Основы осуществления надзорной деятельности структурными подразделениями мчс россии



страница1/4
Дата29.08.2018
Размер0.67 Mb.
#47207
  1   2   3   4

Основы осуществления надзорной деятельности структурными подразделениями МЧС России

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России и его территориальные органы в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет:

надзор за выполнением установленных требований пожарной безопасности – федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН);

надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны – государственный надзор в области гражданской обороны (ГНГО);

надзор за выполнением установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ГНЗЧС);

государственный надзор за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (ГИМС).

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Предметом государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами требований и мероприятий в области гражданской обороны, а также требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исполнение государственной функции по надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении специальных объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

1.2. Изменения в правовой базе осуществления государственного надзора

В 2015-2016 годах внесены изменения в законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие надзорную деятельность в сфере МЧС России. Указанная работа продолжается и в текущем году.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части внедрения правил формирования и ведения единого реестра проверок).

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации», внесены изменения в «Уголовный кодекс Российской Федерации» (изменения в части касающейся применения методики по расчету крупного ущерба).

Также, согласно Федеральному закону от 22 декабря 2014 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (на должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, теперь распространяются положения статьи 19.6.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле).

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (изменения касаются требований, предъявляемых к журналу учета проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля).

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в части определения термина «мероприятия по контролю», а также в части применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Также данный Федеральный закон направлен на введение «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства, а именно на установление запрета в течение трёх лет на проведение органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановых проверок в отношении таких субъектов. Положения данного документа в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) вступают в силу с 1 января 2018 года.

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 77 дополнена частью 2.9 следующего содержания: «Органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.».

Также:

Создана система анализа и замещения отдельных функций видов государственного контроля и надзора МЧС России альтернативными негосударственными механизмами (независимая оценка риска, декларирование, саморегулирование, страхование ответственности) при осуществлении ФГПН;



Приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие применение риск-ориентированного подхода при осуществлении ФГПН;

Проведено распределение объектов контроля (надзора) по категориям риска, классам опасности – ФГНЧС, ГНГО;

В положения о видах государственного контроля (надзора) ФГПН, ФГНЧС, ГНГО будут внесены изменения, предусматривающие использование проверочных листов по классам функциональной опасности;

На сайте МЧС России сформированы и размещены перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по всем видам контроля и надзора МЧС России;

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» функции органов ГПН устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями приказа от 30 ноября 2016 г. №644 Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:

1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;

2) организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;

3) организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;

4) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:

руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

руководителей органов местного самоуправления;

собственников имущества;

лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностных лиц;

граждан;

5) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

6) рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право:

запрашивать и получать после издания распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты на основании мотивированных письменных запросов органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

требовать предоставления необходимых пояснений в письменной форме от юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае, если в ходе проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа ГПН документах и (или) полученным в ходе осуществления мероприятия по контролю;

беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;

проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;

использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

привлекать к проведению проверок представителей общественных организаций;

выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия);

выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.

1.3.1. Государственный надзор в области гражданской обороны

Функции органов государственного надзора в области гражданской обороны устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким нормативным актом является постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

Функции, осуществляемые органами ГНГО, определяются полномочиями их должностных лиц в сфере надзорной деятельности. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном КоАП РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, обязаны:

исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;

осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;

соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;

выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;

осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных (подконтрольных) объектах;

выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности по государственному надзору в области гражданской обороны.

1.3.2. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Функции органов государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким нормативным актом является Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Функции, осуществляемые органами ГНЗЧС, определяются полномочиями их должностных лиц в сфере надзорной деятельности. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

принимать участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

направлять органам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, предложения о приостановлении действия лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:

использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

не препятствовать представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами проведения мероприятий по надзору;

выполнять требования законодательства Российской Федерации, требования нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами и органами исполнительной власти Российской Федерации;

анализировать организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах;

выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской Федерации.


Какой поведение является правомернымСоблюдение действующих, новых и Руководство как делать можно, т.е. како

1.3. Изменения требований и нововведения в НПА по требованиям пожарной безопасности

Постановлением правительства от 18 августа 2016 г. № 807 с 1 марта 2017 года внесены следующие изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"

п. 72 (3) дополнить следующим содержанием:

"В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером."."




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница