Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Муслюмовского муниципального района
Республики Татарстан
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом № 127 от “19” октября 2017г.
ГБОУ «Нижнетабынская Директор школы: И.Р.Хабибуллин
школа- интернат для детей с ОВЗ»
протокол №2 от «19» октября 2017г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО, ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ГБОУ«НИЖНЕТАБЫНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Содержание
Общие положения
Целевой раздел
-
Пояснительная записка
-
Планируемые результаты
-
Общие положения.
-
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
1.2.3.Планируемые результаты освоения учебных программ и междисциплинарных программ
-
Формирование универсальных учебных действий
-
Стратегии чтения и работы с текстом
1.2.4. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут навыки
-
Образовательная область: «Филология»
-
Образовательная область «Математика»
-
Образовательная область «Естествознание»
-
Образовательная область «Искусство»
1.2.4.5.Учебный предмет: «Музыка, пение»
-
Образовательная область «Трудовая подготовка»
-
Образовательная область «Физическая культура»
1.2.5. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования выпускники приобретут навыки
1.2.5.1. Образовательная область: «Филология»
1.2.5.2.Образовательная область «Математика»
-
Образовательная область «Коррекционна подготовка»
-
Образовательная область «Обществознание»
-
Образовательная область «Естествознание»
-
Учебный предмет: «Человек и его среда (ОБЖ)»
-
Образовательная область «Искусство»
-
Образовательная область «Профильный труд»
-
Образовательная область «Физическая культура»
-
Система оценки достижения планируемых результатов, освоения адаптированной образовательной программы
-
Общие положения
-
Особенности оценки личностных результатов
-
Особенности оценки метапредметных результатов
-
Особенности оценки предметных результатов
-
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
1.3.6.. Итоговая оценка выпускника
-
Содержательный раздел
-
Программа развития универсальных учебных действий
-
Программы отдельных учебных предметов, курсов
-
Общее положение
2.2.2.Основное содержание учебных предметов
-
На ступени начального общего образования
-
На ступени основного общего образования
-
Программа воспитания и социализации обучающихся
-
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
-
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
-
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
-
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
-
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
-
Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
-
Организация работы по формированию экологически целесообразного и безопасного образа жизни
-
Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
-
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
-
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
-
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
-
Программа коррекционной работы
-
Общие положения
-
Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися
-
Основные направления и содержание коррекционной работы
-
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с нарушениями интеллекта
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
-
Примерный учебный план специального коррекционного образования VIII вида
-
Система условий реализации образовательной программы
-
Описание кадровых условий реализации образовательной программы
-
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы
-
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
-
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
-
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования
4.Основные термины, используемые в программе
5.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Общие положения
Целевой раздел
Адаптированная образовательная программа начального общегоосновного общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"; Конвенция о правах ребенка.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010);
- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СанПиН 4076-86;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
- О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства
образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05);
- О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
- Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой;
- Действующего Устава образовательного учреждения.
Образовательная программа разработана школой самостоятельно, как образовательным учреждением, имеющим лицензию на ведение образовательной программы для обучающихся коррекционных классов VIII вида.
Данная образовательная программа (для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) формировалась исходя из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в статье 9 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» «с учётом запросов обучающихся и их родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 32) .
При разработке адаптированной образовательной программы (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте начального общего и основного общего образования и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой.
В Программе учтены специфика образовательного процесса, потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.
Программа является локальным нормативным документом, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.
Программа определяет:
- преемственность по отношению к адаптированной образовательной
программе начального общего основного образования;
- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в коррекционных классах, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;
- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;
- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса школы, классов, способы определения достижения целей и результатов и включает: - пояснительную записку, - планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы, - систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.
Содержательный раздел формулирует содержание начального общего и основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит: - программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умствен- ном развитии на ступени общего образования, - программы отдельных учебных предметов, - программу воспитания и социализации обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования, включающую духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; - программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:
учебный план ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ», как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы; - систему условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Базовых Программ специального образования школ VIII вида.
ГБОУ «Нижнетабынская школа-интернат для детей с ОВЗ», реализующаяадаптированную образовательную программу начального общего и основного общего образования обеспечивает ознакомление:
- с программой обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса,
- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной Программы, установленные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе, в классе.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми адаптированной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной Программы.
Переработка адаптированной образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативноправовых документов по специальному образованию, СФГОС, в случае изменения наименования и Устава школы.
1.1. Пояснительная записка
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
- обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные
потребности на образование,
- получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида;
- обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
- обеспечение получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
- организация обучения умственно отсталых детей на дому и в специальных классах с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся,
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям начального общего и основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в общеобразовательной школе в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы) в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования;
- коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для интеграции в общество;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии умственно отсталых детей, имеющих различную структуру дефекта и находящихся на обучении на дому;
- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
Образовательная программа сформирована с учётом:
- контингента обучающихся коррекционных классов VIII вида,
представляющего в разные учебные годы весьма разнородную группу детей;
- психолого-педагогических особенностей развития умственно отсталых детей младшего и среднего школьного возраста (7-17 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;
- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на ступени основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям детей, привитию навыков по различным профилям труда;
- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;
- совпадения перехода обучающихся в основную школу с предкритической фазой развития ребенка, характеризующейся началом перехода от детства к взрослости, активной физиологической и биологической перестройкой всего организма ребенка в этот период.
- значительно сниженной познавательной активностью, узости круга интересов, гораздо меньших возможностей, чем у нормально развивающиеся сверстники, недостатков в эмоционально-волевой сфере.
Исходя из учета особенностей, возраста и характеристика учащихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения.
Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах общеобразовательного учреждения. Все программы, используемые в учебновоспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.
Образовательная программа 1-2 и 3-9 классов для детей с нарушениями интеллектуального развития определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. Она учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
1.2.1. Общие положения.
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу Программы. Учащиеся коррекционных классов -дети с нарушением интеллекта. Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.
В младших классах(коррекционных) школы дети научатся
- основам учебной деятельности, элементарному усвоению образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других - в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;
- реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.
В старших классах учащиеся получат знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, а также навыки по различным профилям труда. Им прививаются навыки самостоятельной работы в ходе трудового обучения в учебных мастерских образовательного учреждения. В школе организовано обучение швейному и столярному делу
-
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.
Основной задачей основного образования детей с нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции. В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция, дети смогут научиться жить в социуме. Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. В процессе освоения адаптированной образовательной программы, получат дальнейшее развитие элементарные личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия воспитанников, составляющие психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. В сфере развития личностных учебных действий будет продолжена работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество. В сфере развития коммуникативных учебных действий приоритетное внимание будет уделяться дальнейшему совершенствованию технику чтения, приобретению навыков устойчивого чтения, дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование у старших школьников учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений, навыков в профильном труде, включение выпускников в реальную жизнь.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |