Охрана водных объектов от загрязнения сточными водами



Дата10.04.2019
Размер50 Kb.
#80323

УДК 504.4.054 : 628.38

Охрана водных объектов от загрязнения сточными водами
Д.П. Гостищев – д-р техн.наук, проф.

ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства»,

г. Москва, Россия
Российская Федерация является богатейшим государством по запасам пресных вод в мире. Их объем составляет около 60 тыс. км3. Суммарный объем пресной озерной, болотной и речной воды, почвенной влаги и неглубоко залегающих подземных вод в нашей стране составляют 20…25% мировых запасов. Не отвечают санитарным нормам около 40 % поверхностных и более 20 % подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах 35…60 % питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Качество питьевой воды неуклонно снижается.

Жители Москвы в среднем за сутки потребляют 270 л. при стоимости 1 м3 (2008 г.) 11,8 руб. с НДС. В тоже время расход воды на 1 жителя в Австралии – 260, США – 250, Швеции – 189, Финляндии – 140, Германии – 129, Чехии – 122 л., а стоимость 1 л воды в этих странах в 51; 60; 71; 77; 90 и 117 раз (цена в рублях) дороже, чем в Москве.

По оценке Ю. Рахманина – директора ГНИИ экологии и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина (2008 г) «…Москве достались проблемные источники водоснабжения с характерным бактериальным загрязнением поверхностных вод; с неприятными запахами, возникающими в период активной жизнедеятельности фитопланктона и др. микроорганизмов. Кроме того, качество воды ухудшается во время половодий и выпадения дождей. В воде Волжского источника повышено содержание природных органических соединений. Качественная водоподготовка природной воды Мосводоканалом позволяет очистить ее до требований Сан ПиН. Положительным моментом служит то, что при замене, вышедших из строя водопроводов, на смену им применяют современные с использованием внутри и снаружи труб коррозионно-устойчивых материалов, снижающих вероятность вторичного микробного и химического загрязнения воды.

Следует отметить, что общая протяженность столичной водопроводной сети составляет около 11 тыс. км и в основном выполнена из металлических и чугунных труб.

В основных направлениях развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года предусмотрена разработка мероприятий и реализация долгосрочных бассейновых программ водоохранных и водохозяйственных мероприятий; снижение антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории; внедрение экономических мер по сокращению водозабора и недопущение загрязнения водных источников неочищенными сточными водами; ответственность за использование и охрану водных ресурсов со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб.

На заседании расширенной коллегии Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве 21.01.2004 г. отмечалась крайне высокая степень антропогенной нагрузки, превышающая природные возможности биологического самоочищения водных экосистем и некоторую стабилизацию основных качественных и количественных показателей состояния водоемов на территории города. За счет уменьшения объема поверхностного стока и повышения степени его очистки к 2005 г. до 60% улучшится экология водных источников. В 2003 г. государственная водная служба ГУПР по г. Москве разработала и согласовала с Правительством Москвы подпрограмму в рамках Национальной программы «Развитие водохозяйственного комплекса России».

В 2008 г. Правительство г. Москвы приняло постановление, которое запретило использование пришвартованных к берегам Москвы-реки барж и пассажирских судов в качестве ресторанов и гостиниц и прочих увеселительных заведений. Проржавевшие суда сами по себе загрязнили Москву-реку, а кроме того, хозяйственно-бытовые сточные воды без всякой очистки прямиком сбрасывались в реку.

В России объем сточных вод ежегодно составляет 55 км3, из которых 20 км3 недостаточно или без всякой очистки сбрасываются в водные объекты. По данным ЮНЕСКО, Россия занимает 7-е место по качеству воды в мире. Каждый второй житель в нашей стране пьет воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Отставание жителей России от промышленно развитых стран по продолжительности жизни в значительной степени связано с потреблением некачественной воды. Мы сбрасываем непосредственно в воду миллионы тонн мусора, допускаем разлив нефтепродуктов и неочищенных сточных вод. Одного литра нефти достаточно чтобы сделать непригодным для питьевых целей миллион литров воды. В среднем сброс 1 м3 неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод делает непригодным к использованию 10…50 м3 природной воды.

Общий ущерб загрязнения водных объектов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд руб. ежегодно. Только ущерб от потери здоровья населения в связи с потреблением некачественной питьевой воды в целом по России оценивается более чем в 33 млрд руб. Неудовлетворительное качество воды в водных объектах объясняется тем, что только около 10 % сточных вод коммунального хозяйства и промышленности очищаются до нормативного, загрязнение водных источников происходит с поверхностным стоком с водосборов и ливневым стоком.

Накопленный опыт эксплуатации очистных сооружений показывает, что степень очистки сточных вод в среднем составляет 80…85 % и это не обеспечивает должную защиту водоисточников от загрязнения минеральными и биогенными элементами. Поэтому, оберегая водные источники от загрязнения, необходимо, в первую очередь, сократить объемы сточных вод и повысить степень их очистки, что требует больших финансовых затрат.

Одним из приемов повышения качества воды в реках является охрана их источников и сохранение водоохранных зон. Москва-река не является исключением. Ее исток находится на 149 км автомагистрали Москва-Минск, где стоит обелиск с указанием, что здесь находятся истоки Москвы-реки. Река берет начало из Стариковского болота, расположенного на высоких отметках Среднерусской возвышенности, это самое высокое болото, расположенное в пределах Московской области, необычайно красивое, с березовыми перелесками, моховыми кочками, плесами. На нем гнездятся чайки, утки, вокруг него расположены тропы утоптанные оленями, кабанами, на нем заросли камыша, растет клюква, черника, костяника и из него вытекает ручей, являющийся началом нашей красавицы Москвы-реки. Этот ручей пересекает автотрассу и уходит в лесной массив, по пути вбирая в себя воду с более заболоченных площадей. Территория Стариковского болота, являющегося первоисточником Москвы-реки, объявлена природным заказником, здесь запрещено проведение мелиоративных, лесотехнических и агротехнических работ. Казалось бы, все в порядке, но к сожалению, дело обстоит далеко не так. В полутора километрах от источника организован карьер Дровнянским карьероуправлением по разработке песка и щебня. В настоящее время этот карьер пересек ручей, являющийся источником Москвы-реки, и его воды теперь фильтрует карьер и из него, по мере необходимости, откачиваются насосом.

Таким образом, Москва-река лишилась своего первичного водоисточника – Стариковского болота, которое играло первоначальную роль в формировании гидрологического режима реки. Видимо, для того, чтобы как-то уладить допущенный ляпсус с истоком Москвы-реки, картографы решили срочно изменить название ручья, вытекающего из Стариковского болота, и теперь на последних картах он называется «ручей Безымянный», но обелиск на месте пересечения его с трассой Москва – Минск гласит, что этот источник Москвы-реки.

К сожалению, этим беды источников Москвы-реки не заканчиваются. На территории совхоза Цветовский, приблизительно в восьми километрах от источника, находится Дровнянское карьероуправление, где разработанный в карьере грунт сортируется на песок и щебень. В результате промывки этого грунта образуется глинистая пульпа, которая сбрасывается в отстойник, расположенный на берегу Москвы-реки и Михалевского озера. Отстойник представляет собой примитивное сооружение в виде водоема, огражденного земляным валом. Этот отстойник в результате многолетнего функционирования заилился, вал часто прорывается и неочищенная пульпа в виде грязевого потока поступает как в озеро, так и в реку. Из-за этого озеро уже приблизительно на две трети заилилось, а вода в Москве-реке ниже отстойника имеет желто-коричневый цвет.

Работники Можайского отделения Мосрыбвода сильно обеспокоены тем, что верховья Москвы-реки потеряли рыбопродуктивность как нерестилища ценных рыб, но они основной причиной этого положения считают мелиоративные работы, проводимые в пойме реки на территории совхоза Цветковский. Следует отметить, что эти работы, включающие углубление русла 2 км были согласованы с Мосрыбводом и в проекте которого заложено возмещение ущерба хозяйству. Однако основной причиной потери рыбопродуктивности верховьев реки является ее загрязнение, которое наблюдается даже в результате сброса в реку неочищенных стоков с животноводческих ферм.

Далее Москва-река делает небольшую излучину на запад и протекает несколько километров по Смоленской области. На этом участке Москва-река перегружена капитальной плотиной, образующей русловое водохранилище, на берегу которого расположилась база охотников Гагаринского гарнизона. Устройство этой плотины и водохранилища, по словам представителя Мосрыбовода, никакого согласия ни с рыбными, ни с водохозяйственными организациями не имело. И теперь, конечно, никакой речи о проходе ценных пород рыб в верховьях Москвы-реки быть не может.

В результате всего верховья Москвы-реки оказались пересечены и плотиной и к тому же подвержены безжалостному загрязнению пульпой карьероуправления и животноводческими стоками. Необходимы срочные меры по оздоровлению истоков Москвы реки, что позволит сохранить ее красоту и экологическую ценность.

Одним из главных рычагов охраны водных источников от загрязнения сточными водами является экономический.

Учитывая, что у водопотребителя после использования природной воды образуются сточные воды и за сброс загрязняющих веществ в пределах ПДС до временно согласованного сброса (ВСС) устанавливается пятикратный тариф, а за сброс ВСС тариф увеличивается еще в 5 раз. Такой подход не дает необходимых результатов. У водопользователей после оплаты штрафных санкций нет средств на инвестицию новых водоохранных технологий поэтому необходимо чтобы водопользователь имел долговременную программу, нацеленную на сокращение объема загрязняющих веществ по количеству и качеству. Такая программа разбивается на этапы, позволяющие контролировать, со стороны контролирующих органов, ее выполнение. При условии выполнения запланированных мероприятий и поэтапного уменьшения сбросов загрязняющих веществ уже в начале реализации программы водопользователь оплачивает фактический объем по однократному тарифу. Участие муниципальных образований, субъектов РФ и федерального уровня в реализации программ водопользователей будет в основном заключаться в том, что они откажутся от той части средств, которые взимаются с предприятий водопользователей за сброс загрязняющих веществ по тарифам 5 и 25-кратным штрафам /Тарасов Н.М., 2003/.

Для успешного выполнения программ водопользователей необходимо привлечение на условиях льготного кредитования банков-инвесторов, привлечение дополнительных инвестиций со стороны муниципальных, региональных и федеральных водоохранных служб, грантов Международного банка реконструкции и развития, привлечение средств Депмелиоводхоза МСХ России, выделяемых на строительство и реконструкцию земледельческих полей орошения.

Федеральным законом предусмотрено, что средства от платы за пользование водными объектами в размере 40 % поступают в федеральный бюджет, а 60% в региональные и не менее 50 % от полученных средств направляются на мероприятия, связанные с восстановлением и охране водных ресурсов. Предварительные расчеты показали, что в 2004 г. сумма платежей за пользование водными объектами составит около 13 млрд. руб., а за сброс загрязняющих веществ около 8 млрд. руб. Платежи за загрязнение водных объектов должны направляться на охрану и восстановление водных объектов. Кроме этих поступлений с 2005-2006 гг. возможно внедрение рентных платежей, около 5 млрд руб., арендных – 0,5 млрд руб., платежей за услуги по водопользованию – 0,4 млрд руб. и от платежей за ущербы, наносимые водным объектам при нарушении водного законодательства – 0,3 млрд руб. Часть из вышеперечисленных поступлений в бюджеты всех уровней необходимо дополнительно выделять на охрану и восстановление водных ресурсов.


Библиографический список


  1. Шумаков Б.Б. Беды источников Москвы-реки. Материалы научно-практической конференции. г.Волгоград. 15-16.04.2004. «Экологические проблемы загрязнения водоемов Волжского бассейна, современные методы и пути их решения». – Волгоград, 2004. С. 181-183.

  2. Гостищев Д.П. Охрана водных источников от загрязнения их сточными водами и животноводческими стоками. Материалы научно-практической конференции. г. Волгоград. 15-16.04.2004. «Экологические проблемы загрязнения водоемов Волжского бассейна, современные методы и пути их решения». – Волгоград, 2004. С. 52-57.

  3. Гостищев Д.П., Пушко М.И. Экономическая эффективность охраны водных источников при орошении сточными водами. Материалы научно-практической конференции. г. Волгоград. 15-16.04.2004. «Экологические проблемы загрязнения водоемов Волжского бассейна, современные методы и пути их решения». – Волгоград, 2004. С.57-60.



Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница