Основная образовательная программа основного общего образования содержание программы Паспорт программы Целевой раздел



страница1/28
Дата09.08.2019
Размер6.22 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

города Магнитогорска

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете приказом директора

31.08.2015г. МОУ «Гимназия №18»

города Магнитогорска

от 01.09.2015г. № 187

УТВЕРЖДАЮ

Директор______Е.В.Дегтярева



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание программы
Паспорт программы

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Общие положения

1.1.2. Принципы, цели и задачи реализации ООП ООО

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных

программ

1.2.3.1.. Формирование универсальных учебных действий

1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

1.2.3.5. Русский язык. Риторика.

1.2.3.6. Литература.

1.2.3.7. Иностранный язык. Второй иностранный язык

1.2.3.8. История России. Всеобщая история

1.2.3.9. Обществознание

1.2.3.10. География

1.2.3.11. Математика.

1.2.3.12. Информатика

1.2.3.13. Физика

1.2.3.14. Биология

1.2.3.15. Химия

1.2.3.16. Изобразительное искусство

1.2.3.17. Музыка

1.2.3.18. Технология

1.2.3.19. Физическая культура

1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.3.1. Общие положения

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и

портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к

среднему общему образованию

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

2. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

2.2.1. Общие положения

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего

образования:

Русский язык. Риторика

Литература

Иностранный язык.

Второй иностранный язык

История России. Всеобщая история

Обществознание

География

Математика

Информатика

Физика

Биология


Химия

Изобразительное искусство

Музыка

Технология



Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся

2.4. Программа коррекционной работы



3. Организационный раздел

3.1.Учебный план основного общего образования

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

3.2.1.Описание кадровых условий реализации основной образовательной

программы

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной

образовательной программы

3.2.3.Финанасовое обеспечение реализации основной образовательной

Программы

3.2.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной

Программы

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной

Программы

3.2.6. Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой

системы реализации основной образовательной программы

ПАСПОРТ

Образовательной программы основного общего образования

МОУ «Гимназия№18» города Магнитогорска


Наименование ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18» города Магнитогорска

Наименование программы

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 18» города Магнитогорска

Основания для разработки программы

Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Конвенция «О правах ребенка»; Декларация прав ребенка; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Устав МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска; Нормативные документы по внедрению ФГОС

Сроки реализации

5 лет (5-9 классы)

Этапы реализации

5 класс - 2015-2016 учебный год

5,6 классы - 2016-2017 учебный год

5,6,7 классы - 2017-2018 учебный год

5,6,7,8 классы - 2018-2019 учебный год

5,6,7,8,9 классы - 2019-2020 учебный год


ФИО руководителя

Дегтярева Елена Валентиновна

Составители программы

Рабочая группа в составе, утвержденном приказом директора № 22 от 24.02.2014 года

Почтовый адрес

455038, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Галиуллина, 20

Телефон

(3519) 345624

Электронная почта

sch18@bk.ru

Сайт в Интернете

http://gimnazia18.school-sites.ru/

Ожидаемые результаты

Сформированные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД обучающихся как основа умения учиться. Выпускник гимназии – саморазвивающаяся, самоактуализирующаяся личность, полноценно реализующаяся в различных видах деятельности свой духовный, нравственный, интеллектуально – творческий потенциал, компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России.

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №18» города Магнитогорска Челябинской области (далее: Гимназия) - программный документ, определяющий приоритетные цели образования, принципы организации отбора содержания образовательного процесса на ступени основного общего образования данного образовательного учреждения. Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа разработана на основе нормативных документов:



  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования (РФ, 2011)

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (РФ) (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (РФ, 2009)

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 2821-10)

  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.1251-03)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Для реализации основной образовательной программы основного общего образования определяется срок – 5 лет. Основная образовательная программа реализуется в рамках шестидневной учебной недели в соответствии с учебным планом и внеурочными видами деятельности МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска.

В МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска имеются следующие условия: в гимназии работает высококвалифицированный преподавательский состав (70% педагогического коллектива - педагоги высшей квалификационной категории, 100% педагогов постоянно проходят курсовую подготовку на площадках разных городов России: Магнитогорск, Челябинск, Санкт-Петербург, Москва), обеспечивающий качественную подготовку по всем предметам. В гимназии ведется преподавание по программе углубленного изучения русского языка (5-9 классы), а также изучение второго иностранного (французского) языка (со 2 класса).

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе гимназии, Положении о Попечительском совете и так далее). Настоящая ООП ООО МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска разработана самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, и принята на заседании педагогического совета ОУ (Протокол № от 08. 2015г.).

ООП ООО МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска направлена на удовлетворение потребностей:



  • обучающихся - в программах обучения, духовно-нравственного развития и воспитания, стимулирующих развитие познавательных, творческих и научно-исследовательских возможностей личности;

  • родителей обучающихся (законных представителей) - в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений;

  • общества и государства в сохранении и развитии традиций города, края, страны.

ООП ООО МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС ООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:



  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» города Магнитогорска в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования конкретизируются и закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение №), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1.1.2. Принципы, цели и задачи реализации ООП ООО
Принципы реализации ООП ООО МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска основаны на принципах государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ «Об образовании» и обеспечивают жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска:

Принцип общедоступности образования предполагает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми участниками образовательного процесса, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип гуманизации предполагает гуманистический характер образования в МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принцип преемственности предполагает единство образовательных ступеней школы (начальной, основной и старшей), культурного и образовательного пространства, образовательных программ и курсов.

Принцип целостности обеспечивает целостность ООП ООО.

Принцип соответствия предполагает формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира.

Принцип гражданственности и патриотизма предполагает защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства через введение курсов и дополнительных программ, организацию предметных недель, общешкольных мероприятий, направленных на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принцип креативности предполагает обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития во всех видах учебной и внеурочной деятельности, для формирования человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Принцип вариативности предполагает внесение изменений в содержание основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с изменениями в образовательной среде.

Принцип добровольности предполагает систему выбора образовательных программ, режима занятий, видов деятельности.

Принцип управляемости предполагает отслеживание процесса реализации ООП ООО, достижения планируемых результатов, осуществление мониторингов и диагностик с целью внесения корректив в действия участников образовательного процесса.

Целями реализации ООП ООО являются:

  • формирование общей культуры, духовно – нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами: ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический  университет  им. Г.И. Носова»;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности. В том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей: детская картинная галерея, детская библиотека № 6, Правобережный центр дополнительного образования детей.

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города, района для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  •  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки, и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка (первый этап) - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11- 13 лет, 5- 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, то есть чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

  • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

  • изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница