Общероссийская общественная организация "Российская академия естественных наук"



Скачать 365.87 Kb.
Дата04.02.2019
Размер365.87 Kb.
ТипЛекция


Общероссийская общественная организация

"Российская академия естественных наук"
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Лекция подготовлена в рамках социально значимого Президентского проекта по Созданию системы распространения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействию финансирования терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности и ее апробации в четырех пилотных регионах (№ 244/79-3).


COMMON ISSUES OF CITIZENS' FINANCIAL SKILLFULNESS IMPROVEMENT WITHIN EURASIAN INTEGRATION

The lecture created within socially important President Project to establish knowledge system in economical and finance safety in Russia, to confront shadow gains, terrorism, extremism, anti-governmental activity and its approbation in four pilots regions (№ 244/79-3).

Москва

2016


УДК 37.032

Сорокин К.Г., Магомедов Ш.М. под общей редакцией Каратаева М.В.

Актуальные вопросы повышения уровня финансовой грамотности населения в контексте евразийской интеграции / редкол.: Каратаев М.В. (отв. ред) [и др.] – Москва - 20 стр. – 24 стр.

Лекция посвящена вопросам евразийской интеграции. Рассмотрены основные понятия, зоны экономической интеграции и крупнейшие интеграционные проекты: Содружество независимых государств, Таможенный союз, Союзное государство и Евразийский экономический союз. Их история, цели и задачи, и руководящие органы.

Адресована широкому кругу читателей для повышения финансовой грамотности и популяризации вопроса евразийской интеграции.


УДК 37.032

The lecture reviews the Eurasian integration issue. Common notions, economic integration areas and the biggest integrating projects: Commonwealth of Independent States, the Customs Union, Federal State and the Eurasian Economic Union are reviewed also, like their history, aims and goals, and governing body.

The lecture is addressed to the large audience for financial capability increasing and for popularization Eurasian integration’s question.
Аннотация. В лекции рассмотрен вопрос евразийской интеграции, а именно Содружество независимых государств, Таможенный союз, Союзное государство и Евразийский экономический союз. По результатам рассмотрения предложены методы решения проблемы финансовой грамотности граждан в вопросах евразийской интеграции.

Ключевые слова: финансовая грамотность, СНГ, Таможенный союз, Союзное государство, ЕАЭС.

Abstract. The lecture reviews the Eurasian integration issue, namely the Customs Union, union State and Eurasian Economical Union. The examination resulted in proposed financial skillfulness in Eurasian integration resolutions.

Key words: financial literacy, the CIS, the Customs Union, the Union State, the EEU.
Сегодня многие сталкивались с таким понятием, как «евразийская интеграция». Многие читали такие аббревиатуры, как ЕАЭС, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Союзное государство, СНГ и другие. Разобраться в хитросплетениях этих понятий, составить некую понятную систему весьма и весьма непросто.

В рамках данной лекции рассмотрен вопрос евразийская интеграция. Не секрет, что глобализация вызывает существенные изменения глобального масштаба, в т.ч. сфере экономики, которые затрагивают жизнь каждого человека в той или иной мере.

Для начала нам нужно определиться, что такое «интеграция», включая содержание понятия «экономическая» интеграция.

Интеграция (от латинского integratio, означающее «соединение») процесс объединения частей в целое. В зависимости от контекста может даваться различное толкование понятиям интеграции. Нас будет интересовать, прежде всего «экономическая интеграция». Посмотрим, как это определение приставлено в самом популярном ресурсе планеты – Википедии.

Экономическая интеграция – это процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.

Данное понятие хотя и дает в приведенной редакции определенные представления об экономической интеграции, однако представляется нам не в полной мере отражающем суть нашего небольшого исследования применительно к евразийской интеграции. Для более четкого понимания нам понадобится еще одно понятие, а именно – региональная экономическая интеграция. Если мы обратимся у указанному ранее популярному ресурсу Википедия, то значения термина «региональная экономическая интеграция» мы там уже не найдем.

Региональная экономическая интеграция [1] – это процесс, который предполагает сотрудничество отдельных стран для более эффективного использования их ресурсов благодаря созданию благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности одновременно на рынках нескольких стран (региональных рынках). Такое сотрудничество нескольких государств приводит к созданию отдельных блоков. Например, созданы Евросоюз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Каждый из созданных блоков имеет свой уровень экономической интеграции. При этом в зависимости от такого уровня обычно выделяют:


  1. зоны свободной торговли;

  2. таможенные союзы;

  3. страны общего рынка;

  4. экономические союзы.

Наиболее высокий уровень экономической интеграции на региональных рынках присущ экономическим союзам и самый низкий уровень такой интеграции имеют зоны свободной торговли. Для зон свободной торговли характерна свобода осуществления торговых операций между субъектами хозяйствования отдельных стран данного объединения. Страны, входящие в таможенный союз, имеют общую политику осуществления внешнеэкономической деятельности, а странам, сформировавшим общий рынок, присуща мобильность в перемещении трудовых ресурсов, капиталов и технологий. Наконец, в экономических союзах обеспечивается гармонизация экономической политики. Более продвинутой формой интеграции по сравнению с экономическим союзом является политическая интеграция. Именно это мы сейчас наблюдаем на примере ЕС, где идет трансформация от экономического союза к передаче надгосударственным институтам ряда полномочий от национальных правительств.

Наиболее простой формой региональной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли. В таких зонах устранены все барьеры для проведения торговых операций между субъектами хозяйствования, находящимися в странах, входящих в данное объединение. Вместе с тем каждая из таких стран может сохранить торговые барьеры по отношению к странам, не входящим в состав зоны свободной торговли.

Как и в зонах свободной торговли, в таможенных союзах создаются все необходимые условия для осуществления беспрепятственной деятельности на региональном рынке предприятий всех стран, входящих в такие союзы. Однако еще не установлены единые правила проведения торговых операций с субъектами хозяйствования, находящимися в странах, не входящих в данный таможенный союз.

В свою очередь общий рынок обладает всеми атрибутами, присущими таможенному союзу. Кроме того, в условиях общего рынка отменены все ограничения на возможное перемещение трудовых ресурсов, капиталов и технологий. Последнее оказывает наиболее существенное влияние на эффективность региональной экономической интеграции отдельных стран.

Дальнейшим развитием общего рынка является создание экономического союза. Последнее предполагает интеграцию экономической политики отдельных стран. Такая интеграция включает гармонизацию бюджетной, монетарной и налоговой политики. Очевидно, что для формирования и деятельности полноценного экономического союза целесообразно создание наднациональных структур, что приводит к частичной утрате национального суверенитета отдельных государств. Последнее характерно и для других форм экономической интеграции. Однако уровень утраты национального суверенитета не является столь значительным и зависит от уровня экономической интеграции.

Определенная утрата национального суверенитета в условиях региональной экономической интеграции многими считается одним из ее недостатков. Другим недостатком региональной интеграции обычно считается возможность нарушения торговых связей стран данного блока со странами, не входящими в него. В результате этого могут быть предоставлены более льготные условия для предпринимательской деятельности фирмам, осуществляющим менее эффективно деятельность, чем фирмы, входящие в данный блок. Последнее может негативно сказаться на предложении товаров, их цене, способности удовлетворять нужды и потребности потребителей.

Наконец, недостатком региональной интеграции часто считается изменение занятости населения отдельных стран, входящих в данный блок. Это происходит в основном за счет сокращения рабочих мест в данной стране и создания их в другой, что объясняется, прежде всего, различием в заработной плате, стоимости сырья и других используемых ресурсов.

Несмотря на указанные недостатки, в целом региональная экономическая интеграция выгодна странам, поскольку позволяет им увеличить объемы производства и потребление товаров, а, следовательно, обеспечить более высокий уровень жизни населения. Это достигается благодаря становлению и развитию торговых связей между отдельными странами, установлению между ними более высокого уровня согласия в устранении существующих барьеров на пути осуществления внешнеэкономической деятельности.

Развивая региональную экономическую интеграцию, отдельные страны уделяют большое значение и созданию политических союзов, что позволяет им оказывать определенное воздействие на сотрудничество с другими странами, дает возможность существенно снизить политические и экономические риски.

Далее, ознакомившись с понятием региональной экономической интеграции, попробуем разобраться в специфике понятия «евразийская интеграция».

Прежде всего, нужно уточнить, что евразийская интеграция на сегодня это пример региональной экономической интеграции. Данное понятие ассоциируется со странами бывшего СССР (за исключением республик Прибалтики). Условно можно поставить знак равенства между евразийской интеграцией и евразийской экономической интеграцией. Прежде всего (в отличие, например, от ЕС), где страны стремятся к интеграции в какой-то мере своих политических систем, страны евразийского региона ориентированы на получение конкретных экономических выгод от сотрудничества друг с другом в формате зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм экономической интеграции. Политическая интеграция не планируется. Хотя ряд экспертов назовет Союзное государство России и Беларуси как пример политической интеграции, нужно понимать, что даже создание валютного союза – т.е. выпуск единой валюты (по аналогии с евро) в настоящее время в рамках Союзного государство пока не планируется. Интеграция же политических систем также не может быть произведена ввиду нежелания руководства обоих государств отказываться от имеющейся степени самостоятельности. Таким образом, нужно понимать, что евразийская интеграция это проект с экономическими целями.

Для лучшего понимания евразийской интеграции нам необходимо рассмотреть, какие страны, и в каком формате взаимодействуют на постсоветском евразийском пространстве. Кстати, нелишним будет напомнить, что евразийская интеграция выступает одним из приоритетов России.

Ключевыми участниками интеграционных инициатив на постсоветском пространстве являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения1. Также проявляют активность такие страны, как Таджикистан, отчасти Узбекистан и Азербайджан. Туркменистан ведет собственную политику, огранивая свое участие в интеграционных проектах. Грузия в связи с частой сменой политического режима и политики периодически меняла направления вектора своего развития и сейчас от интеграционных инициатив дистанцируется. Аналогичная ситуация и с Украиной.

До того, как мы рассмотрим первый и самый главный интеграционный проект на постсоветском пространстве – а именно Содружество независимых государств (СНГ), необходимо упомянуть одну важную дату - 1 января 2015 года. С этого момента вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза. Именно Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является сегодня практической формой евразийской интеграции.

Содружество Независимых Государств[2] . Содружество Независимых государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.

Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. 18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующей в Содружестве Киргизии, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества (Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН). Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

Содружество Независимых Государств служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.



В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются:

  1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

  2. всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

  3. обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

  4. сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

  5. содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

  6. взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

  7. мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.



Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.

При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам(территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ). Комиссия состоит из полномочных представителей от всех государств – участников Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины).

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами СКПВ являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА СНГ была образована и функционирует на основе Соглашения о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 27 марта 1992 года и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 года. В работе МПА СНГ принимают участие парламенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ (изначально – 8, в настоящее время – 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана).

Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес; обсуждает и представляет государствам-участникам предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ. В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.

Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Государства-участники Содружества активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в г. Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили в основном проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была принята Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в г. Кишиневе. Решением СГП СНГ от 22 мая 2009 года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Другим важным интеграционным проектом на пространстве бывшего СССР, в котором участвуют два важнейших государства-вдохновителя ЕАЭС является Союзное государство России и Беларуси.

Одним из наиболее успешных интеграционных проектов на постсоветском пространстве является созданное Россией и Белоруссией Союзное государство[3]. С момента распада СССР в отношениях двух стран сложилась характерная для большинства республик СССР ситуация – функционировавшие в рамках единого народно-хозяйственного комплекса Союза хозяйственные связи и производственно-технологические цепочки распадались. Кроме того, специфика как белорусской, так и российской промышленности состояла в высокой степени концентрации и специализации многих видов производств. Во времена СССР Белоруссия получала из других республик бывшего СССР подавляющее большинство необходимого ей сырья и энергоресурсов. Даже сегодня в структуре импорта Белоруссии основную часть составляют именно энергоносители - природный газ, нефть, уголь, а также продукция ресурсоемких производств - прокат черных металлов, продукция машиностроения (легковые автомобили, зерноуборочные комбайны, вагоны). Подавляющее большинство всех импортных поставок в Беларусь приходится на страны СНГ, и прежде всего на Россию. Успехи в сфере интеграции в середине 90-х гг. между Россией и Белоруссией можно не в последнюю очередь объяснить наличием тесных производственных взаимосвязей между промышленным комплексом обоих государств. Спонтанная ликвидация после распада СССР общесоюзной системы централизованного планирования и фондирования ресурсов без создания нового альтернативного межгосударственного интеграционного механизма оказала сильное разрушительное воздействие на экономику Республики Беларуси. Учитывая, что в период СССР Беларусь работала на весь бывший советский Союз, и, как следствие, производственные возможности предприятий белорусской промышленности значительно превышали ее собственные потребности, произошел определенный отраслевой дисбаланс. Месте с тем, экспорт продукции ряда видов машиностроения, удобрений превышает потребление внутри Белоруссии, являясь одним из ключевых каналов получения экспортных средств для финансирования экономического развития. В этих условиях для национальной экономики республики Беларусь определяющее значение стал играть экспорт на внешний рынок (особенно стран ближнего зарубежья, прежде всего - России). В наибольшей степени системный кризис, сопровождавшийся глубоким спадом производства, наряду с быстрой деградацией научно-технического потенциала и единой системы управления народным хозяйством России и Беларуси, отразился на их машиностроительном комплексе (в первую очередь на предприятиях ВПК и электроники), ввиду сильной ориентации на межреспубликанские кооперационные связи и зависимости от них.

Задачи переориентации белорусской экономики диктовалась целями получения свободно конвертируемой иностранной валюты, в то время как платежи с партнерами по СНГ осуществлялись преимущественно за счет межгосударственного двустороннего клиринга и бартера. При этом специфичной особенностью белорусской экономики, было и остается то, что подавляющее большинство белорусских предприятий работало и до сих пор работает в режиме закрытой экономики под патронажем государства. На момент распада СССР сохранение контроля промышленности за государством позволило предотвратить в Беларуси полный распад промышленности. Правительство эффективно блокировало географические и экономические сравнительные преимущества Беларуси, оказывая существенные меры поддержки промышленности при помощи бюджетных трансфертов, торгового протекционизма и льготных цен на энергоносители из России. Наряду с относительно невысоким качеством белорусских товаров (если сравнивать их с ведущими производителями из развитых западных стран) указанные выше обстоятельства диктовали необходимость интеграции Белоруссии с Россией и с другими партнерами по СНГ.

Характерно, что, не смотря на пропагандистские призывы ЕС к открытости рынка, рассчитывать на помощь со стороны соседей – членов ЕС, Белоруссия, которая в случае укрепления ее высокотехнологичных отраслей станет конкурировать с аналогичными европейскими отраслями, никак не может. Предложить на экспорт какие-либо сырьевые ресурсы Беларусь также не может ввиду их отсутствия, сама импортируя из России энергоносители. Что касается продукции сельского хозяйства, и прежде всего мясомолочной продукции, с которой Беларусь могла бы реально выйти на рынок ЕС, то данный рынок уже перенасыщен такой продукцией, произведенной в странах ЕС. Развитые члены ЕС (ФРГ, Франция, страны Бенилюкса и др.) озабочены, прежде всего защитой интересов собственных производителей от конкурентов из числа стран Восточной и Центральной Европы, включая государства Балтии и Украину.

Возможность продвижения белорусских товаров на экспортный рынок после распада СССР была непосредственно связана с восстановлением прежних и развитием новых технологических цепочек на принципиально отличных от прежних финансовых и организационных основах.

Поэтапное создание Союзного государства России и Беларуси позволило снять тарифные и количественные ограничения в российско-белорусской торговле. Для Беларуси это означало открытие российского рынка для товаров национальных производителей (которые ввиду своей относительной дешевизны подчас имеют определенные конкурентные преимущества), облегчение доступа к российским энергоносителям (поставки которых из России обеспечивают подавляющую часть потребностей Беларуси в энергоносителях). Российским предприятиям, в отличие от хозяйствующих субъектов других стран СНГ, в Беларуси был предоставлен национальный режим, означающий, иностранные товары и услуги на территории импортирующего государства пользуются тем же режимом, что и национальные товары и услуги. Это в первую очередь касается вопросов налогообложения, требований к качеству, сертификации товаров и услуг и других моментов.

В рамках Союзного государства Россия и Белоруссия не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт или импорт товаров, происходящих из таможенных территорий партнеров по Союзному государству. В рамках Союзного государства были практически унифицированы таможенные режимы, применяемые в торговле третьими странами, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенная стоимость, а также порядок таможенного оформления и контроля. В рамках введения единой торговой и тарифной политики путем перехода с 1 января 2005 года на взимание НДС по стране назначения товара была решена проблема взимания косвенных налогов. Новым для субъектов хозяйствования является лишь то, что налоги в торговле между Беларусью и Россией стали взиматься налоговыми органами, а не таможенными органами. Суть принципа «по стране назначения» заключалась в том, что страна, в которую ввозится товар, взимает со всех импортных товаров ввозной налог на добавленную стоимость (НДС) по своей внутренней ставке, а налог в бюджет страны-экспортера взимается по нулевой ставке. Такое решение прежде всего выгодно нашим соседям, в чей бюджет будет поступать НДС. В рамках дальнейшего развития интеграции был проведен перенос таможенного контроля на внешние границы Союзного государства. В целом же, Союзное государство России и Белоруссии, является на сегодня самым продуктивным вариантом интеграции на постсоветском пространстве.

Следующим по уровню эффективности проектом является Евразийский экономический союз.

Нужно отметить, что предшественником ЕАЭС был Таможенный союз, функционировавший в рамках ЕврАзЭС. Попробуем проследить историю создания и предобразования интеграционных структур, непосредственно связанных с евразийской интеграцией.

Первым этапом на пути к реальному формированию единого экономического пространства участников СНГ и многосторонней координации можно считать создание Таможенного союза (ТС). Еще при подписании Соглашения о создании зоны свободной торговли в апреле 1994 года главы всех стран-участников заявили, что рассматривают его в качестве переходного этапа к формированию ТС. 6 января 1995 г. РФ и Республика Беларусь подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе. Договаривающиеся стороны определили ТС как экономическое объединение государств, основывающееся на единой таможенной территории с однотипным механизмом регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

При реализации первого этапа по созданию ТС предполагалось применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и, прежде всего, отмена количественных и тарифных ограничений во взаимной торговле. При этом отмена ограничений во взаимной торговле происходила на основе применения Соглашения от 12 апреля 1994 г. с созданием полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования) и установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении стран, не участвовавших в Соглашении. В рамках первого этапа предполагалось создание необходимой нормативно-правовой базы по всему комплексу мер, предусмотренных в Договоре о ТС относительно унификации валютного законодательства, а также законодательства по экспортному контролю, установлению механизма взаимного зачисления таможенных пошлин и налогов. На начальном этапе создания ТС Протоколом от 6 января 1995 г. было отмечено, что значительный прогресс в реализации Соглашения между Россией и Белоруссией о свободной торговле от 13 ноября 1992 г., Договора о создании Экономического союза от 23 сентября 1993 г. в части создания механизма зоны свободной торговли как первого этапа формирования ТС, Соглашения от 12 апреля 1994 г., Соглашения от 15 апреля 1994 г. позволяет в соответствии с достигнутыми 21 октября 1994 г. в Москве договоренностями руководителей РФ и РБ перейти к беспошлинной торговле с учетом положений статьи XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле[4].

Второй этап создания ТС предполагал по выполнении всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, объединение таможенных территорий государств-участников Соглашения о ТС в единую таможенную территорию с решением вопроса о международной правосубъективности ТС и судьбе действующих международных договоров[4].

В рамках ТС государства-участники договорились применять:

- Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 г.;

- Основы таможенных законодательств государств участников СНГ, одобренные Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 г.;

- Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств государств Содружества 24 сентября 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями;

- Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на


реэкспорт, подписанное в Москве 15 апреля 1994 г. [93]

Члены ТС договорились обеспечить единство управления своими таможенными службами с организацией совместного контроля перемещения товаров и транспортных средств, отменить таможенный контроль на общей границе[4].

В ходе реализации концепции ТС 29 июня 1995 г. представители таможенных органов России и Беларуси утвердили порядок распределения и зачисления в бюджеты соответствующих государств таможенных пошлин и налогов на товары, экспортируемые белорусскими предприятиями и изготовленные из российского сырья, на российские товары, вывозимые в неизменном виде, а также на импортные товары, предназначенные для потребления на территории РФ[4].

10 января 1995 г. к ТС России и Беларуси присоединилась Республика Казахстан. Создание блока Центрально-Азиатских государств (на тот момент без участия России) в соответствии с Договором о создании Единого экономического пространства от 30 апреля 1994 г. (в составе Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана) прямо стимулировало Россию на предотвращение развала СНГ и противодействие центробежным тенденциям на постсоветском пространстве. Этим же можно объяснить дальнейшее расширение ТС за счет Киргизии и Таджикистана, по экономическому потенциалу не соответствовавшим ни России, ни Казахстану. Регулирование ВЭД Казахстана планировалось осуществлять в соответствии с Соглашением между Россией и Казахстаном о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 20 января 1995 г., а также Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Россией и Казахстаном от 20 января 1995 г. Тогда же в целях реализации Соглашения странами-членами ТС на основе отдельного Соглашения был создан исполнительный орган ТС. В совместном заявлении от 28 января 1995 г. в связи с созданием ТС главы правительств Беларуси, Казахстана и России изложили программу действий по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества и приняли меморандум об участии в тройственном ТС.

Результатом работы по созданию ТС на первом этапе явилась отмена тарифных и количественных ограничения во взаимной торговле, унификация основных нормативных актов (связанных с тарифными и нетарифными методами регулирования в сфере внешней торговли), завершение унификации ставок акцизов на товары, ввозимые на территории государств-участников Союза, достижение соответствия торговых режимов стран-участников по отношению к третьим странам, определение общего порядка совместного ведения таможенной статистики внешней торговли и таможенного оформления подакцизных товаров.

Помимо этого были приняты нормативные акты по процедуре контроля и обеспечения доставки товаров (наряду с мерами по техническому содействию в усилении таможенного контроля на внешней границе). Была также разработана нормативно-правовая база, предусматривающая комплекс мер по унификации таможенного и валютного законодательства, законодательства по экспортному контролю, созданию механизма взаимного зачисления таможенных пошлин и налогов, установлению единства управления таможенными службами, организации совместного таможенного контроля на внешней границе ТС со снятием таможенного контроля на общих внутренних границах.

Четвертой страной, присоединившейся к ТС 29 марта 1996 г. стала Киргизия. Киргизия подписала Договор о присоединении к Соглашениям о ТС от 6 и 20 января 1995 г., приняла к руководству все положения данных Соглашений, выполнила все условия по разработке нормативных и ведомственных документов. Киргизией был подготовлен Таможенный кодекс республики в соответствии с Основами таможенных законодательств государств-участников СНГ. Экономические параметры Киргизии были существенно ниже других участников ТС - России, Казахстана и Белоруссии. Тем не менее, в соответствии с Соглашениями в рамках ТС Киргизия получила равные с партнерами по блоку права, включая право на консенсусное принятие решений, взяв при этом на себя весь пакет обязательств (которые так и не были выполнены). По обязательствам, взятым при вступлении в ТС, Киргизия должна была в течение 1996 г. адаптировать свой таможенный тариф к таможенному тарифу Российской Федерации. Данные обязательства Киргизия не выполнила.

Договор о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о ТС был подписан 26 февраля 1999 г.

Анализируя деятельность ТС, можно рассматривать его создание первым шагом на пути международной интеграции в области таможенного дела и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ. С созданием ТС был создан принципиально новый тип взаимоотношений между государствами на постсоветском пространстве, который ориентировался на мировые нормы и требованиям.

На пути интеграции существует достаточно много трудностей и препятствий. Слабым звеном в деятельности ТС можно назвать неточное соблюдение принятых решений наряду с низкой исполнительской дисциплиной и принцип принятия решений на основе консенсуса. Становление и развитие ТС тормозилось, наряду с причинами объективного характера, еще и различиями экономических интересов и рядом обязательств государств-участников в отношении международных организаций. Наиболее отчетливо трудности в согласовании позиций стран-участников ТС и последствия несогласованности их позиций проявились при вступлении Кыргызстана во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В связи со вступлением в ВТО 20 декабря 1998 Киргизии, перед ее партнерами по ТС возникли серьезные проблемы. Условия вступления Киргизии в ВТО были неприемлемы для остальных участников ТС, включая Россию. ВТО могло выдвинуть условием вступления остальных участников ТС в организацию принятие ими аналогичных Киргизии обязательств по доступу на внутренние рынки. Среди обязательств Кыргызстана многие товарных позиций имели ставки существенно ниже, чем ставки ввозных пошлин в предлагаемых условиях вступления в ВТО других партнеров по ТС. Таким образом, условия вступления Кыргызстана в ВТО не соответствовали требованиям, предъявляемым ее участием в ТС. Следование же участников ТС обязательствам Кыргызстана по пути уменьшения импортных ставок было недопустимо в интересах защиты национальных товаропроизводителей.

Опыт Таможенного союза поставил задачу перехода к поэтапному и более просчитанному продвижению по пути интеграции. Данный подход нашел свое отражение в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном на заседании Межгосударственного совета 26 февраля 1999 года. После подписания данного Договора "пятерку" условно стали именовать "Таможенным союзом", хотя ни с правовой, ни с торгово-экономической точки зрения она таковой не являлась. До настоящего момента участникам блока так и не удалось завершить формирование единой таможенной территории с общими таможенными границами и единой системой управления, а действующий на основе системы двусторонних соглашений режим свободной торговли не оформлен в многостороннем формате[5].

Стремление государств к расширению взаимовыгодного сотрудничества и поэтапному формированию ТС нашло свое отражение в подписанной на заседании Межгосударственного совета 26 октября 1999 года Московской декларации. Документ определил приоритетные задачи углубления интеграции на ближайшую перспективу, подтвердил открытый характер объединения для присоединения других стран СНГ. Это происходило наряду с упрощением процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованием совместных действий по активизации торгово-экономического сотрудничества. Были заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Это создало возможность для начала формирования единого правового пространства, сближения и гармонизации законодательства. Вместе с тем темпы и глубина интеграционного процесса на тот момент не вполне отвечали реальным возможностям "пятерки". По этой причине 23 мая 2000 года на заседании Межгосударственного совета в Минске по инициативе российской стороны было принято решение о создании на базе объединения международной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим аппаратом[6].

В мае 2000 г. Межгосударственный совет «пятерки» (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) принял решение о формировании на базе ТС международной экономической организации, а новым этапом развития организационной формы интеграции в рамках ТС стало учреждение 10 октября 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Статус наблюдателя при ЕврАзЭС приобрели Украина, Молдова и Армения, которые рассматривали возможность вступления в организацию в перспективе, планируя получить льготы и преференции во внешней торговли - прежде всего с Россией. России же было важно подготовить возможных новых членов организации для углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве и заинтересовать их в работе ЕврАзЭС, одновременно сбалансировав влияние государств Запада (США и ЕС) на своих партнеров по СНГ.

Согласно положениям Договора об учреждении ЕврАзЭС (ст. 1) Сообщество позиционировалось как международная организация, которой Участники добровольно передали ряд оговоренных полномочий в соответствии с положениями Договора. ЕврАзЭС действовало в соответствии с принципами ООН и нормами международного права, имея с декабря 2003 г. статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Данная модель была призвана учитывать и негативный опыт предшествующих попыток интеграции. Одновременно она должна была взять на вооружение положительные стороны уже существующих форматов сотрудничества.

Главная задача Евразийского экономического сообщества состояла в том, чтобы обеспечить условия для эффективного развития процесса формирования ТС и создания на его базе единого экономического пространства с общим рынком товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, согласованным проведением экономической политики, базирующейся на однотипных принципах хозяйствования.

Руководящие органы ЕврАзЭС не были надгосударственными. Формально все решения ЕврАзЭС обязательны для исполнения государствами-участниками. Однако любое решение, принятое членами сообщества, реализуется путем установления каждым государством своих внутренних правил. Решения органов ЕврАзЭС исполняются участниками принятием необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Реальных рычагов воздействия для ускорения процесса проведения внутригосударственных процедур у органов ЕврАзЭС не было, как и возможности коррекции принимаемых государством-участником нормативно-правовых актов. Соответственно, решение может быть не принято, если одно из государств сочтет, что это не в его интересах. Существенным шагом по сравнению с ТС стало осознание российской стороной ряда важных проблем. В рамках прошедшего Саммита ЕврАзЭС в феврале 2003 г. в Москве Председатель Правительства России отметил, что основными препятствиями интеграции являются различие уровней экономического развития стран-членов ЕврАзЭС и не произошедший переход к применению единых таможенных тарифов[7]. Другими проблемами были: незавершенность работы по формированию зоны свободной торговли в рамках ЕврАзЭС и наличие ситуации, когда членство в ЕврАзЭС не исключает возможности ограничивать доступ товаров на внутренние рынки с помощью нетарифных методов[9].

Невозможность в краткосрочной перспективе решить данные проблемы отодвигает в будущее решение задач, которые планировалось решать при создании Сообщества в 2000 г.

Несомненно, создание ЕврАзЭС представляло собой важный шаг в развитии интеграции стран, участвующих в Сообществе, и укреплении его организационных основ, но неравномерность экономического развития его членов наряду с отсутствием действенных надгосударственных органов не позволяют в краткосрочной перспективе говорить о полномасштабной реализации целей и задач ЕврАзЭС.

Следующим шагом на пути евразийской интеграции стал Евразийский экономический союз.

Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.

29 мая 2014 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, к которому имеются 33 приложения[8]. Договор вступил в силу 1 января 2015 г. ЕАЭС стал правопреемником ЕврАзЭС.

Органами Союза являются: Высший Евразийский экономический совет (Высший совет); Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет); Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК); Суд Евразийского экономического союза (Суд Союза)[11].

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и договорами в рамках Союза.

Существование Союза означает, что: а) функционирует единый внутренний рынок товаров и услуг; б) функционирует Таможенный Союз Беларуси, Казахстана и России; в) применяются Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами; г) осуществляется единое таможенное регулирование; д) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

В ЕАЭС согласно замыслу Договора о создании ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются на сегодня Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Ожидается расширение ЕАЭС а счет Таджикистана. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов[10].

Ряд исследователей[11] обращает внимание, что в свете интенсификации интеграционных процессов в условиях начала функционирования с 2015 года Евразийского экономического союза все большее значение приобретает мониторинг развития общественного правосознания на предмет формирования единых представлений граждан государств-членов ЕАЭС относительно целей, направлений и результатов межгосударственной интеграции на евразийском пространстве. Особенно важным данное направление представляется в свете кадровых проблем в интеграционных органах и организациях.

Одной из значимых проблем межгосударственной интеграции является подготовка кадров не только с должным уровнем правосознания и правовой культуры, но и с интеграционным вектором правосознания и правовой культуры, то есть специалистов, четко осознающих важность и необходимость на занимаемой должности способствовать развитию интеграционных процессов между государствами, активно взаимодействовать с государственными органами стран-членов интеграционного объединения, прилагать усилия к борьбе с теневыми схемами, использующими уязвимые места интеграционного законодательства. Российские исследователи полагают, что развитие общественного правосознания сегодня должно идти «рука об руку» с повышением финансовой грамотности населения. В современном мире тесно переплетаются юридические и экономические аспекты функционирования органов государственной власти, а также социальных институтов. Государство сталкивается с большим количеством финансовых правонарушений, незаконных финансовых операций, жертвами которых зачастую выступают неграмотные и в правовой, и в финансовом сфере граждане. Поэтому правовое сознание и финансовое сознание, на наш взгляд, тесно соседствуют друг с другом и могут развиваться только параллельно[11].



Для решения существующих проблем финансовой грамотности населения, по мнению исследователей[11] необходимы специальные меры по повышению финансовой грамотности населения и меры должны быть разнообразными по формату и охвату аудитории, например:

  1. введение программы начального финансового образования в рамках средней образовательной школы;

  2. разработка и внедрение дополнительных специализированных курсов по современным финансовым рынкам в ведущих высших учебных заведениях;

  3. программа переподготовки школьных учителей в области экономики и финансов;

  4. организация на государственном уровне системы информирования населения о мировых и государственных финансах, международных финансовых центрах, об интеграционных процессах в мире и на евразийском пространстве в области финансов (телевидение, Интернет, пресса, издание специальной литературы).

При этом ключевой задачей в отношении аудитории (научное и педагогическое сообщество) является донесение, что четкого представление о том, что:

  1. совершенствование и расширение финансовой инфраструктуры создает возможность преодолеть отставание стран евразийского региона на международном уровне и выйти в число лидеров в финансовой сфере;

  2. в странах ЕАЭС будут реализовываться институциональные механизмы поддержки программ повышения финансовой грамотности и финансового образования населения с целью повышения значимости профессорско-преподавательского состава со специализацией в финансово-банковской сфере и инвестиционной деятельности[11].

Задачи данного направления по отношению к школьникам и студентам:

  1. создать интерес к финансовой грамотности;

  2. сформировать ответственное отношение к личным финансам и эффективному финансовому поведению;

  3. продемонстрировать перспективность финансовой сферы как сферы профессиональной и личностной самореализации;

  4. дать представление об интеграционных процессах в финансовой сфере в мире и на евразийском пространстве[13].

На сегодня евразийская интеграция, реализуемая при активном участии, прежде всего России, Беларуси и Казахстана, осуществляется в формате ЕАЭС и содержит большой интеграционный потенциал. Результатом интеграции стало общее таможенное пространство трех стран с последующим расширением данного списка за счет Армении и Кыргызстана. Ожидается присоединение к ЕАЭС в полном формате и Таджикистана. Дальнейшее развитие ЕАЭС будет подразумевать усиление интеграции в сфере экономики и финансов, в связи, с чем понимать истоки и направления евразийской интеграции, сопутствующий комплекс проблем в контексте финансовой грамотности весьма и весьма важно.

В данной лекции мы рассмотрели основные источники, направления и перспективы евразийской интеграции, а также определили содержание данного понятия с использованием широкого круга источников, включая авторские научные труды и официальные источники. Полагаем, что данный материал окажет существенную помощь в вопросе дальнейшего развития финансовой грамотности и будет способствовать популяризации евразийской интеграции.
Контрольные вопросы:

1. Какие зоны имеют самый высокий и самый низкий уровень экономической интеграции?

2. Дайте краткую характеристику Содружества Независимых Государств.

3. Дайте краткую характеристику Союзного Государства.

4. Дайте краткую характеристику Таможенного Союза.

5. Дайте краткую характеристику Евразийского экономического сообщества.
Список использованных источников

1. Акулич И.Л. Международный маркетинг. Мн.: Выш. шк., 2006. — 544 с. 51-54 С.

2. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=174

3. К.Г. Сорокин, диссертационное исследования на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Состояние и перспективы формирования таможенной политики России со странами СНГ», М. 2008 г. 30-34 С.

4. Кисловский Ю.Г. История Таможенного дела России. Кн.2 / Ю.Г. Кисловский; общ. ред. М.В.Ванина - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 145-180

5. Истомин С.И., Булавин С.П., Моравек Я.И. и др. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы. / С.И. Истомин, С.П. Булавин, Я.И. Моравек и др. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003.

6. Источники: Истомин С.И., Булавин С.П., Моравек Я.И. и др. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы. / С.И. Истомин, С.П. Булавин, Я.И. Моравек и др. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003. И Кисловский Ю.Г. История Таможенного дела России. Кн.2 / Ю.Г. Кисловский; общ. ред. М.В.Ванина - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 145-180

7. Постановление от 26.12.2001 г. N 436-СФ О парламентских слушаниях "Торгово-экономические отношения России с государствами участниками СНГ: состояние, перспективы и правовое обеспечение".

8. Договор о создании Евразийского экономического союза // URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union.

9. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru

10. http://www.eaeunion.org/#about

11. Понаморенко В. Е. О повышении правосознания и финансовой грамотности населения в контексте евразийской интеграции / В. Е. Понаморенко, А. В. Никитова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 304–307.




1 В данном случае страны приводятся не в порядке русского алфавита, а согласно оценке их активности в интеграционных инициативах



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница