Хайбрахманова Диля Исламовна,
учитель химии МБОУ СОШ №38
МО Абдулинский городской округ.
Название предмета. Химия.
Класс. 10 класс
УМК: Химия. 10 класс. Габриелян О.С. 2014 г.
Уровень обучения: базовый.
Тема 5. Углеводы.
Тема урока. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.
Тип урока: комбинированный.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5 часов.
Место урока в системе уроков по теме: урок 2(44).
Цель урока: характеристика глюкозы как яркого представителя моносахаридов.
Задачи урока:
-
Познакомить учащихся с важнейшими представителями моносахаридов, их строением и отображением этого строения с помощью формул Фишера и Хеуорса.
-
Дать понятие о таутомерии. Рассмотреть альдегидные и спиртовые свойства глюкозы, а также реакции ее брожения.
-
Развивать навыки экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
-
Формирование у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающееся во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез).
-
Расширить и углубить кругозор.
Планируемые результаты: конкретизировать знания о молекулярном строении моносахаридов как веществ, не подвергающихся гидролизу, научиться писать линейную и пространственную формулы гексоз, понять единую природу всего живого.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, видеофайлы, мультимедийная презентация.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: видео опыты «Глюкоза качественные реакции», «Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I)», анимация «Циклическая и линейная форма глюкозы» из Единой коллекции ЦОР.
Оборудование и реактивы: глюкоза (кристаллическая и раствор в аптечных ампулах), глицерин, растворы NaHCO3, CuSO4 , NaOH. Демонстрационные образцы: прозрачные фруктовые соки, мед. Лабораторное оборудование и химические реактивы для опытов.
Содержание урока.
I. Организационное начало урока.
Слова приветствия. Проверка готовности
II. Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос:
-
Какие вещества называются углеводами? Почему? Как этот класс органических соединений иллюстрирует идею взаимосвязи органических и неорганических веществ, т.е. единство химической организации материального мира?
-
Где в природе образуются углеводы? Какие организмы называют автотрофами и гетеротрофами?
-
Применение человеком углеводов.
-
На какие группы делят углеводы?
-
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1.
1. Составьте структурные формулы веществ, назовите их:
а) CH3COOCH3; б) CH3 CH2 COOCH3; в) HCOOC3 H7.
2. Рассчитайте массу чистого этилового спирта, который необходимо взять для получения 37,4г. этилацетата, если массовая доля выхода эфира составляет 85%. (Ответ: 23г.)
Карточка 2.
1. Эмпирической формуле C5H10O2 соответствуют десять изомеров. Напишите структурные формулы пяти возможных изомеров и назовите их.
2. В результате взаимодействия 23г. муравьиной кислоты с метиловым спиртом получили 24г. сложного эфира. Вычислите массовую долю выхода эфира. (Ответ: 80%).
Карточка 3.
1. Напишите структурные формулы карбоновых кислот, изомерных следующим сложным эфирам:
а) HCOOC3 H7; б) CH3CH2COOC2H5;
в) CH3CH2COOCH3. Назовите эти кислоты.
2. При взаимодействии 4,8г. метанола и 7,2г. уксусной кислоты получили 7,4г. сложного эфира. Рассчитайте массовую долю выхода эфира. (Ответ: 83,3%)
-
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Углеводы... А это те самые сладости, которые вы так любите (фрукты, торты, конфеты, варенье, шоколад и т.д., особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы. Понятно, что вещества, входящие в состав тканей организма, не похожи на те, которые он употребляет в пищу. Организм человека перерабатывает пищевые продукты и в процессе своей жизнедеятельности постоянно расходует энергию, которая, как мы знаем, выделяется при окислении в тканях организма, углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, осуществляющих биосинтез белка и передачу наследственных признаков.
Обратите внимание на Схему 1 «Классификация углеводов» в учебнике.
Тема нашего урока «Моносахариды». По какому признаку делят моносахариды на группу пентоз и гексоз?
IV. Изучение нового материала.
1. Общее строение моносахаридов.
С предыдущего урока вы знаете, что углеводы (сахара) – органические соединения, имеющие сходное строение и свойства, состав большинства которых отражает формула Сm (Н2О)n, ,где n , m≥3.
Простейшим моносахаридом можно считать глецириновый альдегид, имеющий формулу НОСН2- СНОН-СНО. Из-за наличия в молекуле атома углерода связанного с четырьмя различными заместителями (центральный атом является асимметрическим центром молекулы) возможно образование двух оптических изомеров.
Тот изомер, у которого гидроксильная группа расположена справа от основной цепи, называют D-глицериновый альдегид (от лат. dexter - правый), второй – соответственно L – глицериновый альдегид (от лат. laevus - левый).
Сахара-триозы представлены только глицериновым альдегидом, дальше следуют тетрозы, пентозы, гексозы.
2. Строение глюкозы C6H12O6
Глюкоза – наиболее распространенный моносахарид. Она содержится в соке винограда (виноградный сахар), других ягод и фруктов.
Кольчато-цепная таутомерия молекулы глюкоза.
Благодаря свободному вращению углеродной цепочки относительно простых С-С связей, в водном растворе альдегидная группа оказывается сближена с гидроксилом при 5-ом атоме углерода. Эти функциональные группы сильно полярны, поэтому гидроксил сравнительно легко присоединяется по двойной связи карбонильной группы. В результате такого внутримолекулярного присоединения образуются две возможные циклические формы глюкозы. (См. видеофайл «Циклические и линейная форма глюкозы»).
Циклические формы углеводов удобно изображать перспективными формулами Хеуорса. Формулы Фишера наглядно показывают взаимное расположение атомов водорода и гидроксильных групп при оптических центрах молекул.
Циклические α- и β-формы глюкозы представляют собой пространственные изомеры, отличающиеся положением полуацетального гидроксила относительно плоскости кольца. В α-глюкозе этот гидроксил находится в транс-положении к гидроксиметильной группе -СН2ОН, в β-глюкозе – в цис-положении. С учетом пространственного строения шестичленного цикла формулы этих изомеров имеют вид:
Явление существования веществ в нескольких взаимопревращающихся изомерных формах было названо А.М. Бутлеровым динамической изомерией. Позднее это явление было названо таутомерией (от греческого tauto – «тот же самый» и meros – «часть»).
3. Получение глюкозы.
В природе. Вспомните, какими способами можно получить глюкозу? Что называется фотосинтезом?
Итак, природа, а именно зеленые растения – «фабрика» по поставке глюкозы и кислорода. В упрощенном виде реакцию фотосинтеза можно представить, как 6СО2 + 6H2O –> С6Н12 О6 + 6О2 +Q
В промышленности Гидролиз крахмала:
(C6H10O5)n + nH2O t,H+→ nC6H12O6
В лаборатории из формальдегида (1861 г А.М. Бутлеров):
6 HCOH Ca(OH)2→ C6H12O6
4. Химические свойства глюкозы.
1. Реакции окисления. Реакции по альдегидной группе (Видео «Качественная реакция на альдегидную группу глюкозы»).
СH2OH(CHOH)4-COH + Ag2O t.NH3→ СH2OH(CHOH)4-COOH + 2Ag↓
или
СH2OH(CHOH)4-COH + 2[Ag(NH3)2]OH → СH2OH(CHOH)4-COONH4 + 2Ag↓+ 3NH3 + H2O
СH2OH(CHOH)4-COOH - глюконовая кислота
Демонстрация реакции окисления гидроксидом меди(II).
Реальные объекты: фруктовые соки, изюм, раствор меда испытываем свежеосажденным гидроксидом меди.
СH2OH(CHOH)4-COH + 2Cu(OH)2 t → СH2OH(CHOH)4-COOH + Cu2O + 2H2O
голубой красный
2. Реакции восстановления
СH2OH(CHOH)4-COH + H2 t,Ni → СH2OH(CHOH)4-CH2OH
сорбит – шестиатомный спирт
3. Специфические свойстваглюкозы
Важнейшим свойством моносахаридов является их ферментативное брожение, т.е. распад молекул на осколки под действием различных ферментов. Брожение происходит в присутствии ферментов, выделяемых дрожжевыми грибками, бактериями или плесневыми грибками. В зависимости от природы действующего фермента различают реакции следующих видов:
1. Спиртовое брожение: C6H12O6 → 2C2H5-OH + 2CO2↑
2. Молочнокислое брожение:
3. Маслянокислое брожение: C6H12O6 → C3H7COOH + 2H2 ↑+ 2CO2↑
-
Краткие сведения о других моносахаридах
Фруктоза. Свое второе название – «плодовый, или фруктовый сахар» – фруктоза получила из-за того, что содержится преимущественно в ягодах и фруктах. А вот химики называют это вещество левулозой. Является компонентом сахарозы и лактулозы. И хоть во многих плодах фруктоза содержится в паре с глюкозой, но плодовый сахар является более сладким веществом. Также он входит в состав меда.
Главное отличие фруктозы от глюкозы – в неустойчивости к щелочным и кислым растворам. Активно применяется для производства мороженого, как вещество, предотвращающее песчанистость. Употребляемая в больших количествах фруктоза, вызывает расстройство пищеварения. А также увеличивает концентрацию липидов в крови, что, как полагают, является фактором риска развития кардиологических болезней.

Рибоза и дезоксирибоза - входят в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)
V. Закрепление знаний.
Как при помощи одного реактива распознать растворы уксусной кислоты, пропаналя, глюкозы, глицерина и метанола?
VI. Подведение итогов урока.
Итак, мы познакомились с важнейшими представителями моносахаридов, их строением и отображением этого строения с помощью формул Фишера и Хеуорса. Ознакомились с разновидностью динамической изомерии - таутомерией. Рассмотрели альдегидные и спиртовые свойства глюкозы, а также ее специфические свойства: ферментативные, молочнокислое брожение.
VII. Домашнее задание.
§14, задание №9 (а, б, в) – письменно. Решить задачу №10 (по выбору).
Поделитесь с Вашими друзьями: |