основные понятия и определения в области



Скачать 408.5 Kb.
страница1/6
Дата13.07.2019
Размер408.5 Kb.
#120651
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6




ГОЛУБЕВ А.И.
Учебное пособие по физической культуре
ВОПРОСЫ И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ

ЗАЧЕТУ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

для студентов 1-4-го курсов филиала КГУ

в г. Набережные Челны
Раздел 1 : ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


  1. Дайте определение понятию термина «Физическая культура» в широком смысле слова? – максимальная оценка – 1 балл:

- это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.


  1. На решение каких основных задач направлено использование средств физической культуры? - максимальная оценка – 1 балл:

- средства физической культуры целенаправленно используются для совершенствования телосложения, для гармоничного развития физиологических функций, для сохранения высокого уровня работоспособности организма на долгие годы).


  1. Какими основными показателями оценивается состояние физической культуры в обществе? – максимальная оценка – 2 балла:

- уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в быту, в структуре свободного времени; характер системы физического воспитания; развитие массового спорта и высшие спортивные достижения; физкультурные и спортивные общественные движения; развитие детского спорта и др.


  1. Назовите и дайте краткую характеристику основным функциям физической культуры? – максимальная оценка – 5 баллов:

- к основным функциям физической культуры можно отнести:

    • образовательную, выражающуюся в получении человеком новых знаний и овладении новыми двигательными умениями (прыжки, метание, лазание и т.д.) в процессе использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

    • двигательную, выражающуюся в удовлетворение естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечение на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности и здоровья;

    • прикладную - имеющую непосредственное отношение к повышению специальной подготовки человека к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной и военно-прикладной физической культуры;

    • рекреативную и оздоровительно-реабилитационную, связанные с использованием средств физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма;

    • воспитательную, связанную с воспитанием морально-волевых качеств человека (целеустремленности, воли, настойчивости и др.);

    • коммуникативную, проявляющаяся в расширении круга общения.


5. Что понимается под термином «Физическое воспитание»? - максимальная оценка – 1 балл:

- это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
6. На развитие каких основных задач направлены педагогические воздействия и самостоятельные усилия занимающихся в процессе физического воспитания? – максимальная оценка – 3 балла:

- направлены на:

  • развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

  • обучение двигательным действиям (технике движений в различных видах спорта – фехтовании, стрельбе, спортивных играх, борьбе и т.д.);

  • формирование специальных знаний в данной области (связанных с физиологией и психологией человека, методикой проведения занятий, техникой безопасности на них и др.);

  • воспитание морально-волевых и нравственных черт личности (решительности, целеустремленности, настойчивости, отзывчивости и др.).


7. Что понимается под термином «Личная физическая культура»? – максимальная оценка – 2 балла:

- это совокупность знаний, мотивов и потребностей, определяющих уровень здоровья, физического развития, развития двигательных качеств и навыков, а также умение осуществлять собственно двигательную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
8. Что понимается под термином «Физическое развитие»? - максимальная оценка – 1 балл:

- это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма на протяжении всей жизни человека, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
9. Что понимается под термином «Физическое совершенство»? - максимальная оценка – 1 балл:

- это состояние организма, выражающее высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
10. Какие показатели относятся к понятию «Физическое совершенство»? - максимальная оценка – 2 балла:

- к показателям физического совершенства относятся:

  • высокий уровень здоровья;

  • физическая подготовленность (высокий уровень развития двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также функциональных возможностей основных кислородтранспортных систем организма - сердечно-сосудистой и дыхательной);

  • творческое долголетие.


11. Чем отличаются друг от друга понятия «Физическое совершенство» и понятие «Физическое совершенствование»? максимальная оценка – 2 балла:

- в первом случае - это состояние организма, выражающее высокую степень развития индивидуальных физических способностей, во втором случае – это процесс физического образования и воспитания с более высокими требованиями к результатам, чем например просто физическая подготовка.
12. Дайте определение термину «Спорт»? - максимальная оценка – 1 балл:

- это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы ей присущие.
13. Что является основной характерной особенностью спорта, отличающей его от физической культуры? – максимальная оценка – 1 балл:

- это соревновательная деятельность и ее специфическая форма - соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности.
14. Назовите и дайте краткую характеристику основным социальным функциям спорта? – максимальная оценка – 5 баллов:

- к ним относится:

  • образовательная, прикладная, оздоровительно-реабилита-ционная, рекреативная, воспитательная (т.е. функции, которые присущи и физической культуре);

  • соревновательно-эталонная: фиксируемые в спорте рекорды приобретают широкое общественное признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей;

  • эвристически-достиженческая функция отражает поисковую деятельность в спорте, сопряженную с познанием человека своих возможностей и изысканием эффективных способов их увеличения (совершенствование системы подготовки, поиск новых средств и методов тренировки, сложных элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы);

  • функция личностно-направленного воспитания основывается на возможности выбора каждой личностью вида спорта с учетом собственных индивидуальных наклонностей и способностей;

  • эмоционально-зрелищная раскрывается в том, что популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей;

  • функция социализации личности: занятие спортом вовлекает людей в общественную жизнь, формирует опыт социальных отношений;

  • коммуникативная: спорт сегодня является фактором развертывания международных связей, культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле).



15. На какие основные группы подразделяются все виды спорта в зависимости от предмета состязания, способа действий, характера двигательной активности, способов ведения спортивной борьбы и правил соревнований? – максимальная оценка – 5 баллов:

- все они могут быть классифицированы на шесть групп:

  • 1 группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена с предельным проявлением физических и психических качеств (лыжные гонки, плавание, легкая атлетика, конькобежный спорт, гимнастика, спортивные игры, велоспорт и др.).

  • 2 группа - виды спорта, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат тут во многом обусловлен не только личными качествами спортсмена, но и умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.

  • 3 группа - виды спорта, двигательная активность в которых лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс).

  • 4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели).

  • 5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж).

  • 6 группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (биатлон, спортивное ориентирование, охота на лис, служебные многоборья).

Виды спорта можно делить также на зимние и летние, личные и командные, циклические и ациклические (в зависимости от того присутствует ли в движении постоянно повторяющийся цикл, как например в беге), бывают только женские виды спорта (синхронное плавание, художественная гимнастика.
Раздел 2. Организационные и методические основы

физического воспитания студентов в вузе
1. Какое место занимает предмет «Физическая культура» в вузе? – максимальная оценка – 1 балл:

- физическая культура является обязательной учебной дисциплиной гуманитарного компонента образования и важной составной частью профессиональной подготовки студентов.
2. Какими документами определяется содержание программы курса физического воспитания в вузе? – максимальная оценка – 1 балл:

- определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов, утвержденной Министерством образования РФ.
3.Какое количество обязательных учебных часов отводится на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения в вузе? – максимальная оценка – 1 балл:

- в учебных планах факультетов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение обязательных учеб­ных часов (в количестве 408) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов.
4.Какова цель физического воспитания студентов? – максимальная оценка – 1 балл:

- целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
5.Назовите и дайте краткую характеристику задачам решаемых на занятиях в процессе физического воспитания студентов? – максимальная оценка – 5 баллов:

- решаются следующие задачи:

  • Оздоровительные задачи предусматривают:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- совершенствование телосложения;

- достижение и сохранение высокой работоспособности студентов в процессе обучения;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физи­ческой подготовленности, определяющей психофизическую го­товность студента к будущей профессии.

  • Образовательные задачи. Их решение обеспечивает:

- понимание роли физической культуры в развитии и подготовке личности к профессиональной деятельности;

- приобретение специальных знаний в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни, в том числе их научно-практических основ;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребнос­ти в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, обеспе­чивающих сохранение и укрепление здоровья, совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

  • Воспитательные задачи направлены на формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.




  1. Назовите основные принципы (закономерности) на которых основывается отечественная система физического воспитания? – максимальная оценка – 5 баллов:

- основными принципами являются:

  • принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности предполагает комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания;

  • принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой (т.е. принцип прикладности) обеспечивает освоение в процессе физического воспитания необходимых для жизни прикладных двигательных умений и навыков, а также физических качеств, способствующих реализации трудовой деятельности и защите Отечества;

  • принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления здоровья, совершенствования функциональных возможностей организма.




  1. Перечислите и дайте краткую характеристику основным разделам программы по физической культуре в вузе? – максимальная оценка – 5 баллов:

- содержит следующие разделы:

  • теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре.

  • практический раздел состоит из методико-практического подраздела (обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной деятельности), и собственно учебно-тренировочного (направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности);

  • контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятельности студентов, а также качества самого образовательного процесса).




  1. Дайте краткую характеристику теоретическому разделу программы по физической культуре в вузе? – максимальная оценка – 5 баллов:

- материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем как: «Физиче­ская культура в общекультурной и профессиональной подготов­ке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности», «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании», «Психо­физиологические основы учебного труда и интеллектуальной де­ятельности», «Средства физической культуры в регулировании ра­ботоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических уп­ражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самокон­троль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студен­тов».

Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекционных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения реко­мендуемой литературы).


  1. Дайте краткую характеристику практическому разделу программы по физической культуре в вузе? – максимальная оценка – 5 баллов:

- практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение, а затем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта:

- методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки степени утомления, а также методами применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

- методиками формирования эффективных и экономичных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);

- методиками составления индивидуальных программ занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а также методиками проведения самостоятельных заня­тий;

- методиками проведения учебно-тренировочного занятия;

- методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;

- основами судейства соревнований по избранному виду спорта;

- методами регулирования психоэмоционального состояния, применяемыми при занятиях физической культурой и спортом;

- методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;

- методиками коррегируюшей гимнастики для глаз;

- методиками самомассажа;

- методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;

Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусматривают как обучение занимаю­щихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств. Средствами практического раздела, направленными на обес­печение необходимой двигательной активности студентов, дос­тижение и поддержание оптимального уровня физической и фун­кциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыж­ковые), плавание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др.), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направленности.

10. Дайте краткую характеристику контрольному разделу программы по физической культуре в вузе? – максимальная оценка – 5 баллов:

- материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечи­вают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физичес­кой и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тре­нировочных занятий выступают зачетные требования и практичес­кие нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разра­батываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
11. Перечислите и дайте краткую характеристику обязательным тестам по физической подготовленности определяющим физическую подго­товленность студентов в различные периоды учебного года? – максимальная оценка – 3 балла:

- такими тестами являются: 1) бег на 100 м.,(или челночный бег в зале в зимний период времени) - определяет степень развития скоростных способностей; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены) – определяет развитие силовой выносливости мышц брюшного пресса; 3) подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины) – определяет развитие силовых способностей; 4) бег на 2000 м. (женщины) и 3000 м. (мужчины), или соответственно бег 20мин., и 30 мин., в зале в зимнее время – определяет развитие общей выносливости; 5) прыжок в длину с места – определяет развитие скоростно-силовых качеств; 6) наклон вперед из положения сидя - определяет развитие гибкости.
12. В какое время года как правило проводятся тесты по физической подготовленности? – максимальная оценка – 1 балл:

- могут проводится в начале учебного года как контрольные, харак­теризующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, а также в конце каждого учебного семестра - как определяющие сдвиг за прошедший период времени.
13. Какие виды контроля за ходом овладения учебным материалом осуществляются в процессе занятий по предмету «Физическая культура», дайте им краткую характеристику? – максимальная оценка – 5 баллов:

- в процессе занятий осуществляется предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль за ходом овладения учебным материалом.

Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация).

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.

Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.

Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.

Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттестации студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения годового плана учебной программы (в конце учебного года).
14. С какой целю была введена балльно-рейтинговая система оценки качества учеб­ной ра­бо­ты сту­ден­тов фи­лиа­ла КГУ по дис­ци­п­ли­не «Фи­зи­че­ская куль­ту­ра»? - максимальная оценка – 2 балла:

- глав­ные це­ли вве­де­ния балльно-рей­тин­го­вой сис­те­мы за­клю­ча­ют­ся:

  • по­вы­ше­ние мо­ти­ва­ции сту­ден­тов пу­тем бо­лее вы­со­кой диф­фе­рен­циа­ции оцен­ки их учеб­ной ак­тив­но­сти;

  • по­вы­ше­ние уров­ня ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са;

  • са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­ты сту­ден­тов и сти­му­ли­ро­ва­ния её рит­мич­но­сти.


Каталог: portal -> docs
docs -> Выпускная квалификационная работа
docs -> Выпускная квалификационная работа
docs -> №4: Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории организации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров
docs -> Выпускная квалификационная работа
docs -> В. Р. Ильдиряков защита информации при разработке и эксплуатации корпоративных информационных систем и систем обработки персональных данных практические занятия учебно-методическое пособие

Скачать 408.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница