Основная образовательная программаначального общего и основного общего образования, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) в условиях общеобразовательной школы мбоу



страница1/32
Дата09.08.2019
Размер0.73 Mb.
#128107
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Муслюмовского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом приказом № 127 от “19” октября 2017г.

ГБОУ «Нижнетабынская Директор школы: И.Р.Хабибуллин

школа- интернат для детей с ОВЗ»

протокол №2 от «19» октября 2017г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО, ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ГБОУ«НИЖНЕТАБЫНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Содержание

Общие положения

Целевой раздел



    1. Пояснительная записка

    2. Планируемые результаты

      1. Общие положения.

      2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты

1.2.3.Планируемые результаты освоения учебных программ и междисциплинарных программ

        1. Формирование универсальных учебных действий

        2. Стратегии чтения и работы с текстом

1.2.4. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут навыки

        1. Образовательная область: «Филология»

        2. Образовательная область «Математика»

        3. Образовательная область «Естествознание»

        4. Образовательная область «Искусство»

1.2.4.5.Учебный предмет: «Музыка, пение»

        1. Образовательная область «Трудовая подготовка»

        2. Образовательная область «Физическая культура»

1.2.5. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования выпускники приобретут навыки

1.2.5.1. Образовательная область: «Филология»



1.2.5.2.Образовательная область «Математика»

        1. Образовательная область «Коррекционна подготовка»

        2. Образовательная область «Обществознание»

        3. Образовательная область «Естествознание»

        4. Учебный предмет: «Человек и его среда (ОБЖ)»

        5. Образовательная область «Искусство»

        6. Образовательная область «Профильный труд»

        7. Образовательная область «Физическая культура»

    1. Система оценки достижения планируемых результатов, освоения адаптированной образовательной программы

      1. Общие положения

      2. Особенности оценки личностных результатов

      3. Особенности оценки метапредметных результатов

      4. Особенности оценки предметных результатов

      5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений

1.3.6.. Итоговая оценка выпускника

  1. Содержательный раздел

    1. Программа развития универсальных учебных действий

    2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

      1. Общее положение

2.2.2.Основное содержание учебных предметов

        1. На ступени начального общего образования

        2. На ступени основного общего образования

    1. Программа воспитания и социализации обучающихся

      1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

      2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

      3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

      4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

      5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

      6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся

      1. Организация работы по формированию экологически целесообразного и безопасного образа жизни

      2. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

      3. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

      4. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

      5. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

    1. Программа коррекционной работы

      1. Общие положения

      2. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися

      3. Основные направления и содержание коррекционной работы

      4. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с нарушениями интеллекта

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Примерный учебный план специального коррекционного образования VIII вида

    2. Система условий реализации образовательной программы

      1. Описание кадровых условий реализации образовательной программы

      2. Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы

      3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы

      4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

      5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования

4.Основные термины, используемые в программе

5.ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Общие положения

Целевой раздел

Адаптированная образовательная программа начального общегоосновного общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями:  Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";  Конвенция о правах ребенка.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010);

- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СанПиН 4076-86;

- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

- Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

- О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства

образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05);

- О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

- Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;

- Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой;

- Действующего Устава образовательного учреждения.

Образовательная программа разработана школой самостоятельно, как образовательным учреждением, имеющим лицензию на ведение образовательной программы для обучающихся коррекционных классов VIII вида.

Данная образовательная программа (для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) формировалась исходя из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в статье 9 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» «с учётом запросов обучающихся и их родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 32) .

При разработке адаптированной образовательной программы (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте начального общего и основного общего образования и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой.

В Программе учтены специфика образовательного процесса, потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.

Программа является локальным нормативным документом, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.



Программа определяет:

- преемственность по отношению к адаптированной образовательной

программе начального общего основного образования;

- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в коррекционных классах, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;

- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;

- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.

Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса школы, классов, способы определения достижения целей и результатов и включает: - пояснительную записку, - планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы, - систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.

Содержательный раздел формулирует содержание начального общего и основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит: - программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умствен- ном развитии на ступени общего образования, - программы отдельных учебных предметов, - программу воспитания и социализации обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования, включающую духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; - программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:

 учебный план ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ», как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы; - систему условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Базовых Программ специального образования школ VIII вида.

ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ», реализующаяадаптированную образовательную программу начального общего и основного общего образования обеспечивает ознакомление:

- с программой обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса,

- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной Программы, установленные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения;

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе, в классе.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми адаптированной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной Программы.

Переработка адаптированной образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативноправовых документов по специальному образованию, СФГОС, в случае изменения наименования и Устава школы.



1.1. Пояснительная записка

Цели реализации адаптированной образовательной программы:

- обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные

потребности на образование,

- получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида;

- обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;



- обеспечение получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;

- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;

- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;

- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;

- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;

- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

- участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;

- организация обучения умственно отсталых детей на дому и в специальных классах с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся,

- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, предполагающий:

- формирование соответствующей целям начального общего и основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в общеобразовательной школе в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы) в соответствии с их психофизическими возможностями;

- ориентацию на достижение целей и результата образования;

- коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для интеграции в общество;

- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии умственно отсталых детей, имеющих различную структуру дефекта и находящихся на обучении на дому;

- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;

- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.

Образовательная программа сформирована с учётом:

- контингента обучающихся коррекционных классов VIII вида,

представляющего в разные учебные годы весьма разнородную группу детей;

- психолого-педагогических особенностей развития умственно отсталых детей младшего и среднего школьного возраста (7-17 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;

- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на ступени основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям детей, привитию навыков по различным профилям труда;

- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;

- совпадения перехода обучающихся в основную школу с предкритической фазой развития ребенка, характеризующейся началом перехода от детства к взрослости, активной физиологической и биологической перестройкой всего организма ребенка в этот период.

- значительно сниженной познавательной активностью, узости круга интересов, гораздо меньших возможностей, чем у нормально развивающиеся сверстники, недостатков в эмоционально-волевой сфере.

Исходя из учета особенностей, возраста и характеристика учащихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения.

Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах общеобразовательного учреждения. Все программы, используемые в учебновоспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.

Образовательная программа 1-2 и 3-9 классов для детей с нарушениями интеллектуального развития определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. Она учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.

1.2.1. Общие положения.

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу Программы. Учащиеся коррекционных классов -дети с нарушением интеллекта. Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.

В младших классах(коррекционных) школы дети научатся

- основам учебной деятельности, элементарному усвоению образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других - в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;

- реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

В старших классах учащиеся получат знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, а также навыки по различным профилям труда. Им прививаются навыки самостоятельной работы в ходе трудового обучения в учебных мастерских образовательного учреждения. В школе организовано обучение швейному и столярному делу





      1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.

Основной задачей основного образования детей с нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции. В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция, дети смогут научиться жить в социуме. Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. В процессе освоения адаптированной образовательной программы, получат дальнейшее развитие элементарные личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия воспитанников, составляющие психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. В сфере развития личностных учебных действий будет продолжена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество. В сфере развития коммуникативных учебных действий приоритетное внимание будет уделяться дальнейшему совершенствованию технику чтения, приобретению навыков устойчивого чтения, дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование у старших школьников учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений, навыков в профильном труде, включение выпускников в реальную жизнь.





      1. Каталог: upload -> storage
        storage -> Горшкова Наталия Анатольевна тренер
        storage -> Ротавирусная инфекция
        storage -> По инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей
        storage -> Положение разработано в соответствии с
        storage -> Бронхиальная астма
        storage -> Программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана на основе нормативных документов
        storage -> Вопросы для диф
        storage -> К рабочей программе по химии (профильный уровень) 10-11 класс
        storage -> Министерство внутренних дел по республике татарстан республикасы


        Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница