Методические указания по их выполнению. Уважаемый студент! Методические указания по дисциплине бд. 06 Химия для выполнения лабораторных



страница1/3
Дата26.04.2019
Размер292 Kb.
#83959
ТипМетодические указания
  1   2   3

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Адамовский сельскохозяйственный техникум-филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

______________Н.А.Чернова

«_____»_______________2014 г

Учебное пособие.

Рабочая тетрадь по выполнению

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина БД.06 Химия

по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Адамовка 2014 г.

Автор: Бекмухамедова А.Г. преподаватель общеобразовательных дисциплин Адамовского сельскохозяйственного техникума.


Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

_____ Общеобразовательных и социально – гуманитарных дисциплин________

(наименование ЦК)
Протокол № от « » ____________ 20_____г.
Председатель ЦК __________________Седова О.Н.

Рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии филиала


Протокол № от « » ____________ 20______г.
Зав. методическим кабинетом ___________________________ Л.В. Юрченкова

Методические указания и задания к лабораторно-практическим занятиям для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

по дисциплине БД.06 Химия

В методических указаниях рассмотрены лабораторно – практические работы по дисциплине БД.06 Химия и даны методические указания по их выполнению.



УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине БД.06 Химия для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической (лабораторной) работы), Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме лабораторной работы. Ответить на вопросы или решите задачу для закрепления теоретического материала.

Все задания к лабораторной работе. Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о лабораторной работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за лабораторную работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина БД.06 Химия относится к циклу базовых дисциплин общеобразовательной подготовки.



2. Цели и задачи проведения лабораторных и практических занятий:

1. Обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины БД.06 Химия

2. Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

3. Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.

4. Выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива

3. В результате изучения химии студент должен:

уметь:

у.1 называть: химические элементы, соединения изученных классов;

у.2 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

у.3 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

у.4 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

у.5 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

у.6 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

у.7 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

у.8 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.
4. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



5. Требования к предметным результатам освоения базового курса БД.06 Химия должны отражать:

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

6. Рекомендуемое количество часов на освоение ЛПЗ:

Согласно учебного плана на ЛПЗ отводится 36 часов. На одну ЛПЗ отводится 2 часа. Всего при изучении БД.06 по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей отводится 18 ЛПЗ.



7. Требования к выполнению лабораторных работ:

1.  Студент должен явиться на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.


2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в лаборатории (и при работе с электроприборами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы  у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

Не забывайте, что за этим же столом и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

  1. Работая в лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

  2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.

  3. Производить опыты в чистой посуде.

  4. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.

  5. Соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами

8. Правила выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа выполняется в три этапа:



Этап

Содержание работы

Выполнение пунктов №

Первый

Подготовка к испытанию.




Второй

Выполнение испытания.




Третий

Подготовка отчёта по работе и выполнение заданий.




Правила оформления отчёта по лабораторной работе

1) Запишите название номер и тему лабораторной работы.

Лабораторная работа №__.
Тема:______________________________________________________________
Цели работы: _______________________________________________________.
Материалы и оборудование: ___________________________________________.

2) Ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и материалов.

3) Проведите испытания согласно инструкционной карте результаты запишите в отчет.

4) Если необходимо проведите расчёты используя предложенные формулы



9. Перечень ЛПЗ по химии для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта:

1. ЛПЗ №1 «Решение экспериментальных задач»

Цель: научиться составлять уравнения реакций, определять тип реакций

  1. Что такое химическое уравнение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Почему запись химической реакции назвали именно «уравнением»? С чем это связано? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Составьте уравнения химических реакций. К какому типу они относятся.

NaCl + H2SO4 =

Cu + O2 =

Fe + O2 + H2O =


  1. Объясните реакцию:

4Fe +3Сu(SO4)2 2Fe2(SO4)3+3 Cu

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества

а) Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите, в какой группе все вещества являются оксидами, назовите их.

а) KOH, Ca(OH)2, CaO б ) Na2O, Fe2O3,CrO в) Na2O, CaO, MnO г) P2O5,NaOH, HNO3

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте схему применения кислот, солей и оснований, свяжите с вашей профессией

а) кислоты

б) соли

в) основания



Вывод:__2._ЛПЗ№2_«Решение_экспериментальных_задач»__Материалы_и_оборудование'>Вывод:

2. ЛПЗ№2 «Решение экспериментальных задач»

Материалы и оборудование: инструкционная карта

Цель работы: изучить алгоритм решения задач на нахождение неизвестной формулы вещества используя уравнение реакции.

Алгоритм нахождения формулы органического вещества по массовой доле химических элементов

и плотности вещества при нормальных условиях.

1) Выпишите в тетрадь основные формулы:

M = ρ * Vm

где Vm =22,4 л/моль (при н.у.);

M – молярная масса вещества (г/моль);

ρ = m/V (плотность)

Wэлемента = (n * Ar (элемента) * 100%) / Mr (вещества),

где n – индекс, число атомов;

W – массовая доля элемента (%).

2) Разберите образец решения задачи:

Углеводород содержит 81,82% углерода. Масса 1 л этого углеводорода (н.у.) составляет 1,964 г. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

Решение:

1. Определим молярную массу искомого вещества:

ρ = m/V, следовательно М(СхНу) = ρ· Vm = 1,964 г/л · 22,4 л/моль = 44

2. По формуле

n = (Wэлемента * Mr(вещества)) / Ar элемента * 100%

вычислим число атомов C, H.

Здесь Мr=M.

n(C)=(81,82% · 44) / (12 · 100%) = 3

n(H)=(18,18% · 44) / (1· 100%) = 8

Получаем x:y =3 : 8, следовательно, вещество C3H8.

Проверка, Mr(C3H8)= 44

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ

1. В углеводороде массовая доля углерода равна 84%. Относительная плотность паров углеводорода по воздуху равна 3,45. Определите формулу углеводорода.

2. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Определите формулу.

3. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%. Плотность паров углеводорода по воздуху равна 1,931. Определите формулу.

Вывод:


  1. ЛПЗ №3: «Строение вещества»

Цель работы: изучить электронные и графические схемы формул атомов

Материалы и оборудование: инструкционная карта

Составление электронных формул атомов элементов и графических схем.

Строение атома элемента:

Цель: Формирование умений обучающихся записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов и определять элемент по электронной конфигурации атома



  1. заряд ядра атома

  2. формула состава атома (количество р; n; е )

  3. количество энергетических уровней и размещение на них электронов

  4. формула электронной конфигурации (1S2S2Р3S3P4S4P5S4D5P6S5D4F6P7S6D5F7P)

  5. квантовые ячейки (графическая формула)

  6. число электронов на последнем слое => металл или неметалл

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОНАМИ АО, ПОДУРОВНЕЙ, УРОВНЕЙ

1) На одной АО могут находиться только ДВА электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (условно: по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами.

2) В пределах подуровня атомные орбитали заполняются одиночными электронами с параллельными спинами, и когда все орбитали данного подуровня будут заняты, происходит спаривание последних

3) Электроны стремятся занять энергетически выгодное положение в электронной оболочке, руководствуясь правилом наименьшей энергии. Расположим АО в порядке возрастания значений их энергии, которая определяется суммой: (№ УРОВНЯ + число, которое соответствует подуровню):


s (0), p (2), d (3), f (4)

Составьте схемы электронного строения, электронные формулы и графические электронные формулы атомов следующих химических элементов: Ca, Fe, Zr, Sn, Nb, Hf, Pa.






Инструкция: выберите один правильный ответ

1.Химическому элементу 3-го периода VА-группы соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2, 8, 5 2) 2, 8, 3 3) 2,5 4) 2, 3



2.Порядковый номер химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева соответствует:

1) заряду ядра в атоме

2) значению высшей валентности элемента по кислороду

3) числу электронов, недостающих до завершения внешнего слоя

4) числу электронных слоев в атоме

3. Определите положение элемента в периодической системе (период, группа, подгруппа) по электронной формуле и назовите его:

1S22S22P63S23P4



4. Составьте графическую формулу элемента с электронной формулой 1S22S22P63S23P4 и покажите все валентные состояния данного элемента.

5. Номер группы в Периодической системе Д.И.Менделеева соответствует:

1) числу электронов в атоме

2) значению высшей валентности элемента по кислороду (только для главных подгрупп)

3) числу электронов, недостающих для завершения внешнего электронного слоя

4) числу электронных слоев в атоме.

6. Номер периода в Периодической системе Д.И.Менделеева соответствует:

1) электронов в атоме

2) электронов во внешнем слое атомов

3) числу электронов, недостающих до завершения внешнего слоя

4) числу заполняемых электронных слоев

7. В периоде с увеличением порядкового номера химического элемента происходит:

1) уменьшение заряда ядра

2) усиление металлических свойств

3) уменьшение атомного радиуса

4) уменьшение числа валентных электронов



8. Радиус атомов увеличивается в ряду элементов:

1) H-Li-Na 2) K-Na-Li 3) Na-Mg-AI 4) Be-Ca-Mg



Задача: изобразите электронные формулы фосфора и рубидия.

Вывод:

  1. ЛПЗ №4: «Растворы»

Цель работы:       Ознакомиться с реакциями гидролиза и свойствами амфотерных соединений

 Материалы и оборудование:  Штатив с пробирками, растворы Na2СО3, NaSO3, Al(NO3)3, NaCL, FeCl3, NaNO3, ZnCl2 Al2(SO4)3, Pb(NO3)2, HCl, НNO3, дистил. вода, индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, лакмус, NaОН.



ХОД РАБОТЫ:

Опыт 1: испытание растворов солей индикатором.

Соблюдайте правила ТБ при работе с едкими веществами – щелочами!

  1. Налить в пробирку или стакан немного какой – либо соли (можно пищевой) и испытать его действие на лакмус, нанося каплю раствора на индикаторную бумагу стеклянной палочкой. Наблюдения запишите в таблицу.

Формула соли

Среда (кислая, нейтральная, щелочная)

Какими основаниями и кислотами (сильными или слабыми) образована соль.


  1. К раствору соли алюминия в пробирке прилить раствор углекислого натрия ( сода пищевая). Что наблюдаете? __________________________________________________

Написать уравнение реакций:

Взаимодействие соли алюминия с углекислым газом_________________________________

Взаимодействие углекислой соли алюминия с водой_________________________________

Контрольные вопросы:


  1. Что такое гидролиз?_________________________________________________________

  2. Почему при гидролизе карбоната натрия выделяется угольная кислота?
    ___________________________________________________________________________

  3. Составьте сокращенные ионные формы – гидролиза солей:

К2S, Fe2SO3, CuSO4, К3РО4

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Что означает понятие - амфотерные свойства элемента?

Вопросы и задания:

  1. Какой процесс называется гидролизом?

  2. От каких факторов зависит гидролиз?

  3. Каталог: arkhiv dokum -> РП%2023.02.03.%20ТОиРАТ -> Методические%20указания,%20разработки
    Методические%20указания,%20разработки -> Методические указания по выполнению, домашнего задания 5
    arkhiv dokum -> Практикум по дисциплине мдк 01. 02. Методы и средства проектирования информационных систем для специальности
    РП%2023.02.03.%20ТОиРАТ -> Программа подготовки специалистов среднего звена Очная форма обучения 23. 02. 03
    arkhiv dokum -> Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
    Методические%20указания,%20разработки -> Практикум по дисциплине мдк 01. 01 Устройство автомобилей
    РП%2023.02.03.%20ТОиРАТ -> Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница