Министерство здравоохранения сахалинской области государственное образовательное бюджетное учреждение



страница1/7
Дата21.01.2018
Размер1.38 Mb.
#9956
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ и

реабилитациОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)


«Сестринская помощь пациентам детского возраста»

34.02.01 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»

специальность «Сестринское дело»

уровень: базовый


Рассмотрено на заседании ЦМК

«02» сентября 2015 г.

Протокол № 1

г. Южно-Сахалинск

2015 г.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование темы

Количество часов

1

Особенности сестринского процесса при работе с детьми разного возраста в условиях стационара и амбулаторно-поликлинических учреждений.

2

2

Сестринская помощь при асфиксии.

2

3

Сестринская помощь при гемолитической болезни новорожденных.

2

4

Сестринская помощь при родовых травмах.

2

5

Сестринская помощь при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи у новорожденных.

2

6

Сестринская помощь при неинфекционных и инфекционных заболеваниях пупка у новорожденных. Сепсис.

2

7

Сестринская помощь при хронических расстройствах питания.

2

8

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

2

9

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

2

10

Сестринская помощь при рахите.

2

11

Сестринская помощь при спазмофилии и гипервитаминозе Д.

2




Всего:

22


ФОРМИРУЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при заболеваниях и состояниях пациентам детского возраста

  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

  • осуществлять сестринский уход за пациентом детского возраста при различных заболевания и состояниях;

  • консультировать пациента детского возраста и его окружение по применению лекарственных средств;

  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;

  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента детского возраста;

  • вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

  • причины, основные клинические проявления и симптомы заболеваний;

  • возможные осложнения и их профилактику;

  • методы диагностики проблем пациента детского возраста;

  • организацию и оказание сестринской помощи пациентам детского возраста;

  • подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания;

  • пути введения лекарственных препаратов;

  • роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации;

  • правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения;

  • инфекционный контроль и инфекционную безопасность м/с и пациента.


Учебно-методическая и хронологическая карта лекции




Структура

Время (мин.)

Содержание

Мотивация

Методическое обоснование

1.

Организация начала

лекции


1

Приветствие.

Отметка отсутствующих.



Обеспечить учебную обстановку в аудитории, психологически настроить на работу.

Привить единые методические требования, улучшить дисциплину.

2.

Сообщение темы,

Цели и плана лекции



3

Сообщение темы, плана.

Постановка целей лекции.




Дать представление о необходимом объеме предстоящей учебной деятельности.

Активизировать внимание студентов.

3.

Начальная мотивация учебной деятельности

5

Вступительное слово преподавателя, мотивация с использованием статистических данных.

Настроить на восприятие новой

информации, подчеркнуть ее важность для будущей профессии.



Стимулировать интерес к лекции.

4.

Изложение нового материала

60

Объяснение, рассказ.

Демонстрация с разъяснениями таблиц, наглядных пособий.

Демонстрация новых терминов, понятий.

В ходе изложения задаются проблемные вопросы, выделяются отдельные моменты, делаются выводы по каждому разделу.



Для передачи информации.

Для формирования диалектического противоречия.

Для преобразования диалектического противоречия в проблемную ситуацию.

Для разрешения проблемных ситуаций.

Для повышения уровня восприятия информации.

Для конкретизации воспринимаемой информации.



Формировать новые знания с целью включения зрительного восприятия.

С целью принятия участия в разрешении проблемы.

Для активизации мышления.


5.

Закрепление изложенного материала.

7

Фронтальный опрос

Позволяет выяснить уровень восприятия новой информации.

Закрепить полученную информацию путем применения теории на практике.

6.

Обобщение и систематизация материала.

8

Обобщение изложенного материала.

Выводы.


Для определения степени усвоения изложенного материала.

Оценка качества проведенного занятия.

7.

Заключительное слово преподавателя.

3

Подведение итогов лекции.

Для поощрения, стимуляции интереса к продолжению работы над данной темой на семинарских и практических занятиях.

С целью оценки работы аудитории в течение лекции.

8.

Задание на дом.

1

Перечислить источники информации для углубления знаний, предложить темы для самостоятельной внеаудиторной работы.

Для стимуляции изучения предмета в целом.

Является основанием к самостоятельной учебной деятельности



С целью стимуляции познавательной деятельности.

9.

Окончание лекции.

2

Призвать студентов к наведению порядка, дать задание дежурным.

Попрощаться.



Для переключения на другой вид деятельности.

Привить аккуратность в работе.


Тема: «Особенности сестринского процесса при работе с детьми разного возраста в условиях стационара и амбулаторно-поликлинических учреждений»
1. Форма организации учебного процесса:

Лекция.


2. Тип занятия:

Сообщение нового материала.



3. Методы обучения:

  • проблемно-поисковый,

  • наглядный,

  • объяснительно- иллюстративный.

4. Методы, определяющие логику обучения:

  • дедуктивный,

  • аналитический,

  • сравнительный,

  • обобщающий.

5. Методы стимулирования и мотивации:

  • анализ жизненных ситуаций,

  • доказательное разъяснение,

  • поощрение.

6. Методы преподавания:

  • объяснительно-побуждающий.

7. Методы учения:

  • ознакомительный.

8. Цели:

а) дидактические:



  • познакомить обучающихся с особенностями сестринского процесса при работе с детьми разного возраста в условиях стационара и амбулаторно-поликлинических.

б) воспитательные:

  • сформировать ориентировочную основу знаний студентов по теме;

  • сформировать добросовестное отношение к будущей выполняемой работе;

в) развивающие:

  • развить интерес у студентов к изучаемой теме;

  • развить клиническое и логическое мышление.

9. Задачи лекции:

  • обеспечить студентов знаниями, необходимыми для подготовки к практическим и семинарским занятиям;

  • установить психологический контакт с аудиторией.

10.Место проведения:

  • учебная комната СБМК



МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ.

Врачу-педиатру в его профессиональной деятельности практически всегда помогает медицинская сестра, специфика работы и профессиональные навыки которой в значительной степени определяются современными принципами подготовки медицинских специалистов среднего звена в медицинских училищах и колледжах. Основным предметом, включающий теоретический материал и усвоение практических навыков, является сестринское дело. Знание основ и функций предмета, применение средств, используемых для достижения целей, позволят будущему врачу правильно организовывать лечебный процесс и обеспечат необходимую преемственность при переходе на более высокий уровень работы.

Ниже изложены основные понятия данной дисциплины. Современный врач должен понимать, что при работе сестринского персонала сегодня учитываются не только физиологические (патофизиологические), но и психологические и социальные проблемы больного и здорового ребенка.

До недавнего времени медицинская сестра считалась только исполнителем назначений врача, его незаменимым, но все-таки помощником. Никакая самостоятельная деятельность медсестры не поощрялась. Ей не надо было самой принимать решений по лечению больного и уходу за ним. Главное – точно выполнить назначения врача! Врач – вот основной участник лечения больного. Однако, функции медсестры значительно шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возложены основные обязанности по уходу пациентами (больными и здоровыми) – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Чтобы соответствовать современным требованиям медицинская сестра должна знать помимо норм здоровья и основ сестринского ухода, психологические особенности поведения пациентов. Должна не только ознакомиться с симптомами и синдромами заболевания, определить возможные причины его возникновения, но и разработать индивидуальную комплексную программу ухода за пациентом, включающую врачебно-консультативную помощь, сестринское наблюдение, а также организацию социальной и психологической помощи.


Блок учебной информации.

Уход за больными известен с незапамятных времен. Очевидно, что именно с него и начиналась медицина. Сестринская профессия, не в современном прагматическом понимании, а как призвание, служение, выделилась на стыке античности и раннего средневековья. С тех пор сестринское дело прошло большой путь, развиваясь вместе с человеческим обществом.

Описать сестринское дело как особую профессию пыталась еще в конце XIX века английская медсестра ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ. В «Записках об уходе» в 1859 году она дала определение сестринского дела как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом задача сестры - в создании для больного таких условий, при которых природа оказывала бы свое целительное действие. Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми - «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными - «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Она первая отметила, что « по сути своей сестринское дело, как профессия, отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний», а кроме этого, «организации, практической и научной подготовки». Это был ранний этап развития сестринского дела, шло постепенное накопление знаний. В 1961 году американская ассоциация медицинских сестер впервые определила сестринское дело как самостоятельную профессию. Американской медицинской сестрой Виржинией Хендерсон в 1961 г. было дано определение сестринского дела, получившее международное признание: «Сестринское дело... - это оказание помощи человеку, больному и здоровому, осуществление тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость». 

Сестринский процесс. Его определение. Структура.



Применительно к педиатрии сестринский процесс - это продуманный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем здорового и больного ребенка.

Только правильный уход, вскармливание, закаливание, воспитание в раннем возрасте обеспечит здоровье индивидууму на всю дальнейшую жизнь.

Организационная структура сестринского процесса включает этапы:

I этап. Сестринское обследование пациента

II этап. Диагностирование состояния пациента: определение его потребностей и выявление проблем, постановка сестринского диагноза

III этап. Планирование сестринской помощи

IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств

V этап. Оценка эффективности сестринской помощи.

I этап. Сестринское обследование пациента. 

Цель: получение информации для оценки состояния ребенка. Для этого необходимо: 

а) собрать субъективные данные о состоянии ребенка - данные анамнеза жизни (социального, биологического, генеалогического), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание обратите на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии ребенка, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения);

б) исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных исследований;

в) внести в сестринскую историю пациента полученные в ходе обследования данные.

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача: опрос пациента и его родителей, физикальное исследование по органам и системам, беседа с врачом, чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу. Однако, медсестра не может воспользоваться в своей деятельности данными врачебного осмотра, т.е. почерпнуть все необходимые сведения из врачебной истории болезни. Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели. Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса), необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, аллергия и т.д.), сколько внешние проявления заболевания как основная причина дискомфорта. Например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания. У детей важными являются также: страх перед медицинским вмешательством, тоска по родителям, неумение обслужить себя и т. д.

Так как медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.

Собранные данные сестра должна фиксировать в формализованной документации, однако в клинической практике официально утвержденными и пригодными для таких записей пока являются только амбулаторная карта, карты стационарного и диспансерного больного – традиционно врачебные документы. Специальная стандартизированная сестринская документация (листы сестринского осмотра, патронажные формы и т.п.) находится в стадии разработки и может различаться в каждом ЛПУ. Однако и она облегчает работу сестер.

Сестринская история болезни— юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции, принятый в развитых странахЦель сестринской истории болезни — контроль деятельности медсестры, выполнения ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог – гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.

Как только медсестра приступила к анализу информации, полученной в ходе обследования пациента, начинается второй этап сестринского процесса.

Цель данного этапа: установить существующие и потенциальные проблемы пациента, их причины, сильные стороны пациента, которые помогли бы предупредить или разрешить эти проблемы. Для этого следует: 

а) выявить потребности (физические, психологические, социальные, духовные, эмоциональные) и проблемы ребенка (существующие, потенциальные).

В связи с тем, что существует несколько концептуальных моделей сестринской помощи, существует и несколько взглядов на потребности и источники проблем пациентов. Одна из них добавочно дополняющая модель В. Хендерсон. Модель В. Хендерсон постулирует, что пациент имеет потребности, одинаковые для всех людей. Фундаментальные потребности формулируются В. Хендерсон в духе схемы А. Маслоу. Источником проблем пациента является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей.

Все проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы (они есть у ребенка в настоящее время) - проблемы нарушения развития и процессов жизнедеятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями. Например, боль, нарушение целостности кожных покровов, стресс, дефицит знаний родителей. Потенциальные или вероятные проблемы могут появиться с течением времени - риск возникновения осложнений, риск развития неотложных состояний. Например, риск развития пролежней из-за нарушенной подвижности ребенка.

б) Установить приоритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения. Различают первичные проблемы (связанные с повышенным риском для жизни и здоровья и требующие экстренной помощи), промежуточные (не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства), вторичные (не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу).



в) Поставить сестринский диагноз на основании выявленных проблем.

В 1973 году в США состоялась первая научная конференция по проблеме классификации сестринских диагнозов. В этом же году сестринский диагноз был включен в Стандарты сестринской практики, изданные Американской ассоциацией медицинских сестер. В 1982 году была основана Северо-Американская Ассоциация Сестринского Диагноза (NANDA). Впервые классификация сестринских диагнозов была предложена в 1986 году (Маклейн), в 1991 году она дополнена. Всего перечень сестринских диагнозов NANDA включает 114 основных наименований, в числе которыхгипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность, сниженная индивидуальная способность адаптации и преодоления стрессовых реакций, излишнее питание, превышающее потребности организма, высокая степень риска инфицирования и т. д.

В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза.

Сестринский диагноз – это описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой, во многих случаях это жалобы пациента.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

ИЛИ:


Следует обратить внимание на то, что:

  • в отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.).

  • врачебный диагноз не меняется, если не была допущена врачебная ошибка, а сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

  • кроме этого, сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах.

Сестринские диагнозы:

Сильная (до высокого уровня) боль

Сильная, периодически возникающая боль

Сильная, периодически возникающая боль в ноге

Сильная, периодически возникающая боль в правой ноге.

Классификация также включает еще два основных компонента: сестринское действие (вмешательство) и результат действия медсестры.

III этап. Планирование сестринской помощи. Цель: определение ожидаемых результатов (целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств. Для этого необходимо: а) сформулировать цели оказания помощи - определить вид целей - краткосрочные (рассчитанные на 2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода.) или долговременные (более 2 недель, они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента.); отразить структуру целей - конкретное действие, критерий (дата, время и т. д.), условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).

Следует помнить о требованиях к постановке целей:

1) цели должны быть реальными и достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг;

2) необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.

3) цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».

4) цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина». Правильно: «Пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю».

5) возможность проверки достижения цели

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента. Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы – что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?

Например, проблема – нарушение сна; краткосрочная цель – в пределах семи дней ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 4-6 ч, при необходимости - с помощью седативных средств; долговременная цель - к моменту выписки из стационара ребенок сможет спать от 6 до 7 ч непрерывно без приема седативных средств.

б) Составить план сестринских вмешательств, направленных на достижение поставленных целей. Например:

План сестринского вмешательства

Обоснование

1. Наблюдать за сном пациента, оценить нарушения сна  

2. Подготовить ребенка ко сну (правильная организация режима дня, питания, гигиенических мероприятий, психологический контакт)

3. Организовать благоприятную обстановку для сна (аэрация помещения, комфортная температура, снижение воздействия внешних раздражителей, чистая и теплая постель).

4. Оказать ребенку (матери) психологическую поддержку.



1. При планировании помощи для решения этой проблемы важны исходные данные о характере сна ребенка.

2. Ребенок реагирует на привычный режим отдыха и бодрствования и приспосабливается к нему    

3. Эти мероприятия усиливают расслабление и способствуют сну    

4. Присутствие человека, вызывающего доверие, снижает у пациента уровень тревоги.



Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. Существуют специальные стандарты сестринского вмешательства при различных сестринских проблемах. Например, сестринская проблема: у ребенка 12 лет стул со склонностью к запорам.

Цели:


Краткосрочная – у пациента будет стул не реже 1 раза в 2 дня.

Долгосрочная – ребенок продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара.

План сестринского виешательства:

1) Обеспечить кисло-молочную и растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) – диета №3.

2) Обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2 литров в день.

3) Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).

4) Обеспечить пациенту достаточную двигательную активность.

5) Обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.

6) Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.

7) Обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.



Пользуясь стандартами, необходимо помнить, что в них невозможно предусмотреть разнообразие клинических ситуаций, поэтому применять их нужно с учетом индивидуальных особенностей пациента. Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника; много жидкости – при выраженных отеках, и т.д.

IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.

Цель: все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь – самостоятельно или с посторонней помощью.

Существуют три категории сестринского вмешательства: 

Зависимые вмешательства – это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. Например, инъекции антибиотиков, смена повязок, промывание желудка, дача седативных препаратов.

Независимые вмешательства выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача, по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи).

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения педиатрических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т. п.

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей. 

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д. 

Реабилитирующая помощь - процесс более длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом. 

Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т. д.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.



V этап. Оценка эффективности сестринской помощи. Цель: оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.

Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые 2 часа, меняя положение пациента.

Для оценки эффективности сестринской помощи следует: 

а) оценить качество помощи на основании изучения своих действий, мнения ребенка и его семьи, руководителя (старшей и главной медсестер). Критериями эффективности сестринской помощи являются прогресс в достижении целей, ответная реакция ребенка на вмешательство, соответствие полученного результата ожидаемому.

Пример: отсутствие жалоб у ребенка (матери) на нарушение сна, отсутствие нарушений сна, выявляемых медсестрой; ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 6-7 ч без седативных средств.

Еще пример. Цель: ребенок продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно к 4 сентября.

Оценка: ребенок сделал себе инъекцию инсулина технически верно 4 сентября.

Цель достигнута.

б) Определить дальнейшую тактику. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, поставить подпись и дату в строке соответствующей цели. Если цель не достигнута, выявить причины, определить сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медсестры, пересмотреть цель и сроки реализации цели, внести коррективы в план сестринского ухода.
Существует множество ситуаций, когда добросовестность медсестры проконтролировать невозможно. Есть только один проверяющий критерий - совесть. К счастью, взывать к совести персонала приходится редко. Многое определяется культурой медицинского персонала, воспитанием, доброжелательными взаимоотношениями с больными детьми и их родителями, а также с коллегами по работе. В любом случае необходим постоянный контроль, который должен быть трехуровневым.

1-й уровень - работа палатных медсестер. Постовая медсестра ведет мониторинг поведения и самочувствия больных детей и своевременно реагирует на любые отклонения от лечебно-охранительного режима.

2-й уровень - работа старшей медсестры отделения. Она руководит работой постовых медсестер и контролирует выполнение медсестрами назначений врача, а больными детьми - назначенного врачом режима. Выбираются формы контроля: обход, проверка документации, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.

3-й уровень - контроль главной медсестры больницы и по ее поручению - членами Совета медицинских сестер. Безусловно, контролирующие функции выполняют и необходимую помощь оказывают руководители лечебного учреждения и заведующий отделением.

Хорошая работа отделения возможна только при правильной работе с кадрами, оптимальной расстановке персонала с определением конкретных функциональных обязанностей каждого медицинского работника. Это создает равномерную нагрузку для медицинского персонала в течение рабочего дня.

Сестринский процесс формирует у медицинского работника чувство ответственности, удовлетворения работой, поскольку четко определена профессиональная роль медсестры в оказании помощи больному и здоровому ребенку.



Стандартизация. Медицинская сестра принимает участие в коллективных лечебно-профилактических действиях, осуществляет многоэтапный уход за ребенком и доврачебную помощь, то есть обладает широкой профессиональной самостоятельностью, чему способствуют соответствующие знания, мышление, стереотипы действий. Поэтому соблюдение стандартов сестринского дела является одним из главных элементов модернизации здравоохранения. Границы компетенции медсестры новой формации зависят от уровня ее образования с четким разграничением обязанностей сестринского и врачебного медперсонала. В регламентирующих документах Минздравсоцразвития РФ введено понятие медицинской услуги.

Под медицинской услугой понимают мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение и имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.



Простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле: «пациент + специалист = один элемент профилактики, диагностики или лечения».

Стандарты медицинской помощи повышают эффективность и качество оказания медицинских услуг. Прежде всего, это касается стандартов медицинских услуг, которые предоставляет медсестра, при этом высшей ценностью является работа с больным, а не с аппаратурой.



Профессиональные заболевания медсестер. В последние 10-15 лет зарегистрирован рост профессиональной заболеваемости работников здравоохранения. Медицинские работники, особенно средний медицинский персонал, относятся к группе повышенного риска по развитию профзаболеваний. Причинами профессиональных заболеваний медицинских сестер обычно служат нарушения правил охраны труда, режима труда и отдыха, несовершенство технологических процессов. Среди наиболее значимых отрицательных факторов воздействия выступают нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, вредные химические вещества, биологические факторы, внутрибольничные инфекции, суперинфекции и т.д.

Медицинскому работнику необходимо знать перечень так называемых профессиональных заболеваний, которым подвержены медсестры. Это туберкулез, сывороточный гепатит, бронхиальная астма, остеохондроз, дерматиты, медикаментозная экзема.


БЛОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. Чем отличается предмет «сестринское дело» от предмета «уход за здоровым и больным ребенком»?

2. Как вы определите понятие «идентификация потребностей больного и здорового ребенка»?

3. Можно ли сформулировать потребности больного ребенка в виде заключения? Позволяет ли «сестринский диагноз» решить проблему ухода за больным ребенком?

4. В чем отличие сестринского диагноза от нозологического (врачебного) диагноза?

5. Что такое «сестринское вмешательство»?

6. В чем суть оценки эффективности сестринского процесса?

7. Помогают ли стандарты сестринской помощи улучшить качество медицинского ухода?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г., стр. 3 – 27,

  2. конспект лекции





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница