Отчет №AB3887 Наименование проекта



Скачать 109.43 Kb.
Дата15.01.2018
Размер109.43 Kb.
#8561
ТипОтчет

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ ПРОЕКТА (ИДП)

ЭТАП ОЦЕНКИ

Отчет №AB3887



Наименование проекта

Проект регулирования русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря - Фаза II

Регион

ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Сектор

Борьба с наводнениями (40%); Общий сектор сельского, рыбоводческого и лесного хозяйств (40%); Орошение и дренажная система (20%)

Идентификационный номер проекта

P093825

Заемщик(и)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН




Республика Казахстан

Казахстан




Реализующий орган







Комитет по водным ресурсам

Ул. Можайского, 28a

Астана

Казахстан



Тел: +73172356770 Факс: +73172356776

Consultants_astana@nursat.kz



Экологическая категория

[X] A [ ] B [ ] C [ ] FI [ ] Будет определено

Дата подготовки ИДП

2 июня 2008 г.

Приблизительная дата авторизации оценки

2 декабря 2008 г.

Приблизительная дата одобрения Советом директоров

26 марта 2009 г.



  1. Ключевые вопросы развития и обоснование необходимости участия Банка.

Правительство Казахстана осознает всю важность устойчивого развития и признает что, несмотря на изобилие природных ресурсов, проблемы экологии препятствуют экономическому росту страны. Учитывая ограниченные водные ресурсы в стране, неимоверно важной сферой внимания является более эффективное использование водных ресурсов посредством усовершенствованного комплексного управления. Правительство приступило к этой деятельности, начав с обеспечения более свободного доступа к использованию водных ресурсов в бассейне Сырдарьи в производственных целях (орошаемые сельскохозяйственные угодья, рыбоводческие хозяйства, промышленность, др.), а также задавшись целью восстановить Северное Аральское море (САМ). Высыхание Аральского моря за последние сорок лет в результате быстрого развития системы оросительных каналов стало причиной существенного экономического, социального и экологического ущерба, нанесенного самому Аральскому морю и территории, окружающей его. За последнее десятилетие Киргизстан увеличил использование водной энергии в зимний период, в результате чего в Сырдарью был сброшен большой объем воды. Такое усиление течения в зимнее время не принесло практически никакого благоприятного воздействия и никакой пользы для Северного Аральского моря из-за ограниченной пропускной способности Сырдарьи в Казахстане. Большую часть воды, поступившую в Казахстан, приходится отводить в пересохшие водосточные колодцы, оросительные системы и осушительные каналы, где она расходуется в производственных целях.

Фаза 1 Проекта регулирования Сырдарьи и Северного Аральского моря (РРССАМ-1; P046045; FY01; 86 миллионов долларов США, в том числе заем в размере 64.5 миллиона долларов США), которую планируется завершить к концу 2008 года, нацелена на сохранение Северного Аральского моря на высоте 42 метров над уровнем Балтийского моря, улучшение экологической обстановки в данном регионе, а также увеличение выпуска сельскохозяйственной и рыбной продукции в казахстанской части Сырдарьинского бассейна. Данный проект акцентирует внимание на самых неотложных инвестициях, необходимых для уменьшения потери воды в бассейне реки и задержки воды в Северном Аральском море. В августе 2005 года было завершено строительство дамбы Кок-Арал, протяженностью 13 км, которая отделяет Северное Аральское море от Большого Южного Аральского моря. Кроме того, несколько новых гидротехнических сооружений было построено на Сырдарье, проводилась реконструкция прочих гидротехнических структур и дамбы Чардара для усиления пропускной способности реки Сырдарья и большего обеспечения водой Северного Аральского моря. РРССАМ-1 уже демонстрирует впечатляющие результаты, но все еще большое количество воды в бассейне реки расходуется в производственных и экологических целях. Следовательно, дальнейшая оптимизация управления водными ресурсами в бассейне реки вполне осуществима. Принимая во внимание отличные результаты проекта РРССАМ-1, идет широкая поддержка предложенного последующего проекта. Правительство предлагает привлечь к сотрудничеству Всемирный Банк для дальнейшего развития, опираясь на успех проекта РРССАМ-1. Всемирный Банк имеет отличную базу для осуществления комплексного экологического проекта и возможность использовать свой широкий международный опыт в сфере комплексного управления водными ресурсами.

Ориентиры Стратегии содействия государства (ССГ) тесно связаны с ключевыми приоритетами Правительства. Предложенный проект в особенности должен способствовать реализации двух стратегических компонентов ССГ, а именно Капиталовложение в человеческие ресурсы и основную инфраструктуру, а также охрана окружающей среды.



  1. Предложенная (-ые) цель (-и)

Целью реализации проекта (ЦРП) по регулированию русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря - Фаза 2 (РРССАМ-2) должно быть усовершенствование управления водными ресурсами в Казахстанской части бассейна Сырдарьи. Осуществление ЦРП должно помочь в увеличении объемов воды для временного орошения в сельскохозяйственных районах, также в росте продукции рыбоводческих хозяйств, улучшить безопасность жизнедеятельности человека, окружающей среды, и общее благосостояние населения в районе Северного Аральского моря.

Предварительные показатели общего состояния экосистемы включают: (i) водоснабжение основных орошаемых площадей вблизи Сырдарьи в соответствии с договором, согласованным между Комитетом по водным ресурсам и организациями по управлению водохозяйственной деятельностью; (ii) притоки воды в Северное Аральское море на уровне, позволяющем сохранять содержание соли менее 10 г/л; (iii) улов свежей рыбы будет составлять, по меньшей мере, 5,000 тонн/год к завершению проекта; (iv) паводки ниже уровня, заложенного в проект, могут быть без риска пропущены по Сырдарье; и (v) подтверждение высокой степени удовлетворения условиями жизни среди населения в районе Северного Аральского моря.



  1. Предварительное описание

Предлагаемый проект РРССАМ-2 был разработан для того, чтобы проводить дальнейшее улучшение условий окружающей среды и экономики вблизи Сырдарьи и Северного Аральского моря. Этот проект будет продолжать успехи, достигнутые при реализации проекта РРССАМ-1. Подобного успеха можно добиться, уделяя особое внимание комплексному управлению водными ресурсами в бассейне реки, которое может потребовать определенных структурных вмешательств и усиления институционального потенциала и эффективности управления водными ресурсами в бассейне реки. Предлагаемые компоненты, при общей бюджетной смете проекта, составляющей приблизительно 300 миллионов долларов США (в том числе непредвиденные расходы и прочие расходы), описаны ниже.



Компонент A – Восстановление Северного Аральского моря и дельтовых озер. В ходе предварительных исследований было определено, что Северное Аральское море может быть увеличено при условии достаточного наличия воды в Сырдарье. Это соответствует целям Правительства относительно увеличения производственного потенциала рыбоводческих хозяйств в районе Северного Аральского моря и возврата воды в город Аральск и близлежащие рыболовецкие села. Последняя из обозначенных целей потребует уровня воды Северного Аральского моря, по крайней мере, 46 метров или на четыре метра выше, чем дамба Кок-Арал. Существует два возможных варианта: (i) повысить высоту дамбы Кок-Арал; или (ii) построить новую дамбу (Дамба Сарышыганак) вблизи Аральска протяженностью около 10 километров. Учитывая ограниченные долгое время объемы обязательной водообеспеченности, второй вариант кажется более предпочтительным, однако его необходимо подтвердить на гидравлической модели, которая разрабатывается в настоящий момент и будет использовать практически 100-летние сведения о действительном течении реки. Помимо новой дамбы, необходимо будет построить 35 км приводящий канал для забора воды из Сырдарьи, углубленный канал для судоходного доступа к порту Аральска, а также судоходные шлюзы в новой дамбе. Приблизительная стоимость всех этих работ оценивается в 60 миллионов долларов США (все затраты в данном разделе описания являются основными затратами).

Некоторые дельтовые озера, в том числе Аксай Кунвандарья, Камышилбаш, Акстатау, Лохалинкс и Жансай, будут восстановлены. Восстановление этих водоемов сыграло бы важную роль в улучшении состояния экологии и биологического разнообразия в дельте реки, помогло бы увеличить доход людей от продажи рыбы и прочих продуктов, которые могут принести экономическую пользу, такие как камыш, используемый для строительства домов и в качестве корма для скота. Необходима периодическая система подачи воды в озера для того, чтобы поддерживать заполнение водой в целях сохранения содержания соли и кислорода на биологически должном уровне. В настоящее время большое количество водозаборных устройств и наполовину природных каналов регулируются весьма кустарным и трудоемким образом. Благодаря данному проекту должны быть оборудованы соответствующие гидромеханические регулирующие сооружения и каналы для того, чтобы управлять водой должным образом. Предварительная сметная цена составляет 25 миллионов долларов США.



Компонент B – Улучшение пропускной способности водовода реки Сырдарья. Во время реализации проекта РРССАМ-1 были устранены несколько наиболее сложных препятствий на пути течения реки, но отдельные участки реки все еще требуют внимания, так как там необходимо увеличить силу потока до 700 м3/сек в зимнее время для того, чтобы снизить потери воды в бассейне реки и управлять структурами, обеспечивая учет будущих потребностей согласно Компоненту A. Предлагаемые действия включают в себе: (i) Сооружение противопаводочных дамб, в том числе новых дамб протяженностью до 18 км, а также капитальный ремонт и увеличение высоты 108 км существующих дамб, наряду с необходимыми дорожными эстакадами и возможным выравниванием речных каналов, протяженностью до 6 км. Предварительная сметная цена составляет 27 миллионов долларов США; (ii) реконструкция водоотводного оросительного канала на левом берегу Сырдарьи в Кызылорде для обеспечения устойчивости в период половодья в реке (3 миллиона долларов США); (iii) замена двух понтонных мостов надлежащими мостами для устранения сужений на пути потоков реки, особенно ледяных заторов (40 миллионов долларов США); и (iv) Строительство малой гидроэлектростанции (ГЭС) на Аклаке, которое завершается в настоящее время в рамках проекта РРССАМ-1. Несмотря на то, что строительство ГЭС напрямую не повлияет на улучшение пропускной способности реки, это позволит использовать увеличившиеся и более зависимые потоки течения реки, которые в любом случае будут отводиться через Структуру Аклак. Оптимальная проектная мощность оценивается в 8 MВт при производстве около 30 миллионов кВт-ч в год, что будет являться значительным благоприятствующим фактором для бесперебойного энергоснабжения в зимнее время в одном из наиболее бедных регионов государства (22 миллиона долларов США).

Компонент C – Улучшение состояния безопасности дамбы Чардара. Некоторые вопросы безопасности относительно дамбы Чардара были рассмотрены в рамках проекта РРССАМ -1, но остался нерешенным вопрос относительно безопасного сброса паводковых потоков воды. В прошлом для того, чтобы сбросить паводковые воды открывались аварийные водосливы дамбы Чардара, ведущие сброс в Арнасайскую впадину в Узбекистане. При участии Правительства Узбекистана несколько лет назад было сооружено определенное количество дамб для предотвращения разлива воды из впадины, в результате чего нагрузка на аварийные водосливы снизилась от 2,160 м3/сек до 600 м3/сек, таким образом, свободное течение в случае чрезвычайной ситуации было устранено. Дополнительный водослив будет сооружен на дамбе Чардара со сливом в Сырдарью для того, чтобы через дамбу мог проходить поток воды с вероятностью распространения равной, по крайней мере, 1:1000. Будет внедрена система контроля и сбора данных для обеспечения достижения наивысшей эффективности в работе различных элементов дамбы. Ожидаемые затраты на сооружение водослива и дополнительных структур составляют 33 миллиона долларов США.

Правительство Казахстана одобрило сооружение водохранилища Коксарай в 140 км вниз по течению от дамбы Чардара для управления избыточными потоками воды в зимнее время, а также для вспомогательного снабжения водой летом в целях ирригации Кызылординского района и в качестве средства защиты окружающей среды. Вместимость составит около 3 миллиардов м3. В конечном итоге, Коксарай будет сооружен на средства Правительства и станет ключевым фактором для снижения угрозы наводнения в низовьях реки Сырдарья в случае чрезмерного подъема вод.



Компонент D – Улучшение управления водными ресурсами реки Сырдарья. Данный компонент проекта направлен на увеличение институционального потенциала для лучшего управления водными ресурсами той части реки Сырдарьи, что находится в Казахстане. Этот компонент затронет: (i) разработку моделей управления водными ресурсами и оптимизации, которые будут доступны для повседневного использования, наряду с обучением персонала; (ii) модернизацию гидрологической инфраструктуры для точных измерений силы потока и качества воды, работающей на современной системе связи; и (iii) создание центров управления в районе Северного Аральского моря, Кызылорды, дамбы Чардара, и главного управления Комитета по водным ресурсам в Астане, связанных современной коммуникационной системой между собой и с отдаленными странами, на территории которых протекает река. Стоимость данного компонента проекта составляет 5 миллионов долларов США.

Компонент E – Управление, мониторинг и оценка проекта (УМО), проверки и обучение. Данная часть проекта покроет дополнительные издержки Комитета по водным ресурсам, в том числе привлечение консультантов для обеспечения повседневной помощи в управлении. В функции данного компонента также входит оплата услуг консультантов для обеспечения мониторинга и оценки, а также для проведения независимых проверок. В конечном счете, данный компонент обеспечит финансирование на подготовку персонала с целью усиления рабочей производительности Комитета по водным ресурсам и прочих смежных организаций. Полная стоимость оценивается в 5 миллионов долларов США.

  1. Применимая политика мер защиты


Экологическая оценка (OP/BP 4.01). Экологическая оценка (ЭО) проекта и различных работ по данному проекту будет произведена как часть подготовительных работ проекта. Экологическая оценка будет совместима с процедурами завершения проверки казахстанской экологической экспертизы и Операционной стратегии Всемирного Банка 4.01 по экологической оценке. Экологическая оценка будет содержать План управления окружающей средой (ПУОС) для контроля неблагоприятного воздействия строительных работ, а также самого проекта на окружающую среду. ПУОС будет состоять из мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия, программы мониторинга, и программы институционального развития/программы укрепления для реализации ПУОСа. Таким образом, был подготовлен ряд качественных документов и процедур по экологической ситуации в рамках проекта РРССАМ -1, которые также будут использоваться для проекта РРССАМ -2.
Безопасность дамб (OP/BP 4.37). В рамках проекта РРССАМ-1 и согласно обзору безопасности дамбы Чардара, включенной в проект, панель независимых экспертов (ПНЭ), состоящая из международных и местных экспертов, рассмотрела проект и курировала исполнение мероприятий по снижению отрицательного воздействия для обеспечения безопасности дамбы. Дальнейшие работы на дамбе Чардара будут проводиться согласно проекту РРССАМ-2, и ПНЭ будет действовать при необходимости.
Проекты по международным водным путям (OP/BP 7.50). По проекту РРССАМ -1 прибрежные страны (Республика Киргизстан, Узбекистан и Таджикистан) были уведомлены о деталях проекта. Правительству Республики Казахстан также будет высказана просьба уведомить эти страны о предлагаемом проекте РРССАМ -2.



  1. Предполагаемый источник финансирования

Источник

(млн. $)

Заемщик

160

Международный Банк Реконструкции и Развития

140

Итого

300




  1. Контактная информация

Контактное лицо: Юп Стаутджесдижк

Должность: Ведущий инженер по ирригации

Тел: (202) 473-3754

Факс: (202) 614-0583



Адрес электронной почты: Jstoutjesdijk@worldbank.org
Каталог: curated
curated -> Отчет № идп4670 Наименование проекта Фаза -1 Проекта регулирования русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря
curated -> Проект Регулирования реки Сырдарья и северной части Аральского моря, фаза-2 (ррссам-2) Рамочный документ по отводу земель
curated -> Отчет №61906-kg диагностика судебной системы Кыргызской Республики: Измерение прогресса и определение потребностей
curated -> Кыргызская республика агентство развития и инвестирования сообществ проект сельского водоснабжения и
curated -> План действия по переселению в рамках проекта развития муниципальной инфраструктуры Республики Таджикистан
curated -> План природоохранных мероприятий
curated -> Россия: Транспортный сектор
curated -> Стадия оценки

Скачать 109.43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница