Образовательная программа по лыжным гонкам для «Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва



Скачать 499.9 Kb.
страница1/4
Дата28.11.2017
Размер499.9 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4


Отдел по физической культуре, спорту и туризму

Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Уралец»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД

«СДЮСШОР «Уралец»


___________Р.Р. Киямов

Образовательная программа по лыжным гонкам
для « Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Уралец»

г. Нижний Тагил

2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………3-4



  1. Нормативная часть программы ………………………………………………… 5

    1. Учебный план ……………………………………………………………… 5

2.Организационно-методические особенности многолетней подготовки

лыжников. ……………………………………………………..……………...……... 6

2.1.Этап начальной подготовки……………………………………………………... 6

2.1.1.Теоретическая подготовка………………………………………………………7

2.1.2. Практическая подготовка………………………………………………………7

2.1.3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе … 9



    1. Этап учебно-тренировочный 1-2 года обучения ………………………… 9

2.2.1.Теоретическая подготовка………………………………………………………10

2.2.2. Практическая подготовка…………………………………………………… 10

2.2.3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе 12


    1. Этап учебно-тренировочный 3-5 годов обучения 13

2.3.1.Теоретическая подготовка………………………………………………………13

2.3.2. Практическая подготовка………………………………………………………13

2.3.3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе 14

3. Восстановительные мероприятия 15

4. Инструкторская и судейская практика………………………………………... 17

5. Психологическая подготовка 17

6. Воспитательная работа 19

7. Медицинский контроль 22

8. Список литературы 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для МБОУ ДОД «СДЮСШОР «Уралец» по лыжным гонкам. В основу программы заложены нормативно-правовые акты, методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов. Настоящая программа выполнена на основе примерной программой для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Москва, 2005 г.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в систематизации имеющегося педагогического опыта, рекомендаций данных в последних нормативных актах и разработке конкретных методических и практических приемов используемых в процессе воспитания и обучения с учетом условий и спортивной материально-технической базы.



Новизна

Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнастов, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной физиологии, по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а так же с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента.



Цель и задачи программы

Цель: повысить качество образовательных услуг по лыжным гонкам в МБОУ ДОД «СДЮСШОР «Уралец» в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки воспитанников. Цель реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;

- воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

- подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.

.

Условия реализации программы
Программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки» предназначена для детей с 9 -летнего возраста. Нормативный срок реализации программы - 9 лет. В данной программе предоставлено содержание работы в учреждении на двух этапах: начальной подготовки срок реализации программы до 3 лет, учебно-тренировочном - срок реализации программы до 5 лет.

Формой проведения занятий по программе «Лыжные гонки» являются учебно-тренировочные занятия, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль

Расписание занятий учебных групп утверждается директором учреждения с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, возможностей использования арендуемых спортивных залов в образовательных учреждениях города. Результатом реализации программы детей «Лыжные гонки» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:

- в группах начальной подготовки являются: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки, выполнение нормативных требований по уровню подготовленности.

- в учебно-тренировочных группах - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.

Формами подведения итогов реализации программы «Лыжные гонки» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.



1 НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
1.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных

занятий в СДЮСШОР

Таблица 1





Разделы

НП-1



НП-2, НП-3

УТ- 1




УТ- 2



УТ-3

УТ-4

УТ-5

1.

Теоретическая подготовка

15

18

22

22

27

27

27

2.

Общая физическая подготовка

155

222

297

305

265

265

265

3.

Специальная физическая подготовка

50

88

110

162

250

302

368

4.

Техническая подготовка

35

53

62

62

62

62

62

5.

Участие в соревнованиях

13

22

30

44

72

95

110

6.

Медицинское обследование

4

4

7

7

7

10

10

7.

Восстановительные мероприятия

-

-

18

26

27

40

50

8.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

10

18

18

18

9.

Приемные и переводные испытания

4

4

6

6

8

8

10




Всего часов в неделю

6 час

9 час

12 час

14 час

16 час

18 час

20 час




ВСЕГО ЧАСОВ в год

(расчет на 46 недель)

276 ч

414 ч

552 ч

644 ч

736 ч

828 ч

920 ч

10.

УТС, ЛДПД, загородный лагерь, экспедиции, индивидуальная работа.

(расчёт 6 недель)

36

54

72

84

96

108

120




ИТОГО

312

468

624

728

832

936

1040


Примечание: общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более, чем на 25 %.
1.2. Режимы учебно-тренировочной работы и требования

по физической, технической и спортивной подготовке

Таблица 2




Год обучения

Минимальный возраст для зачисления (лет)

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической и специальной подготовке на начало учебного года

Группы начальной подготовки

1-й

2-й


3-й

9-10

10-11


11-12

15

12

12



6

9

9



Выполнение нормативов ОФП

Учебно-тренировочные группы

1-й

2-й


3-й

4-й


11-13

13-15


14-16

16-17


5

5

5



5

12

14

16



18

Выполнение нормативов ОФП, СФП,ТТП

Группы спортивного совершенствования

1-й

18

6

24

Выполнение нормативов ОФП,СФП,ТТП КМС

2-й

19

5

26

3-й

20-21

4

28

Группы высшего спортивного мастерства

1-й




1-2

32

МС

2-й




1-2

32

МС

3-й




1-2

32

МС


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Многолетняя подготовка спортсмена строится на основе следующих методических положений:

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес средств общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами, девушками. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствует возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена.


2.1. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

(этап предварительной подготовки)

Задачи и преимущественная направленность тренировки:

- укрепление здоровья;

- привитие интереса к занятиям лыжным спортом;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;

- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;

- формирование черт спортивного характера;

- формирование должных норм общественного поведения;

- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.



Программный материал.
2.1.I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.



4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

2.1.2 . ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


  1. Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).



Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.


  1. Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

  1. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.


2.1.3 КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Таблица 3




N\N

ВИДЫ НОРМАТИВОВ

1 ГОД

СВЫШЕ 2 ЛЕТ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

1.

БЕГ 30 м. С ХОДА

(СЕК.)


5.4

5.7

5.3

5.6

2.

БЕГ 60 м. (СЕК.)

10.4

10.6

10.2

10.4

3.

ПОДТЯГИВАНИЕ

2




3




4.

СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ
РУК В УПОРЕ




10




12

5.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ С
МАКС. СКРОСТЬЮ 100м. С ХОДА

(СЕК.)


СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

24.0

25.0

23.0

24.0

6.

ПРОХОЖДЕНИЕ НА ЛЫЖАХ

500м.


2.20

2.40

2.10

2.20

7.

КОЛИЧЕСТВО СТАРТОВ

3-4

3-4

6-8

6-8

8.

ДИСТАНЦИЯ ЛЫЖНЫХ

ГОНОК


3-5

2-3

3-5

2-3



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница