Общие принципы непосредственного



страница1/18
Дата29.05.2019
Размер3.57 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



ГБОУ ВПО

«Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




Кафедра поликлинической педиатрии


и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


Галактионова М.Ю., Чистякова И.Н.,

Позднякова Л.И., Машина Н.С., Мешкова А.Б.




КЛИНИЧЕСКИЙ осмотр ребенка.

схема написания истории

боЛЕзни по программе
«пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»

Учебное пособие для самостоятельной работы

студентов 3- 4 курсов, обучающихся по специальности

060103 - Педиатрия

frame1

Красноярск


2011

УДК 616-053.2.0045:616-07(075.8)

ББК 57.3

К 49
Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: Учебное пособие для студентов 3-4 курсов, обучающихся по специальности 060103- педиатрия/ М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова, Н.С. Машина, А.Б. Мешкова.– Красноярск: Изд- во КрасГМУ, 2011.– 119 с.


Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка» для студентов педиатрического факультета медицинских вузов.

Учебное пособие содержит краткую информацию по вопросам подготовки студентов к практическим занятиям; цели и задачи занятия. Изложены методики клинического осмотра ребенка, включая описание отдельных патологических симптомов и синдромов.

Предложен перечень основной и дополнительной литературы, которая должна быть использована студентами для подготовки к занятиям. Приложения содержат теоретическую и практическую информацию (в виде таблиц, алгоритмов, текстового варианта), необходимую для подготовки к занятиям.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по темам: «Методика обследования ребенка. Схема сбора анамнеза», «Курация больных. Написание истории болезни».

Для контроля усвоенных знаний предлагается перечень вопросов и тестовый контроль.
Рецензенты: профессор кафедры педиатрии ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО- Югры», доктор медицинских наук Мещеряков В.В.

заведующая кафедрой педиатрии ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Мартынович Н.Н.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов 6 курса, обучающихся по специальности 060103 65 - Педиатрия (№17-29/ 168 от 13.04.2011 г.).
Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол №4 от 16.12. 2010 г.)

КрасГМУ


2011

Содержание





Предисловие 5

Значение и цели занятия: 6

Раздел I
Общие принципы
клинического обследования ребенка 8

1.1.Расспрос (Interrogatio) 8

1.2.Объективное исследование
(status praesens) 11

1.3.Пальпация (palpatio) 16

1.4.Перкуссия (percussio) 18

1.5.Аускультация (auscultatio) 20

Раздел II
Методика обследования по системам 21

Раздел III


Дополнительные методы обследования. Диагностика. 62

Раздел IV


Схема написания истории болезни 64

Тестовые задания с эталонами ответов 71

Эталоны ответов на тестовые задания 85

Ситуационные задачи с эталонами ответов 86

Приложения 92

Литература 122

Основная литература: 122

Дополнительная литература: 122



Предисловие

Педиатрия является обширной областью медицинской науки. Она включает: вопросы антенатальной охраны плода, физиологии и патологии новорожденных; возрастные анатомо-физиологические особенности детей от периода новорожденности до наступления половой зрелости; методику объективного обследования ребенка и общую семиотику заболеваний детского возраста; диететику здоровых и больных детей; вопросы частной патологии и профилактики детских заболеваний; вопросы гигиены, социальной гигиены, воспитания детей и организации детского здравоохранения. Пропедевтика детских болезней – одна из тех медицинских дисциплин, которые являются фундаментом для дальнейшего обучения. Это фактически первая дисциплина, дающая студенту профессиональную подготовку, является введением в педиатрическую клинику.

Задача дисциплины: выработать у студентов приверженность к педиатрическим знаниям (исторические аспекты), понимание и представление об истоках возникновения большинства заболеваний в детском возрасте, выработать мотивацию к познанию медицинских проблем с позиций онтогенетических особенностей формирования заболеваний и системного подхода к профилактике, начиная с антенатального периода, подготовить обучающего к оказанию неотложной помощи в случаях угрозы жизни ребенку, выработать умение проводить контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, проведение корригирующих мероприятий для профилактики заболеваний, связанных с дефицитом питания и двигательной активности. Вопросы диететики различных возрастных периодов, организация ухода и воспитания базируются на знании классических особенностей детского организма. В процессе изучения дисциплины – впервые осуществляется обучение медицинским манипуляциям, процедурам, которые в дальнейшем будут совершенствоваться.


Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ребёнка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребёнку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Знание анатомо-физиологических особенностей детского организма, классических методик физикального обследования детей с целью выявления патологических симптомов и синдромов с использованием дополнительных методов обследования осуществляется с учётом возрастных особенностей.

Фундаментом умозаключения врача-педиатра при постановке конкретного диагноза у больного ребёнка является умение использовать пропедевтические знания семиотики поражений различных органов и функциональных систем детского организма.

Значение и цели занятия:

Значение темы:

Обследование здорового и больного ребенка остается важнейшей составной частью подготовки современного врача педиатра. Без традиционных методов исследования (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации) невозможно диагностировать заболевание. Значение особенностей сбора анамнеза, возрастных анатомо-физиологических особенностей, возможностей современных методов исследования в педиатрии, позволят более уверенно ориентироваться в оценке состояния здоровья ребенка.



Цели занятия:

4.1. Общая цель: подготовить будущего специалиста, умеющего квалифицированно владеть традиционными методами исследования, применяя компетенции в области анатомии, физиологии и патофизиологии детей и подростков, современных методов исследования в педиатрии, особенностей сбора анамнеза.

4.2. Учебная цель:

  • Научить студентов проводить расспрос и сбор анамнестических данных у детей раннего и старшего возраста, с учетом влияния каждого из возрастных периодов на состояние здоровья ребенка в последующем;

  • Научить студентов традиционным методам исследования ребенка, акцентируя на последовательность клинического осмотра пациента с учетом возраста и пола.

4.3. Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за адекватную диагностику заболеваний детского возраста.

Показать студентам педиатрического факультета значимость сбора анамнеза, возрастных анатомо-физиологических особенностей, современных методов исследования в оценке состояния здоровья ребенка. Подчеркнуть влияние экологических факторов на формирование различных патологических процессов.

Обратить внимание на воспитание чувства долга и врачебной ответственности, деонтологические аспекты взаимоотношений студент – родители - больной, врач – больной – родители в условиях страховой медицины.

Вопросы для подготовки к занятию:


  1. Анатомо-физиологические особенности детей.

  2. Методы клинического обследования детей и подростков: анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.

  3. Семиотика заболеваний детского возраста. Патофизиологическое обоснование симптомов и синдромов поражения органов и систем. Особенности клинических проявлений у детей разного возраста.

  4. Современные лабораторные, функциональные и инструментальные методы обследования детей и подростков. Основные параметры функционирования детского организма.

Перечень практических умений:

  • Собрать анамнез у матери ребенка (у больного) и оцените его;

  • Составьте и оцените генеалогическое дерево ребенка.

  • Провести субъективное и объективное обследование детей с учетом их возрастных и психологических особенностей (пальпация, перкуссия, аускультация);

  • Оценить и интерпретировать результаты клинического, лабораторного и функциональных методов исследования.

  • Систематизировать симптомы и синдромы поражения систем.

  • Оформить историю болезни.

  • Дать рекомендации для возможной коррекции выявленных дефектов ухода, закаливания и т.д.

  • Знать о морально-этической и юридической стороне при ведении медицинской документации.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница