения логически рассуждать, анализировать и делать правильные умозаключения.

Ответы на вопросы контрольных работ должны быть конкретными, краткими, но емкими по информативности, не должны содержать повторений и сведений, не относящихся к поставленному вопросу.

При оформлении контрольной работы следует помнить, что она должна быть написана четко, разборчиво, выполнена в тетради с полями для заметок. Ответы на теоретические вопросы должны соответствовать выданному заданию, поэтому формулировку вопроса необходимо поместить перед ответом на него. При решении задачи необходимо записать условие задачи, а затем дать полный ответ с необходимыми пояснениями. Объем работы не должен превышать 24 страницы. Рецепты в контрольных работах должны быть выписаны и оформлены строго в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ «О порядке лекарственного обеспечения населения».

Следует обратить внимание на оформление сигнатуры рецептов. В сигнатуре должны содержаться полные сведения о пути введения лекарств, дозе, назначенной на один прием и количестве приемов в сутки.

Контрольную работу студент должен тщательно проверить, подписать и поставить дату выполнения. В конце работы необходимо привести список литературы, используемый для выполнения работы. На титульном листе обязательно указать № контрольной работы и вариант.
Пример составления алгоритма
Антибиотики группы пенициллина: бензилпенициллин натриевая соль, феноксиметилпенициллин, ампициллин, бензилпенициллина новокаиновая соль, карбенициллин, оксациллин, бициллин 5, амоксиклав, амоксициллин.


Биосинтетические пенициллины: Полусинтетические пенициллины:

бензилпенициллина натриевая ампициллин, карбенициллин,

соль, феноксиметилпенициллин, оксациллин, амоксиклав,

бензилпенициллина новокаино- амоксициллин

ваяя соль, бициллин 5




Антибиотики короткого действия: Антибиотики широкого спектра

бензилпенициллина натриевая действия: ампициллин,

соль, феноксиметипенициллин. карбенициллин, амоксиклав,



амоксициллин.

Антибиотик, устойчивый в кислой Антибиотик, устойчивый к пени-

среде: феноксиметилпенициллин. циллиназе стафилококков:

амоксиклав.
Пример выписывания рецепта
Выписать в рецептах антибиотик для лечения дифтерии. Выбор обосновать.

Возбудитель дифтерии – коринебактерия. Она наиболее чувствительна к бактерицидному действию бензилпенициллина.


Rp: Benzylpenicillinum – natrii 500 000 ED

D.t.d. N 40

S.: развести содержимое флакона в 3 мл 0,25% раствора новокаина и

вводить в мышцу через каждые 6 ч.


Вариант 5
Контрольная работа № 1
ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ, СИНАПТОТРОПНЫЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ

СРЕДСТВА
Тема 1. Общая фармакология. Фармакокинетика и фармакодинамика.

Цель: Изучить общие закономерности всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных средств, общие закономерности механизмов действия лекарственных средств, эффекты при их совместном и повторном применении, зависимость фармакодинамики лекарственных средств от индивидуальных особенностей организма

Вопросы:

  1. Пути выведения лекарственных средств из организма (с мочой, желчью, выдыхаемым воздухом, секретом желез, молоком при лактации). Факторы, влияющие на экскрецию лекарственных средств (физико-химические свойства лекарств, функциональное состояние органов выделения, рН мочи). Энтерогепатическая циркуляция.

  2. Как изменяется всасывание лекарственных средств – слабых кислот (оснований) при увеличении кислотности желудочного сока? Почему?

  3. Существуют ли различия между биохимическими процессами, лежащими в основе привыкания и пристрастия?

  4. Распределите фармакокинетические и фармакодинамические явления согласно алгоритму (примеры решения алгоритмов см. во введении к контрольным работам).

Фармакокинетические явления, процессы и их параметры: пассивная диффузия, облегченная диффузия, распределение, элиминация, пиноцитоз, кумуляция, клиренс, привыкание, экскреция, взаимодействие с циторецептором, синергизм, биодоступность лекарств.

Фармакокинетика изучает:

Фармакодинамика изучает:

Всасывание лекарств осуществляется следующими процессами:

Явления при повторном применении лекарств:

Процессы, определяющиеся липофильностью лекарств:

Явление, при котором наблюдается усиление фармакологического эффекта:

Процесс, осуществляющийся с участием белка-транспортера:





Тема 2. Синаптотропные средства.

Цель: Изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению снаптотропных средств. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах, уметь проводить анализ и необходимую коррекцию предложенных рецептов


Вопросы:

        1. Деполяризующие миорелаксанты: механизмы и особенности действия, синергисты, применение.

  1. Почему -адреномиметики, несмотря на выраженное кардиостимулирующее действие, не применяются для курсового лечения сердечной недостаточности?

  2. Проанализируйте ситуационную задачу.

Больному с жалобами на периодически возникающие приступы тахикардии и предрасположенному к бронхиальной астме, было назначено лекарственное средство. Тахикардия исчезла, но появились приступы удушья. Какое средство было назначено? Какова причина удушья? Назовите другие заболевания, на фоне которых нежелательно назначение представителей данной фармакологической группы? Предложите более адекватное в данной клинической ситуации средство.

  1. Выписать в рецептах с обоснованием выбора препаратов:

а) средство при атонии кишечника;

б) средство для лечения вазомоторного ринита.


Тема 3. Психотропные средства.

Цель: Изучить механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению психотропных средств. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах, уметь проводить анализ и необходимую коррекцию предложенных рецептов


Вопросы:

  1. Классификация, механизм и особенности действия и применение ноотропных средств, отличия от психомоторных стимуляторов.

  2. Каковы фармакологические эффекты седативных и анксиолитических средств? Какие эффекты принципиально различны в этих двух группах лекарственных средств и каковы их механизмы?

  3. Проанализируйте ситуационную задачу.

Больному 60 лет с тревожной депрессией было назначено лекарственное средство, которое значительно улучшило общее психическое состояние, уменьшило тягостные ощущения, нормализовало сон. Систематическое применение этого лекарственного средства вызвало у больного обострение глаукомы и нарушение мочеотделения. Какое средство принимал больной? Объясните механизмы осложнений и предложите рациональную замену.

  1. Выписать в рецептах с обоснованием выбора препаратов:

а) анксиолитик в комплексной терапии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;

б) средство для коррекции лекарственного паркинсонизма.



Контрольная работа № 2
АНТИСЕПТИКИ, ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ И

ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Тема 1: Антисептические, дезинфицирующие, противопротозойные и дезинфицирующие средства

Цель: Изучить механизмы и особенности действия, применение, побочные эффекты антисептиков и дезинфицирующих средств; отравления кислотами, щелочами, йодом, тяжелыми металлами. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах.

Вопросы


1. Химическое строение, механизмы, особенности действия, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению антисептических и дезинфицирующих средств:

  • препараты фенола  деготь березовый, линимент бальзамический по А.В. Вишневскому, резорцин, карболовая кислота (фенол), поликрезулен (ваготил), ихтаммол (ихтиоловая мазь);

  • красители  этакридина лактат (риванол), метиленовый синий, бриллиантовый зеленый;

  • детергенты  церигель, дегмицид, мирамистин;

  • средства растительного происхождения - препараты ромашки, календулы, эвкалипта, маклейи (сангвиритрин), камфора, комплексные (пиносол).

2. Осторое отравление щелочами: патогенез, симптомы, меры помощи.

3. Противогельминтные средства. Механизмы и особенности действия, способы применения, побочные эффекты, противопоказания к применению средств для лечения цестодозов и трематодозов  празиквантел (билтрицид), семя тыквы.

4. Распределите лекарственные препараты согласно алгоритму.

Антисептики: скинорен, ваготил, 5% раствор калия перманганата, ртути окись желтая, 0,1% раствор калия перманганата, мирамистин, спиртовый раствор фурациллина, бетадин, сульфадиазин.



Применяют в дерматологии:

Применяют в гинекологии:

Блокируют тиоловые ферменты:

Коагулируют белки:

Наиболее эффективен для лечения ожогов:

Применяют для лечения эpозии шейки матки:

5. Ответьте на вопросы с обоснованием:

а) Для остановки носового кровотечения больному в полость носа был введен тампон, смоченный раствором антисептика. Какой препарат использовали? Укажите принцип его действия.

б) Какие противопротозойные препараты противопоказаны при дефиците глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы? К каким последствиям может привести применение их на фоне данной ферментопатии?


6. Выпишите в рецепте, обосновав выбор препарата:

  • средство с дегидратирующим эффектом для обработки ожога.


Тема:2 Антибиотики, сульфаниламидные, противосифилитические, противотуберкулезные, противогрибковые, противовирусные средства, производные хинолона.

Цель: Изучить особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопоказания к применению антибиотиков, сульфаниламидных, противосифилитических, противогрибковы,х противотуберкулезных, противовирусных средств, производных хинолона . Изучить принципы рациональной антибиотикотерапии. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах.

Вопросы:

        1. Принципы рациональной антибиотикотерапии: выбор, пути введения, дозы, режим и продолжительность назначения.

        2. Классификация антибиотиков по характеру действия  бактерицидные, бактериостатические. Перечислить группы препаратов без указания представителей.

        3. Происхождение, химическое строение, связь химической структуры с действием, противомикробный спектр, механизмы и особенности действия, фармакокинетика, показания к применению, пути введения, побочные эффекты, противопоказания к применению:

  • карбапенемы  имипенем/циластатин (тиенам), меропенем (меронем); эртапенем (инванц);

  • монобактамы – азтреонам (азактам);

  • гликопептиды  ванкомицин (ванкоцин), тейкопланин (таргоцид).

        1. Фторхинолоны: связь химической структуры с антимикробным действием, спектр противомикробной активности, механизмы и особенности действия, фармакокинетика, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению:

  • монофторхинолоны – норфлоксацин (нолицин), офлоксацин (таривид), пефлоксацин (абактал), ципрофлоксацин (ципробай, ципролет), левофлоксацин (таваник), моксифлоксацин (авелокс);

  • дифторхинолоны - ломефлоксацин (максаквин), спарфлоксацин (спарфло).

5. Ответить на вопросы необходимым обоснованием:

  • Дайте определение понятию - “нозокомиальная инфекция”. Какие антибиотики и почему могут быть использованы для лечения нозокомиальных инфекций?

  • Какие микробы располагаются внутри клеток, к каким антибиотикам они чувствительны?

  • Какие особенности химической структура полиеновых антибиотиков обусловливают их высокую тропность к стериновым образованиям цитоплазматической мембраны грибов?

6. Распределите лекарственные препараты согласно алгоритму.

Антибиотики: азитромицин, доксициклин, канамицин, клиндамицин, левомицетин, метациклин, нетилмицин, стрептомицин, тетрациклин, эритромицин.

Взаимодействуют с 30S субъединицей рибосом:

Взаимодействуют с 50S субъединицей рибосом:

Нарушают узнавание кодона мРНК антикодоном тРНК:

Ингибируют транслоказу:

Обладает наименьшей ото- и вестибулотоксичностью:

Макролиды:




Длительно задерживается в очаге инфекционного воспаления:

7. Проанализируйте ситуационную задачу.

Для эмпирической антибактериальной терапии нозокомиальной пневмонии был назначен гентамицин. К четвертому дню лечения явного клинического улучшения не наступило, при исследовании мокроты был выделен возбудитель - пневмококк. Каковы причины неудачи? Предложите варианты дальнейшего лечения. В каких случаях аминогликозиды используют для проведения эмпирической антибактериальной терапии?

8. Выписать в рецептах антибиотик, обосновав выбор препарата:

а) антибиотик для лечения пиелонефрита, вызванного протеем;

б) антибиотик для лечения бруцеллеза.

в) средство для профилактики гриппа.

Вариант 5
Контрольная работа 3.

ВЕЩЕСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ
Тема 1. Средства, регулирующие деятельность сердечно-сосудистой системы

Цель: на основе знаний физиологии, биохимии сердца, сосудов, почек и патогенеза аритмий, сердечной недостаточности, гипертонической и ишемической болезней изучить основные эффекты, механизм действия и основные показания к применению: кардиотоничеких, противоаритмических, антигипертензивных, мочегонных, антиангинальных средств. Уметь провести фармакотерапевтическое обоснование выписанных в рецептах препаратов.

Вопросы:


  1. Принципы назначения сердечных гликозидов при застойной сердечной недостаточнсти. Побочное действие и противопоказания к применению. Кардиальные и внекардиальные симптомы отравления сердечными гликозидами, меры помощи.

  2. Классификация противоаритмических средств. Механизм влияния на мембранный потенциал водителей ритма и особенности действия противоаритмических средств, применяемых для лечения тахиаритмий:

I класс – блокаторы натриевых каналов ( мембраностабилизирующие средства) -

IA – средства, удлиняющие эффективный рефрактерный период (ЭРП) – хинидин (кинидина дурулес), прокаинамид (новокаинамид), аймалин (гилуритмал), дизопирамид (ритмодан);

IB – средства, укорачивающие ЭРП – лидокаина гидрохлорид, мексилетин (риталмекс).


  1. Классификация диуретиков по влиянию на кислотно-основное равновесие и экскрецию ионов калия и кальция. Механизм действия, особенности действия и назначения, побочные эффекты диуретиков:

  • подавляющих реабсорбцию в проксимальных извитых канальцах: ингибиторы

карбоангидразы  ацетазоламид (диакарб)

  • подавляющих реабсорбцию в петле нефрона: осмотические диуретики  маннитол (маннит).

4. Регуляция системного артериального давления (АД) в организме человека. Возможность регуляции артериального давления фармакологическими средствами. Химическое строение, механизмы и особенности действия, фармакокинетика, применение, побочные эффекты, противопоказания к применению антигипертензивных средств, снижающих возбудимость сосудодвигательного центра и центральный симпатический тонус:

  • центральные a2-адреномиметики – клонидин, (клофелин, гемитон), гуанфацин (эстулик), метилдопа (допегит);

  • агонисты имидазолиновых рецепторов – моксонидин (цинт, физиотенз), рилменидин (тенаксум, альбарел).

5. Антиангинальные средства. Принцип классификации. Клиническое значение, механизм действия, особенности применения и побочные эффекты блокаторов кальциевых каналов:

  • проводящей системы и сократительного миокарда – верапамил (изоптин);

  • гладких мышц артерий (производные 1,4-дигидропиридина) –

I генерация – нифедипин (адалат, коринфар);

II генерация – амлодипин (норваск), исрадипин (ломир), фелодипин (плендил);



  • сердца и артерий – дилтиазем (кардил).

6.Ответить на вопросы с необходимым обоснованием.

а) Какие противоаритмические средства оказывают лечебное действие только при суправентрикулярных аритмиях? Почему?

б) Укажите механизмы развития толерантности к нитратам. Какими препаратами можно устранить этот побочный эффект?

в) Проанализируйте целесообразность следующих сочетаний лекарственных средств: верапамил+дигоксин; валсартан + атенолол. При каких заболеваниях могли быть назначены такие комбинации?
7. Распределить лекарственные средства согласно предлагаемому алгоритму.

Антиангинальные средства: анаприлин, валидол, изоптин, эфокс, беталок, корватон, нитроспрей, нифедипин.



Средства для купирования приступа стенокардии:

Средства для курсового лечения стенокардии:

Активируют гуанилатциклазу гладких мышц:

Расширяют коронарные сосуды:


Содержит активную NO-группу:

Снижает частоту сердечных сокращений:

8. Проанализировать ситуационные задачи.

1. Проводился поиск антиангинальных средств. Трем группам крыс были введены лекарственные средства, уменьшающие потребность миокарда в кислороде. Первое средство снижало частоту сердечных сокращений и не расширяло коронарные артерии. Второе средство снижало частоту сердечных сокращений и расширяло коронарные артерии. Третье средство вызывало тахикардию, расширяло коронарные и периферические артерии. К каким фармакологическим группам принадлежат эти средства?

2. Больному предсердной пароксизмальной тахиаритмией для купирования приступа вводили в вену лекарственное средство. В связи с отсутствием лечебного эффекта доза препарата была увеличена. У больного возникли сонливость, головокружение, угнетение дыхания, нарушение чувствительности, однако приступ аритмии не был купирован. Какое лекарственное средство было использовано? Какова причина его неэффективности в данной ситуации? Какова причина возникших симптомов?


9. Выписать в рецептах, обосновав выбор препарата:

а) средство, не угнетающее сократимость миокарда, для купирования желудочковой тахикардии;

б) средство при гипертоническом кризе, осложненном повышением внутричерепного давления.
Тема 2. Средства, влияющие на систему крови. Гиполипидемические средства

Цель: изучить механизм, особенности действия, применение, побочные эффекты плазмозаменителей, средств, влияющих на процессы кроветворения, тромбообразования и гиполипидемических веществ. Уметь выписывать препараты в рецептах.

Вопросы:


  1. Плазмозаменители: классификация с указанием представителей. Механизм и особенности действия, клиническое значение препаратов на основе декстрана  полиглюкин, реополиглюкин, стабизол, рефортан;

  2. Стимуляторы лейкопоэза. Химическое строение, механизмы действия, показания к применению  лейкоген, метилурацил, молграмостим (лейкомакс), филграстим (нейпоген). Особенности назначения.

  3. Антикоагулянты прямого действия: классификация с указанием представителей. Про-

исхождение, химическое строение, механизмы и особенности действия, фармакокинетика, применение, побочные эффекты десульфатогирудина, лепирудина (рефлюдан).

  1. Средства, влияющие на фибринолиз: происхождение, химическое строение, классификация с указанием представителей. Механизм и особенности действия, применение, побочные эффекты препаратов апротинина (контрикал, гордокс, ингитрил).

  2. Гиполипидемические средства: механизм и особенности действия, клиническое значение, побочные эффекты производных фиброевой кислоты (фибраты)  безафибрат (холестенорм), гемфиброзил (гевилон), фенофибрат (липантил); ципрофибрат (липанор).




  1. Ответить на вопросы с необходимым обоснованием.

а) Какие свойства ограничивают применение дипиридамола в качестве антиагреганта при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

б) Какие особенности фармакокинетики и фармакодинамики препаратов низкомолекулярного гепарина обусловливают их преимущества перед нефракционированным гепарином?




  1. Распределить лекарственные средства согласно предлагаемому алгоритму.

Плазмозамещающие, дезинтоксикационные растворы, средства для коррекции кислотно-основного и водно-солевого равновесия: гемодез, «Дисоль», полиглюкин, реополиглюкин, «Трисоль», энтеродез, трисамин, натрия гидрокарбонат.


Высокомолекулярные соединения:

Водно-солевые растворы и корректоры кисло-основного равновесия:

Средства с противошоковым действием:

Эффективны при ацидозе:

Улучшает реологические свойства крови:

Устраняет внутриклеточный ацидоз:




  1. Выписать в рецептах, обосновав выбор препаратов:

а) средство для предупреждения тромбообразования после шунтирования кровеносных сосудов сердца;

б) средство, снижающее синтез холестерина, для лечения атеросклероза.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница