Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированной направленности доо



страница1/10
Дата27.12.2017
Размер1.29 Mb.
#4919
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОО


Под общей редакцией Н.В. Демченко, Д.В. Шатрова

Пособие для студентов педагогических училищ, ВУЗов, педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций

Пособие разработано в рамках реализации экспериментальной деятельности по теме «Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в учреждении комбинированного вида» сотрудниками ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга.


Авторы:

Бабичева Анна Николаевна – воспитатель;

Гараган Наталья Владимировна – учитель-логопед;

Демченко Наталья Владимировна – методист;

Ефимова Алевтина Николаевна – учитель-логопед;

Леднев Александр Эдуардович – инструктор ФК;

Матькина Наталья Анатольевна – воспитатель;

Мурашева Ольга Владимировна – воспитатель;

Римашевская Л.С. – доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена;

Тимонина Людмила Ильинична – старший воспитатель;

Трофимова Мария Сергеевна – воспитатель;

Харченко Мария Павловна – учитель-логопед;

Шатров Дмитрий Вячеславович – заведующий;

Шевцова Ирина Кахрамановна – учитель-логопед.


Научные руководители:

канд. пед. наук, Римашевская Л.С.

канд. психол. наук, Шатров Д.В.
Особенности организации образовательного процесса в группах комбинированного вида ДОО / под общ. ред. Д.В. Шатрова, Н.В. Демченко. – СПб.: издательство, 2016. – 191 с.


Оглавление


Введение 2

Особенности организации системы коррекционно-речевой деятельности в группах комбинированной направленности. 5

Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи 30

Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе 33

Взаимодействие участников образовательных отношений: формирование толерантных нравственных установок. 37

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированных группах в соответствии с ФГОС ДО 61

Современный подход к физическому воспитанию детей с ОВЗ 76

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ комбинированного вида 81

Особенности сотрудничества дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности в группах комбинированной направленности 86

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе проектной деятельности 103

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности 108

Театрально-игровая деятельность как средство успешного преодоления общего недоразвития речи 112





Введение


Соблюдение права детей с ОВЗ на получение образования в доступной для них форме является приоритетной задачей современной образовательной организации. Статьей 43 Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Родители (законные представители) ребёнка вправе самостоятельно выбирать форму получения образования – в образовательном обучении или в форме семейного воспитания.

В сети государственных дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга организованы различные виды форм дошкольного образования, такие как группы полного и кратковременного пребывания, службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка. При всем разнообразии предлагаемых форм получения дошкольного образования дети с ОВЗ ограничены в их выборе. Связано это прежде всего с тем, что основная образовательная программа дошкольного образования, реализуемая в большинстве образовательных организаций не предусматривает, при построении образовательного процесса, тех или иных особенностей развития детей с ОВЗ. В сети образовательных организаций присутствуют группы компенсирующей направленности, где обучаются исключительно дети с ОВЗ и основная образовательная программа специально адаптирована для таких детей в соответствии с их возможностями. Однако такая форма получения образования не всегда удобна, особенно в микрорайонах, где отсутствуют компенсирующие группы. В таком случае родителям приходится достаточно далеко возить детей, для того, что бы обеспечить им получение качественного образования.

Открытие в образовательных организациях групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей  и детей с ОВЗ, позволяет решить данную проблему. Кроме того, в комбинированных группах осуществляется комплексный, инклюзивный подход, который помогает интегрировать детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников и успешно реализовывать образовательную программу в группах комбинированной направленности.

Организация работы комбинированных групп отличается определенной спецификой, отражающейся в создании вариативной развивающей образовательной среды, особой организацией деятельности, в осуществлении коррекционной работы, а также обучении педагогического персонала. В пособии представлен опыт организации работы в данных группах.

Цель пособия – оказание практической помощи педагогам групп комбинированной направленности в планировании и осуществлении коррекционной работы, построении развивающей предметно-пространственной среды, в определении подходов к физическому воспитанию и взаимодействию с родителями воспитанников.

Данный материал разработан и апробирован в ходе опытно-экспериментальной работы педагогами ГБДОУ № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга.


Особенности организации системы коррекционно-речевой деятельности в группах комбинированной направленности.


Гараган Н.В.

Ефимова А.Н.

Харченко М.П.

Шевцова И.К.
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом. Такие дети по статистическим данным составляют самую многочисленную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, что выдвигает диагностико–коррекционные и профилактические направления работы в список приоритетных задач деятельности ДОУ. В последнее время получает распространение инклюзивное обучение, при котором в ДОУ в группы общеразвивающей направленности интегрируются дети с ОВЗ. На практике инклюзивное обучение реализуется путем создания специальных групп комбинированной направленности, включающих детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Данные группы не получили должного распространения так как одной из ключевых проблем, затрудняющих совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ, является отсутствие общей программы построения инклюзивного образовательного процесса.

На базе ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга были сформированы экспериментальные группы комбинированной направленности: в группы общеразвивающей направленности были интегрированы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): в частности, с логопедическим заключением: «Тяжелое нарушение речи» (ТНР). Значимым аспектом педагогического процесса в указанных группах является коррекционно-речевая деятельность, которая осуществляется логопедом и другими педагогами ДОУ, а также родителями (законными представителями) и ближайшими родственниками детей. В состав комбинированных логопедических групп вошли дошкольники от 3 до 7 лет с логопедическими диагнозами: общее недоразвитие речи I - IV уровней речевого развития, стертые дизартрии, алалии, дислалии.

Главной целью логопедического воздействия в рамках комбинированной группы, включающей детей с ОВЗ (в частности детей с ТНР), является создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию речи детей с ОВЗ с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Основными задачами работы логопеда в комбинированной группе являются:
1. Обследование и выявление детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;

2. Определение приоритетных задач коррекционно-речевой деятельности для каждого ребенка, зачисленного в комбинированную разновозрастную речевую группу в соответствии с психофизическими особенностями детей и структурой речевого дефекта;

3. Активное вовлечение педагогов и родителей в коррекционно-образовательный процесс;

4. Повышение логопедической грамотности микросоциального окружения воспитанников речевой группы (родителей или законных представителей, ближайших родственников, педагогов);

5. Анализ и оценка результатов логопедической помощи детям.
Система организации коррекционно-речевого процесса.

В рамках системы логопедической работы в комбинированной речевой группе можно условно выделить несколько разделов.


I блок.

Диагностический.
Включает три этапа обследования речи детей:

1. Первичное экспресс-обследование воспитанников ДОУ с целью выявления детей, требующих логопедического вмешательства. Направление таких воспитанников на ТПМПК. В рамках комбинированной группы данный вид логопедического обследования осуществляется более эффективно, чем в обычных логопедических группах, в связи с постоянным присутствием логопеда в детском коллективе, что особенно актуально в группах детей младшего и среднего возраста. Логопед комбинированной речевой группы имеет возможность продолжительное время наблюдать за речевым общением детей в естественной среде, дети адекватно реагируют на присутствие логопеда и демонстрируют в полной мере свои речевые навыки. Одним из вариантов экспресс-обследования является форма экспресс-диагностики, предоставленная интернет-сайтом "Мерсибо" (www.mersibo.ru, см. приложение 1).

Дополнительным преимуществом пребывания ребенка с ТНР в группе комбинированной направленности является отсутствие необходимости повторной адаптации ребенка в новом детском и педагогическом коллективе.

2. Углубленное комплексное обследование речи детей, зачисленных в комбинированную логопедическую группу, с целью изучения уровня сформированности всех компонентов речевой системы и планирования коррекционно-речевой деятельности.

3. Промежуточные и итоговое обследования речи участников комбинированной логопедической группы с целью отслеживания динамики и оценки результатов коррекционной работы.
II блок.

Планирование коррекционно-речевой деятельности.
На базе ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга была специально разработана образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. В данную образовательную программу дошкольного образования был включен раздел "Содержание коррекционной работы в ДОУ", который представляет собой отдельную программу для детей с ТНР. На базе данной программы логопедами комбинированных групп были разработаны индивидуальные рабочие программы, определяющие основные цели, задачи, направления коррекционно-речевой деятельности и условия их реализации для групп разных возрастов.

В процессе планирования коррекционно-речевой деятельности возникла необходимость разработки общего тематического планирования, единого для логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности, с целью повышения качества логопедического воздействия с детьми с ТНР. Тематическое планирование создавалось с учетом использования воспитателями метода проектной деятельности: каждому проекту соответствует определенный набор лексических тем (см. приложение2).

Еще одним аспектом планирования деятельности логопеда является построение индивидуального маршрута коррекции речевого развития для каждого ребенка, зачисленного в комбинированную речевую группу. При этом определяется отдаленная цель коррекционного процесса (коррекция или компенсация речевых нарушений) и ближайшие задачи логопедической работы. Материализацией индивидуального образовательного маршрута ребенка с ТНР является специальная индивидуальная карта речевого развития, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку (см. приложение 3)
III блок.

Коррекционный.
Данный блок предполагает практическую реализацию и дальнейшее уточнение (в соответствии с достигаемыми результатами) индивидуальных образовательных маршрутов. Это реализуется путем проведения логопедических занятий, а также путем выстраивания системы взаимодействия логопеда и родителей, логопеда и педагогов. Так же логопед принимает активное участие в проектной и досуговой деятельности детского сада. В логопедических мероприятиях в рамках данного вида деятельности задействованы не только дети с ТНР, но и воспитанники с нормальным речевым развитием, не посещающие логопедические занятия. Таким образом, логопедическая деятельность в рамках группы комбинированной направленности обогащает опыт в том числе и нормально развивающихся сверстников.
IV блок.

Консультативный.
Включает в себя:

1. Консультации для педагогов ДОУ, взаимодействующих с ребенком с ОВЗ, а также индивидуальные консультации для родителей c целью:

- информирования о выявлении у детей нарушений речи, о запланированной коррекционной работе, ее результатах;

- предоставления индивидуальных методических рекомендаций для каждого ребенка по закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений, предупреждению вторичных отклонений.

2. Разработка логопедом памяток, информационных листков по логопедической тематике, предоставление рекомендаций по ведению речевых уголков в групповых помещениях.
Этапы работы логопеда в комбинированной группе.


  1. Сбор информации о будущих воспитанниках комбинированной группы, их родителях, условиях жизни, особенностях адаптации в ДОУ (реализуется через воспитателей).

  2. Изучение данных медицинского обследования (реализуется через медработников ДОУ).

  3. Проведение комплексного обследования речи ребенка, заполнение индивидуальных карт речевого развития.

  4. Разработка индивидуальных коррекционно-речевых маршрутов на основании данных, полученных в результате диагностики.

  5. Реализация коррекционно-развивающего процесса в соответствии с индивидуальными маршрутами развития детей через логопедические занятия, систему взаимодействия логопеда и педагогов ДОУ, логопеда и родителей. Логопедические рекомендации выполняются каждым участником коррекционно-образовательного процесса.

  6. Промежуточные обследования речи детей и дальнейшая корректировка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с полученными данными.

  7. Итоговое обследование речи воспитанников комбинированной логопедической группы, оценка результатов и анализ коррекционно-речевой деятельности.

Формы работы.

Практически коррекционно-речевая деятельность в ДОУ реализуется через следующие формы.

1. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, функциональное состояние ребенка, сходность по характеру и степени выраженности речевых нарушений. Состав подгрупп в течение года может меняться в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.

2. Преемственность в работе логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности реализуется посредством следующих форм:

- логопедические минутки, во время которых отрабатываются навыки правильного дыхания и артикуляции;

- во второй половине дня и с утра в период приема детей в группу осуществляется индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, во время которой дополнительно закрепляется программный материал основной образовательной программы ДОУ и отрабатываются навыки и упражнения, рекомендованные логопедом в «Журнале взаимодействия логопеда и воспитателей»;

- совместные мероприятия логопеда и воспитателей в рамках проектной и досуговой деятельности.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

Нами используются следующие виды консультативной работы:

- лекции, беседы и консультации;

- открытые логопедические занятия;

- консультативные разборы наиболее тяжелых случаев речевых нарушений с привлечением воспитателей и других специалистов ДОУ.

4. Консультации для родителей. Нами реализуются следующие направления консультативной деятельности:

- знакомство с семьей ребенка (реализуется через формы беседы, анкетирования, тестирования);

- информирование родителей о ходе образовательного процесса (реализуется путем индивидуальных консультаций);

- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры (реализуется путем проведения семинаров, мастер-классов, консультаций).

Вышеописанная система логопедической работы в частности и коррекционно-речевой деятельности в целом позволяет эффективно осуществлять логопедическое воздействие, необходимое детям с ТНР, посещающим группы комбинированной направленности ДОУ, а также своевременно выявлять детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.

Создание групп комбинированной направленности делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой.

Приложение 1



Карта экспресс-обследования речевого развития дошкольника

Имя, фамилия ребенка




Дата рождения




Адрес

Телефон




Сведения о родителях



Жалобы родителей




Экспресс - обследование речи дошкольника
Модуль 1. Фонематическое восприятие


Задание

Материал

Выполнение

Первый звук в слоге

Картинка 1а




Последний звук в слове

Картинка 1б




Выделение гласного в слове

Игра «Волк и овцы»



Модуль 2. Слоговая структура слова




Задание

Материал

Выполнение

Слова из 1 слога

Картинка 2а




Слова из 2-х слогов

Картинка 2б




Слова из 3-х слогов

Картинка 2в




Слова из 4-х слогов

Картинка 2г



Модуль 3. Лексический запас




Задание

Материал

Выполнение

Знание времен года

Картинки 3а, 3б, 3в, 3г




Обобщающие понятия

Игра «Четвёртый лишний»




Знание сказок и их героев

Игра «Сказочная ошибка»



Модуль 4. Логика и внимание




Задание

Материал

Выполнение

Определение последовательности

Игра «Болотная свадьба»




Цвета и геометрические формы

Игра «Фокус-покус»



Модуль 5. Грамматический строй




Задание

Материал

Выполнение

Родительный падеж

Игра «На рынке»




Понимание предлогов

Игра «Рюкзак туриста»



Модуль 6. Связная речь




Задание

Материал

Выполнение

Рассказ по картинкам

Игра «Что сначала»




Описание животных

Игра «Домашние животные»



Модуль 7. Моторика




Задание

Материал

Выполнение

Крупная моторика

Игра «А ты так можешь?»



Модуль 8. Звукопроизношение




Задание

Материал

Нарушенные звуки

Слова с «трудными» звуками

Картинки на «трудные» звуки




Произношение

Игра «Пожужжим»



Заключение специалиста_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________________________________________
Подпись__________________________________________________

Приложение 2



Тематическое планирование образовательной деятельности
СТАРШАЯ ГРУППА

Период (недели)

Лексическая тема

Тема проекта

Сентябрь

1

День знаний




2

День знаний. Проекты на выбор

3

4

Октябрь

1

Признаки осени. Деревья

Осень

2

Овощи

3

Фрукты

4

Грибы. Ягоды

Ноябрь

1

Игрушки

Мой мир

2

Одежда

3

Обувь

4

Мебель

Декабрь

1

Посуда

2

Признаки зимы

Зима

3

Зимующие птицы

4

Новый Год.

Январь

1

Выходные дни




2

Индивидуальная работа

3

Профессии

Профессии

4

Транспорт. Профессии на транспорте

Февраль

1

Правила дорожного движения

2

Мой город

Растим патриотов

3

Наша армия. Праздник пап

4

Мой дом. Комнатные растения

Март

1

8 марта. Профессии мам

2

Признаки весны

Планета – наш общий дом


3

Домашние животные

4

Дикие животные

Апрель

1

Космос

2

Животные юга и севера

3

Перелетные птицы

4

Домашние птицы

Май

1

Поздняя весна. Цветы

2

Рыбы

3

Насекомые

4

Лето.

Приложение 3



Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
ФИО: __________________________________________

Период: 20__/20__ учебный год


Анкетные данные

Дата рождения: __._____.20___.

Адрес места жительства, телефон: _________________

________________________________________________


ФИО, номера телефонов родителей (законных представителей): ________________________________ ________________________________________________
Результаты диагностики (первичной и итоговой)
На начало учебного года (первичная диагностика):
Заключение ТПМПК, дата: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. II уровень речевого развития (от 17.02.13)

Заключение учителя-логопеда, дата: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития (от 30.09.13).
На конец учебного года (итоговая диагностика):
Заключение ТПМПК, дата: Речевое развитие в пределах возрастной нормы (от 20.05.14)

Заключение учителя-логопеда, дата: Речевое развитие соответствует возрасту (от 29.05.14)
Планирование коррекционно-речевой деятельности.

I период обучения (сентябрь – ноябрь)

Развернутая характеристика речи, дата: от 30.09.13

Полиморфное нарушение звукопроизношения (межзубный сигматизм свистящих ([с],[з],[ц]), губно-губной ламбдацизм ([л]) параламбдацизм ([л’] / [й]), параротацизм ([р’] / [й]), [р] – в стадии автоматизации в словах). Слоговая структура нарушена (нарушено воспроизведение слов со стечениями согласных и слов сложной слоговой структуры). Слухопроизносительная дифференциация фонем развита недостаточно (трудности воспроизведения слогов, содержащих согласные звуки, близкие по артикуляторно-акустическим характеристикам). Фонематические процессы не сформированы. Активный словарь обеднен (недостаточно сформированы обобщающие существительные, названия частей целого предмета). Отмечаются экспрессивные аграмматизмы в области согласования числительных с существительными, словообразования уменьшительно-ласкательных существительных. Уровень развития связной речи ниже возрастной нормы. При исследовании общеречевых навыков выявилось недоразвитие артикуляторной моторики (тремор при переключении языка, неточность движений языка). В области неречевых высших психических функций наблюдается нарушение слухового внимания (трудности в процессе воспроизведения ритмического рисунка). Уровень зрелости психоэмоциональных реакций соответствует возрасту.



Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. III уровень речевого развития
Направления коррекционно-речевой работы.

Направления работы

Содержание работы

Звукопроизношение



- Автоматизация звука Р в словах разной структуры;

- постановка Р’, автоматизация звука в словах разной структуры.

- постановка С, автоматизация С в словах разной структуры;

- постановка Л, автоматизация Л в словах разной структуры.



Моторика

Артикуляторная

- Общее развитие движений артикуляторных органов: развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений;

- отработка специальных артикуляторных поз для постановки нарушенных звуков («горка», «пароход»).



Мимическая

- Развитие мимической выразительности, способности отражать на своем лице различные эмоции и чувства.

Мелкая

- Развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений;

- развитие графомоторных навыков: обучение правильно держать карандаш, развитие навыков работы с карандашом (штриховка, обведение пунктирных изображений, навыки рисования и дорисовывания).



Общая

- Развитие навыков координации речи с движениями.

Слоговая структура слов

- Отработка прямых и обратных слогов со стечениями согласных;

- Отработка двусложных слов со стечениями согласных в середине слова и открытым слогом;

- отработка двусложных слов со стечением согласных в начале и открытым слогом;

- отработка двусложных слов со стечением согласных в середине и закрытым слогом;

- отработка двусложных слов со стечением согласных в начале и закрытым слогом.

- введение отработанных слов в контекст чистоговорок.




Лексика

- Актуализация, обогащение словаря по лексическим темам: «Признаки осени. Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель» (особое внимание уделять формированию и закреплению обобщающих понятий, названий целого и частей).

Грамматический строй речи

- Развитие навыков словообразования уменьшительно-ласкательных существительных в соответствии с лексической темой;

- развитие навыков согласования числительных с существительными на материале текущей лексической темы.



Связная речь

- Развитие диалогической речи;

- развитие навыка составление предложений по сюжетным картинкам;

- обучение толкованию загадок;

- развитие навыков составления рассказа по сюжетной картине;

- развитие навыков составления описательного рассказа.


Фонематические процессы

  • Развитие фонематического восприятия (на материале изолированных звуков);

- Развитие навыка дифференциации пары гласных звуков.

Развитие общеречевых навыков

- Развитие диафрагмального типа дыхания;

- Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, развитие их силы, длительности, плавности;

- Развитие навыков произвольного изменения силы, высоты, тембра голоса;

- Развитие интонационной выразительности речи.



Развитие неречевых высших психических функций

- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Развитие навыков ощущения схемы тела, пространственной ориентировки, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации движений;

- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти (развитие навыка воспроизведения ритмического рисунка из двух звуков: длинный - короткий, тихий – громкий), речевого слуха, дифференциации неречевых звуков;

- Развитие мышления.




Результаты промежуточной диагностики на конец I периода обучения

(развернутая характеристика речи).

От 29.11.13

Полиморфное нарушение звукопроизношения ([р] – в стадии автоматизации в чистоговорках, [р’] – в стадии автоматизации в словах различной слоговой структуры, [с], [з], [ц] – в стадии автоматизации в словах со стечениями согласных, [л], [л’] – в стадии автоматизации в конце слов). Нарушение слоговой структуры слов на уровне словосочетаний и связной речи (слова со стечениями согласных и сложной слоговой структуры). На уровне отдельных слов слоговая структура воспроизводится точно. Слуховая и слухо-произносительная дифференциация не нарушены. Фонематическое восприятие развито недостаточно (сформировано восприятие фонем на фоне изолированных звуков). Фрагментарное нарушение лексического строя речи (в области обобщающих понятий, названий целого-части). Отдельные экспрессивные аграмматизмы в области согласования числительных с существительными, словообразования уменьшительно-ласкательных существительных. Уровень развития связной речи ниже возрастной нормы. Общеречевые навыки (в том числе артикуляторная моторика) в пределах возрастной нормы. Слуховое внимание (воспроизведение ритмического рисунка) ниже возрастной нормы.
II период обучения (декабрь-февраль)

Направления коррекционно-речевой работы.


Направления работы

Содержание работы

Звукопроизношение



- Автоматизация звука Р в словах разной структуры, словосочетаниях и чистоговорках;

- Автоматизация звука Р’ в словах разной структуры, словосочетаниях и чистоговорках.

- Автоматизация С, З, Ц в словах разной структуры, словосочетаниях и чистоговорках;

- Автоматизация Л, Л’ в словах со стечениями согласных, закрепление в словах разной структуры, словосочетаниях и чистоговорках.



Моторика

Артикуляторная

- Общее развитие движений артикуляторных органов: развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений.

Мимическая

-Развитие мимической выразительности, способности отражать на своем лице различные эмоции и чувства.

Мелкая

- Развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений;

- развитие графомоторных навыков: обучение правильно держать карандаш, развитие навыков работы с карандашом (штриховка, обведение пунктирных изображений, навыки рисования и дорисовывания).



Общая

- Развитие навыков координации речи с движениями.

Слоговая структура слов

- Отработка трехсложных слов с закрытым слогом;

- Отработка слов сложной слоговой структуры;

- Введение отработанных слов (включая слова, отработанные в I период обучения) в контекст чистоговорок.


Лексика

- Актуализация, обогащение словаря по лексическим темам: «Посуда», «Признаки зимы», «Зимующие птицы», «Елка. Новый Год», «Профессии», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Мой город. Мой дом», «Моя семья. Человек», «День защитника Отечества» (особое внимание уделять формированию и закреплению обобщающих понятий, названий целого и частей).

Грамматический строй речи

- Развитие навыков словообразования уменьшительно-ласкательных существительных, детенышей животных, притяжательных прилагательных в соответствии с лексической темой;

- развитие навыков согласования числительных с существительными на материале текущей лексической темы.



Связная речь

- Развитие диалогической речи;

- развитие навыка составление предложений по сюжетным картинкам;

- обучение толкованию загадок;

- развитие навыков составления рассказа по сюжетной картине;

- развитие навыков составления описательного рассказа;

- развитие навыка установления логической последовательности и составления рассказа по серии картинок, состоящих из двух сюжетных картин.



Фонематические процессы

  • Развитие фонематического восприятия (на материале изолированных звуков слогов);

- Развитие навыка дифференциации пары изолированных звуков;

- Развитие навыка определения первого ударного гласного в звукосочетании и слове.



Развитие общеречевых навыков

- Развитие диафрагмального типа дыхания;

- Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, развитие их силы, длительности, плавности;

- Развитие навыков произвольного изменения силы, высоты, тембра голоса;

- Развитие интонационной выразительности речи.



Развитие неречевых высших психических функций

- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Развитие навыков ощущения схемы тела, пространственной ориентировки, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации движений;

- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти (развитие навыка воспроизведения ритмического рисунка из 3 звуков, отличающихся либо по силе, либо по длительности звучания), речевого слуха, дифференциации неречевых звуков;

- Развитие мышления.



Результаты промежуточной диагностики на конец II периода обучения

(развернутая характеристика речи).

От 28.02.14.

Полиморфное нарушение звукопроизношения ([р] – в стадии автоматизации в словосочетаниях, [р’] – в стадии автоматизации в словосочетаниях, [с,з,ц] – в стадии автоматизации в словосочетаниях, [л,л’] – в стадии автоматизации в словах различной структуры). Наблюдаются единичные нарушения слоговой структуры слов на уровне связной речи (в словах сложной слоговой структуры). Слуховая и слухо-произносительная дифференциация не нарушены. Фонематические функции сформированы согласно возрасту. Фрагментарное нарушение лексического строя речи в области обобщающих понятий, названий целого-части (в рамках пройденных лексических тем словарь соответствует возрасту). Отдельные экспрессивные аграмматизмы в области словообразования прилагательных. Уровень развития связной речи ниже возрастной нормы. Общеречевые навыки (в том числе артикуляторная моторика) в пределах возрастной нормы. Слуховое внимание (воспроизведение ритмического рисунка) развито недостаточно.
III период обучения (март-май)

Направления коррекционно-речевой работы.


Направления работы

Содержание работы

Звукопроизношение



- Автоматизация звука Р в словосочетаниях и связной речи;

- Автоматизация звука Р’ в словосочетаниях и связной речи;

- Автоматизация С,З,Ц в словосочетаниях и связной речи;

- Автоматизация Л, Л’ в словосочетаниях и связной речи.



Моторика

Артикуляторная

- Общее развитие движений артикуляторных органов: развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений.

Мимическая

- Развитие мимической выразительности, способности отражать на своем лице различные эмоции и чувства.

Мелкая

- Развитие кинетической и кинестетической организации движений, точности воспроизведения, удержания и переключения движений;

- развитие графомоторных навыков: обучение правильно держать карандаш, развитие навыков работы с карандашом (штриховка, обведение пунктирных изображений, навыки рисования и дорисовывания).



Общая

- Развитие навыков координации речи с движениями.

Слоговая структура слов

- Закрепление правильного воспроизведения слоговой структуры слов со стечениями согласных и слов сложной слоговой структуры в словосочетаниях, чистоговорках и связной речи.


Лексика

- Актуализация, обогащение словаря по лексическим темам: «8 марта. Женский день», «Признаки весны», «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные юга и севера», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Рыбы», «Цветы», «Насекомые», «Лето» (особое внимание уделять формированию и закреплению обобщающих понятий, названий целого и частей).

Грамматический строй речи

- Закрепление навыков словообразования уменьшительно-ласкательных существительных, детенышей животных, навыков согласования числительных с существительными на материале текущей лексической темы

- развитие навыков словообразования притяжательных и относительных прилагательных в соответствии с лексической темой.




Связная речь

- Развитие диалогической речи;

- развитие навыка составление предложений по сюжетным картинкам;

- обучение толкованию загадок;

- развитие навыков составления рассказа по сюжетной картине;

- развитие навыков составления описательного рассказа;

- развитие навыка установления логической последовательности и составления рассказа по серии картинок, состоящих из двух сюжетных картин.




Фонематические процессы

  • Развитие фонематического восприятия (на материале изолированных звуков, слогов, слов );

- Развитие навыка дифференциации пары звуков на фоне изолированных звуков, слогов;

- Развитие навыка определения первого ударного гласного в слове;

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза на материале звукосочетаний из двух звуков.


Развитие общеречевых навыков

- Развитие диафрагмального типа дыхания;

- Дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, развитие их силы, длительности, плавности;

- Развитие навыков произвольного изменения силы, высоты, тембра голоса;

- Развитие интонационной выразительности речи.




Развитие неречевых высших психических функций

- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Развитие навыков ощущения схемы тела, пространственной ориентировки, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации движений;

- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти (воспроизведения ритмического рисунка из 3 – 4 звуков), речевого слуха, дифференциации неречевых звуков;

- Развитие мышления.






Результаты итоговой диагностики на конец III периода обучения

(развернутая характеристика речи).

От 29.05.14.

Звукопроизношение не нарушено. Слоговая структура соответствует возрасту. Словарь развит достаточно. Грамматический строй речи сформирован согласно возрасту. Уровень развитие связной речи в пределах возрастной нормы. Развитие фонематических процессов соответствует возрасту. Развитие общеречевых навыков и неречевых высших психических функций в пределах возрастной нормы.
Динамика речевого развития.


Период/

направление

работы


Начало обучения

(от 30.09.13)



Промежуточная диагностика на конец I периода обучения

(от 29.11.13)



Промежуточная диагностика на конец II периода обучения

(от 28.02.14.)



Итоговая диагностика на конец III периода обучения

(от 29.05.14)



1

2

3

4

5

Звукопроизношение

С,З,Ц – межзубный сигматизм, Л – губно-губной ламбдацизм, Л’/Й, Р – в стадии автоматизации в словах, Р’/Й

С,З,Ц– автоматизация в словах со стечениями согласных, Л, Л’ – автоматизация в конце слов, Р – автоматизация в чистоговорках, Р’ – автоматизация в словах различной слоговой структуры

С, З, Ц – автоматизация в словосочетаниях, Л, Л’ – автоматизация в словах различной слоговой структуры, Р, Р’ – автоматизация в словосочетаниях.

Не нарушено

Слоговая структура

Нарушена в словах со стечениями согласных и словах сложной слоговой структуры

Нарушена в словах со стечениями согласных и словах сложной слоговой структуры на уровне словосочетаний и связной речи

Единичные нарушения в словах сложной слоговой структуры на уровне связной речи

Соответствует возрасту

Фонематические процессы и дифференциация звуков (слуховая и слухо-произносительная)

Не сформированы. Недоразвитие слухо-произносительной дифференциации согласных звуков, сходных по артикуляторно-акустическим характеристикам

Слуховая и слухо-произносительная дифференциация звуков не нарушены. Фонематические процессы сформированы недостаточно (сформировано только восприятия звуков на фоне изолированных фонем)

Слуховая, слухо-произносительная дифференциация, фонематические процессы сформированы согласно возрасту.

Сформированы согласно возрасту

Лексика

Экспрессивный словарь развит недостаточно. Плохо сформированы обобщающие понятия, названия целого-части.

Фрагментарное нарушение в области обобщающих понятий и названий целого - части

Фрагментарное нарушение в области обобщающих понятий и названий целого – части (в рамках пройденных лексических тем словарный запас соответствует возрасту)

В пределах возрастной нормы



Грамматический строй речи

Отмечаются экспрессивные аграмматизмы в области словообразования и согласования числительных с существительными

Отдельные аграмматизмы в области согласования числительных и существительных, процессов словообразвания

Отдельные аграмматизмы в области словообразования прилагательных

В рамках возрастной нормы

Связная речь

Уровень развития ниже возрастной нормы

Уровень развития ниже возрастной нормы.

Уровень развития чуть ниже возрастной нормы

Соответствует возрасту




Каталог: sites -> default -> files -> users -> user1
users -> Лабораторная работа 1- ремонт внутренней поверхности гильзы блока цилиндров
user1 -> Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями
user1 -> Методическое пособие «Диалог с семьей»
user1 -> Образовательная программа дошкольного образования Санкт-Петербург 2016 год Содержание: I. Целевой раздел
user1 -> Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями
user1 -> Методическое пособие «Диалог с семьей»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница