Мурманской области



Скачать 390.21 Kb.
Дата04.12.2017
Размер390.21 Kb.
ТипПояснительная записка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное областное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Кильдинская коррекционная школа-интернат»

ПРИНЯТА Утверждена

на педагогическом совете № 1 Приказом ГОБОУ Кильдинская КШИ

от 29 августа 2014 года

«29» августа 2014 года № 48/12 - ОД
ПОДПРОГРАММА

на 2014-2019г.г.

п. Кильдинстрой 2014



Пояснительная записка
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим обществом. Самым трагичным его следствием стало растущее безнравственное отношение молодого поколения к ценностям семейной культуры, обусловленным уникальностью и социальным значением семьи, связанным с супружеством, родительством, родством.

Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

Практика показывает, что проблемы создания семьи у выпускников интернатных учреждений стоят более остро, чем у их сверстников, живущих в семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех ее функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей в процессе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей семейной жизни, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Вопросы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей семейной жизни отражены в работах И.В. Дубровиной,

B.C. Мухиной, М. Прихожан, Г.В. Семья, Т.Н. Счастной, H.H. Толстых. Научные труды М.К. Бардышевской, А.И. Захарова, Н.С. Искрина, В.В. Комарова, Э.А. Минковой, Л.Г. Нуретдиновой, Л.Я. Олиференко, Е.А. Стреблевой, Н.Г. Травниковой, Т.А. Шиловой, Т.И. Шульги, Л.Р. Ягудиной и обобщение опыта работы детских домов свидетельствуют, что общее физическое и психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития их сверстников, растущих в семьях.

Таким образом, на основании изучения опыта работы государственных образовательных учреждений для детей-сирот, анализа педагогической литературы очевидна необходимость формирования у обучающихся и воспитанников семейных ценностей.
ЦЕЛЬ:
- Создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганды духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальной и педагогической поддержки семьи;

- Организация взаимодействия деятельности, направленной на противодействие насилию в отношении детей.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


  1. познакомить детей с семейными устоями, ценностями и традициями;

2. развивать духовно-нравственные качества личности: эмпатию, взаимовыручку, взаимоподдержку, уважение к старшим;

3. сформировать у детей желание иметь семью;

4. сплотить детей, педагогов единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

5. недопущение случаев сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений несовершеннолетних.
Основание для разработки:


  • Конституция Российской Федерации;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 76-ФЗ г. Москва "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений";

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;


Этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 2014-2019 годы.

Этап реализации профилактической работы в рамках предлагаемой программы: сентябрь 2014 года – май 2020 годы



1 ЭТАП сентябрь 2014 года – май 2015 года отработка механизма выполнения программы, работа над содержанием.

2 ЭТАП       сентябрь 2015 года - май 2016 год дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.

3 ЭТАП сентябрь       2016 года – май 2018 года организация деятельности всех пунктов программы; май 2019 г. – анализ работы по программе, выявление результатов.
Исполнители программы.
Зам.директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог, классные руководители, воспитатели, родители.
Перечень разделов программы.


  1. Пояснительная записка.

  2. Диагностический блок

  3. План работы по формированию семейных ценностей у обучающихся. воспитанников;

  4. План мероприятий по профилактике сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

5. План практических мероприятий по формированию семейных ценностей у обучающихся, воспитанников

Программа построена на принципах:


  1. Принцип научности обучения - ведущий ориентир при проведении содержания образования в соответствии с уровнем развития медицины и психологии.

  2. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения направлен на закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, формирует целостное мировоззрение.

  3. Принцип наглядности обучения основан на закономерностях познания

окружающей действительности и развитие мышления от конкретного к

абстрактному.



  1. Принцип активности и сознательности обучающихся отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность направляется на процесс обсуждения и выбор полученной информации.

  2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся предусматривает изучение уровень актуального развития, воспитанности и социальной зрелости. Требует, чтобы содержание, формы, методы организации деятельности обучающихся не оставались неизменными на разных возрастных этапах.


Методы используемые в работе


  1. Метод моделирования проблемных ситуаций. Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности.

  2. Метод психологической адаптации. Выработка непосредственного отношения к явлениям жизни.

  3. Метод сотворчества, позволяющий педагогам быть не только организатором мероприятия, но и его активным участником.


Формы учебных занятий

  1. Комплексное занятие

  2. Урок- путешествие

  3. Урок- инсценировка

  4. Урок-ролевая игра



Виды контроля:
Оценка достижений обучающихся и воспитанников по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного

года.
Ожидаемые результаты


В результате освоения программы воспитанники должны знать:

● историю развития института семьи и брака в России;

● семейный уклад, традиции, обычаи, обряды разных культур;

● нравственные нормы брака ;

● произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;
Обучающиеся должны приобрести:

● опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

● опыт проектной и исследовательской деятельности по теме реабилитационной программы;

● определенный набор присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);


Обучающиеся должны быть нацеленными:

● на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

● на официальный брак;

● на рождение и воспитание детей в полной семье;

● на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

● выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

● на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

демонстрировать:

● уважение к родителям, другим членам семьи;

● выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

● готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Цель проводить регулярного обследования сформированности представлений о семейных ценностях у подростков.
Опросник «Семейные ценности»
Цель - определить представления подростков о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших.

Опросник «Гендерные роли»

Цель - определить представления подростков о гендерных ролях: мать - отец, муж - жена. Возраст обучающихся - от 13 лет и старше.

Визуально-вербальная методика Р.Жиля

Цель: изучить социальную приспособленность детей , также взаимоотношения с окружающими.

План

практических мероприятий по формированию семейных ценностей

у обучающихся, воспитанников




Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

Выход

1

Классный час:

«Что стоит за словами «Мой дом»?»



3 неделя

сентября


Игнатченко Е.Е.,

педагог-психолог

Классные руководители


Запись в журнале

2

Анкетирование учащихся:

«Ответственность в семье»



3 неделя

сентября


Игнатченко Е.Е.

Педагог-психолог



Анализ анкетирование.

Протокол педсовета



3

Игра-путешествие:

«Семейные традиции наших предков»



2 неделя

октября


Игнатченко Е.Е.

Педагог-психолог



Запись в журнале

4

Фотовыставка:

«Традиции моей семьи»



4 неделя

февраля


Игнатченко Е.Е.

Педагог-психолог.

Воспитатели,

Классные


руководители

выставка

5

Консультации для педагогов по формированию у обучающихся, воспитанников семейных ценностей «Гендерное воспитание ребенка в семье»


2 неделя

января


Игнатченко Е.Е.

Педагог-психолог



Протокол педсовета

6

Групповые тренинги, занятия для подростков

По формированию семейных ценностей.(Приложение1):



  • Дом, в котором ты живёшь.

  • Кто такие «свои» и кто такие «чужие».

  • «Семья моей мечты»

  • «Моя семья - мои чувства

  • «Любимая семья - источник творчества и добра»

  • «Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья»

  • «Учимся думать о себе и о близких

  • «Мы - скульпторы своей судьбы»

  • Моё будущее – мой выбор

  • Мы скульпторы своей судьбы

  • Заповеди семейной гармонии



3 неделя месяца

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль
Март


Апрель
Май




Игнатченко Е.Е

Педагог-психолог

Воспитатели



Записи в журнале



7

Тематические беседы - "Близкие люди, близкими будьте…"

4 неделя

января


Воспитатели

Запись в журнале

8

Конкурс семейных театров

« Золотой ключик» в ДК им. Кирова г. Мурманска.



4 неделя

февраля


Игнатченко Е.Е

Педагог-психолог

Родители, воспитанники


Приказ

9

Родительские собрания

« Мы в ответе за наших детей»



2 неделя

декабря


Классные руководители

Протоколы собрания

10.

Семейный марафон

3 неделя

апреля


Детско-родительские соревнования в ДК. Кирова

Приказ

11

Спортивный праздник:

«Мама, папа, я – спортивная семья»



4 неделя

апреля


Игнатченко Е.Е

Педагог-психолог

СН.Грачикова


Приказ

13

Анализ проводимой работы на педагогическом совете

3 неделя

Май


Зам. по ВР

Протокол, Приказ



План мероприятий

по профилактике сексуальной эксплуатации

и сексуальных злоупотреблений



п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Выход

Организационно-управленческая работа




1

Обеспечение выполнения Перечня мероприятий, направленных на совершенствование деятельности по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними

Согласно плану мероприятий

Никитина Я.С., социальный педагог, классные руководители

Справка

2

Изучение проблем семьи, детской и подростковой среды

Сентябрь,

апрель


Никитина Я.С., социальный педагог, классные руководители.

Справка

3.

Принятие мер по недопущению к трудовой деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Постоянно

Администрация




4.

Обучение педагогов по вопросам предупреждения вовлечения несовершеннолетних обучающихся, воспитанников в сферу сексуальных эксплуатаций и профилактика совершения сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков.

до 01.10. 2014 г.

Игнатченко Е.Е.

Журнал

5.

Усиление контроля над соблюдением пропускного режима и работой камер видеонаблюдения

постоянно

Начальник хозяйственного отдела

Журнал инструктажа

6.

Участие педагогов в семинарах по работе служб примирения

По плану проведения семинаров

Администрация

Приказ

7.

Обеспечение недопущения использования в образовательном процессе образовательных программ, не соответствующих целям и задачам воспитания и образования.

постоянно

Администрация




8.

МО воспитателей «Профилактика вовлечения воспитанников в сферу сексуального растления»

январь 2015 г.

Педагог - психолог

Протокол МО

9.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по половому воспитанию учащихся

до 01.02. 2015 г.

Педагог - психолог

Протокол МО

10.

Проведение мониторинга сведений о несовершеннолетних, не достигших 12 – летнего возраста, в части вопросов, касающихся сопровождения ребенка в и из ОО

постоянно

Администрация

Справка

11

Организация работы с родителями по формированию необходимых знаний и навыков ответственного родительства

По плану социального педагога

Социальный педагог

План работы

12

Изготовление и распространение методических материалов и средств агитации по вопросам формирования ЗОЖ, профилактики заболевания, абортов, ранней беременности

Май 2015

Администрация

Буклеты, листовки

«Психология семейной жизни» для подростков 10-12 лет

Занятие 1. «Семья моей мечты»



Цель: подготовка к восприятию комплекса занятий, направленных на формирование семейных ценностей. Задачи:

  • установление контакта с подростками;

  • создание положительной мотивации участия в предстоящих занятиях;

  • уточнение представлений о семейных ценностях.

    1. Упражнение «Тайна имени» (5 мин.)

Данное упражнение направлено на знакомство с группой, создание доверительной атмосферы.

Каждый подросток оформляет бейдж и по очереди называет свое имя. Вопросы педагога:



  • Почему тебя так назвали родители?

  • Нравится ли тебе свое имя?

    1. Дискуссия на тему «Идеальная семья» (7 мин.)

Дискуссия помогает выявить отношение подростков к семейным ценностям, побуждает к саморефлексии. Педагог задает подросткам вопросы:

  • Что такое семья?

  • Зачем нужна семья?

  • Как вы представляете себе идеальную семью? Все ответы обучающихся фиксируются на доске.

  1. Игра «Атомы и молекулы» (3 мин.)

Задание способствует раскрепощению участников, а также помогает разделить группу на подгруппы.

Педагог объясняет: «Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой». Педагог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека, после слова «молекула по двое» в группы по два человека и т.д. В конце упражнения должно получиться несколько подгрупп.



  1. Коллаж «Семья моей мечты» (25 мин.)

Данное задание способствует активизации творческого потенциала, формированию у подростков образа идеальной семьи.

Задание выполняется в подгруппах, каждая из которых получает набор: клей, ножницы, фломастеры, ватман, картинки из журналов. Задача обучающихся - создать образ идеальной семьи в виде коллажа за фиксированный промежуток времени. Затем подгуппы презентуют свои работы.



  1. Обратная связь (5 мин.)

Это задание необходимо для дальнейшей работы с группой.

Каждому из подростков дается для заполнения карточка с незаконченными предложениями. Педагог предлагает воспитанникам в письменной форме закончить фразу (см. приложение 1).

В конце занятия воспитанники получают домашнее задание: нарисовать свою семью.

Занятие 2. «Моя семья - мои чувства»



Цель: осмысление подростками личного эмоционального опыта, связанного с семьей. Задачи:

  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие коммуникативных навыков; активизация творческого потенциала;

  • развитие навыков рефлексии.

    1. «Хорошие новости» (5 мин.)

Задание направлено на создание положительного эмоционального климата в группе, осмысление эмоций и событий, связанных семьей.

Педагог предлагает каждому из подростков по кругу поделиться положительными впечатлениями о событиях, связанных с семьей, семейным досугом.

Обучающиеся, выполнившие домашнее задание, демонстрируют свои работы педагогу и участникам занятия.


    1. Методика «Домики» (15 мин.)

Методика необходима для диагностики эмоциональных состояний воспитанников, а также способствует развитию фантазии и воображения.

Педагог: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.


  • И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными.

Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 4, где изображены домики.

Педагог: «Молодцы, справились с заданием! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Подростки выполняют задание.

Педагог: «Теперь вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Не так ли? Но каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (педагог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Создайте карту страны чувств».

После выполнения задания педагог по кругу задает детям вопросы:

- Какие чувства чаще всего испытывают люди, живущие в счастливой семье?



  • Какие чувства испытывают люди, живущие в проблемной семье?

  • Какие чувства испытываете вы сами в собственной семье? (по желанию)

4. Игра «Волшебный магазин» (20 мин.)

Данное упражнение побуждает к рефлексии, развивает эмоциональную сферу, творческое мышление.

Педагог садится за «прилавок» - стол, остальные участники - «покупатели».

Педагог: «Я продавец волшебного магазина. Как вы думаете, что продается в нем? (ответы подростков). В моем магазине не продается ничего, что можно потрогать, понюхать или попробовать. Я продаю только ценные душевные качества и чувства. Все эти вещи помогают строить гармоничные отношения в своей семье. Для того чтобы сделать покупку в волшебном магазине, необходимо подумать, какого качества вам не хватает, а потом обязательно предложить что-то взамен. Например, я могу предложить вам 100 граммов доброты взамен на кусочек доверия или глоток радости и т.д.»

Подростки по очереди подходят и совершают «покупки».

3. Обратная связь (5 мин.)

Заполнение бланков обратной связи «Окно» (см. приложение 2).

Каждый обучающийся получает домашнее задание изучить и создать свое «Родовое древо» (см. приложение 3).

Занятие 3. «Любимая семья - источник творчества и добра»

Цель: закрепление полученных представлений о семейных ценностях. Задачи:


  • продолжение работы с эмоциональной сферой, развитие способности к эмпатии;

  • развитие творческого потенциала;



  • создание положительной эмоциональной атмосферы при завершении курса занятий.

    1. Разминка «Необычное приветствие» (5 мин.) Упражнение способствует раскрепощению воспитанников, созданию положительной атмосферы.

Педагог предлагает детям поздороваться с наибольшим количеством участников сначала руками, а потом дает задание использовать необычные способы приветствия: по команде подростки должны будут здороваться ногами, плечами, спинами, носами и т.д. В конце все участники игры снова пожимают друг другу руки. Обсуждение в кругу

  • А как в вашей семье принято приветствовать друг друга?

  • В чем отличие приветствия близкого человека от приветствия обычного знакомого?

Затем подростки, выполнившие домашнее задание, демонстрируют работы педагогу и участникам занятия.

    1. Упражнение «Семейное фото» (30 мин.)

Упражнение способствует активизации творческого потенциала обучающихся, развитию эмоциональной сферы, навыков рефлексии.

Участники делятся на несколько подгрупп, каждая из которых получает карточку с заданием (см. приложение 4).

Педагог: «Представьте, что каждая из ваших подгрупп - это семья. Вы решили сделать совместную памятную фотографию и пришли к фотографу. У вас есть карточки с описанием семьи, которую вы должны изобразить на фотографии. Для создания образа членов семьи вы можете использовать любые предметы или аксессуары. Итак, начали!» Когда все «фотографии» готовы, участники смотрят на работы друг друга и делятся впечатлениями, пытаются угадать, какая «семья» пришла «фотографироваться». Затем члены каждой подгруппы рассказывают о том, кто изображен на «фото», чем заняты персонажи.

Для проведения данного упражнения необходимо соблюдение следующих условий:



  • легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

  • достаточно просторное помещение,

  • ножницы, бумага, клей, различные аксессуары. Обсуждение в кругу

  • Что понравилось/не понравилось при выполнении упражнения?

  • Комфортно ли было в выбранной роли?

В ходе дискуссии подростки приходят к выводу, что все семьи - разные, и каждый член семьи - индивидуальность, но при этом общим качеством для каждой гармоничной семьи является наличие общих интересов, уважение и принятие друг друга как личности. 3. Пожелания (10 мин.)

Упражнение способствует формированию эмпатии, умению видеть хорошее в другом человеке.

Обучающиеся встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (подростки стоят лицом к центру круга). По сигналу педагога все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед новым партнером, которому произносятся хорошие пожелания или комплимент. Таких переходов будет несколько. Затем подростки меняются местами - те, кто был во внешнем кругу, встают во внутренний.

«Формирование семейных ценностей» для подростков 13-15 лет

Занятие 1. «Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья»

Цель: подготовка к восприятию цикла занятий, направленных на формирование семейных ценностей. Задачи:


  • установление контакта с подростками;

  • создание положительной мотивации участия в занятиях;

  • уточнение представлений о семейных ценностях;

  • формирование представлений о гендерных ролях.

  • 1. Упражнение «Тайна имени» (5 мин.)

Данное упражнение направлено на знакомство с группой, создание доверительной атмосферы.

Каждый подросток оформляет бейдж и по очереди называет свое имя, придумывая качество на первую букву своего имени. Вопросы педагога:



  • Нравится ли тебе твое имя?

  • Как тебя называют в семье?

  • Можно ли по тому, как называют человека в семье, понять, как к нему относятся?

    1. Дискуссия на тему «Идеальная семья» (10 мин.)

Дискуссия помогает выявить отношение подростков к семейным ценностям, побуждает к рефлексии. Педагог задает подросткам вопросы:

  • Что такое семья?

  • Зачем нужна семья?




  • Как вы представляете себе идеальную семью? Все ответы обучающихся фиксируются на доске.

  1. Розалиндия и Гиациндия (25 мин.)

Упражнение способствует активизации творческого потенциала подростков, формированию представлений о гендерныхролях.

Педагог: «В детстве мы все любили сказки. Сейчас мы немного вернемся в детство, послушайте эту сказочную историю.

Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, на Земле существовало только два государства: Розалиндия и Гиациндия. В Розалиндии жили маленькие красавицы. Среди них были и блондинки, и брюнетки, и шатенки. Каждая была по-своему хороша. В этой стране царили чистота и красота. В Гиациндии жили сильные и смелые люди. Они строили каменные дома и крепости, охотились на зверей. В этой стране царил дух соперничества и силы. Как вы уже догадались, в Розалиндии жили только девушки, а в Гиацин- дии - юноши.

Давайте попробуем отгадать, какими еще качествами обладали жители Гиациндии, а какими - жители



Розалиндии». Все ответы подростков фиксируются на доске.

Затем девушки создают коллаж страны Гиа- циндии, а юноши - Розалиндии. Задание выполняется в подгруппах, каждая из которых получает набор: клей, ножницы, фломастеры, ватман, картинки из журналов. После того как коллажи будут готовы, каждая команда должна рассказать:

  • Какие здания в этой стране?

  • Чем занимаются ее жители?

  • Как они выглядят?

  • Что любят есть?

  • Что делают в свободное время?

  • Могли бы юноши и девушки из этих двух стран создать идеальную семью?

Группа приходит к выводу, что юноши и девушки - очень разные создания, но если приложить некоторые усилия, можно найти взаимопонимание. 4. Обратная связь (5 мин.)

Это задание необходимо для дальнейшей работы с группой.

Каждому из подростков дается для заполнения карточка с незаконченными предложениями. Педагог предлагает воспитанникам в письменной форме закончить фразу (см. приложение 1).

В конце занятия воспитанники получают домашнее задание: нарисовать свою семью.

Занятие 2. «Учимся думать о себе и о близких»

Цель: осмысление подростками личного эмоционального опыта, связанного с семьей. Задачи:


  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • активизация творческого потенциала;

  • развитие навыков рефлексии.

    1. «Хорошие новости» (5 мин.)

Задание направлено на создание положительного эмоционального климата в группе, осмысление эмоций и событий, связанных семьей.

Педагог предлагает каждому из подростков по кругу поделиться положительными впечатлениями о событиях, связанных с семьей, семейным досугом.

Обучающиеся, выполнившие домашнее задание, демонстрируют свои работы педагогу и участникам занятия.


    1. «Умный мячик» (5 мин.)

Упражнение демонстрирует, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать»), способствует сплочению группы, обучению координации совместных действий.

Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена! Обсуждение в кругу


  • Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

  • Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

  • Какие вы можете вспомнить ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы и как удавалось преодолеть эти ограничения?

3. Игра «Атомы и молекулы» (3 мин.)

Задание способствует раскрепощению участников, а

также помогает разделить группу на подгруппы.

Педагог объясняет: «Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой». Педагог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека, после слова «молекула по двое» в группы по два человека и т.д. В конце упражнения должно получиться несколько подгрупп.

4. Проблемные ситуации (27 мин.)

Упражнение помогает лучше понять и осмыслить наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с семьей, побуждает к рефлексии, развивает эмоциональную сферу и творческое мышление.

Упражнение проводится в подгруппах по 3-4 человека. Каждой подгруппе дается карточка с проблемной ситуацией. В основе ситуаций - результаты анкетирования подростков, проведенного на предыдущем занятии. Примеры ситуаций:


  • Сын/дочь хочет пойти повеселиться с друзьями, но родители не пускают.

  • Сын/дочь пришел поздно домой, и родители его ругают.

  • Сын/дочь решил погулять с друзьями, а родители просят присмотреть за маленьким братом/сестрой.

Каждая подгруппа обсуждает ситуацию, затем делает небольшую сценку, изображая заявленную проблему. Затем идет обсуждение увиденного всеми участниками занятия, поиск конструктивного решения проблемы. Обсуждение в кругу

  • Какая роль досталась?

  • Насколько было комфортно в этой роли?

  • Имеет ли отношение доставшаяся роль к реальной жизни?

  • Что тебе больше всего запомнилось?

3. Обратная связь (5 мин.)

Заполнение бланков обратной связи «Окно» (см. приложение 2).

Каждый обучающийся получает домашнее задание изучить и создать свое «Родовое древо» (см. приложение 3).

Занятие 3. «Мы - скульпторы своей судьбы»



Цель: закрепление полученных представлений о семейных ценностях. Задачи:

  • продолжение работы с эмоциональной сферой, развитие способности к эмпатии;

  • развитие творческого потенциала;

  • создание положительной эмоциональной атмосферы при завершении курса занятий.

1. Разминка «Необычное приветствие» (5 мин.) Упражнение способствует раскрепощению обучающихся, созданию положительной атмосферы.

Педагог предлагает детям поздороваться с наибольшим количеством участников сначала руками, а потом дает задание использовать необычные способы приветствия: по команде подростки должны будут здороваться ногами, плечами, спинами, носами и т.д. В конце все участники игры снова пожимают друг другу руки. Обсуждение в кругу



  • А как в вашей семье принято приветствовать друг друга?

  • В чем отличие приветствия близкого человека от приветствия обычного знакомого?

Затем подростки, выполнившие домашнее задание, демонстрируют работы педагогу и участникам занятия.

2. Ассоциации (5 мин.)

Задание способствует выявлению эмоционального отношения подростков к семье, развивает воображение.

Педагог предлагает подросткам по кругу придумать как можно больше ассоциаций к понятию «семья».

Примеры ассоциаций: ваза с разными цветами, стул (стол) на ножках, большая крепость, повозка с лошадьми, автомобиль с пассажирами и т.п. Чем больше ассоциаций, тем лучше. Ответы обучающихся можно фиксировать на доске или ватмане. 2. Техника «Семейная скульптура» (25 мин.) Упражнение помогает проиграть и осмыслить некоторые особенности семейных отношений.

Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:



  • легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

  • достаточное просторное помещение, позволяющее подростку создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его представление о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения

  1. Создание скульптуры, отражающей особенности реальной ситуации в семье.

  2. Этап обсуждения скульптуры.

  3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления подростка об идеальной семье.

Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина.

3. Пожелания (10 мин.)

Упражнение способствует формированию эмпатии, умению видеть хорошее в другом человеке.

Дети группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (подростки стоят лицом к центру круга). По сигналу педагога все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед новым партнером, которому произносятся хорошие пожелания или комплимент. Таких переходов будет несколько. Затем подростки меняются местами - те, кто был во внешнем кругу, встают во внутренний.

«Формирование семейных ценностей » для подростков 15-17 лет

Занятие 1. «Мое будущее - мой выбор»



Цель: подготовка к восприятию цикла занятий, направленных на формирование семейных ценностей. Задачи:

  • установление контакта с подростками;

  • создание положительной мотивации участия в занятиях;

  • уточнение представлений о семейных ценностях;

  • формирование представлений о гендерных ролях.

    1. Упражнение «Тайна имени» (5 мин.)

Данное упражнение направлено на знакомство с группой, создание доверительной атмосферы.

Каждый подросток оформляет бейдж и по очереди называет свое имя, придумывая качество на первую букву своего имени. Вопросы педагога:



  • Нравится ли тебе твое имя?

  • Как тебя называют в семье?

  • Можно ли по тому, как называют человека в семье, понять, как к нему относятся?

    1. Дискуссия на тему «Идеальная семья» (10 мин.)

Дискуссия помогает выявить отношение подростков к семейным ценностям, побуждает к рефлексии. Педагог задает подросткам вопросы:

  • Что такое семья?

  • Зачем нужна семья?

  • Как вы представляете себе идеальную семью? Все ответы обучающихся фиксируются на доске.

  1. Ассоциации (5 мин.)

Задание способствует выявлению эмоционального отношения подростков к семье, развивает воображение.

Педагог предлагает подросткам по кругу придумать как можно больше ассоциаций к понятию «семья».

Примеры ассоциаций: ваза с разными цветами, стул (стол) на ножках, большая крепость, повозка с лошадьми, автомобиль с пассажирами и т.п. Чем больше ассоциаций, тем лучше. Ответы обучающихся можно фиксировать на доске или ватмане.


    1. Коллаж «Идеальная семья» (20 мин.)

Данное задание способствует активизации творческого потенциала детей, формированию у подростков образа идеальной семьи.

Задание выполняется в подгруппах, каждая из которых получает набор: клей, ножницы, фломастеры, ватман, картинки из журналов. Задача обучающихся - создать образ идеальной семьи в виде коллажа за фиксированный промежуток времени. Затем участники презентуют свои работы. Юноши и девушки работают в отдельных подгруппах. Обсуждение в кругу



  • Чем, на ваш взгляд, отличаются представления об идеальной семье у юношей и девушек?

  • Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный муж? (ответы девушек)

  • Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная жена? (ответы девушек)

Затем подростки заполняют анкету (см. приложение

5).


    1. Обратная связь (5 мин.)

Это задание необходимо для дальнейшей работы с группой.

Каждому из подростков дается для заполнения карточка с незаконченными предложениями. Педагог предлагает обучающимся в письменной форме закончить фразу (см. приложение 1).

В конце занятия участники получают домашнее задание: нарисовать свою семью.

Занятие 2. «Мы - скульпторы своей судьбы» Цель: осмысление подростками личного эмоционального опыта, связанного с семьей. Задачи:


  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • активизация творческого потенциала;

  • развитие навыков рефлексии.

    1. «Хорошие новости» (5 мин.)

Задание направлено на создание положительного эмоционального климата в группе, осмысление эмоций и событий, связанных семьей.

Педагог предлагает каждому из подростков по кругу поделиться положительными впечатлениями о событиях, связанных с семьей, семейным досугом.

Обучающиеся, выполнившие домашнее задание, демонстрируют свои работы педагогу и участникам.


    1. «Умный мячик» (5 мин.)

Упражнение демонстрирует, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать»), способствует сплочению группы, обучению координации совместных действий.

Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена! Обсуждение в кругу

- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?



  • Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

  • Какие вы можете вспомнить ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы и как удавалось преодолеть эти ограничения?

    1. Игра «Атомы и молекулы» (3 мин.)

Задание способствует раскрепощению участников, а также помогает разделить группу на подгруппы.

Педагог объясняет: «Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой». Педагог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека, после слова «молекула по двое» в группы по два человека и т.д. В конце упражнения должно получиться несколько подгрупп.



    1. Техника «Семейная скульптура» (27 мин.) Упражнение помогает проиграть и осмыслить некоторые особенности семейных отношений.

Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:

  • легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

  • достаточное просторное помещение, позволяющее подростку создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его представление о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения

1. Создание скульптуры, отражающей особенности реальной ситуации в семье.



  1. Этап обсуждения скульптуры.

  2. Создание скульптуры семьи, отражающей представления подростка об идеальной семье.

Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина.

3. Обратная связь (5 мин.)

Заполнение бланков обратной связи «Окно» (см. приложение 2).

Каждый обучающийся получает домашнее задание изучить и создать свое «Родовое древо» (см. приложение 3).

Занятие 3. «Заповеди семейной гармонии»


  • Цель: закрепление полученных представлений о семейных ценностях и гендерных ролях. Задачи: продолжение работы с эмоциональной сферой;

  • углубление представлений о гендерных ролях;

  • развитие творческого потенциала;

  • создание положительной эмоциональной атмосферы при завершении курса занятий.

    1. Разминка «Необычное приветствие» (5 мин.) Упражнение способствует раскрепощению обучающихся, созданию положительной атмосферы.

Педагог предлагает детям поздороваться с наибольшим количеством участников сначала руками, а потом дает задание использовать необычные способы приветствия: по команде подростки должны будут здороваться ногами, плечами, спинами, носами и т.д. В конце все участники игры снова пожимают друг другу руки. Обсуждение в кругу

  • А как в вашей семье принято приветствовать друг друга?

  • В чем отличие приветствия близкого человека от приветствия обычного знакомого?

Затем подростки, выполнившие домашнее задание, демонстрируют работы педагогу и участникам занятия.

    1. Анкетирование (10 мин.)

Упражнение помогает выявить отношение подростков к гендерным ролям.

Педагог предлагает подросткам заполнить анкеты (см. приложение 5). После выполнения задания - обсуждение в кругу.



    1. «Пять заповедей» (20 мин.)

Задание способствует формированию представлений подростков о гендерных ролях, развитию творческого мышления.

4. Обсуждение в кругу. 3. Пожелания (10 мин.)



Упражнение способствует формированию эмпатии, умению видеть хорошее в другом человеке.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница