Семенова Анастасия Борисовна
учитель биологии и химии
МАОУ Гимназия № 1
Ташлинского района Оренбургской области
Биология.
9 класс.
УМК: Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Москва. «Дрофа». 2016 г.
Уровень обучения базовый.
Тема: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» (3 часа).
Урок № 3 (27)
Тема: «Энергетический обмен».
Урок комбинированный.
Метод: беседа-обсуждение, просмотр видеофрагмента, работа с текстом учебника, составление схем, тестирование.
Оборудование: таблица «Строение клетки», компьютер, проектор, экран, ЭФУ «Биология 9 класс» Дрофа 2014 г., раздаточный материал.
Цель: изучить этапы энергетического обмена.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания об энергетическом обмене веществ.
- формировать понимание значимости АТФ – аккумулятора энергии клетки.
- обеспечить закрепление основных биологических понятий: аэробное дыхание, анаэробное дыхание, брожение, фототрофы, хемотрофы, фотолиз, гликолиз.
Развивающие:
- формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками.
- реализовывать творческий потенциал учащихся, развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- прививать экологическую культуру.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
- определять понятие «фотосинтез», «клеточное дыхание».
- сравнивать стадии фотосинтеза и клеточного дыхания, делать выводы на основе сравнения.
- характеризовать значение фотосинтеза.
- понимать перспективы практического использования фотосинтеза.
- понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.
Содержание урока:
1. Этап. Организационный. 1 минута.
2. Этап. Проверка домашнего задания. 10 минут.
Для всесторонней проверки домашнего задания учащимся предлагается дать развернутые ответы на вопросы и выполнить тестовую работу
(карточки с вопросами теста).
Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Каковы особенности реакций биосинтеза белка в клетке?
а) реакции носят матричный характер: белок синтезируется на иРНК;
б) реакции происходят с освобождением энергии;
в) на химические реакции расходуется энергия молекул АТФ;
г) реакции сопровождаются синтезом молекул АТФ;
д) ускорение реакций осуществляется ферментами;
е) синтез белка происходит на внутренней мембране митохондрий.
2. В чем проявляется взаимосвязь биосинтеза белка и окисления органических веществ?
а) в процессе окисления органических веществ освобождается энергия, которая расходуется в ходе биосинтеза белка;
б) в процессе биосинтеза образуются органические вещества, которые используются в ходе окисления;
в) в процессе фотосинтеза используется энергия солнечного света;
г) через плазматическую мембрану в клетку поступает вода;
д) в процессе биосинтеза образуются ферменты, которые ускоряют реакции окисления;
е) реакции биосинтеза белка происходят в рибосомах с выделением энергии.
3. Какие из указанных процессов относятся к биосинтезу белка?
а) рибосома нанизывается на иРНК;
б) в полостях и канальцах ЭПС накапливаются органические вещества;
в) тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к рибосоме;
г) перед делением клетки из каждой хромосомы образуются по две хроматиды;
д) присоединенные к рибосоме две аминокислоты взаимодействуют между собой с образованием пептидной связи;
е) в ходе окисления органических веществ освобождается энергия.
Установите соответствие
1. Установите соответствие между веществами, структурами, участвующими в синтезе белка с их функциями.
Вещества/структуры
|
Функции
|
А) участок ДНК.
Б) иРНК.
В) РНК-полимераза.
Г) рибосома.
Д) полисома.
Е) АТФ.
Ж) аминокислота.
З) триплет ДНК.
|
1) переносит информацию на рибосомы;
2) место синтеза белка;
3) фермент, обеспечивающий синтез иРНК;
4) источник энергии для реакций;
5) мономер белка;
6) группа нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту;
7) ген, кодирующий информацию о белке;
8) группа рибосом, место сборки белков.
|
2. Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и энергетического обмена.
Особенности процессов
|
Процессы
|
А) переписывание информации с ДНК на иРНК.
Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме.
В) расщепление полимеров до мономеров.
Г) расщепление глюкозы до ПВК и синтез двух молекул АТФ.
Д) присоединение к рибосоме тРНК с аминокислотой и иРНК.
Е) окисление ПВК до СО2 и Н2О, сопровождаемые синтезом 36 молекул АТФ.
|
1) биосинтез белка.
2) энергетический обмен.
|
Установите последовательность
1. Установите последовательность реакций биосинтеза белка:
А) снятие информации с ДНК.
Б) узнавание антикодоном тРНК своего кодона на иРНК.
В) отщепление аминокислоты от тРНК.
Г) поступление иРНК на рибосомы.
Д) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
2. Установите последовательность этапов биосинтеза белка:
А) присоединение аминокислоты к тРНК.
Б) транскрипция.
В) присоединение аминокислоты к полипептидной цепи.
Г) транспортировка иРНК к рибосомам.
Д) присоединение тРНК к иРНК (антикодон узнает кодон).
Е) транспортировка аминокислот тРНК к рибосомам.
Параллельно проверяется решение домашних задач.
Вопросы беседы:
1. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
2. Какие процессы биосинтеза белка происходят в рибосоме?
3. В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?
4. Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков.
3.Этап. Изучение нового материала. 20 минут.
Актуализация. 2 минуты.
Предлагаю ответить на вопросы:
Как называется процесс противоположный синтезу веществ? (диссимиляция – совокупность реакций расщепления).
Что происходит с энергией в процессе диссимиляции (энергия выделяется).
Поэтому диссимиляцию и называют энергетическим обменом в клетке.
Предлагается для просмотра видеофайл из ЭФУ «Биология 9 класс» Дрофа. 2014 г. 6 минут.
Далее учащимся предлагается работа в парах по составлению опорного конспекта материала, используя текст учебника. Подсказки в виде слайдов выводятся на экран.Слайд № 7-9
I этап – подготовительный. Слайд № 7.
В пищеварительной системе крупные молекулы пищи распадаются:
полисахариды→глюкоза,
белки →аминокислоты,
жиры→глицерин и жирные кислоты.
Энергия рассеивается в виде тепла. Мономеры всасываются в кровь и доставляются к клеткам.
II этап – бескислородный,неполное окисление, анаэробное дыхание – гликолиз, брожение. Слайд № 8.
Протекает в цитоплазме, 1 молекула глюкозы расщепляется до 2-х молекул ПВК без О2. Чистый выход – 2 АТФ.
С6Н12О6+ 2Н3РО4+2АДФ →2С3Н6О3 +2Н2О + 2 АТФ
Гликолиз в мышцах: С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ
Брожение (дрожжи): С6Н12О6 →2С2Н5ОН + 2СО2+ 2 АТФ
Этиловыйспирт
III этап – кислородный, полное окисление, аэробное дыхание. Слайд № 9.
Происходит в митохондриях при доступе О2.
Энергетический эффект IIIэтапа – 36 АТФ.
Суммарный энергетический эффект – 38 АТФ:
С6Н12О6 +6О2+ 38Н3РО4+38АДФ → 6СО2 + 6Н2О +38АТФ,
или
С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
Фазы фотосинтеза: таблица сравнений
Критерии сравнения
|
Световая фаза
|
Темная фаза
|
Солнечный свет
|
Обязателен
|
Необязателен
|
Зависимость от источника энергии
|
Зависит от солнечного света
|
Зависит от АТФ и НАДФ•Н2, образованных в световой фазе и от количества СО2 из атмосферы
|
Исходные вещества
|
Хлорофилл, белки-переносчики электронов, АТФ-синтетаза
|
Углекислый газ
|
Суть фазы и что образуется
|
Выделяется свободный О2, образуется АТФ и НАДФ•Н2
|
Образование природного сахара (глюкозы) и поглощение СО2 из атмосферы
|
-
Этап. Закрепление изученного материала. 10 минут.
Требуется быстро дать ответы на следующие вопросы:
1. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
фотосинтез;
2. Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?
в результате этих процессов образуется АТФ.
3. При анаэробном гликолизе молекулы глюкозы:
окисляются не полностью;
4. Сходство процессов анаэробного и аэробного гликолиза заключается в:
образовании АТФ;
5. При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:
избыток молочной кислоты;
6. Какое из веществ используется организмом в последнюю очередь при длительном голодании?
белок;
7. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:
ферменты;
8. Из каких реакций складывается энергетический обмен?
из совокупности реакций расщепления с выделением и запасанием энергии;
9. Как называется процесс получения живым организмом энергии за счет окисления неорганических веществ?
хемосинтез.
10. Укажите, в чем заключается значение фотосинтеза:
обогащение атмосферы кислородом;
обеспечение живых организмов органическими веществами.
-
Этап. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок.
П. 4 учебника, вопросы 1-10 на стр. 31.
В качестве домашнего задания предлагаются к выполнению работы по индивидуальным карточкам.
Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке?
а) происходит в цитоплазме клеток и митохондриях;
б) происходит в хлоропластах и на мембранах ЭПС;
в) результатом является образование АТФ, углекислого газа и воды;
г) результатом является образование углеводов, АТФ и кислорода;
д) делится на подготовительный, бескислородныйи кислородный этапы;
е) делится на световую и темновую фазы.
2. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке?
а) противоположен по результатам биосинтезу;
б) идет с поглощением энергии;
в) химические процессы обмена происходят в цитоплазме и митохондриях;
г) химические процессы происходят в хлоропластах;
д) сопровождается синтезом большого количества АТФ;
е) завершается образованием углеводов, кислорода.
3. Укажите этапы, из которых складывается энергетический обмен:
а) трансляция;
б) подготовительный этап;
в) транскрипция;
г) биологическое окисление (дыхание);
д) бескислородное окисление (гликолиз);
е) образование комплекса рибосом иРНК.
4. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит:
а) фотолиз воды;
б) восстановление углекислого газа до глюкозы;
в) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света;
г) соединение водорода с переносчиком НАДФ+;
д) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов;
е) образование молекул крахмала из глюкозы.
Установите соответствие
1. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
Признаки обмена веществ
|
Этапы обмена веществ
|
А) вещества окисляются.
Б) вещества синтезируются.
В) энергия запасается в молекулах АТФ.
Г) энергия расходуется.
Д) в процессе участвуют рибосомы.
Е) в процессе участвуют митохондрии.
|
1) пластический обмен;
2) энергетический обмен.
|
Установите последовательность
Установитепоследовательность процессов энергетического обмена:
А) образование пировиноградной кислоты.
Б) ферментативное окисление глюкозы.
В) участие кислорода в энергетическом обмене.
Г) гидролиз высокомолекулярных органических веществ.
Д) образование углекислого газа и воды.
Установите соответствие между характеристикой и процессом, к которому она относится.
Характеристика
|
Процесс
|
А) при образовании органических веществ используется солнечная энергия.
Б) при образовании органических веществ используется энергия, высвобождаемая при окислении неорганических веществ.
В) в атмосферу выделяется кислород.
Г) осуществляется растениями.
Д) осуществляется бактериями.
Е) открыт С.Н. Виноградским в 1889 г.
|
1) фотосинтез;
2) хемосинтез.
|
Установите соответствие между веществами и их функциями при фотосинтезе.
Вещества
|
Функции при фотосинтезе
|
А) пятиуглеродный сахар.
Б) АТФ.
В) НАДФ.
Г) глюкоза.
|
1) исходное вещество для начала световых реакций;
2) конечный продукт темновой фазы;
3) исходное вещество для начала темновых реакций;
4) конечный продукт световой фазы.
|
Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
Особенности обмена веществ
|
Организмы
|
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ.
Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ.
В) использование только готовых органических веществ.
Г) синтез органических веществ из неорганических.
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ.
|
1) автотрофы;
2) гетеротрофы.
|
Карточки с условиями задач для решения по уравнениям изученных реакций.
Задача 1.
В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль.
Определите: а) сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано; б) сколько АТФ при этом синтезировано; в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
Решение.
1. Поскольку из 7 моль глюкозы полному окислению подверглось только 2 моль, значит, неполному окислению подверглось 5 моль.
По уравнению реакции гликолиза С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ
1 моль глюкозы → 2 моль молочной кислоты, 2 АТФ;
5 моль глюкозы → 10 моль молочной кислоты;
5 моль глюкозы → 10 АТФ.
2. Полному окислению подверглось 2 моль глюкозы.
По уравнению реакции полного кислородного окисления С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
1 моль глюкозы → 6 моль О2, 6 моль СО2, 38 АТФ;
2 моль глюкозы → 12 моль кислорода;
2 моль глюкозы →12 моль углекислого газа;
2 моль глюкозы → 76 АТФ.
3. Энергетический эффект: 10 + 76 = 86 АТФ.
Если в одной макроэргической связи АТФ аккумулировано 30,6 кДж энергии, то 86×30,6 = 2631,6 (кДж).
Ответ:
а) образовано 10 моль молочной кислоты и 12 моль углекислого газа;
б) синтезировано 86 молекул АТФ;
в) 2631,6 кДж в форме химической энергии макроэргических связей молекул АТФ;
г) израсходовано 12 моль кислорода.
Задача 2.
В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа.
Определите: а) сколько всего моль глюкозы израсходовано; б) сколько из них подверглось неполному и сколько полному расщеплению; в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано; г) сколько моль кислорода израсходовано на окисление.
Решение.
1. Поскольку в результате диссимиляции образовалась молочная кислота, значит, имело место неполное окисление глюкозы.
По уравнению реакции гликолиза С6Н12О6 →2С3Н6О3 + 2 АТФ
2 моль молочной кислоты → 1 моль глюкозы, 2 АТФ;
5 моль молочной кислоты → 2,5 моль глюкозы;
5 моль молочной кислоты → 5 АТФ.
2. Поскольку образовалось 27 моль углекислого газа, значит, имело место полное окисление глюкозы.
По уравнению реакции полного кислородного окисления С6Н12О6 +6О2→6СО2 + 6Н2О +38АТФ
1 моль глюкозы → 6 моль О2, 6 моль СО2, 38 АТФ;
x моль глюкозы →27 моль углекислого газа;
x моль глюкозы → 27 моль кислорода;
x = (27×1) : 6 = 4,5 (моль глюкозы) ;
4,5 моль глюкозы → 171 АТФ.
3. Энергетический эффект: 5 + 171 = 176 АТФ.
Если в одной макроэргической связи АТФ аккумулировано 30,6 кДж энергии, то 176 × 30,6 = 5385,6 (кДж).
Всего глюкозы израсходовано: 2,5+ 4,5 = 7 (моль глюкозы).
Ответ:
а) израсходовано 7 моль глюкозы;
б) неполному расщеплению подверглось 2,5 моль глюкозы, полному расщеплению – 4,5 моль глюкозы;
в) синтезировано 176 АТФ, аккумулировано 5385,6 кДж энергии;
г) израсходовано 27 моль кислорода.
Задача 3.
Мышцы ног при беге со средней скоростью за 1 мин. расходуют около 24 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 мин. бега, если кислород доставляется к мышцам в достаточном количестве для полного окисления глюкозы; б) накопится ли молочная кислота.
Решение.
1. За 25 минут бега расход энергии в мышцах составит
24 × 25 = 600 кДж.
2. Такое количество энергии может выделить
600 : 30,6 ≈ 20 моль АТФ.
3. (180 × 20) : 38 ≈ 95 (г глюкозы)
М (глюкозы) = 180 г/моль; при полном окислении 1 моль глюкозы образуется 38 АТФ.
Ответ:
а) для образования в мышцах 20 молекул АТФ должно произойти кислородное расщепление 95 г глюкозы;
б) не накопится: при наличии кислорода молочная кислота полностью окисляется.
Поделитесь с Вашими друзьями: |