Организация ремесла и торговли в Византийской империи (IX x вв.)



Дата14.08.2018
Размер220 Kb.
#44347
ТипРеферат

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 158"

Организация ремесла и торговли

в Византийской империи (IX - X вв.)

Поляков Михаил Викторович



Научный руководитель:

к.и.н. Анна Владимировна Сулиева
Москва 2017

Содержание

Резюме…………………………………………………………………………3

Введение……………...………………………………………………………..4


  1. Источники и историография………………………………………..6

  2. Методы исследования……………………………………………….7

  3. Торгово-ремесленные корпорации Константинополя: функции и особенности ………………………………………………………….8

  4. Организация торговли в Константинополе (по материалам «Книги Эпарха»)……………………………………………………11

  5. Шёлк: производство, торговля, специфика…………………….....12

  6. Города - торговые центры Византии……………………………...15

  7. Торговые связи Византии и славянских стран…………………...17

Заключение………………………..………………………………………….20

Список источников и литературы…………………………………………..21



Резюме

В представленной работе поставлена проблема взаимосвязи политической системы и хозяйственной жизни в Византийской империи, влияния государственных институтов на развитие торгово-ремесленных отношений.

Цель работы заключалась в изучении характерных черт и особенностей организации ремесла и торговли в Византии IX – X вв.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что сравнительно с развитием торгово-ремесленных отношений в Западной Европе хозяйственная жизнь Византийской империи исследуемого периода имела особенные черты, обусловленные генезисом феодальных отношений, сильной центральной властью и другими причинами.



Изучение исторических источников и научных работ показало, что на протяжении IX – X вв. Константинополь сохранял за собой положение одного из первостепенных экономических центров. Этому способствовало не только выгодное географическое положение, но и сильная центральная власть, влияние которой выражалось в тщательном контроле над всеми этапами ремесленного производства и организации внутренней и внешней торговли, в пристальном внимании к технологии производства, его объёмам, местам торговли, стоимости товара. При этом существовали и строгие запреты на торговлю определенными товарами. Так, существовали специальные мастерские при императорском дворе, которые обладали монополией в своей сфере производства и торговли. Сложившаяся система способствовала установлению порядка в ведении торговых операций, сборах пошлин и налогов, стабильности и успешному развитию торгово-ремесленных связей.

Введение

Проблема исследования состоит в попытке проследить общие и особенные черты в организации ремесла и торговли в Византии IX – X вв. относительно тенденций развития хозяйства в Европе в указанный период. Выделение данной проблемы обусловлено особенностями политического развития Византийской империи – наличием сильной центральной власти, власти практически неограниченной, сосредоточенной в руках императора. Способствовало ли это более успешной организации ремесла и торговли? В чём проявлялось влияние императорской власти на развитие торгово-ремесленных отношений, какие при этом проявлялись особенности?

Актуальность проведённой работы состоит в попытке проанализировать уже изученный материал, дополнив его новыми сведениями, почерпнутыми из исторических источников и научной литературы, с целью выявления общих и особенных черт организации торгово-ремесленных отношений в Византии. Из школьного курса истории Средних веков мы знаем, что столица Византийской империи – Константинополь – был одним из крупнейших торговых центров, в котором пересекались торговые пути из Европы и Азии. Мы также знаем, как было организовано ремесло и торговля в Средневековой Европе: ремесленники одной специальности объединялись в цехи, купцы - в торговые гильдии. Совместное ведение ремесленных и торговых операций помогало членам корпораций обеспечить безопасность, выдержать конкуренцию и избежать разорения. Росту городов, развитию торговых отношений способствовало отделение ремесла от сельского хозяйства. Сдерживающим фактором являлась феодальная раздробленность, следствием которой являлись таможенные границы и отсутствие единой денежной системы. Приведение полученных знаний в систему может способствовать лучшему пониманию закономерностей и особенностей развития исторических процессов, более глубокому усвоению причинно-следственных связей между историческими событиями и фактами из различных сфер общественной жизни.

Объект исследования - организация ремесла и торговли в Византии в IX-X вв.

Предмет исследования – законы, регулирующие организацию ремесла и торговли, международные торговые договоры, основные направления торговых связей, состав импортируемых и экспортируемых товаров, особенности ведения торговых операций.

Цель исследования заключается в изучении характерных черт и особенностей организации ремесла и торговли в Византии IX – X вв., характера их взаимоотношений с государственной властью.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить законы Византийской империи, регулирующие организацию ремесла и торговли в Византии IX-X вв.;

- изучить тексты международных торговых договоров;

- осветить роль органов государственного управления в торгово-ремесленных отношениях;

- определить основные направления внешнеторговых связей;



- выявить состав экспортируемых и импортируемых товаров.

Гипотеза: существование в Византии исследуемого периода сильной центральной власти оказывало существенное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе на экономику страны, организацию ремесла и торговли.


  1. Источники и историография

Источниками исследования послужили важнейшие письменные документы X века, среди которых сочинение императора Византии Константина Багрянородного (содержит описание пути «из варяг в греки» и другие сопутствующие материалы) и древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», сохранившая для исследователей тексты торговых договоров, заключенных между Русью и Византией. Ценнейшим источником, характеризующим вопросы организации ремесла, внешней и внутренней торговли, является «Византийская книга Эпарха» - сборник постановлений, составленный при императоре Льве VI (886-912) для градоначальника Константинополя (эпарха).

Литература. Вопросам экономической жизни Византии в исследуемый период посвящено значительное число исследований дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных историков. Среди работ российских дореволюционных авторов по значимости вклада в византинистику выделяется Г. А. Острогорский [12], составивший очерк политической, экономической, социальной и духовной жизни Византийской империи. В. О. Ключевским [8] и другими историками были изучены торговые договоры, заключенные между Русью и Византией. Советский византинист М. Я. Сюзюмов [14] составил подробный научный комментарий к «Византийской книге Эпарха». Это важнейший источник X в., который освещает вопросы организации ремесла и внешней торговли, а также систему наказаний за нарушение законов в данных областях хозяйственной жизни. Г. Г. Литаврин [9], А. П. Каждан [7] и другие историки уделяли пристальное внимание вопросам взаимоотношения власти и торгово-ремесленных корпораций. Современный исследователь С. Б. Сорочан [13] внёс значительный вклад в изучение топонимики Константинополя, его рынков, размещения и особенностей устройства ремесленных мастерских и торговых лавок. Торговле Руси с Византией посвящён ряд статей Ш. Верлиндена [5], Н. В. Ениосовой и Т. А. Пушкиной [6], Д. С. Шафоростова [15] и других исследователей.

2. Методы исследования

Методами исследования, т.е. совокупностью приёмов, норм, правил и процедур, которые обеспечивают решение исследовательской задачи, явились методы обобщения, анализа причинно-следственных связей, синтеза, абстрагирования, сравнения, типологизации исторических явлений. Отдельно следует указать применение системного подхода. Системный подход позволяет исследовать объект как определенное множество элементов, составляющих систему, в которой все элементы взаимосвязаны, состоят из взаимодействующих частей, то есть представляют собой некие целостности, свойства которых как целого не сводятся к свойствам составляющих их частей, а возникают только вследствие взаимодействий. Методы исторической топографии помогли более наглядно продемонстрировать процесс развития торговли в Византии.

Применение методов научного исследования основывается на принципах объективности, историзма и системного подхода. Принцип объективности предполагает воспроизведение объекта таким, каким он существует в действительности. Принцип историзма состоит в обосновании глубинной связи времен, в изучении любого явления в его развитии, от истоков к современности. Принцип историзма - это установка на изучение любого явления в его генезисе и развитии, это поиск истоков событий и этапов их развития и объяснение этих событий именно с точки зрения их истоков и этапов.





  1. Торгово-ремесленные корпорации Константинополя: функции и особенности

В начале IV века император Константин на месте древней мегарской колонии Виз̀антия основал новую столицу Римской империи, позднее названную Константинополем. Город занимал важное положение на границе между Европой и Азией и постепенно стал крупнейшим центром торговли средневекового мира [12; 84-85], сохранив эту роль до времени падения Византийской империи. Во внешней торговле происходили подъёмы и спады, вызванные войнами и внутренними потрясениями (напр., в эпоху иконоборчества). К середине IX века Византия справилась со смутами, потрясавшими империю, и вернулась к активным торговым контактам. С этого времени устанавливаются регулярные отношения Византии с государством франков, с Римом, с балканскими странами, с Русью и Кавказом. Возрастает роль Константинополя как торгового посредника между Центральной и Восточной Европой с одной стороны и мусульманским Ближним Востоком с другой. В этот же период стабилизировалась политическая и экономическая жизнь Багдадского Халифата, и это способствовало восстановлению традиционных торговых связей на Великом Шелковом пути [10; 11].

Ремесленники и торговцы Константинополя были объединены в корпорации, при этом зачастую ремесленник одновременно являлся и торговцем. Материалы источников («Книга Эпарха», сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей» и др.) привели исследователей к различным трактовкам сущности этих корпораций, причин их возникновения. Одни учёные делали акцент на сходстве корпораций с западноевропейскими цехами, другие выделяли, в первую очередь, различия между ними. Так, А. П. Каждан считал, что «…Организация ремесла и торговли в Константинополе IX – X вв. не отличалась в принципе от организации производства в западноевропейских городах, оставаясь по существу цеховой» [7; 344]. При этом исследователь отметил ряд особенностей: 1) применение рабского труда и даже наличие мастерских во владении рабов, ведущих дело от имени своего господина; 2) связь с императорским хозяйством (заказы и обслуживание нужд двора, армии, участие в церемониях); 3) административная подчиненность императорским чиновникам, осуществлявшим строгий контроль за торговой и ремесленной деятельностью; 4) обязанность платить подати в казну и отбывать повинности; наконец, 5) участвовать во взаимной слежке и контроле. [7; 324-325]. М. Я. Сюзюмов, напротив, отмечал, что порядки византийских и западных цехов сближать невозможно, т. к. условия в Византии X в. резко отличались от условий в Западной Европе [14; 32]. Г. Г. Литаврин приходит к выводу, что целью ограничений в западных цехах являлась ликвидация конкуренции между членами цеха, и это в целом служило интересам цеха [9; 134]. Цехи возникли в борьбе с феодальными сеньорами, и в союзе с королевской властью добились наиболее выгодных условий для своей деятельности. В Византии же городам противостояло само государство; члены корпораций наделялись функциями официальных чиновников при эпархе. Например, аргиропраты (ювелиры, торговцы драгоценными металлами, камнями) были обязаны следить за незаконной (неучтенной) куплей-продажей, узнавать, не краденое ли продаётся приезжими, отвечать за принятых в корпорацию по их рекомендации, работать и торговать только в своих эргастириях на Месе (центральной улице города). Все эти положения не имели в виду интересы самих аргиропратов, не были мерами защиты их «монополии» от конкуренции извне. Это – установления, направленные на охрану интересов казны; обеспечение контроля государства за рынком [14; 134], т.е. в интересах центральной власти. Г. Г. Литаврин полагает, что превыше всего государственная власть ставила интересы налоговых сборов. Именно поэтому корпорации оказались под неослабным и придирчивым контролем казны. Наиболее тщательному контролю подвергалось производство и торговля предметами роскоши, а также торговля продуктами питания. Но именно эти отрасли городской экономики приносили государству основную массу дохода от торговых пошлин [14; 151].

Одним из главных помощников эпарха в обеспечении порядка в торговле и снабжении столицы продовольствием являлся легатарий. Он докладывал эпарху, кто из иностранных и провинциалов прибыл в столицу, с каким товаром, сколько времени они пребывают в Константинополе, что закупили. Он следил за соблюдением правил торговли, приводил иногородних со списком купленного к эпарху, обеспечивал их отъезд не более чем через три месяца из столицы. Он также выслеживал лиц, делающих запасы продовольствия, выжидающих время их недостатка и «наживающихся за счет общества». Это лишний раз подтверждает смысл ограничений и запретов в деятельности корпораций. Цель этих запретов состояла не в заботе о равных возможностях всех членов корпораций (цеховое правило), а в том, чтобы были обеспечены бесперебойность снабжения и стабильность цен [14; 147].

Более убедительны, на наш взгляд, исследователи, подчёркивающие принципиальные различия между западноевропейскими цехами и корпорациями Константинополя. В основе этих различий лежали причины экономические, но добиться реализации желаемого результата представителям власти позволяли политические особенности Византии, а именно сильная власть императора, не считавшаяся с интересами отдельных социальных групп. Сама государственная власть создавала корпорации как обязательную форму для занятий ремесленной и торговой деятельностью. Это обеспечивало снабжение горожан продовольствием и ремесленными изделиями с целью сохранения социального равновесия, организацию наиболее полного и гарантированного сбора казённых пошлин и выполнения государственных повинностей, упрочение системы полицейского контроля [14; 151].

В ряде статей «Книги Эпарха» определяются меры наказания для нарушителей закона в ремесленном производстве. Так, § 5 гл. 2 гласит, что за примеси в драгоценные металлы следует наказывать отсечением руки [1; 50]. Ремесленники-аргиропраты обязаны заниматься ремеслом только в мастерских. Прием ремесленника в цех (корпорацию) допускался с разрешения эпарха. Если чистильщик сырого шёлка-катартарий нарушает закон, покупая шёлк-сырец для перепродажи, он будет подвергнут «ударам плетьми, острижению волос и лишён права заниматься ремеслом» [1; 56].


  1. Организация торговли в Константинополе (по материалам «Книги Эпарха»)

Как уже сказано выше, мастера часто выступали и торговцами собственными изделиями. Члены корпорации могли торговать строго определенной для них группой товаров, т. е. обладали монополией. Так, в «Византийской книге эпарха» (§ 1, гл. II, «Об аргиропратах» (торговцах драгоценными металлами и камнями) определено их право покупать для дальнейшей торговли только драгоценные металлы и камни, но «ни меди, ни льняных тканей, ничего иного, чем надлежит торговать скорее иным профессиям…» [1; 50]; вестиопраты «имеют право покупать шёлковые одежды, но никакой иной товар» [1; 52]. В гл. 10 § 6 определено: «тому, кто занимается и продажей благовоний, и в то же время является салдамарием [бакалейщиком], предоставляется право избрать одну профессию…» [1; 61]. Эти правила распространяются и на внешнюю торговлю, что подтверждает § 4 гл. 5: «товар, привозимый из Сирии, если только этот товар – одежда, прандиопраты, собравшись вместе, должны раскупить... Однако всё, что относится к варке благовоний и окрашиванию тканей, закупают торговцы благовониями» [1; 54].

Места торговли, определение цен и прибыли, ввоз-вывоз товаров – всё подлежало строгой регламентации [4; 452]. Члены корпорации «…все должны иметь одинаковые права…» [1; 54], поэтому купцы из Сирии, Селевкии и других земель обязаны были свозить товар в один из домов, определенных для их временного проживания, где этот товар распределялся между торговцами пропорционально их денежным взносам (гл. V, §§ 1, 2) [1; 53-54]. Остаток иноземные купцы могли реализовывать на рынках [11; 307-308], ведя торговлю, как правило, не более трёх месяцев. Такие ограничения ускоряли обращение товаров, снижали спекуляцию – перепродажу, гарантировали большую безопасность. Однако русские купцы, согласно договорам, вели торговлю в течение шести месяцев [3; 31-32]. Оставшийся нераспроданным товар поступал в распоряжение эпарха (гл. V, § 5) [1; 54]. Колонии-фактории для купцов находились в Константинополе (напр., митатный дом сирийских торговцев) и за пределами городских стен (напр., для «руси») [13; 310]. Через Константинополь и другие города империи перевозили стекло, драгоценные камни, ковры, гобелены [11; 102], фарфор, меха, рабов, металлические изделия, пряности, благовония, лекарства, слоновую кость, породистых лошадей. Но главными товарами был шёлк-сырец и шёлковые ткани.



  1. Шёлк: производство, торговля, специфика

Шёлковое производство являлось казённой монополией и давало империи крупные доходы [4; 236-237]. Торговцы шёлком находились на особом положении. Мы можем найти подтверждение этому в § 5 гл. 6: «те, которые приезжают с шёлком-сырцом из-за границы… освобождаются от всяких торговых пошлин, кроме платы за квартиру и за проживание» [1; 55]. Шёлк стоил очень дорого, и одежда из него была доступна только самым богатым покупателям. При этом «Книга Эпарха» налагает запреты и ограничения на экспорт высококачественных тканей: «не разрешается передавать пришлым извне что-либо из запретных товаров: фиолетовых шёлковых [тканей] или же шерстяных, окрашенных в пурпур, высокосортных, чтобы те не переправили эти товары иностранцам» (гл. IV, § 1) [1; 52]; «строго соблюдать, чтобы приезжие, пребывающие в столице и живущие в гостиницах, не покупали ни запретные ткани, ни несшитые гиматии сверх того, что им потребуется для собственного одеяния…» (гл. IV, § 8) [1; 53]; «вестиопраты… одежду, стоящую дороже десяти номисм, обязаны представить для осмотра… эпарху… [чтобы тот] мог указать, где таковые одежды должны продаваться» (гл. IV, § 2) [1; 52-53]. По договору с русскими купцами 945 г. им запрещалось покупать паволоки [драгоценные шёлковые ткани, влаттии] дороже 50 золотников, «и если кто купит тех паволок, то пусть показывает царёву мужу, а тот наложит печати и даст им» [3; 48].

c:\users\anna\desktop\для работы\мпгу\черновики\карты\шелковая ткань.jpg

Рис. 1

Шёлковая ткань. Константинополь. VIII век

Императорским одеждам пурпурного цвета придавали гораздо большее значение, чем мы могли бы себе представить. Стоимость шёлка или шерсти, окрашенных в пурпурный цвет, была равна золоту, т. к. очень сложен и дорог был процесс их изготовления: они окрашивались ферментом, добытым из раковин особого вида моллюсков. Но почему же был наложен запрет на их продажу? Вот что сказано в сочинении Константина Багрянородного: «изготовлены не людьми, не человеческим искусством измышлены и сработаны» [2; 55], но дарованы ангелом василевсу Константину Великому, первому царствующему христианину, и передаются от одного императора к другому. Константин Багрянородный сознательно искажает действительность: одежды императора не имели наследственного характера и не передавались преемнику: они подновлялись или целиком заменялись ремесленниками императорских мастерских [2; 341]. По словам Константина, императорские одеяния хранятся в церквях, и лишь на специальные праздники император имеет право надевать их, как раб и слуга божий [2; 55]. Всё дело в том, что императорские одежды имели сакральное (священное) значение, в том числе их форма, материал и цвет [2; 340]; их нельзя было дарить, продавать, употреблять в личных целях. Шёлк, предназначенный для одежды императоров, являлся одним из элементов, помогающих создать иллюзию особой связи императора Византии с Богом. Это представление должно было способствовать укреплению влияния, могущества Византии в отношениях с другими странами.



c:\users\anna\desktop\для работы\мпгу\новое для конференции\презентация\распределение пурпурно-окрашенных мотков.pngРис. 2

Распределение пурпурно-окрашенных мотков

Disribution of Purple-Dyed Skeins.

Lopez R.S. Silk Industry in the Byzantine Empire // Speculum.- 1945.- Vol.20. №1.- P. 1-42.

c:\users\anna\desktop\для работы\мпгу\новое для конференции\презентация\ткачество и готовая продукция.pngРис. 3

Ткачество и готовая продукция

Weaving, and the Finished Products.

Lopez R.S. Silk Industry in the Byzantine Empire // Speculum.- 1945.- Vol.20. №1.- P. 1-42.

Таким образом, изучение источников позволяет сделать следующие выводы:

- ремесленники-торговцы были объединены в цехи (корпорации). Для вступления в корпорацию требовалось получить разрешение эпарха. Ремесленник мог быть исключен из корпорации, если нарушал закон;

- некоторые корпорации обладали монополией на торговлю особо значимым товаром;

- важную роль в хозяйственной жизни Византии играли производство и торговля шёлковыми тканями, при этом запрещался или ограничивался экспорт высококачественного шёлка;

- время и место торговли, цены, ввоз и вывоз товаров подлежали строгому государственному контролю; существовали различные запреты на ввоз-вывоз определенных групп товаров, а также различные льготы (неограниченное время проживания, освобождение от налогов и пр.).



6. Города - торговые центры Византии

Крупным торговым центром Византии являлись Фессалоники (Салоники, Греция). Город был расположен на пересечении сухопутных дорог, идущих из Азии на Балканский полуостров и далее в страны Европы. Согласно источникам, на рыночной площади города торговцев «было труднее сосчитать, чем песчинки на морском берегу» [13; 66, 313]. В армянском Двине (Дувиосе) торговали товарами из Индии, Ивирии (Грузии), «...практически от всех народов, населяющих Персию»; Трапезунд (Трабзон, Турция) являлся центром продажи благовоний, красителей, лекарств, дорогих тканей, ковров. На ярмарки Амастриды (Амасра, Турция) стекались «…Скифы, живущие на северной стороне Евксина (Чёрного моря), а равно и те, которые расположены к югу», то есть народы Таврики (Крыма) и подданные империи из Малой Азии. Из Иерона везли товары в Херсон для последующей перепродажи. Развитая торговля существовала в Сугдее (Судак, Крым). Здесь найдены таможенные печати из Константинополя, провинций Малой Азии, гири, остатки весов, монеты [13; 110, 313-316]. Мадьяры (венгры) торговали в Крыму рабами, взамен получая шёлк, ковры и другие товары [13; 76].



c:\users\anna\desktop\технопарк 17-18\карта.jpg

Рис. 4

Византия к началу XI в.

Таким образом, в IX-X вв. Византийская империя сохраняла роль одного из крупнейших центров мировой торговли. Торгово-ремесленные отношения строго контролировались государством, в казну шёл немалый доход от посреднической торговли, экспорта шёлка и других предметов ремесленного производства, а также вина, масла, ювелирных изделий.



7.Торговые связи Византии и славянских стран

В «Книге Эпарха» упоминаются страны, с которыми Византийская империя вела торговлю. Например, офониопраты (продавцы одежды) могли покупать товары, поступающие из разных стран, в т. ч. «из-за Стримона» [1; 58] (река на юге Болгарии). Обратимся к § 6 гл. 19: «если случится, что иноплеменниками, например болгарами или другими народностями, будет привезён товар – льняные ткани и мёд…» [1; 59], и сделаем вывод: византийцы вели торговлю с болгарами, покупая у них мёд и льняные ткани. О том, что по Дунаю шла оживлённая торговля, мы знаем и из «Повести временных лет». Под 969 г. содержится запись: «сказал Святослав матери своей и боярам своим: „Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» [3; 19]. Находки византийских монет в устье Дуная и Добрудже, договоры VIII – IX вв. подтверждают эти торговые связи [5; 2-3].

Уже для первой половины-середины IX в. известны упоминания о торговле «росов» с приморскими византийскими владениями. Исследователи заметили, что в «Повести временных лет» описано, как в 882 г. князь Олег представился киевским князьям Аскольду и Диру купцом, идущим «в греки» [13; 247]. Значит, торговец на Днепровском пути к этому времени стал привычной фигурой. Под 907 г. летопись сообщает о военном походе Олега на Константинополь (Царьград), итогом которого стало заключение договора, включавшего торговые статьи [3; 31]. Русы добились выдачи «месячины» (содержания) продуктами на 6 месяцев, «кормового» на обратный путь и права беспошлинной торговли [13; 235]: «…купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды... И пусть входят в город… в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов» [3; 31-32]. В 945 г., после очередного военного похода, договор с Русью был восстановлен [3; 48-49]. Наличие торговых отношений между Византией и Русью в исследуемый период подтверждается археологическим материалом: находками амфорной тары, монет и печатей, изделий из камня, стекла, глины, кости, шёлка и металла [6; 34]. Амфоры и их обломки найдены в 197 населенных пунктах Древней Руси. Все они являются привозными из Византии и других стран Средиземноморья [15; 4-5].

Описание пути «из варяг в греки» содержится в важнейшем источнике византийского происхождения – сочинении императора Константина Багрянородного (913 - 959) «Об управлении империей»: «приходящие из внешней России в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Игоря, архонта Росии, а другие из крепости… Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава…» [2; 45]. Конечно, текст источника требует подробного научного комментария, который и был составлен советскими византинистами, подготовившими перевод и публикацию сочинения. Разберём некоторые наименования, встречающиеся в тексте: моноксилы (однодеревки) – долблёнки, т.е. лодки, выдолбленные из одного бревна. Однако Константин Багрянородный имеет в виду более сложные конструкции, пригодные для морских плаваний; согласно договору о дани, взимаемой Олегом с греков, в ладье помещалось 40 человек [2; 307-308]. Немогард – Новгород Великий, крупнейший древнерусский центр ремесла и торговли. Далее перечисляются крепости Милиниски - Смоленск, Телиуцы - Любеч, Чернигога - Чернигов, Вусеград - Вышгород, Киоава – Киев [2; 310-315]. «Они достигают области Месемврии – тех мест, где завершается их мучительное… плавание [2; 51]». Месемврия – совр. Несебр в Болгарии. Исследователи полагают, что здесь останавливалась большая часть торговых судов и большинство гребцов и воинов. В Константинополь отправлялись лишь купцы, послы князя и знати, которые в соответствии с договорами 911 и 944 гг. имели право до шести месяцев располагаться в пригороде Константинополя близ монастыря Св. Маманта на северном берегу бухты Золотой Рог. По приблизительным подсчетам, общая численность росов, прибывавших с одним караваном, составляла не менее тысячи человек, и уже по этой причине в отведённой росам резиденции едва ли могла разместиться десятая часть прибывших [2; 329]. В. О. Ключевский писал: «читая этот рассказ императора, легко понять, какими товарами грузила Русь свои торговые караваны лодок: это была дань натурой, собранная князем… произведения лесных промыслов, меха, мёд, воск… челядь». Меняли их на паволоки, золото, вина, овощи, лошадей, перец, изделия из стекла и металла. Торговля была преимущественно меновая: этим можно объяснить сравнительно малое количество византийских монет, находимых в старинных русских кладах и курганах [8; 51, 53].



Заключение

На протяжении столетий Константинополь, выгодно располагавшийся на пересечении морских и сухопутных торговых путей, являлся одним из крупнейших торговых центров. Сюда стекались различные товары из Европы и Азии: рабы, скот, зерно, пряности, украшения… Успешному развитию торговли способствовала её чёткая организация, неусыпный контроль чиновников, назначаемых императором. В ремесле, производстве продуктов питания, торговле существовал строгий правительственный надзор: качество, стоимость, объёмы продаж, места и время торговли – всё контролировалось представителями власти. Очень прибыльное ремесло – изготовление шёлковых тканей – полностью было подконтрольно императорскому двору, в значительной мере пополняя доходы государственной казны. Кроме того, император, как священная, неприкосновенная особа, имел особые атрибуты, символы власти. Одним из важнейших символов была одежда, сшитая из шёлковых и шерстяных тканей в мастерских, принадлежащих императору. Имеющие сакральное, священное значение, такие одеяния могли принадлежать только императору. Даже и ткани, из которых они могли быть сшиты, запрещалось изготавливать без разрешения градоначальника, а торговля ими с заморскими купцами и вовсе запрещалась.

Таким образом, особенности политического устройства Византии, а именно сильная центральная власть в лице императора, определяли в значительной мере особенности развития ремесла и торговли в Византийской империи.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Византийская книга Эпарха. М., 1962. 295 с.

2. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. 496 с.

3. Повесть временных лет. М., 2015. 304 с.

Литература:

4. Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб., 1998. 490 с.

5. Верлинден Ш. Торговля на Черном море с начала Византийской эпохи до завоевания Египта турками в 1517 году // XIII Международный конгресс исторических наук, 16-23 августа 1970 г. М., 1970.

6. Ениосова Н. В., Пушкина Т. А. Находки византийского происхождения из раннегородского центра Гнездово в свете контактов между Русью и Константинополем в X в. // Сугдейский сборник. 2012. Вып. 5. С. 34-85.

7. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX – X вв. М., 1960. 431 с.

8. Ключевский В. О. О русской истории. М., 1993. 575 с.

9. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X – XI вв. М., 1977. 311 с.

10. Мамлеева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua, 2-1999. С.53-61. [Электронный ресурс]. URL: http://bulgari-istoria-2010.com/booksRu/L_Mamleeva_V_Sh_p.pdf

11. Овчинникова Б. Б. Великий шелковый путь — транзитная магистраль Восток — Запад — Восток / Б. Б. Овчинникова // Россия и Китай: исторический опыт взаимодействия и новые грани сотрудничества : материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25-26 ноября 2008 г. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. — С. 101-109.

12. Острогорский Г. А. История Византийского государства. М., 2011. 895 с.

13. Сорочан С. Б. Византия IV – IX веков. Этюды рынка. Харьков, 2001. 474 с.

14. Сюзюмов М. Я. Византийская книга Эпарха. М., 1962. 295 с.

15. Шафоростов Д. С. Русско-византийская торговля IX – первой трети XIII века (по находкам амфор) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008. Вып. 1. С. 3-7.



16. Lopez R.S. Silk Industry in the Byzantine Empire // Speculum.- 1945.- Vol.20. №1.- P. 1-42.



Каталог: media -> work
work -> «путешествие по грузии»
work -> Лгк на Юго-Востоке (лгк гбоу московский Химический Лицей 1303)
work -> Исследование " nfc-технологии в школе "
work -> Фортификационные сооружения времен ВОВ на территории западного округа москвы
work -> «Влияние эндогенных кислот на организм человека»
work -> Исследовательской работы
work -> Исследовательская работа по теме: «Миграционная ситуация в Германии в 2015-2016 году. Альтернативные решения»
work -> Проектная работа «Химические вещества и лекарства в домашней аптечке»
work -> Исследование процессов регенерации тканей животных и человека исследовательская работа Работа подготовлена ученицей 8


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница