Содержание ООП МАДОУ № 107
|
Паспорт программы ………………………………………………..…………………………………………………………..
|
3
|
I.
|
Целевой раздел программы……………………………………………………………………………………………
|
4
|
1.1.
|
Пояснительная записка…………………………………………………………….............................................................
|
4
|
1.1.1.
|
Цели и задачи реализации образовательной программы………………………………………………….
|
5
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы ………………………………………………………..
|
7
|
1.1.3.
|
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……………………………..
|
9
|
1.1.3.1.
|
Географическое месторасположение ……………………………………………………………………………….
|
10
|
1.1.3.2.
|
Характеристика социокультурной среды ………………………………………………………………………….
|
10
|
1.1.3.3.
|
Характеристики контингента воспитанников ДОУ…………………………………………………………….
|
11
|
1.1.3.4.
|
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста …………..
|
11
|
1.1.4.
|
Приоритетное направление деятельности МАДОУ № 107 ………………………………………………..
|
19
|
1.1.5.
|
Инновационная деятельность МАДОУ № 107……………………………………………………………………
|
20
|
1.2.
|
Планируемые результаты освоения Программы ………………………………..……………………………..
|
20
|
1.2.1.
|
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте …………………………….
|
20
|
1.2.2.
|
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ……………………………..
|
21
|
1.2.3.
|
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для детей с ОВЗ …
|
22
|
1.2.4.
|
Планируемые результаты освоения Программы (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)…………………………………………………………………...
|
23
|
1.3.
|
Оценивание качества образовательной деятельности по программе………………………………..
|
25
|
II.
|
Содержательный раздел…………………………………………………………….
|
34
|
2.1.
|
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
|
34
|
2.2.
|
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы…….
|
48
|
2.3.
|
Образовательная деятельность по коррекции нарушений развития детей ………
|
53
|
2.4.
|
Содержание инновационной деятельности в МАДОУ
|
57
|
2.5.
|
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………………………
|
58
|
2.6.
|
Способы направления поддержки детской инициативы…………………………....
|
59
|
2.7.
|
Преемственность МАДОУ № 107 и МБОУ СОШ с УИОП № 80 ………………
|
61
|
2.8.
|
Взаимодействие с МАДОУ № 107 с социумом ………………………………….
|
64
|
2.9.
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………………....
|
67
|
2.10.
|
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи
|
70
|
III.
|
Организационный раздел…………………………………………………………...
|
77
|
3.1
|
Условия реализации Программы ……………………………………………………
|
77
|
3.1.1.
|
Психолого-педагогические условия …………………………………………………..
|
77
|
3.1.2.
|
Кадровые условия …………………………………………………………………….
|
78
|
3.1.3.
|
Материально-технические условия обеспечения Программы …………………….
|
79
|
3.1.4.
|
Финансовые условия …………………………………………………………………
|
79
|
3.1.5.
|
Развивающая предметно-пространственная среда ………………………………..
|
80
|
3.2.
|
Организация образовательной деятельности ……………………………………….
|
83
|
3.2.1.
|
Система физкультурно-оздоровительной работы ……………………………………
|
83
|
3.2.2.
|
Режим дня ……………………………………………………………………………….
|
88
|
3.2.3.
|
Образовательная деятельность ……………………………………………………….
|
93
|
3.2.4.
|
Модель организации воспитательно-образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых НОД с повседневной жизнью детей
|
95
|
3.2.5.
|
Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей ………………………….
|
99
|
3.2.6.
|
Культурно-досуговая деятельность. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ………………………………………..
|
102
|
3.3.
|
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
|
104
|
|
Аннотация к образовательной программе…………………………………………
|
109
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основные показатели
|
Полная информация
|
Полное наименование образовательного учреждения (сокращенное)
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 107» (МАДОУ № 107)
|
Дата открытия
|
|
Лицензия на осуществления образовательной деятельности
|
№ 1720 от 24.12.2014
Серия 27Л01 № 0000814
|
Перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов не являющимися основными), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с Уставом
|
Основной вид деятельности – дошкольное образование
|
Юридический адрес
|
680031, г. Хабаровск, пер. Дежнева 2А
|
Телефон (факс)
Телефон заведующего
|
(4212) 27-59-04
27 - 59 - 04
|
Адрес электронной почты
|
may107@mail.ru
|
Официальный сайт ДОУ
|
http://107.detsad.27.ru
|
Учредитель
|
Управление образования администрации города Хабаровска
|
Ф.И.О. руководителя учреждения
|
Олеся Петровна Чепрасова
|
Режим работы
|
с 7.00 – 19.00
выходные: суббота, воскресенье
приемный день: среда с 14.00 – 18.00
|
Количество групп
|
6, из них:
1 группа раннего возраста
4 группы дошкольного возраста
1 логопедическая группа
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 107» - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне учреждения.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание образовательной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН);
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
5. Уставом МАДОУ № 107, утвержден начальником управления образования администрации г. Хабаровска О.Я. Тен от 16.07.2014 г.
Содержание образовательной деятельности выстроено с учетом:
-
Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», разработанной авторами Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
-
Коррекционной программой «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа обеспечивает построение целостной образовательной деятельности, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – во взаимосвязи и интеграции, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
Образовательная программа реализовывается: в непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности с учетом приоритетных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде, вида дошкольного учреждения. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образования детей дошкольного возраста.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском.
В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольное учреждение целенаправленно осуществляет работу по интеллектуально-познавательному развитию детей. Содержание работы по приоритетному направлению осуществляется за счет парциальных программ.
Используемые в Учреждении парциальные программы и технологии по познавательному развитию детей:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2015 г.;
- «Я-ТЫ-МЫ». Программа социально-эмоционального развития дошкольников, О.Л. Князевой и др.
- «Маленькие дальневосточники», Л.А. Кондратьева, Хабаровск.
- «Я – Человек», С.А. Козлова;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.С. Стёркина;
- «Музыкальные шедевры», О.П. Радынова
- игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича;
В рамках приоритетного направления реализуем дополнительное образование (кружки):
- «Театральная гостиная»;
- «Волшебная кисточка»;
- «Умелый карандаш».
-
Цели и задачи реализации образовательной программы
Цель реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования: обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач в соответствии с ФГОС ДО:
-
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
-
обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
-
создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;
-
обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-
формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачами развития и воспитания детей программы «Детство» являются:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
- включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Наряду с указанными целями, в группе компенсирующей направленности целью реализации Программы является - своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи, коррекция и компенсация имеющихся отклонений, профилактика вторичных нарушений и социальная адаптация.
Задачи коррекционно-развивающей деятельности МАДОУ в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР):
-
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
-
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
-
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.
-
Формирование грамматического строя речи.
-
Развитие связной речи старших дошкольников.
-
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
-
Подготовка к обучению грамоте.
-
Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательная программа базируется на следующих принципах:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Образовательная программа базируется на научных основах и базовых идеях Программы «Детство»:
Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Базовые идеи Программы:
-
идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;
-
идея о феноменологии современного дошкольного детства;
-
идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса;
-
идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений - инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |