Министерство здравоохранения республики беларусь



Скачать 244.57 Kb.
Дата09.05.2018
Размер244.57 Kb.
ТипПояснительная записка





СоставителИ:

Н.М.Полонейчик, заведующий кафедрой общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Н.А.Гресь, доцент кафедры общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Л.И.Палий, доцент кафедры общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент



Рецензенты:

Кафедра пропедевтической стоматологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;


Н.А.Юдина, заведующая кафедрой общей стоматологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 5 от «13» ноября 2013 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 5 от «22» января 2014 г.);

Научно-методическим советом по стоматологии Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 3 от «28» января 2014 г.)

Пояснительная записка

Общая стоматология – раздел стоматологии, включающий изучение стоматологического материаловедения, функциональной анатомии зубочелюстной системы, лабораторной техники изготовления зубных протезов и различных ортопедических аппаратов, оперативной техники лечения и протезирования зубов на фантомах.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая стоматология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


    • образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

    • типовым учебным планом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология»(регистрационный № L 79-1-007/тип.), утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая стоматология» направлена на изучение новейших научных данных по материаловедению в стоматологии, технологическим процессам изготовления протезов зубов и зубных рядов, технологиям оказания терапевтической и ортопедической помощи пациентам. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания учебной дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Общая стоматология» состоит в подготовке студентов к самостоятельной работе с пациентами на основе овладения ими основными мануальными навыками при проведении терапевтического и ортопедического лечения патологии зубочелюстной системы на симуляторах (фантомах).

Задачи изучения учебной дисциплины:


  • сформировать у студентов знания о составах и физико-химических, технологических и биологических свойствах материалов, применяемых при лечении пациентов; изучить функциональную анатомию зубочелюстной системы, лабораторную технику изготовления зубных протезов и оперативную технику терапевтических и ортопедических методов лечения патологии зубочелюстной системы;

  • обеспечить овладение студентами основными практическими навыками при проведении терапевтического и ортопедического лечения патологии зубочелюстной системы на симуляторах (фантомах).

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • основ материаловедения и технологических процессов, способствующих формированию клинического мышления;

  • мануальных навыков и оперативной техники лечения и протезирования зубов;

  • основ медицинской этики и деонтологии.

Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами в 1-ом семестре основ стоматологического материаловедения и технологических процессов, используемых при изготовлении зубных протезов. Во 2-ом семестре студенты приступают к изучению лабораторной техники изготовления протезов и аппаратов, применяемых при лечении пациентов. В 3-ем и 4-ом семестрах студенты изучают функциональную анатомию зубочелюстной системы и приступают к освоению мануальных навыков оперативной техники лечения и протезирования зубов на фантомах.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Общая стоматология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:


Медицинская и биологическая физика. Устройство и назначение медицинской аппаратуры. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Физико-механические свойства тканей зуба и их сравнительная характеристика с конструкционными материалами. Электропроводимость твердых и мягких тканей зубов. Рентгеновские излучения, биофизические механизмы действия. Основы математической статистики. Теоретические основы информатики. Использование компьютеров и автоматизированных систем управления в здравоохранении.

Общая химия. Элементы химической термодинамики. Элементы химической кинетики. Буферные системы, расчет рН. Реологические свойства пломбировочных материалов. Химический состав и свойства пломбировочных материалов. Влияние пломбировочных материалов на органы и ткани полости рта.

Биоорганическая химия. Закономерности во взаимосвязи строения и реакционной способности природных и синтетических органических соединений. Поведение органических соединений в организме и окружающей среде. Обмен органических веществ в тканях зуба. Методы получения полимеров, механизмы реакции полимеризации, использование полимеров в стоматологии.

Медицинская биология и общая генетика. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации. Генетические основы развития биологического вида. Генетическая патология и ее проявления. Экология.

Анатомия человека. Международная анатомическая терминология. Анатомия зубов, пульпы, периодонта. Кости лицевого и мозгового черепа. Иннервация, крово- и лимфоснабжение челюстно-лицевой области. Топографические особенности челюстно-лицевой области. Анатомия центральной и периферической нервной системы.

Гистология, цитология, эмбриология. Международная гистологическая терминология. Гистологическое строение эмали, дентина, цемента, пульпы зуба, периодонта и слизистой оболочки полости рта. Развитие и сроки прорезывания временных и постоянных зубов.

Биологическая химия. Метаболизм белков, липидов, углеводов. Биохимия тканей зуба. Биохимия зубного налета. Биохимический состав слюны, значение минеральных и органических компонентов слюны в физиологии и патологии органов и тканей полости рта. Обмен кальция и фосфора в зубах и организме человека.

Нормальная физиология. Значение фтора в физиологии и патологии зубов, обмен фтора в организме человека. Роль гормонов в регуляции минерального обмена в тканях зубов. Роль реактивности организма в возникновении стоматологических заболеваний. Причины, механизмы и проявления типовых расстройств органов и систем полости рта. Физиологические функции зуба, пульпы зуба и периодонта. Функции слизистой полости рта при физиологических и патологических состояниях. Механизмы возникновения боли при стоматологических заболеваниях.


Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:



  • оборудование и оснащение основного и вспомогательных помещений зуботехнической лаборатории;

  • общую характеристику протезов зубов и ортопедических аппаратов;

  • классификацию материалов, применяемых при изготовлении зубных протезов и аппаратов, требования, предъявляемые к основным материалам;

  • составы, свойства и применение конструкционных и вспомогательных материалов при изготовлении зубных протезов и ортопедических аппаратов;

  • основные технологические процессы, используемые при изготовлении зубных протезов и ортопедических аппаратов;

  • нормативное оснащение и оборудование рабочего места врача-стоматолога; правила эксплуатации стоматологической установки и стоматологического кресла; основы современной эргономики;

  • функциональную анатомию зубочелюстной системы;

  • составы и свойства пломбировочных материалов;

  • основные клинические этапы, используемые при изготовлении зубных протезов и ортопедических аппаратов на фантомах;

  • основные принципы пломбирования полостей и выполнения эндодонтических манипуляций на фантомах;

  • принципы контроля качества выполнения терапевтических и ортопедических манипуляций на фантомах;

уметь:

  • работать с основными, вспомогательными и пломбировочными материалами;

  • воспроизводить анатомическую форму зубов;

  • выполнять лабораторные этапы изготовления несъемных и съемных конструкций зубных протезов;

  • выполнять основные клинические этапы ортопедического лечения дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов на фантомах;

  • препарировать кариозную полость на фантоме, проводить антисептическую обработку, наложение лечебных и изолирующих прокладочных материалов, пломб из различных пломбировочных материалов;

  • вскрывать полости зубов на фантомах, накладывать девитализирующие средства и фиксирующие прокладки, проводить эндодонтическую подготовку корневого канала с помощью инструментов, проводить антисептическую обработку и высушивание корневого канала, пломбировать корневой канал на фантоме ручным и машинным способами;

  • изготавливать провизорные протезы на фантоме, проводить их временную и постоянную фиксации;

  • удалять зубные отложения на фантоме;

владеть:

  • мануальными навыками терапевтического лечения кариеса, эндодонтического лечения зубов и снятия зубных отложений (на фантомах);

  • мануальными навыками ортопедического лечения дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов (на фантомах).

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 878 академических часов. Аудиторных часов - 521, из них лекций - 46, практических - 475. Самостоятельных внеаудиторных часов - 357 .

Текущую аттестацию рекомендуется проводить в соответствии с типовым учебным планом в форме зачетов и экзаменов.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам


Код, название

специальности



Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации



всего

в т.ч. аудиторных

из них

самостоятельных внеаудиторных

лекций

практических

1

2

3

4

5

6

7

8

1-79 01 07 «Стоматология»

1

108

67

10

57

41

зачет

2

146

73

10

63

73

экзамен

3

290

190

10

180

100

зачет

4

334

191

16

175

143

экзамен

Всего часов




878

521

46

475

357




Примерный тематический план



Наименование раздела, темы

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

1. Введение в специальность

3

16

2. Стоматологическое материаловедение

15

95

2.1. Конструкционные и вспомогательные материалы

9

57

2.2. Пломбировочные материалы

6

38

3. Функциональная анатомия зубочелюстной системы

3

50

3.1. Общая и частная анатомия зубов

1

28

3.2. Прикус, его виды

1

10

3.3. Биомеханика жевательного аппарата

1

12

4. Лабораторная техника изготовления зубных протезов

6

54

4.1. Лабораторная техника изготовления несъемных зубных протезов

3

30

4.2. Лабораторная техника изготовления съемных зубных протезов

3

24

5. Предклиническая стоматология

19

260

5.1. Оперативная техника препарирования кариозных полостей

3

34

5.2. Препарирование зубов при изготовлении несъемных ортопедических конструкций

7

136

5.3. Зубные отложения. Методы и средства гигиены полости рта

1

20

5.4. Эндодонтия

8

70

Всего часов

46

475

Содержание учебного материала

1. Введение в специальность

Краткий исторический очерк развития стоматологии. Современное содержание дисциплины. Виды специальностей. Цели и задачи дисциплины «Общая стоматология».

Организация работы зуботехнической лаборатории. Основные и вспомогательные помещения. Оборудование. Инструментарий. Охрана труда и техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования к помещениям и рабочему месту зубного техника.

Организация и оборудование стоматологического кабинета. Виды стоматологических установок. Инструменты для обследования и лечения зубов.

Основные принципы эргономики в стоматологии. Асептика и антисептика в стоматологии. Коффердам, назначение, методика применения.

2. Стоматологическое материаловедение

2.1. Конструкционные и вспомогательные материалы

Общие сведения о материалах, применяемых при изготовлении протезов. Их физико-механические, химические, биологические свойства. Изменение свойств материалов на технологических этапах изготовления протезов.

Моделировочные материалы, классификация, составы, свойства.

Оттискные материалы, классификация, составы, свойства.

Формовочные материалы, классификация, составы, свойства.

Вспомогательные материалы (разделительные, флюсы, отбелы и др.).

Абразивные материалы и вращающиеся режущие инструменты. Обработка, шлифовка и полировка металлических протезов. Обработка, шлифовка и полировка пластмассовых протезов.

Металлы и сплавы металлов. Конструкционные и вспомогательные сплавы металлов, составы, свойства. Литье сплавов металлов. Модельное и безмодельное. Обработка металлов давлением. Инструменты, материалы. Паяние. Аппараты, методики литья.

Пластмассы, классификация, составы, свойства. Свободная формовка пластмасс и формовка пластмасс под давлением (литьевое прессование). Формовка пластмасс прессованием. Замена восковой композиции съемных протезов на пластмассовую. Виды искусственных зубов. Правила подбора и постановки зубов в частичных съёмных протезах.

Керамические материалы, классификация, составы, свойства. Приготовление керамических масс и их спекание.



2.2. Пломбировочные материалы

Классификация пломбировочных материалов, физические, химические и биофизические свойства.

Адгезивные системы (составы, свойства, методика применения).

Материалы для временных пломб (составы, свойства, методика применения).

Пломбировочные материалы: прокладочные, изолирующие, лечебные и комбинированные.

Стеклоиономерные цементы (составы, свойства, методика применения).

Пломбировочные материалы: композиты химического отвердения (составы, свойства, методика применения).

Пломбировочные материалы: композиты светоотверждаемые (составы, свойства, методика применения).

Амальгама (состав, свойства, методика применения, приготовление). Материалы для временной и постоянной фиксации несъемных конструкций.

Пломбировочные материалы для корневых каналов.


3. Функциональная анатомия зубочелюстной системы

3.1. Общая и частная анатомия зубов

Зубные ряды. Окклюзионная поверхность зубных рядов. Анатомия резцов верхней челюсти и нижней челюсти. Анатомия клыков верхней челюсти и нижней челюсти. Анатомия премоляров верхней челюсти. Анатомия премоляров нижней челюсти. Анатомия моляров верхней челюсти. Анатомия моляров нижней челюсти. Анатомо-топографические особенности строения полостей постоянных зубов. Строение и функции пульпы и периодонта.



3.2. Прикус, его виды

Артикуляция. Окклюзия. Ортогнатический прикус. Основные и вспомогательные признаки. Полуфизиологические виды прикуса. Признаки, определяющие вид прикуса. Анатомия и физиология пародонта. Выносливость пародонта к нагрузке. Абсолютная сила жевательных мышц. Жевательное давление.



3.3. Биомеханика жевательного аппарата

Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти. Сагиттальные движения нижней челюсти. Вертикальные движения нижней челюсти. Трансверсальные движения нижней челюсти.


4. Лабораторная техника изготовления зубных протезов

4.1. Лабораторная техника изготовления несъемных зубных протезов

Несъёмные зубные протезы. Виды и общая характеристика несъёмных протезов, применяемых при протезировании зубов.

Лабораторные этапы изготовления вкладок прямым и непрямым методами.

Виды искусственных коронок. Методы изготовления.

Лабораторные этапы изготовления цельнолитых коронок. Лабораторные этапы изготовления пластмассовых коронок.

Мостовидные протезы. Виды, методы изготовления.

Лабораторные этапы изготовления цельнолитых мостовидных протезов. Лабораторные этапы изготовления пластмассовых мостовидных протезов. Лабораторные этапы изготовления металлоакриловых (МА) мостовидных протезов. Лабораторная техника изготовления металлокерамических (МК) мостовидных протезов. Подготовка каркаса для нанесения керамической массы. Режим спекания и глазурования керамики.

4.2. Лабораторная техника изготовления съемных зубных протезов

Съёмные зубные протезы. Общая характеристика съемных протезов. Сравнение с несъемными конструкциями.

Общая характеристика пластиночных протезов. Границы базисов протезов. Техника изготовления восковых базисов с прикусными валиками. Виды кламмеров, их расположение на моделях и техника изготовления.

Общая характеристика бюгельных протезов. Кламмеры, кламмерная система. Планирование конструкции бюгельного протеза. Обработка, шлифовка и полировка каркаса бюгельного протеза.

Съёмные зубные протезы. Лабораторная техника изготовления полных съемных пластиночных протезов.

Изготовление индивидуальной ложки.

Изготовление восковых базисов с прикусными валиками.

Конструирование искусственных зубных рядов в полных съемных протезах.

Лабораторная техника изготовления протеза с двухслойным базисом.

Съёмные зубные протезы. Лабораторная техника починки съемных протезов. Возможные технические ошибки при изготовлении съемных протезов и их предупреждение.


5. Предклиническая стоматология

5.1. Оперативная техника препарирования кариозных полостей

Классификация кариозных полостей по Блэку. Мануальная техника операций в полостях 1 класса.

Мануальная техника операций в полостях 5 класса. Мануальная техника операций в полостях 2 класса. Мануальная техника операций в полостях 3 класса. Мануальная техника операций в полостях 4 класса. Контактный пункт, способы его восстановления.

Принципы контроля качества выполнения оперативной техники в пломбировании дефектов твердых тканей зубов в современных эргономических условиях. Ошибки в оперативной технике при препарировании кариозных полостей.



5.2. Препарирование зубов при изготовлении несъемных ортопедических конструкций

Препарирование полостей под вкладки INLEY (О, МО). Препарирование полостей под вкладки INLEY (МОД). Препарирование наддесневой части корня и распломбирование корневых каналов для штифтовых конструкций. Препарирование зуба под литую культевую штифтовую вкладку. Изготовление литой культевой штифтовой вкладки прямым методом.

Изготовление искусственной культи с использованием анкеров.

Изготовление простого штифтового зуба.

Препарирование зубов под искусственные коронки (с уступом и без уступа).

Изготовление временных коронок односеансным методом.

Препарирование зубов для опорных искусственных коронок мостовидного протеза. Последовательность изготовления мостовидных протезов. Изготовление провизорного мостовидного протеза.

Получение рабочего и вспомогательного оттисков альгинатными и силиконовыми материалами. Ошибки при получении оттисков.

Припасовка протеза, коррекция окклюзионных и артикуляционных взаимоотношений.

Методика фиксации несъемных конструкций.

Причины снятия протезов. Инструменты, применяемые для снятия протезов. Методы и техника снятия несъемных протезов.

5.3. Зубные отложения. Методы и средства гигиены полости рта

Виды зубных отложений, причины возникновения. Индикация зубных отложений. Индекс ОHIS, его определение и интерпретация.

Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов.

Методы и средства профессионального удаления зубных отложений. Стоматологический инструментарий для удаления зубных отложений. Стандартизация. Способы удаления зубных отложений с помощью инструментов.



5.4. Эндодонтия

Эндодонтический инструментарий, его назначение. Принципы стандартизации. Методика работы.

Методика раскрытия полости зуба в зубах нижней челюсти. Методика раскрытия полости зуба в зубах верхней челюсти.

Методики экстирпации, эндодонтической и медикаментозной обработки корневого канала; высушивание.

Методы пломбирования корневых каналов. Методика пломбирования корневых каналов методом латеральной конденсации. Критерии эффективности.

Ошибки и осложнения при эндодонтическом лечении. Профилактика осложнений.



Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

  1. Аболмасов, Н.Г. Ортопедическая стоматология / Н.Г.Аболмасов, Н.Н.Аболмасов. М., 2000. 576 с.

  2. Боровский, Е.В. Эндодонтия / Е.В.Боровский, Н.С.Жохова. М., 1997.

  3. Леус, П.А. Эргономика и организация рабочего места врача стоматолога: учеб.-метод. разработка для студентов / П.А.Леус, В.А.Даревский, А.А. Володько. Минск: МГМИ, 1995. 20с.

  4. Леус, П.А. Коффердам: учеб.-метод. разработка для студентов / П.А.Леус., Л.И.Палий, Г.И.Бойко. Минск: МГМИ, 1998. 17с.

  5. Манулик, В.А. Анатомия зубов: учеб.-метод. разработка для студентов / В.А.Манулик. Минск: МГМИ, 1998. 17с.

  6. Полонейчик, Н.М. Абразивные материалы и вращающиеся инструменты, применяемые в стоматологии: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик. 2 е изд. перераб. и доп. Белорус. гос. мед. ун-т. Минск: БГМУ, 2002. 46 с.

  7. Полонейчик, Н.М. Лабораторная техника изготовления протезов при полном отсутствии зубов: учеб. пособие / Н.М.Полонейчик. Минск: МГМИ, 2000. 66с.

  8. Полонейчик, Н.М. Оттискные материалы, применяемые в стоматологии: учеб. пособие / Н.М.Полонейчик. Минск: МГМИ, 1998. 84 с.

  9. Поюровская, И.Я. Стоматологическое материаловедение / И.Я.Поюровская. М., 2007. 186 с.

  10. Полонейчик, Н.М. Фиксирующие материалы для несъемных зубных протезов: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик , Н.А.Мышковец, Н.В.Гетман. Минск: БГМУ, 2002. 44 с.

  11. Полонейчик, Н.М Провизорные протезы: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик, Н.А.Мышковец, О.Г.Мальковец. Минск: БГМУ, 2005. 16 с.

  12. Сахар, Г.Г. Современные стоматологические прокладочные материалы: метод. рекомендации / Г.Г.Сахар, А.А.Петрук, Г.Г.Чистякова. Минск: БГМУ, 2003. 24 с.

  13. Романовский, И.В. Современные полимерные материалы, применяемые в стоматологии: учеб.-метод. пособие / И.В.Романовский, Н.И.Губкина, А.В.Губкина. Минск, БГМУ, 2006. 49 с.


Дополнительная:

  1. Ятрогенные инфекции. Профилактика в стоматологии: учеб.-метод. пособие / А.А. Адарченко [и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. Белорус. гос. мед. ун-т. Минск: БГМУ, 2004. 40 с.

  2. Терапевтическая стоматология / под ред. Е.В. Боровского: учебник. М., 1989. 375 с.

  3. Гаврилов, Е.И. Ортопедическая стоматология / Е.И.Гаврилов, А.С.Щербаков: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1984. 576 с.

  4. Жулев, Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии: учеб. пособие / Е.Н.Жулев. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1997. 136 с.

  5. Жулев, Е.Н. Несъемные протезы: Теория, клиника и лабораторная техника / Е.Н.Жулев. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1995. 365 с.

  6. Кортуков, Е.В. Основы материаловедения: учеб. пособие для стомат. фак. мед. вузов / Е.В.Кортуков, В.С.Воеводский, Ю.К.Павлов. М.: Высш. шк., 1988. 215 с.

  7. Лобко, С.С. Профилактика болезней периодонта: учеб.-метод. пособие / С.С.Лобко. Минск: МГМИ, 1995. 21с.

  8. Лобко, С.С. Мотивация больного заболеваниями периодонта: учеб.-метод. пособие / С.С.Лобко, Л.А.Казеко, Н.А.Юдина. Минск: МГМИ, 1997. 19с.

  9. Магид, Е.А., Мухин Н.А. Фантомный курс терапевтической стоматологии / Е.А.Магид, Н.А.Мухин. М., 1987.

  10. Полонейчик, Н.М. Твердость стоматологических материалов. Методы ее измерения: учеб. пособие / Н.М.Полонейчик, А.А.Иванов. Минск: МГМИ, 1999. 26с.

  11. Полонейчик, Н.М Предклиническая стоматология: тесты / Н.М.Полонейчик, Т.Н.Манак, Л.И.Палий. Минск: БГМУ, 2005. 52 с.

  12. Полонейчик, Н.М. Адгезивные мостовидные протезы: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик, Н.А.Мышковец. Минск: БГМУ, 2004. 16 с.

  13. Полонейчик, Н.М. Фиксирующие материалы для несъемных зубных протезов: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик , Н.А.Мышковец, Н.В.Гетман. Минск: БГМУ, 2002. 44 с.

  14. Полонейчик, Н.М Провизорные протезы: учеб.-метод. пособие / Н.М.Полонейчик, Н.А.Мышковец, О.Г.Мальковец. Минск: БГМУ, 2005. 16 с.

  15. Сахар, Г.Г. Современные стоматологические прокладочные материалы: метод. рекомендации / Г.Г.Сахар, А.А.Петрук, Г.Г.Чистякова. Минск: БГМУ, 2003. 24 с.

методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на:



    • подготовку к лекциям и практическим занятиям;

    • подготовку к коллоквиумам, зачетам и экзаменам по учебной дисциплине;

    • проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение;

    • выполнение исследовательских и творческих заданий;

    • подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;

    • выполнение практических заданий;

    • конспектирование учебной литературы;

    • оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы, газеты и пр.);

    • изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий.

Основные методы организации самостоятельной работы:



    • написание и презентация реферата;

    • выступление с докладом;

    • изучение тем и проблем, не выносимых на лекции;

    • конспектирование первоисточников (разделов хрестоматий, сборников документов, монографий, учебных пособий).

Контроль самостоятельной работы может осуществляться на практических занятиях, зачетах, экзаменах в виде:

    • итогового занятия, коллоквиума в форме устного собеседования, письменной работы, тестирования;

    • оценки устного ответа на вопрос, сообщение, доклад или решение задачи на практических занятиях;

    • проверки рефератов, письменных докладов, отчетов, рецептов;

    • проверки конспектов первоисточников, монографий и статей;

    • индивидуальной беседы, консультации.

Перечень рекомендуемых средств диагностики

Для диагностики компетенций используются следующие формы:



  1. Устная форма.

  2. Письменная форма.

  3. Устно-письменная форма.

  4. Техническая форма.

К устной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Коллоквиумы.

К письменной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Тесты.

  2. Контрольные работы.

  3. Рефераты.

  4. Стандартизированные тесты.

  5. Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

К устно-письменной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Зачеты.

  2. Экзамены.

  3. Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

К технической форме диагностики компетенций относятся:

  1. Электронные тесты.


Оглавление

Медицинская и биологическая физика. Устройство и назначение медицинской аппаратуры. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Физико-механические свойства тканей зуба и их сравнительная характеристика с конструкционными материалами. Электропроводимость твердых и мягких тканей зубов. Рентгеновские излучения, биофизические механизмы действия. Основы математической статистики. Теоретические основы информатики. Использование компьютеров и автоматизированных систем управления в здравоохранении. 4

Общая химия. Элементы химической термодинамики. Элементы химической кинетики. Буферные системы, расчет рН. Реологические свойства пломбировочных материалов. Химический состав и свойства пломбировочных материалов. Влияние пломбировочных материалов на органы и ткани полости рта. 4

Биоорганическая химия. Закономерности во взаимосвязи строения и реакционной способности природных и синтетических органических соединений. Поведение органических соединений в организме и окружающей среде. Обмен органических веществ в тканях зуба. Методы получения полимеров, механизмы реакции полимеризации, использование полимеров в стоматологии. 4

Медицинская биология и общая генетика. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации. Генетические основы развития биологического вида. Генетическая патология и ее проявления. Экология. 4

Анатомия человека. Международная анатомическая терминология. Анатомия зубов, пульпы, периодонта. Кости лицевого и мозгового черепа. Иннервация, крово- и лимфоснабжение челюстно-лицевой области. Топографические особенности челюстно-лицевой области. Анатомия центральной и периферической нервной системы. 4

Гистология, цитология, эмбриология. Международная гистологическая терминология. Гистологическое строение эмали, дентина, цемента, пульпы зуба, периодонта и слизистой оболочки полости рта. Развитие и сроки прорезывания временных и постоянных зубов. 5

Биологическая химия. Метаболизм белков, липидов, углеводов. Биохимия тканей зуба. Биохимия зубного налета. Биохимический состав слюны, значение минеральных и органических компонентов слюны в физиологии и патологии органов и тканей полости рта. Обмен кальция и фосфора в зубах и организме человека. 5

Нормальная физиология. Значение фтора в физиологии и патологии зубов, обмен фтора в организме человека. Роль гормонов в регуляции минерального обмена в тканях зубов. Роль реактивности организма в возникновении стоматологических заболеваний. Причины, механизмы и проявления типовых расстройств органов и систем полости рта. Физиологические функции зуба, пульпы зуба и периодонта. Функции слизистой полости рта при физиологических и патологических состояниях. Механизмы возникновения боли при стоматологических заболеваниях. 5





Сведения об авторах (разработчиках) типовой учебной программы



Фамилия, имя, отчество

Полонейчик Николай Михайлович

Должность, ученая степень, ученое звание

Заведующий кафедрой общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», канд. мед. наук, доцент

 служебный

2265091

E-mail:

npolon@tut.by




Фамилия, имя, отчество

Гресь Нонна Аркадьевна

Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», канд. мед. наук, доцент

 служебный

2265092




Фамилия, имя, отчество

Палий Лариса Ивановна

Должность, ученая степень, ученое звание

Доцент кафедры общей стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», канд. мед. наук, доцент

 служебный

2265092



Каталог: upload -> dlya-inostrannykh-grazhdan -> meditsinskoe-obrazovanie-v-belarusi -> uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> СоставителИ
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Пояснительная записка Биоорганическая химия учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики изучения структуры и механизмов функционирования биологически активных молекул с позиций органической химии
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Рекомендована к утверждению в качестве типовой
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Пояснительная записка Биологическая химия учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики в области медицинской биохимии
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Пояснительная записка Биологическая химия учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики в области медицинской биохимии
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Пояснительная записка Биоорганическая химия учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики изучения структуры и механизмов функционирования биологически активных молекул с позиций органической химии
uchrezhdeniya-obespechivayushchie-poluchenie-vysshego-i-srednego-spetsialnogo-meditsinskogo-farmatse -> Пояснительная записка Внутренние болезни учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях,


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница