Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка» Аппликация на уроках рукоделия



Скачать 450.05 Kb.
страница1/3
Дата06.03.2018
Размер450.05 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка»

Аппликация на уроках рукоделия

Автор: Фёдорова Лариса Юрьевна,

учитель технологии МКОУ «СОШ №1»

Миасского городского округа

Миасский городской округ,

2013 г.


Аннотация
Аппликация, как вид рукоделия, является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Данная методическая разработка адресована учителям технологии для проведения уроков по теме «Аппликация» в 9 классе.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………...

2

Введение………………………………………………………………………….

4

I. Аппликация, как вид декоративно – прикладного искусства………………


6


1.1 Конспект занятия 1. Аппликация. Художественное оформление изделия……………………………………………………………………………

8

1.2 Конспект занятия 2. Выполнение аппликации из ткани………………….


23

Заключение………………………………………………………………………

31


Список литературы……………………………………………………………...

32

Приложение 1. Кроссворд «Аппликация»……………………………………..


33


Приложение 2. Инструкция по сочетанию цветов…………………………….

34

Приложение 3. Образцы аппликации………………………………..…………

35

Приложение 4.Техника безопасности…………………………………………

40

Приложение 5. Инструкционная карта………………………………………...

41

Приложение 6. Работы обучающихся………………………………………….

45


Введение

«Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

Сухомлинский В.А.
Цель работы: раскрытие опыта проведения занятий по теме «Аппликация» на уроках рукоделия в 9 классе.

Образовательная область «Технология» подразумевает подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Рукоделие. Художественные ремёсла», который включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приёмами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетического воспитания учащихся.

Дети любят уроки технологии больше других занятий, ведь именно здесь учащиеся заняты изготовлением поделок, вещей, сувениров, подарков для себя или своих близких. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включать в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека. Особое место в системе трудового обучения занимают уроки рукоделия по выполнению аппликационных работ. Эти занятия способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. В работе над аппликацией из ткани совершенствуются навыки выполнения ручных швов, машинных строчек, улучшается качество швейных изделий. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов, вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждая желание к последующей деятельности.



Актуальность работы. Аппликационные работы вызывают повышенный интерес в настоящее время. Очень часто на страницах журналов и на улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, украшенные различными аппликациями. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева - словом, всё, что найдётся под рукой; это придаёт вещам оригинальный, неповторимый внешний вид. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ученика. Именно в этом и заключается актуальность данной разработки: через знакомство и приобщение детей к искусству аппликации оказывать влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальным традициям, открывающего простор для последующего совершенствования в других областях культуры. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов - удовлетворяется любознательность детей.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся:



Обучающиеся должны знать/понимать:

  • правила техники безопасности;

  • в лоскуте нить основы и нить утка, лицевую и изнаночную стороны;

  • влияние цветов, рисунка, фактуры на изделие;

  • применение и назначение аппликации;

  • материалы для выполнения аппликации;

  • виды аппликации;

  • способы выполнения аппликации.

Обучающиеся должны уметь:

  • организовывать рабочее место;

  • подготавливать материал к работе;

  • подбирать материал по цвету, рисунку, фактуре;

  • пользоваться швейной машиной, инструментами, приспособлениями, шаблонами;

  • оформлять изделие аппликацией;

  • выполнять аппликацию на ткани различными способами;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

I. Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства
Отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединить теорию с практикой, соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий. Одной из воспитательных задач, решаемых на уроках технологии, является формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры; раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка и реализация его творческой индивидуальности в области декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.  В процессе обучения основам и приемам рукоделия перед ними раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками.

Аппликация как вид декоративно – прикладного искусства, имеет древнюю историю. Каждая женщина любого сословия или происхождения умела изготавливать многие вещи своими руками, в том числе занималась накладным шитьём. Аппликационные работы развивают трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Разнообразие видов аппликаций помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к выполнению этих работ. Аппликация особенна тем, что в ней могут комбинироваться несколько видов рукоделия, то есть дети получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.  Приобщение детей к традиционному русскому наследию, воспитание добрых, религиозных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений - это одна из важнейших целей в воспитании наших детей.



Аргументы в пользу работ по выполнению различных видов аппликации
Мелкая моторика. О ее важности говорит тот факт, что центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображение – то есть за ключевые способности, — тесно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

Внимание и вербальное мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная или машинная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление.

Творческий потенциал. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало, присущее всем детям.

Приучение к труду. Занятия аппликацией воспитывают терпение, усидчивость и волю.

Передача опыта. Обучение азам традиционных ремесел знакомит учащихся с историей, расширяет кругозор и укрепляет связь поколений.

Организация свободного времени. Привлечение к выполнению любых аппликационных работ — способ занять ребенка чем-то действительно интересным и полезным (вместо, например, бессмысленных телепередач).

Пространственное мышление. Работа над аппликацией развивает пространственное воображение.

Эмоциональная сфера. Вещи, сделанные своими руками, могут стать прекрасным подарком друзьям и родным и это доставит массу положительных эмоций.

Тема программы: Рукоделие. Художественные ремёсла.
1.1 Занятие 1.
Уроки 1 – 2
Тема занятия: Аппликация. Художественное оформление изделия.

Цель: актуализация знаний об аппликации, её значении в старинной и современной вышивке.

Задачи:

  1. Образовательная – расширение знаний об аппликации, её происхождении, видах и применении в художественном оформлении изделий.

  2. Воспитательная – формировать у учащихся художественный вкус, патриотизм через воспитание уважения к традициям, истории и культуре родного края.

  3. Развивающая – развивать индивидуальные творческие способности: воображение, инициативу, представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация.

Наглядные пособия: образцы изделий с аппликацией, эскизы художественного оформления швейных изделий, журналы мод, журналы по рукоделию, материалы, применяемые для изготовления аппликаций.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала;



Межпредметные связи: история, краеведение, ИЗО, геометрия, информатика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка явки.

Объявление темы урока.

Объявление цели урока.



II. Актуализация знаний

Введение в тему. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно - прикладное искусство в полной мере способствует этому. Его красота и естественность пробуждает любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Вопрос к учащимся:

– С помощью каких видов декоративно - прикладного искусства мы можем украсить одежду, предметы быта? (Ответ: вышивка, вязание, макраме, бисероплетение, батик…и, безусловно, аппликация.)



- Рассмотрим, что такое аппликация (работа со слайдом 2).




III. Формирование новых знаний

  1. История происхождения аппликации

Аппликация родилась очень давно (слайд 3).

Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по  сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. В Государственном музее  этнографии народов экспонируются  шаманская налобная повязка из красного сукна, а лицо выполнено из цветной аппликации. Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчётливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника – караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, костюмы шаманов. У северных народов использовались для аппликации куски кожи и меха – лоскутки, оставшиеся от пошива одежды и меховых одеял. В России – во времена появления ткацких фабрик – использовались и домотканые и фабричные ткани – в дело шли все лоскутки. Естественно, что лоскутным шитьем и аппликацией занимались люди небогатые, они стремились использовать и оставшийся лоскут и одновременно украсить свою одежду: сарафаны, рубашки; жилище занавески и шторы, скатерти и салфетки, коврики и одеяла. В Америке во времена переселения европейцев в Новый свет возникает некий дефицит в тканях, а в некоторых случаях возможно и в средствах, поэтому тоже образуется лоскутное шитье. В те времена возникла надобность в изготовлении одеял – лоскутные изделия. Часть традиций из старого света было перенесена в Новый – возникают новые технологии и новые названия лоскутных изделий.



  1. Значение аппликации в старинной вышивке. Аппликация в народном костюме.

Разные народы нашей многонациональной страны использовали и поныне используют аппликацию для оформления национального костюма (слайд 4) .

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XХ в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.

Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств (слайд 5)

В каждой российской губернии существовали свои излюбленные приемы украшения одежды, места расположения и способы воплощения узоров, определенная цветовая гамма. Если в старинных рубахах преобладают набойка, узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, шерстяными, позже - хлопчатобумажными нитями, то со второй половины XIX века все шире используются разнообразные тканевые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки (слайд 6). Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник - это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами - вошвами. В XIX начале XX веков для украшения народного костюма стала широко применяться аппликация вышивкой. Выбор материалов и техника выполнения зависели от географических, исторических и культурных условий, а также от назначения. Символы на аппликации применялись в качестве оберегов: они должны были защищать, охранять и оберегать человека и его хозяйство от злых духов и приносить счастье и удачу.

Национальные костюмы народов Южного Урала НРК

К концу XVIII века Южный Урал был заселён проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами. У каждого народа были свои обычаи, обряды, народные праздники и национальная одежда (слайд 7).

Женский русский костюм состоял из рубахи и сарафана, украшенный вышивкой и аппликацией. Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков (слайд 8). В качестве праздничной одежды казачки использовали кофту, украшенную кружевом, шелком, аппликацией, бисером, гарусом, длинную юбку и большой разноцветный платок с бахромой.

Необычайно красивы национальные костюмы татарских и башкирских женщин (слайд 9). Их платья украшались вышивкой, аппликацией, дополнялись камзолом (безрукавкой). Головным убором был небольшой колпачок (кашмау). Его покрывали белым покрывалом (тастар). Девушки надевали шапочку с вышивкой, бисером, монетами (такыя). Верхней одеждой служил халат (елэн).



  1. Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: ремонт и украшение одежды, помещений, поделок, сувениров, игрушек, создание картин, панно, ковров, гобеленов, оформление самодельных книг, альбомов, тетрадей и т. д.

Аппликации классифицируются по тематике, форме и цвету. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Классификация аппликации


  • по форме – объёмная, плоская;

  • по цвету - одноцветная, многоцветная;

  • по тематике – предметная, сюжетная, декоративная.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона (слайд 10). Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объёмная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы крепятся частью плоскости; элементы крепятся частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они крепятся частью поверхности.

Аппликации могут быть одноцветными и многоцветными (слайд 11). Выбор цвета зависит от художественного вкуса исполнителя, темы выбранного сюжета и его назначения. При подборе колорита в первую очередь учитывается цвет украшаемого предмета или фон, на котором будут крепиться детали аппликации.



Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный) слайд 12). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Геометрическая аппликация (слайд 13) - разновидность декоративной аппликации представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Симметричная аппликация (слайд 14) представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Силуэтная аппликация (слайд 15) представляет собой закреплённые на фоне не расчлененные на отдельные детали изображения предметов. Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Однослойная аппликация (слайд 16) предполагает, что изображения предметов или их деталей закрепляются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем закрепления на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Съёмная аппликация (слайд 17) применяется для отделки трикотажных изделий. Этим видом аппликации можно выполнить цветок, бабочку, листик на шелковой, атласной, капроновой ткани.

  1. Материалы для аппликации

Вопросы к учащимся:

- С какими материалами вам приходилось работать, выполняя аппликационные работы в детском саду, в младших классах?



- Давайте вместе перечислим материалы, которые можно использовать при создании аппликации

Запись в тетради - материалы, применяемые для создания аппликации: бумага, ткань, бисер, пайетки, войлок, крупа, природные материалы, солёное тесто, кожа, замша, шерсть, мех и т.д. В презентации предложены примеры аппликационных работ из различных материалов. Занятие аппликацией развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Аппликация из ткани (слайды 18, 19). Техника тканевой аппликации заключается в создании орнаментов или рисунков путём закрепления кусочков ткани на тканевом фоне. Кусочки можно приклеить или пришить. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной, её применяют как декоративный элемент, как изделий, так и одежды.


Аппликация из кожи, меха (слайды 20, 21). Прежде чем приступить к составлению сложных композиций, необходимо освоить основные приемы работы и способы составления простейших композиций. Суть техники аппликации состоит в наклеивании на какую-либо основу разноцветных кусочков кожи. Кусочки могут быть как вырезаны из кожи ножницами, так и с помощью специальных пробойников, которые позволяют получить правильные кружочки разных диаметров. Необычайно привлекательны аппликации из меха.

Аппликация из бисера и страз (слайд 22). Из изделий, сплетённых из бисера можно делать оригинальные аппликации. Эти аппликации требуют внимательности и усидчивости, но результат стоит затраченных усилий. Поделки из бисера и рисунки стразами будут радовать и детей, и взрослых.


Аппликация из шерсти или шерстяных нитей — (слайд 23) наиболее доступный способ создания художественных работ. Аппликация из шерстяных нитей необычайно привлекательна. Шерстяные нитки имеют мягкую структуру, пластичные, объёмные и имеют такое красивое переплетение волокон. Могут располагаться в любом направлении в зависимости от того, как падает свет. Эти нити максимально передают композицию рисунка.

Аппликации из войлока (слайд 24) доставляют удовольствие не только детям, но и взрослым. Это фигурно вырезанные кусочки цветного войлока высочайшего качества, который является отличным элементом декора детской одежды. Аппликации из войлока можно применять для создания детских игрушек.

Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

Аппликационные работы из природных материалов (слайды 25, 26) могут быть сделаны из: соломы, засушенных листьев, цветов, а также из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д. Это необычно и привлекательно. Работы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений (Слайд 27).

Занятия аппликацией из природного материала помогают развивать любовь к природе, воспитывают бережное отношение к ней. Создавая картинку, невольно сравниваешь натуральные предметы с их изображениями, учишься видеть глубину природы. В своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства.

Аппликационные работы, выполняемые школьниками, вызывают желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций.



  1. Художественное оформление изделий аппликациями из различных материалов




Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: платьев, блузок, юбок, джинсов и т. п. Аппликацию также применяют для обновления и ремонта одежды и других вещей (слайды 28, 29)

Красивы в оформлении аппликаций предметы домашнего обихода: портреты, скатерти, дорожки, салфетки, детские коврики, сумочки, подушки, нагрудники, фартуки, грелки на чайник, прихватки.



(Слайды 30, 31) Особенно хороша аппликация из ткани на детской одежде, белье, обуви, головных уборах.

Аппликация в качестве заплатки – способ спасти хорошую, но испорченную вещь. Особенно благодатна почва для такого вынужденного развлечения – детская одежда, которая постоянно страдает от дыр и пятен (Слайды 32, 33). Если вы решите выполнить ремонт детской одежды (поставить заплату) - украсьте одежду яркой и красочной аппликацией! Рисунок для аппликации можно придумать самому, а можно воспользоваться специальной литературой по рукоделию, декоративно – прикладному искусству или журналами мод. В этом случае ваша одежда получит «вторую жизнь» и будет выглядеть более привлекательно.

В оформлении интерьера она тоже незаменима, панно и картины всегда могут украсить любое помещение.

Аппликация широко применяется в оформлении мягкой игрушки, праздников, праздничных костюмов, сувениров.



Вопросы к учащимся: есть ли у вас дома предметы быта или изделия, украшенные аппликацией? Из каких материалов они выполнены?
IV Практическая работа «Создание эскиза аппликации».

Применение знаний, формирование умений.

Работа в группах (поуровневое задание)

Задание: используя журналы мод, журналы по рукоделию, выполнить эскиз художественного оформления изделия аппликацией.

1 уровень - учащихся выполняют эскиз аппликации на детский фартук;

2 уровень - эскиз аппликации на диванную подушку;

3 уровень - эскиз аппликации настенного панно для кухни.
V. Закрепление нового материала

Вопросы для повторения:

- Что такое аппликация?

- Для чего и где применяют аппликацию?

- Назовите виды аппликаций.

Разгадать кроссворд – работа парами (приложение 1).

Составить синквейн на слово – аппликация.
VI. Подведение итогов занятия

Проверка работ учащихся: анализ, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

Напомнить тему и цели урока, подвести итог.

Домашнее задание: подготовить изделие или вещь (салфетка, полотенце, наволочка, старые джинсы, фартук, халат и т. п.), которые послужат основой для аппликации, а также материалы и инструменты для выполнения аппликации на этом изделии: кальку, лоскутки ткани, ножницы, иголки, нитки, рисунки.



Технологическая карта урока 1.


Предмет, класс

Технология, 9 класс

Тема урока

«Аппликация. Художественное оформление изделия» урок 1 -2

Актуальность использования средств ИКТ

Использование презентации позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Это структурно-компактная и удобно организованная информация в форме презентации. Зрительный ряд воспринимается легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно – мыслительной деятельности.

Цель урока

Актуализация знаний об аппликации, её значении в старинной и современной вышивке и художественном оформлении изделий.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Расширение знаний об аппликации, её происхождении, видах и применении.


Развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности:

воображение, инициативу; представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала с украшением.



Воспитывать интерес, чувство патриотизма через воспитание уважения к традициям, истории и культуре родного края.


Необходимое аппаратное и программное обеспечение

АРМ учителя технологии, мультимедийный проектор, экран

MS PowerPoint



Методы обучения - по источнику полученных знаний - словесный, наглядный, практический; проблемно-поисковый.

по дидактическим целям - актуализация, изучение нового материала.



Межпредметные связи - история, краеведение, ИЗО, геометрия, информатика

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент.

Длительность этапа

5 минут

Цель

Настроить учащихся на работу на уроке.

Форма организации деятельности обучающихся

Проверка готовности к уроку, приветствие учителя.

Основные виды деятельности преподавателя

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

Этап 2

Актуализация знаний.

Длительность этапа

10 минут

Цель

Введение в тему. Повторить и обобщить сведения, полученные ранее.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная

Основные виды деятельности преподавателя

Организующая и информирующая.

Диалог с учащимися.



Деятельность обучающихся

Диалог с учителем, работа в тетради: запись темы, основного понятия.

Этап 3

Формирование новых знаний

Длительность этапа

30 минут

Цель

Познакомить с историей происхождения аппликации, её значением в старинной вышивке; с национальными костюмами народов Южного Урала, с видами, назначением и применением аппликаций, а также и материалами для работы.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Рассказ, беседа, демонстрация презентации, демонстрация образцов аппликаций из разных материалов.

Деятельность обучающихся

Работа в тетрадях. Запись основных понятий.

Этап 4

Практическая работа «Создание эскиза аппликации»

Длительность этапа

20 минут

Цель

Применение знаний полученных на уроке.

Подобрать, придумать и выполнить эскиз аппликации в соответствии с заданием.



Форма организации учебной деятельности обучающихся

Групповая, индивидуальная.

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая, контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Выдвигает проблему по выполнению практической работы, организует поисковую работу, осуществляет индивидуальный контроль.

Деятельность обучающихся

Выполняют практическую работу по выполнению эскиза аппликации. Осуществляют самоконтроль.

Этап 5

Закрепление новой темы

Длительность этапа

15 минут

Цель

Закрепить знания, полученные на уроке.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая, контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Диалог с учащимися: вопросы для повторения.

Дает задание по разгадыванию кроссворда, по составлению синквейна. Демонстрация презентации.



Деятельность обучающихся

Диалог с учителем: отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд, составляют синквейн.

Этап 6

Заключительная часть.

Длительность этапа

10 минут

Цель

Подведение итогов: дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. Наметить перспективу последующей работы.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая: оценка результатов.

Основные виды деятельности преподавателя

Сообщение о достижении целей, проверка работ, выставление оценок, демонстрация лучших работ.

Анализ результативности урока. Инструктаж по домашнему заданию.



Деятельность обучающихся

Выставление оценок в дневник, запись домашнего задания.

Раздел программы: Рукоделие. Художественные ремёсла.
1.2 Занятие 2.
Урок 3 – 4

Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Сестринский процесс: пациент с нарушением целостности кожных покровов
article -> Урок – игра «тайны океана»
article -> Урок конференция по теме: «Мир зеркала»
article -> Методическая разработка по здоровьесберегающей технологии в дошкольном образовательном учреждении. Составитель
article -> Темы рефератов для самостоятельного изучения Контрольные вопросы по материалам разделов Раздел Круглые столы
article -> Методическая разработка открытого урока по немецкому языку с использованием информационных технологий
article -> Алтунина Светлана Владимировна воспитатель мбдоу «Детский сад №71
article -> Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница