Однозначные и многозначные слова



Скачать 191.92 Kb.
Дата13.07.2019
Размер191.92 Kb.
#120437

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарём.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова;

- уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств.

Оборудование: Экран, ноутбук, проектор.

Ход урока.


1.Оргмомент. Мотивационный приём «Салфетки»

2. Актуализация.



Учитель. «Запрограммированная ошибка».

- Синтаксис изучает предложения, словосочетания.

+ Фонетика изучает звуки речи.

+ Лексика – это словарный состав языка.

+ У слова, кроме лексического значения, есть и грамматическое значение.

- Лексикология изучает части речи.


Учитель. Как раз одно стихотворение, связанное с лексическим значением слова мы сейчас прочитаем.

- Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: - Мерзнешь ты

И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало, -

А дочь кричит: - Я поняла! -

И тащит одеяло.



Учитель. Что имела в виду мама? Почему маленькая девочка не поняла маму?

- Потому что мама говорила о душевной теплоте, о ласке, заботе, а девочка поняла это буквально, то есть имела в виду температуру.

- То есть значение слова не всегда может быть понятно сразу, у некоторых слов может быть несколько значений.
Учитель. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Как вы думаете, как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А как называются слова, которые имеют много значений?

- Многозначные слова и однозначные слова.



Учитель. Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока. Запишите в тетрадь.

Учитель. Какие цели мы перед собой поставим?

- Знать однозначные и многозначные слова.

Уметь их различать.

Составлять с ними предложения.



Учитель. Итак, исправьте слова мамы так, чтобы девочка её поняла. При этом оставьте слово «теплоты» в предложении.

Учитель. Я даю каждой группе по одному слову:

1 группа – гантель;

2 группа – игла;

3 группа – ножка.

Как узнать, сколько значений имеет слово? Поработайте в группах и сделайте выводы.

- 1 группа: слово однозначное, потому что спортивная гантель, купить гантель

- 2 группа: слово игла многозначное, потому что игла ёлки, иголка швейная, игла ежа

- 3 группа: слово тоже многозначное, потому что человеческая ножка, ножка стула, ножка гриба.



Учитель. Итак, давайте подытожим: как узнать, в каком значении употреблено это слово?

- Составить словосочетание или предложение.



Учитель. А как вы думаете, как ещё можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? Например, слово «термин» - оно однозначное или многозначное?

- Для того, чтобы узнать является ли слово однозначным или многозначным, нужно обратиться к толковым словарям.



Учитель. Вы правы. Давайте мы приведём в систему то, что мы узнали, составим схему. На столах у вас лежат карточки, помогите мне восстановить исчезнувшие из этой схемы слова, хорошо? Я пишу на доске, а вы мне подсказываете и записываете в карточки.


Слово может иметь



несколько лексических значений

одно лексическое значение



МНОГОЗНАЧНОЕ

ОДНОЗНАЧНОЕ



винограда

кисть руки

малярная

рябина



при затруднении в определении значения слова - смотри в словарь


Учитель: Задание: найти в толковом словаре значение слов.

1 ряд – озимь

2 ряд – реять

3 ряд - алмазный



Учитель: Почему эти слова являются многозначными?

(имеют несколько значений)



Учитель: Все эти значения расположены в одной или разных словарных статьях? (В одной словарной статье) Чтение теоретической части на стр. 154(2)
Учитель: Посмотрите на экран. Какое слово здесь скрыто? СЛАЙД

- Шляпа.


Учитель: Какое оно: однозначное или многозначное?

- Многозначное.



Учитель: А как вы думаете, что их объединяет? Почему шляпку гриба назвали шляпкой? Или шляпку гвоздя?

- Они похожи по форме.



Учитель: Так что же объединяет все многозначные слова?

- Сходство. Похожесть.



Учитель: Посмотрите на доску: какой многозначный глагол может объединить эти имена существительные? СЛАЙД

- Правильно. Чтение теоретич. части на стр. 154 (3)

Упражн. 339
Физкультминутка: игра. Учитель называет слово. Учащиеся должны встать, если слово многозначное, остаться на месте, если слово однозначное.

Ключ, колокольчик, небо, хлеб, карандаш, черствый, подошва, нос, автобус, тротуар, ручка.


Учитель. Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.

- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. По окончании работы обменяйтесь тетрадями  и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.



 1 группа -  кисть, арбуз, мышь, золотой, осень, летит;

2 группа - пальто, лисички, компьютер, труба, бежит, клей.

3 группа - крыло, парта, блюдо, ёрш, дорогОй, магазин.

Учитель. Найдите, пожалуйста, упражнение 344, прочитайте задание к нему.

Учитель. В каких значениях употребляется здесь слово «след»?

- Отпечаток обуви. То, что осталось после чего-нибудь или кого-нибудь.



Учитель. А какой след может остаться от человека? Ответьте на вопрос, учитывая значение этого слова.

Учитель. Домашнее задание будет связано с этим упражнением: 1-группа – написать сочинение по 344 упраж., 2-группа – написать сочинение и в стихотворении Пушкина «Няне» найти многозначные слова.

Учитель: А мы с вами продолжаем. Каждой группе я даю стихотворение. Найдите в этих стихотворениях многозначные слова, нарисуйте «словесное древо», какое нарисовала я. СЛАЙД

В небе крылатый летит самолёт .
Папа крыло у машины всё трёт .
Крыльями птицы машут в полёте
Мельницы крылья от ветра в работе .
Силу свою отдают жерновам ,
Те мелют зерно и муку дают нам .

Есть хвост

У падающих звезд.

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета

Он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов

Хвост важней:

Они хвостом сражаются!

Скажи мне,

Как правильней землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная!


Земля — наша милая,

Добрая мать!»

Так ласковей будет звучать

И вернее.

Ведь всё, что мы любим,-

Всё создано ею -

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты...



Учитель: А теперь я хочу проверить ваши знания. Для этого мы выполним маленький тест.

1-я группа(слабая) – тест;

2-я группа – сильная работает по рисунку
Тест


  1. Отметьте многозначное слово 2. Отметьте однозначное слово 3. Укажите верное утверждение

А) ветер; А) кисть; А) есть однозначные и многозначные слова;

Б) солнце; Б) звезда; Б) все слова только однозначные

В) иголка В) радуга В) все слова только многозначные

-Какие рисунки, какие слова тут лишние? Почему? Потому что они называют совсем не похожие, не имеющие ничего общего предметы. Но об этих словах мы поговорим на следующем уроке.



Учитель: Самооценка, выставление оценок.
Каталог: upload -> storage
storage -> Горшкова Наталия Анатольевна тренер
storage -> Ротавирусная инфекция
storage -> По инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей
storage -> Положение разработано в соответствии с
storage -> Бронхиальная астма
storage -> Программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана на основе нормативных документов
storage -> Вопросы для диф
storage -> К рабочей программе по химии (профильный уровень) 10-11 класс
storage -> Министерство внутренних дел по республике татарстан республикасы

Скачать 191.92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница