Одд Пер Брекк Постоянный представитель Международного валютного фонда в РФ



Дата28.11.2017
Размер64.6 Kb.


Одд Пер Брекк

Постоянный представитель

Международного валютного фонда в РФ


  • Хотя мировой кризис разразился в развитых экономиках, его ударная волна вскоре докатилась и до стран с формирующейся рыночной экономикой. Это стало еще одним убедительным напоминанием о взаимосвязанности и взаимозависимости сегодняшней мировой экономики, если такие напоминания вообще нужны.

  • В настоящее время мировая экономика выходит из самого тяжелого кризиса со времен Великой депрессии. Однако это восстановление во многих странах носит неуверенный характер и развивается неравномерно, с различной скоростью. В связи с этим возникают серьезные вопросы относительно выхода из чрезвычайных мер политики, принимавшихся в последние два года, в особенности с учетом взаимовлияния стран и эффектов распространения последствий проводимой ими политики.

  • В своем выступлении я кратко обрисую, как МВФ видит сегодняшнюю ситуацию и перспективы мировой экономики, а также каковы в связи с этим могут быть выводы для политики.

    Позвольте мне начать с перспектив мирового экономического развития

  • Восстановление оказалось более уверенным, чем предполагалось. В 2010 году темпы роста мировой экономики прогнозируются приблизительно на уровне 4%. В связи с этим прогнозом следует отметить два важных момента:

    Во-первых, еще раз повторюсь, экономика восстанавливается с разной скоростью в различных странах и регионах: в развитых экономиках выход из кризиса происходит замедленными темпами, осложненный безработицей, избыточными мощностями и восстановлением склонности населения к сбережениям. Напротив, во многих странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах рост сравнительно динамичный, что отражает более активный внутренний спрос и возобновление притока капитала.

    Во-вторых, сохраняется зависимость восстановления от мер государственной политики. По-прежнему мало данных, указывающих на самоподдерживающийся характер спроса в частном секторе, особенно в развитых экономиках.


  • Что касается финансовых рынков, мы снова наблюдаем более быстрый, чем ожидалось, выход из кризиса и восстановление аппетита к риску. Вместе с тем, и здесь сохраняется ключевая роль мер политики:

Восстановление финансовой стабильности еще непрочно во многих развитых экономиках, а общий уровень кредита по-прежнему низок. Кроме того, различные сегменты рынка кредитования восстанавливаются различными темпами: в то время как банковское кредитование остается на низком уровне, что затрудняет ситуацию для малых и средних предприятий, корпоративный долг начал расти во всем мире, в том числе и в России.

    Еще одна отличительная черта последнего прогноза – возобновление внимания к проблеме государственного долга и, следовательно, суверенных рисков, особенно в некоторых развитых экономиках. Разумеется, это отражает значительное увеличение государственных расходов, на которое многие страны пошли во время кризиса. Хотя масштабы наращивания государственного долга, а следовательно, и будущих проблем, особенно велики в развитых экономиках, многим странам с формирующимся рынком придется столкнуться с последствиями и эффектами, возникающими в результате расширенной эмиссии долга в других странах и с соответствующим повышением стоимости заимствований во всем мире.

    Наконец, в некоторых странах с формирующимся рынком внимание в настоящее время переключается на риски, связанные с притоком капитала, чреватого кредитной экспансией, надуванием пузырей на рынках активов и нестабильностью валютного курса.



  • Итак, в целом мы наблюдаем обнадеживающее восстановление в мировой экономике и на глобальных финансовых рынках. Однако в значительной степени это восстановление обусловлено мерами политики, при этом различные темпы выхода из кризиса в различных странах и регионах свидетельствуют о важности международной координации и обеспечения согласованности экономической политики разных стран. Кроме того, возникают новые риски: проблема государственного долга приобретает актуальность во многих развитых экономиках, а несколько стран с формирующимся рынком, включая Россию, сталкиваются с возобновлением притока капитала.

Какие же выводы для экономической политики следуют из этого прогноза?

  • Это, главным образом, вопрос стратегий выхода из антикризисной политики. Сворачивание мер поддержки должно подготовить почву для «мощного, устойчивого и сбалансированного экономического роста», как предусмотрено в заявлении «Группы 20», активным членом которой является Россия.

  • Главная макроэкономическая задача – изменить баланс мирового спроса по двум направлениям: от государственного сектора к частному и от стран с дефицитом по счетам внешних операций к странам с профицитом. Так как восстановление в разных странах будет носить более дифференцированный характер, чем спад, при разработке стратегий выхода будет особенно важно учитывать эффекты распространения последствий. Кроме того, сохраняющаяся на рынках нервозность означает, что необходимо тщательно формировать позитивные рыночные ожидания и уверенность. Таким образом, необходимо обеспечить эффективное информирование общественности о планах государственной политики, когда их разработка будет завершена.

  • С учетом этих соображений МВФ работает над созданием единой основы для разработки и реализации политики выхода. Я хотел бы подчеркнуть три основные принципа:

    Во-первых, сроки выхода – мы подчеркиваем, зависят от состояния экономики и финансовой системы. Это, конечно, представляется очевидным соображением, однако как претворить этот вывод в практическую политику - менее очевидно.

    Во-вторых, вопрос бюджетной политики – коррекция бюджетной политики по самой своей природе требует времени - ее необходимо разработать, утвердить, реализовать. Следовательно, выход из мер бюджетного стимулирования необходимо начинать как можно скорее. Бюджетные стратегии должны быть нацелены на снижение уровня государственного долга до консервативного уровня в четко ограниченных временных рамках, при этом они должны быть прозрачными и комплексными. В развитых странах это будет означать одновременно сворачивание антикризисных мер и решение проблемы структурного дефицита.

    В-третьих, необходимость международной координации мер – координация необязательно означает синхронизацию, однако недостаточная координация политики может привести к возникновению отрицательных последствий для других стран, и наоборот.

  • При преобразовании этих общих принципов в конкретные меры политики власти должны учитывать конкретные обстоятельства, характерные для их стран, а также возможные последствия этих мер для других стран, которые я уже рассмотрел выше:

    Для большинства развитых экономик, по-прежнему прогнозируются риски возникновения второй волны кризиса и возобновление проблем в финансовом секторе. Отсюда возникает необходимость более позднего выхода из мер поддержки, поскольку риски замедления восстановления в результате преждевременного сворачивания поддержки выше, чем риски в результате замедленного выхода из мер поддержки; однако, повторюсь, необходимо иметь долгосрочные надежные планы обеспечения бюджетной устойчивости. С другой стороны, во многих странах с формирующейся рыночной экономикой при выходе прогнозируется возникновение пузырей на рынках активов и перегрева экономики. Следовательно, рекомендуется более ранний выход.

    Что это означает более конкретно для политики в финансовом секторе? Непосредственная задача – продолжать поддерживать ростки стабилизации в финансовом секторе и на рынках. Заглядывая вперед, властям необходимо решать структурные проблемы с целью укрепления экономики и регулирования в своих странах, снижая уязвимость по отношению к будущим кризисам. Эти общие задачи, стоящие перед странами, также распространяются и на Россию.

    Система финансового регулирования – более конкретно – пересматривается в настоящее время. В данной области подходы должны вырабатываться с тем, чтобы:


  1. добиться оптимального баланса между безопасностью системы и ее достаточной гибкостью, чтобы не душить инновации;

  2. исключить возможности использования различий в режимах регулирования разных стран с целью проведения арбитражных операций;

  3. принять инструменты санации и урегулирования проблемных банков, включая общие критерии применения к ним мер;

  4. обеспечить последовательную защиту вкладчиков и инвесторов;

  5. внедрить процедуры обмена информацией между властями разных стран.

    Для стран, сталкивающихся с притоком капитала, существуют несколько инструментов реагирования. Во многих странах основной ответной мерой политики должно стать укрепление курса национальной валюты. Среди других инструментов можно назвать снижение процентных ставок, накопление резервов, ужесточение бюджетной политики и консервативную политику в финансовом секторе. Валютный контроль также может играть определенную роль как ответная мера. Оптимальная структура мер будет определяться конкретными обстоятельствами данной страны, в том числе природой притока капитала. Можно посоветовать применять прагматичный и реалистичный подход, в особенности в отношении эффективности валютного контроля в перспективе.

    Итак, позвольте мне подвести итоги

  • Перспективы роста мировой экономики и финансовые условия улучшаются, однако восстановление еще не носит устойчивого характера. Это указывает на необходимость продолжать применение мер поддержки во многих странах.

  • За этим этапом должно последовать сбалансированное сворачивание мер антикризисного стимулирования по разным направлениям политики и в разных странах. Различия между странами и возникновение перенесенных эффектов подчеркивают необходимость продолжения и укрепления международного сотрудничества и координации политики.

  • И, наконец, следует отметить Систему взаимной оценки Группы 20 как многообещающую инициативу в области международного экономического сотрудничества, которая должна способствовать обеспечению сбалансированного восстановления мировой экономики и созданию защитных механизмов на случай будущих кризисов.

    Благодарю.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница