Основные направления социальной политики республики абхазия



Скачать 92.05 Kb.
Дата01.12.2017
Размер92.05 Kb.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Мирцхулава Иллона Валериевна

ст. преподаватель кафедры национальной экономики

Абхазский государственный университет

Республика Абхазия, г. Сухум
Социальная сфера является важнейшей частью политики государства, направленной на обеспечение благополучия его граждан и развития общества в целом.

В современном мире социальная сфера чрезвычайно расширилась с точки зрения доли государственных расходов, а также объема и качества социальных услуг. Наряду с их традиционными видами (образованием, здравоохранением, ЖКХ и др.) не менее значимыми компонентами социальной сферы являются: рынок труда, пенсионная система, социальная защита населения [1].

Образование является важной составляющей социальной сферы. В 2014г. в отрасли было занято 7832 человек со среднемесячной заработной платой 9273,7 руб., что составляет 37% от числа занятых в социальной сфере.

Образование в Абхазии представлено следующими секторами: дошкольным образованием, общим, средним профессиональным и высшим профессиональным образованием. Число дошкольных учреждений за последние пять лет увеличилось на 33%, а количество детей в них – в 1,6 раза. В среднем в 2014 г. на одно дошкольное учреждение приходится 113,2 детей.

С 2010 г. в рамках Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию со стороны РФ идет активное восстановление дошкольных образовательных учреждений, но остается проблема их нехватки.

Число образовательных школ в 2014 г. составило 167 единиц. Число учащихся за последние пять лет снизилось на 3% и составило 25949 человек, число преподавателей увеличилось на 2% и составило 3762 чел. Сегмент негосударственного общего образования в РА представлены 2 частными школами. В Абхазии два высших учебных заведения, общее количество студентов за 5 лет снизилось на 2% и составило 3428 чел. и число преподавателей – на 2% (547 чел). Недостаточным является охват населения высшим образованием. В 2013/2014 учебном году на 10 тыс. человек в РА приходилось около 135 студентов. К примеру, в Республике Беларусь – 453 чел.; России – 424 чел.; на Украине – 401 чел.; в странах Европы – 382 чел. На одного преподавателя вуза в РА приходится 6,3 студентов.

Расходы на образование в 2014 г. по сравнению с 2010 г выросли более чем в 3 раза и составили в 14% от общих расходов госбюджета страны или 4,0% от ВВП (на уровне таких стран, как Армения и Азербайджан). Удельный вес данных расходов в ВВП, например, в РФ составляет 4,1%; США – 5,5%; Молдова и Узбекистан – 8,3%; Исландия – 7,7%.

Средняя зарплата в сфере образования в Абхазии составляет около 2 000 долл. в год, тогда как в РФ – 5 100 долл.; США – 34 500 долл.; Великобритании – 30 000 долл.; Испании – 38 500 долл.

В секторе «культура и искусство» занято в 2014 г. 1125 человек со среднемесячной заработной платой – 10348,5 руб. На ее долю приходится 0,6% ВВП; 0,7% ВДС. Число массовых библиотек за исследуемый период увеличилось на 60% и составило 33 ед. [2]. За последние пять лет на 1 единицу увеличилось число клубных учреждений и профессиональных театров. Число детских музыкальных и хореографических школ увеличилось на 1 единицу, число музеев – в 2 раза.



Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение.

Данная отрасль формирует 5,9% ВВП, 6,1% ВДС, в ней занято 17,9% от общей численности занятого населения со среднемесячной заработной платой 7946,8 руб., что на 19% ниже средней заработной платы в экономике республики. При этом отраслевая производительность труда – 200,5 тыс. руб./чел.

По данным 2014 г. в Абхазии число больничных учреждений – 21, общее число больничных коек 1,8 тыс. ед. Число врачей всех специальностей увеличилось на 14% и составило в 2014 г. 709 человек. На 10 000 населения в республике приходится 29,1 врача, тогда как в 2010 г. данный показатель составлял 26,1.

Общая численность среднего медперсонала не увеличилась и составила 63,3. С 2010 г. по 2014 г. государственные расходы на здравоохранение выросли 2,4 раза, достигнув 567,3 млн. руб., что составило 21,3% от ВВП республики (на уровне таких стран, как Азербайджан, Индия, Таджикистан) или 6,6% всех государственных расходов. Государственные расходы на здравоохранение на душу населения выросли за последние пять лет в 2,4 раза с 959,7 руб. до 2329,7 руб.



Жилищно-коммунальное хозяйство. На комплекс ЖКХ приходится 1,1% ВВП, 1,1% ВДС, 7,5% среднегодовой численности занятых с производительностью труда 276,0 тыс. руб./чел. От степени развития комплекса ЖКХ и эффективности его деятельности зависит уровень и качество жизни населения. Расходы государственного бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий с 2010 по 2043 гг. выросли в 2,4 раза. В 2014 г. на эту сферу приходилось 25,7% расходов государственного бюджета, что составляет 7,9% от ВВП РА.

В соответствии с рекомендациями ООН приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. На долю социальных расходов государства в США приходится более 20% ВВП, в западноевропейских странах - порядка 30%.



Рынок труда, являясь неотъемлемой частью социально-экономической жизни общества, выполняет различные функции. Именно на этом рынке определяются величина заработной платы, условия найма работников, занятость и ее структура, динамика безработицы и др.

Государственная политика регулирования рынка труда должна преследовать своей целью создание условий для полной занятости и справедливого распределения доходов. В связи с чем, актуальной задачей становится максимально эффективное использование трудового потенциала страны.

В 2014 г. по сравнению с 2010 г. численность занятых в экономике увеличилась на 6% и составила 40581 чел.

За последние 5 лет численность занятых увеличилась в следующих отраслях экономики: транспорт – на 29%; ЖКХ – на 14%; здравоохранение – на 6%; образование – на 12%; органы управления – 20%. Снижение количества занятых наблюдалось в таких отраслях, как: промышленность – на 28%; связь – на 17%; строительство – на 7%;

На протяжении исследуемого периода наблюдалось изменение структуры занятых по секторам экономики. Из общей численности занятых на госсектор в 2014 г. приходилось 73,5%, что больше на 0,9%, чем в 2010 г. Рост числа занятых в госсекторе динамично продолжался до 2013 г. включительно, а в 2014 г. снизился на 1%. В частном секторе произошло увеличение числа занятых на 218 чел.

Анализ данных Управления государственной статистики показывает, что в 2014 г. уровень занятости населения по отношению к трудоспособному населению составил 28% (в 2010 г. – 26,8%). Низкое значение показателя объясняется тем, что официальной статистикой учитываются только лица, выполняющие работу по найму за вознаграждение и не учитывается самозанятое население страны [4].

Одним из важных элементов политики государства является социальная защита населения. Она включает в себя систему правовых, экономических, социальных гарантий, предоставляемых, как трудоспособным, так и нетрудоспособным гражданам страны. Социальная защита должна быть направлена на удовлетворение насущных потребностей населения страны.

Численность пенсионеров в Абхазии за последние пять лет не изменилась и составила 49,7 тыс. чел. (20% от обшей численности населения республики или 87% от населения старше трудоспособного возраста).



Абхазскую пенсию в 2014 г. получали 48 600 человек (средний размер – 1 014 руб.), 32 тыс. пенсионеров – российскую, что составляет 64% от общего количества пенсионеров. Средний размер российской пенсии в Абхазии – 5 200 руб., в среднем по России – 9 040 руб.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Сегодня приоритетным направлением социально-экономической политики современной Абхазии должна стать модернизация социальной сферы, прежде всего, на основе инновационных подходов и путем разработки и реализации программ и целевых проектов в сфере образования и здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, на рынке труда, преодоления расслоения общества и т.д.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2025 г. основной целью и главной задачей социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны. Поэтому выделяются следующие основные направления развития социальной политики:



В образовании:

  • придание образованию приоритетного значения в жизни современной Абхазии;

  • государственная поддержка института семьи и семейного воспитания;

  • разработка и принятие Государственной программы развития образования;

  • создание единой системы управления образованием;

  • развитие сотрудничества между образовательными ведомствами Абхазии, России и других стран [3].

В здравоохранении:

  • повышение доступности и улучшение качества медицинских услуг;

  • совершенствование управления системой здравоохранения;

  • совершенствование и развитие системы медицинского страхования;

  • обеспечение развития здравоохранения кадрами;

  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья граждан.

В жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг на основе институциональных преобразований;

  • модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

  • обеспечение жильем отдельных категорий граждан;

  • формирование рынка доступного жилья эконом-класса;

В культуре:

  • реконструкция основ культуры базовой личности и социальных отношений;

  • развитие культуры семьи и быта;

  • формирование сельской и городской инфраструктуры, отвечающей экологическим, архитектурным, строительным, санитарно-гигиеническим и др. нормам;

  • усиление эстетического оформления населенных пунктов (памятников культурного наследия, скульптурных произведений, парков, скверов, заповедников, информационных надписей и др.);

  • государственная поддержка развития структурных составляющих культуры (литературы, искусства, науки и др.) и формирования творческой элиты.

В социальной защите:

  • реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми, инвалидов и др.;

  • адаптация системы социальной зашиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержка негосударственных форм социальной помощи;

  • совершенствование организации социальной защиты на основе дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей;

  • широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.) [3].

На рынке труда:

  • рост занятости населения;

  • содействие росту заработной платы работников, в том числе работников бюджетной сферы;

  • развитие многоуровневой системы социального партнерства, как механизма достижения одной из основных задач трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;

  • повышение гибкости рынка труда и снижение доли неформальной занятости;

  • улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

  • развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

  • создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

  • создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Реализация основных направлений социальной политики обеспечит достижение стратегических целей и приоритетов развития страны.
Литература:

  1. Бгажба А.О., Цушба А.С., Шатипа Х.К. Социально-экономические процессы современной Абхазии (2008-2012гг.), Сухум, 2014 С.25

  2. Статистический сборник «Абхазия в цифрах» //Управление государственной статистики РА. – Сухум. 2014.

  3. Стратегия социально-экономического развития РА до 2025 г// Центр стратегических исследований при Президенте РА. – Сухум. 2015.

  4. Мирцхулава И.В. Проблемы занятости населения Абхазии и пути их решения// Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития.- М.: 2013. С. 101



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница