Некоторые пенсионные проблемы Латвийский комитет по правам человека специально для форума «За прогресс в Латвии»



Скачать 83.33 Kb.
Дата22.05.2018
Размер83.33 Kb.
#22482

fidh.wmf

Некоторые пенсионные проблемы

Латвийский комитет по правам человека

(специально для форума «За прогресс в Латвии»)

Сентябрь 2013

Сопоставление размеров пенсионных выплат с ВВП и размеров пенсий по старости со средней зарплатой и величиной прожиточного минимума

За единицу (100%) отношения пенсионных выплат к ВВП принята ситуация на 1999 год, когда расходы на пенсионные выплаты за рассматриваемый период достигли максимума – 8,6% ВВП.


Из приведенных данных можно сделать следующие выводы:
1. В благополучные периоды развития экономики размер пенсионных выплат по сравнению с ВВП существенно уменьшается. Уменьшается и отношение средней пенсии к средней зарплате. Таким образом, пенсионеры последними ощущают на себе общий рост благосостояния.

2. В кризисный период картина меняется на прямо противоположную, и роль пенсионера, как кормильца семьи, в которой присутствуют и работоспособные члены, существенно растет.

3. Начиная с 2010 года наступил следующий благополучный период, снова сопровождающийся «прогрессом» в относительном обкрадывании пенсионеров.

4. В 2009 году средний размер пенсии наконец-то достиг прожиточного минимума, причем не только за счет роста пенсий, но и за счет возникшей в период кризиса дефляции.

5. В последние два года имеется тенденция сближения прожиточного минимума со средним размером пенсий, могущая привести к восстановлению докризисного состояния абсолютного обнищания пенсионеров.
В целом приведенная картина свидетельствует о том, что борьба пенсионеров за полную и эффективную индексацию пенсий вполне справедлива.

Достраховая и страховая часть пенсии.

Ограбление пенсионеров путем отрицательной индексации пенсионного капитала
Размер пенсии рассчитывается в соответствии с п.13 переходных положений закона «О государственных пенсиях» следующим образом:

P=P1+P2; P1 = 0,2*Vi*AS/G; P2 = K/G

где Pразмер пенсии; P1- достраховая часть пенсии; P2 – страховая часть пенсии; Vi – средняя зарплата страховых взносов в период 1996- 1999 г. ; AS - страховой стаж до 1 января 1996 года; G – прогнозируемый период жизни пенсионера после выжода на пенсию; K – страховой капитал, накопленный на персональном счету после 1 января 1996 год.

При этом в соответствии с правилами Кабинета министров номер 205 от 27 марта 2007 года страховой капитал и величина зарплаты страховых взносов за каждый год актуализируются на момент выхода на пенсию с коэффициентом:

Ui = Li*Li+1*Li+2 ……*Ln ; Li = Vi /Vi-1

где i – порядковый номер года накопления соответствующей части страхового капитала (или зарплаты страховых страховых взносов в соответствующий год); n – порядковый номер года, предшествующего выходу на пенсию; Li – отношение средних по стране зарплат страховых взносов за текущий и предшествующий годы.

Соответственно, для лица, имеющего в момент выхода на пенсию общий стаж в 44 года и получавшего после 1 января 1996 года зарплату, равную средней по стране, размер пенсии в момент ее присуждения (с учетом надбавки в те годы, когда она платилась), представлен на рис.

В связи с резким уменьшением страховых взносов в период кризиса страховой капитал стал «актуализироваться» в обратную сторону. При прочих равных условиях пенсия, назначаемая в 2012 году оказалась на 30% (!) меньше, чем в 2009 году. Это входит в явное противоречие со здравым смыслом, принципом социальной справедливости и конституционными гарантиями защиты собственности.

Следует также отметить, что существующая пенсионная система не является страховой, ибо даже в 2013 году страховая часть пенсии составляет лишь 37% от общего размера пенсии.
Дискриминация неграждан и другие этнические аспекты пенсионной проблемы
Тот факт, что более 60% размера пенсии составляет ее часть, назначенная за достраховой период, делает особенно актуальными ограничения для неграждан на советский трудовой стаж, накопленный за пределами Латвии.

Ограничения распространяются не только на размеры пенсий по старости, но и по выслуге лет, инвалидности, по потере кормильца и пособий по безработице. Общий ущерб, нанесенный негражданам, оценивается в 140 миллионов латов (см.табл.).


Потери неграждан - получателей государственных пенсий и пособия по безработице (млн. латов)

вид пенсии/пособия

число получателей

размер (латов/мес)

Ежемес.

Выплаты


Коэф.

потери

по старости

477461

183,71

87714360

1

120,28

по инвалидности

69205

123,3

8532977

0,097281

11,75

в связи с потерей кормильца

23046

94,75

2183609

0,024895

3,01

пособие по безработице

38239

107,07

4094250

0,046677

5,64

Всего

 

 

 

 

140,66

Подробнее вопрос о дискриминации неграждан описан в следующих изданиях Латвийского комитета по правам человека:

- список различий в правах граждан и неграждан Латвии по состоянию на октябрь 2013 года (п.3.3 Преамбулы);

- книга Владимира Бузаева «Правовое положение русскоговорящего меньшинства в Латвии» (пп.4.1.5. 4.1.6).
В последнем издании (п.5.1) оценен также ущерб, нанесенный Латвии последовавшим после 1991 года демонтажем народного хозяйства (п.5.1) – 240 млрд. латов, Эта сумма позволяет содержать всех латвийских пенсионеров в течение 240 лет.

Там же (п.5.3) исследован этнический аспект безработицы. В частности, показано, что в период 1996-1999 гг..являющийся определяющим для формирования достраховой части пенсии, безработными числились от 85 до 110 тысяч человек. При этом уровень безработицы в русской среде был тогда на 25-35% выше, чем у устроившихся на госслужбе латышей.

Ограничение с 2012 года возможности досрочного выхода на пенсию для работников тяжелых и вредных производств также имеет этнический аспект. В 1989 году нелатыши при 48% в составе населения составляли 59% работников промышленности (там же, п. 1.4.).

В силу демографических искажений, вызванных политикой выдавливания русских (там же, п. 1.7), среди лиц предпенсионного возраста. по которым отодвижением срока выхода на пенсию нанесен главный удар, нацменьшинства составляют абсолютное большинство – 51%. Хотя в целом нацменьшинства не являются балластом для государства: в 2011 году доля лиц трудоспособного возраста у латышей – 63%, нелатышей – 65%. Наличие множества русских стариков перевешивается катастрофическим отсутствием детей. К тому же в существующем за счет общих налогов госсекторе в 2007 году трудились 31% латышей и лишь 18% представителей нацменьшинств (там же, п. 5.2).



РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНЕНИЯ

(российские – сверху и эстонские данные)

Средняя пенсия в некоторых странах мира в 2013 году





Страны мира

Средняя пенсия, долл. США

Германия

2500

Норвегия

2300

США

2100

Греция

1000

Чехия

540

Эстония

400

Латвия

370

Россия

350

Казахстан

280

Беларусь

230

Азербайджан

200

Украина

180

Грузия

120

Киргизстан

90

Таджикистан

60

Средняя пенсия в некоторых странах Европы (евро, 2012 год)

АБСОЛЮТНОЕ ОБНИЩАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ
Распределение пенсионеров по размерам получаемой пенсии в 2012 году


Размер пенсии

Число

получателей



Доля получателей (%)

<40 Ls

3542

0,73

<50 Ls

5013

1,04

< 60 Ls

8969

1,86

< 70 Ls

10605

2,20

< 80 Ls

17597

3,65

< 90 Ls

19705

4,09

< 100 Ls

24783

5,14

< 150 Ls

107233

22,24

<200 Ls

363967

75,49

< 400 Ls

468008

97,06

Около половины пенсионеров получают пенсию ниже прожиточного минимума, а около ¼ - ниже порога бедности.



Это значит, что 41% последних не может содержать жилье в тепле, 45% - оплатить коммунальные услуги или погасить кредит, 57% - есть мясо или рыбу каждый второй день, 84% - позволить себе раз в год одну неделю выходных вне дома, 93% - покрыть непредвиденные расходы.
По сопоставимому уровню цен и с учетом выплат из общественных фондов средняя пенсия в далеком 1990 году составляла около 190 теперешних латов.

В 2013 году с учетом налогообложения средняя пенсия составляет 184 лата.

Скачать 83.33 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница