Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»



Скачать 232.43 Kb.
Дата31.12.2017
Размер232.43 Kb.
#6929
ТипОтчет

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации



Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»

Образовательная программа: Управление в сфере образования/Управление в сфере здравоохранения
Слушатель: Губанова Марина Дмитриевна
Страна стажировки: Германия

Москва, 2012

Раздел 1. Информационная часть

    1. Наименование образовательной программы:

«Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах», зарубежная стажировка в Германии.

    1. Фамилия, Имя, Отчество слушателя:

Губанова Марина Дмитриевна.

    1. Регион, место работы, должность:

Белгородская область, г. Губкин, Администрация Губкинского городского округа, управление здравоохранения, заместитель начальника управления здравоохранения администрации Губкинского городского округа.

    1. Наименование выполненного в рамках программы Проекта:

«Создание образовательно-производственного кластера медицинского профиля».

    1. Сроки и место проведения стажировки:

С 23 сентября по 06 октября 2012 года, г. Кёльн Германия.

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления.

Знакомство с здравоохранением Германии началось у нас с лекции Михаила Хайтина.

Система здравоохранения Германии основывается на системе медицинского страхования. 83 млн. граждан Германии обслуживается 4,3 млн. работающих в здравоохранении, это 11% всего населения. Это превышает количество работающих в промышленности страны. 77 тыс. иностранных пациентов лечатся в Германии за год.

Система здравоохранения Германии построена на принципах солидарности, равного доступа и самоуправления. Последний из этих принципов реализуется на федеральном уровне посредством Книги социальных законов. Государство создает нормативно-правовые акты, в рамках которых действуют местные представители. Таким образом, государство не принимает непосредственного участия в организации медицинской помощи, но контролирует соответствие действий лечебных фондов и других организаций действующему законодательству, в том числе создание палатных законов. Немецкая система здравоохранения имеет децентрализованную структуру. Все граждане страны имеют равные возможности для лечения и восстановления своего здоровья.

Система государственного социального страхования Германии традиционно включает в себя государственное обязательное медицинское страхование, государственное страхование по уходу, государственное пенсионное страхование, государственное страхование от безработицы и государственное страхование от несчастных случаев. Государственное медицинское страхование встроено в общую систему социального страхования Германии.

На федеральном уровне за вопросы здравоохранения отвечают четыре министерства: министерства труда и социальной защиты, министерства по охране окружающей среды, министерства образования и науки и министерство питания. Решением научных и административных проблем здравоохранения занимаются учреждения, подчиненные министерству здравоохранения.

Управление и регулирование в здравоохранении осуществляется Бундестагом и правительствами 16 земель, в каждом из которых есть министерство здравоохранения, в крупных городах власть представлена департаментом здравоохранения. Помимо этих структур в единой системе здравоохранения работают институты, которые занимаются специальными вопросами: Институт Коха занимается вопросами профилактики инфекционных заболеваний, вакцинопрофилактикой, институт Пауля-Эрлиха изучает вопросы контроля качества лекарственных препаратов, оценкой безопасности вакцин. Также существует институт медицинской документации, который разрабатывает формуляры, ведет базы данных, классификации заболеваний. Вся документация хранится у них в течении 10 лет в электронном виде.

Федеральное ведомство по страховкам и всегерманский институт экспертов каждые два года подают отчет в Бундестаг, в котором главный орган управления представлен 5 членами, являющимися медицинскими работниками. Двое из них – практикующие врачи, один стоматолог, двое членов немецкого общества больниц.

Страхование - это основа немецкого здравоохранения. Модель обязательного медицинского страхования в Германии существует и развивается около 130 лет.

В 2011г. в Федеративной Республике насчитывается около 260.000 профессиональных врачей. 1 врач приходится на 261 жителя , 1 медицинская сестра на 127 жителей (источник - директор медицинской страховки Германии АОК). Поэтому Германия - одна из стран с самым высоким уровнем медицинского обслуживания. Важным моментом немецкой системы здравоохранения является ее исключительная ориентация на пациента

Государственное страхование построено по принципу солидарности. Это означает, что страховые взносы зависят от дохода, а не от возраста и состояния здоровья. Таким образом, люди с высокой заработной платой финансируют не только свое медицинское страхование, но косвенно также и тех, кто имеет маленький доход. Оплачиваемые виды медицинских услуг регулируются немецким законодательством. Государственная медицинская страховка перенимает только необходимые и целесообразные виды медицинских услуг. На практике существуют специальные каталоги, если медицинская услуга не содержится в каталоге, ее нужно будет оплатить из своего кармана. Для большинства граждан Германии предусмотрена обязанность состоять в государственной больничной кассе. Все рабочие и служащие по найму с зарплатой до 44.550 €, студенты, а также получатели пособия по безработице и пенсий обязаны быть застрахованы в государственной системе. В некоторых случаях такая обязанность есть и у предпринимателей. Люди, не обязанные состоять в государственной больничной кассе, могут застраховаться там добровольно. Это имеет смысл в первую очередь для семей с детьми, особенно если один из супругов не работает, т. к. в государственной страховке все члены семьи могут быть застрахованы бесплатно. В частной страховке за каждого надо платить отдельно.

Частное медицинское страхование построено по принципу распределения риска. Чем моложе человек и чем лучше его состояние здоровья, тем ниже ежемесячные взносы. От дохода взносы не зависят. Как правило, в частную страховку «подаются» молодые здоровые люди с высоким доходом. Если в государственной больничной кассе взносы отсчитываются, исходя из зарплаты или прибыли, то частная компания с удовольствием застрахует такого клиента за сравнительно небольшие деньги. Частная медицинская страховка весьма и весьма приветствуется немецкими врачами. Обьяснение в том, что врач, принимающий пациента, состоящего в государственной больничной кассе, имеет право на получение строго фиксированных тарифов. Частные пациенты оплачивают свои счета сами, отправляя их потом в свою страховую компанию. У врача, как правило, деньги появляются и быстрее, и суммы могут быть несколько выше.

С 2007 года в Германии введена обязанность быть застрахованным либо в государственной, либо в частной медицинской страховой компании. До этого периода предприниматели, например, были от такой обязанности освобождены. С 2009 года производятся проверки, имеет ли человек медицинскую страховку.

Различают страхование государственное и частное. 12% населения застрахованы в частных больничных кассах, остальные - в государственных. Обязательному государственному страхованию подлежат все безработные, крестьяне, члены их семей, инвалиды, писатели, художники, студенты до 30 лет, пенсионеры, дети. Это в основном граждане, имеющие доход менее 3712 € в месяц. Государственная страховка покрывает всю стоимость лечения, в которую входит и оплата приобретаемых лекарственных препаратов (от 50 до 90% стоимости). В спектр оплаты страховки входят амбулаторная помощь, медикаменты, стационарное лечение, вспомогательные материалы и оплата по больничному листу( т.к. после 6 недель лечения за больничный лист платит больничная касса). Дополнительно могут оплачиваться лишь услуги, представляемые клиникой за плату по договору с пациентом: отдельная палата, интернет, дополнительное питание, сервис и тд. В конце лечения пациенту предоставляется счет за перечисленные услуги. Для перехода на всеобщее медицинское страхование потребовалось 125 лет. Последняя социальная группа, застрахованных в больничных кассах – студенты.

Доход свыше 4 237,5€ в месяц позволяет выбирать между государственной и частной больничной кассой.

В 1885 году в Германии существовало более 19 тыс. больничных касс, в 1996 году – 2 тыс. больничных касс, в 2012 – 139 больничных касс.

Взносы в больничную кассу взимаются с зарплат и составляют 15,5 % от их размера, причем оплачиваются работодателями (7,3%) и работниками (8,2%) на паритетных началах, государство платит за безработных, получателей социальной помощи, получателей пенсионного минимума. В страховку включена стоматология за исключением зубного протезирования (оно оплачивается лишь частично) и некоторые ограниченные услуги медицинской помощи в странах ЕС.

Из взносов оплачивается:



    • бюджет стационарных больниц (по G-DRG и GOA);

    • реабилитационное лечение (по ежедневному тарифу);

    • амбулаторное лечение в частных практиках (включая врачей специалистов) и амбулаторных клиниках (по спецтарифам и GOA);

    • большая или полная стоимость лекарств и вспомогательные материалы;

    • системы скорой помощи и трансплантаций.

С 1 января 1995г. вступил в силу новый вид страхования, по которому оплачиваются услуги по уходу за больными и престарелыми. Наряду со страхованием на случай болезни, безработицы, от несчастного случая и пенсионным страхованием он является одним из «пяти столпов», на которых держится система социального страхования в Германии. Страхование по уходу за больными и престарелыми распространяется на всех тех, кто застрахован на случай болезни, и в три этапа вводится в действие «кассами по уходу за больными и престарелыми», созданными при страховых обществах. Закон о страховании по уходу за больными и престарелыми помогает гражданам, нуждающимся в таком уходе. В то же время он идет на пользу и тем, кто на добровольных началах ухаживает за больными и престарелыми, получая при этом соответствующее пособие по уходу и обретая социальную защищенность. Реабилитационные учреждения оплачиваются по стоимости койко-дня.

В настоящее время огромное значение приобрели медицинская реабилитация, профессиональная реабилитация (часто после медицинской). Их эффективность дает возможность людям предпенсионного возраста оставаться работать по специальности после перенесенного заболевания.

Больничные кассы - это некоммерческие организации, ведущие страховую деятельность. Они финансово независимые, самоокупаемые, полностью самоуправляемые в рамках определенных законодательством структур. Каждая больничная касса управляется собранием представителей, в котором 50% работодателей, 50% работников. Граждане сами вольны выбирать, в какой больничной кассе застраховаться. Существуют местные, земельные, то есть, по-российски - региональные, и федеральные больничные кассы.

Тарифы на медицинскую помощь одинаковы для всех. И объем оплачиваемых услуг больничная касса сократить не может. Эти требования одинаковые для всей страны, для всех лечебных учреждений, для всех больничных касс.

По решению собрания могут оплачиваться какие-либо дополнительные услуги, и тогда больничная касса может внести предложение, допустим, повысить взнос. Но рискует из-за этого потерять застрахованных. Число больничных касс в стране сокращается, то есть, не все они выдерживают режим полной самоокупаемости. Больничные кассы в Германии – это саморегулируемые организации. Больничные кассы не имеют собственника. Глава кассы избирается на 6 лет комиссией, избираемой административным советом. Ранее существовал запрет о переходе застрахованных из одной кассы в другую, он снят в 1996 году. Больничная касса может разориться. В этом случае застрахованные тут же меняют кассу. Между врачами и больничными кассами существует посредник – врачебное объединение, занимающееся расчетами. На ведение дел государственные кассы тратят до 5% средств, а частные – до 15% средств.

Больничные кассы занимаются сбором статистических данных по регионам Германии, отслеживают медицинские расходы, данные по качеству и удовлетворенность пациентов, совместно с Врачебной палатой осуществляют разъяснительную работу в школах, организовывают программы о здоровье на телевидении и другие социальные проекты. В настоящее время больничная касса рассматривается как предприятие службы сервиса. В кассе есть call-центр, осуществляющий круглосуточную консультационную поддержку застрахованных. В кассе можно получить консультации врачей-экспертов (второе мнение), для своих клиентов существует система навигации по всей системе здравоохранения Германии.

Государство осуществляет законодательную, регулирующую и контролирующую функции. Государство компенсирует дефициты государственных больничных касс, до определенного уровня.

Безопасности лекарственных средств в Германии придается большое значение. Законом о лекарственных средствах установлено, что в основном потребитель получает лекарства лишь после их проверки на качество, эффективность и надежность в рамках государственной процедуры допуска. Чтобы защитить потребителя, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие меры, Федеральное ведомство по вопросам здравоохранения держит лекарственные средства под постоянным наблюдением и после их допуска. В законе о лекарственных средствах содержатся подробные инструкции по безопасности при изготовлении лекарственных средств; в нем определяется, какие средства могут продаваться только в аптеках и какие только по рецепту врача. Важные функции по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств выполняют Институт лекарственных препаратов при Федеральном ведомстве по вопросам здравоохранения в Берлине и контрольные органы земель. Законом запрещена продажа лекарств через Интернет.

Стоимость медикаментов, выписанных по рецепту, оплачивается полностью больничными кассами при хронических заболеваниях, при единичных случаях до определенного предела. Врачи, работающие без лицензии государственных больничных касс, не могут выписывать льготные рецепты.

Аптеки в Германии не сетевые, но могут объединяться в кооперативы. Один аптекарь имеет 1 лицензию и 1 аптеку.

Медицинские учреждения и оптовые фирмы не имеют права продажи медикаментов конечному покупателю.

Все врачи действуют через самообъединения, которые представляют их интересы. Любой пациент может идти к любому врачу в Германии, даже в Евросоюзе, но оплата только по ценам Германии.

В федеральной земле Северный Рейн медицинскую помощь оказывают 200 больниц, имеющих 63.000 коек, где работает 53.000 врачей. Количество необходимых коек определяет министерство здравоохранения земли. Исходя из этого, планируется годовой бюджет. Соблюдается принцип подушевого финансирования. Дополнительно проводится финансирование медицинских организаций путем выделения инвестиций на закупку нового оборудования и внедрение новых медицинских технологий. Имеется четкое разделение между врачами общими и узкими специалистами. Эти специалисты в основном представляют амбулаторную часть здравоохранения. Их общая численность порядка 140 тыс. во всей Германии.

Мне было странно узнать, что в настоящее время в Германии существует также как и в России серьёзная проблема нехватки специалистов на местах. Несмотря на все предпринимаемые меры поддержки таких специалистов правительствами федерации и земель (жильё, денежные выплаты и тд), ощущается дефицит врачей, особенно в сельской местности и небольших поселениях.

Больницы находятся в ведении государства (около половины больничных койко-мест), а также общественно-полезных, большей частью церковных, союзов (35-40% больничных койко-мест) и, в незначительной мере, частных фирм (источник – врачебная палата Нордрейн).

Больницы в Германии – достаточно автономные предприятия. Земельное правительство не вмешивается в деятельность больниц, но может проводить проверки их на соблюдение законодательства. Система лечебно-профилактических учреждений Германии считается одной из лучших в мире и характеризуется широким применением инновационных технологий и медицинских манипуляций. Все существующие в стране больницы можно разделить на следующие категории: общественные, благотворительные и частные. Последние обычно представляют собой небольшие клиники, управляемые по всем принципам коммерческих предприятий. Благотворительные госпитали финансируются некоммерческими организациями, такими как Красный крест, или же из церковных бюджетов. Все пациенты, независимо от вида страхования, имеют право выбора между общественными, благотворительными и частными больницами в своем регионе, если эти учреждения были одобрены фондом ГОС. В обычных больницах почти всегда выделяется некоторое количество коек для пациентов с частными страховками.

Мощность или коечность госпиталя каждый год может пересматривать правительство земель, исходя из количества пациентов обратившихся в предыдущий год или нескольких лет, их профиль определяется руководством госпиталя, исходя из актуальности патологии и количества потенциальных пациентов в год, т.е. количества потенциальной прибыли за год. Все это заставляет клиники иметь свой основной профиль, специализацию. Надо сказать что, сама специализация в медицине имеет чрезвычайно узкий характер, при ёе высоком техническом и современном оснащении, а также при ёе доступности для любого пациента, что в принципе даёт прекрасный результат качества и скорости оказания медицинской помощи. Оказание медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется по принципу полного или частичного стационара, а также в виде догоспитализационного или послегоспитализационного лечения. В случае, когда амбулаторное лечение не приносит удовлетворительных результатов, каждый пациент, имеющий страховой полис Национального больничного фонда, может рассчитывать на стационарное лечение. Все пациенты как с государственной, так и с частной страховкой, должны иметь направление для лечения в стационаре, хотя это скорее формальность, чем реальная необходимость. Интересно, что госпитализация в отделение неотложной помощи может проводиться даже врачом, не работающим в данном учреждении. Подобным образом сотрудники одной больницы имеют право госпитализировать пациента в другое лечебное учреждение. Почти все доктора оказывают медицинские услуги пациентам с обоими видами страхования, а медицинские карточки находятся у наиболее часто посещаемого специалиста. Для оплаты услуг врача пациенты с государственной страховкой используют электронную карточку, которая считывается в специальном устройстве, и затем через Региональную ассоциацию доктор подает запрос в лечебный фонд. С позиции пациента это не сложнее, чем рассчитаться в магазине обычной платежной картой. Стоимость выписываемых препаратов, зарегистрированных врачом на конкретный номер страховки, отправляется непосредственно в фонд. Таким образом создается интегрированная система оплаты, регистрации и контроля медицинских манипуляций и приема препаратов, требующая минимальных усилий врача. Работа медицинских сотрудников первичного звена оплачивается соответственно количеству оказанных услуг, но условия могут изменяться в зависимости от договоренности между региональным фондом и ассоциацией врачей. Доктора, практикующие в рамках программы ГОС, получают финансовое вознаграждение за количество баллов, которое и определяет долю каждого врача от общей суммы, переводимой на счет Региональной ассоциации лечебным фондом один раз в квартал. Система начисления баллов может отличаться в разных административных округах.

Региональные ассоциации врачей должны распределить сумму накопившихся за квартал баллов сначала между лечебными фондами, чтобы получить плату за оказанные услуги, а затем уже эти деньги отправляются на счета докторов.

В деятельности больниц выделяется три основных направления: медицинская служба, служба по уходу, медицинская техническая служба. Остальные направления деятельности в большинстве случаев на аутсорсинге. Каждой больнице ежегодно выделяется бюджет, который согласовывается индивидуально между больницей и специальной группой сообщества медицинских страховок. Бюджет на год согласовывается начиная с августа по ноябрь бюджетного года задним числом в зависимости от количества коек, специализаций, радиуса обеспечения, количества пациентов, инвестиционных проектов, прочих факторов. Каждая больничная касса вносит свою процентную часть. Из бюджета оплачиваются содержание больницы, медикаменты, расходные материалы, зарплаты, инвестиции (до определенной границы).

С 2005г. в Германии внедрена система оплаты медицинских услуг клиникам и госпиталям по методике диагностически-связанных групп заболеваний. Данная система оплаты медицинских услуг имеет незначительные недостатки, но на сегодняшний день является самой современной, которая позволяет сократить время на обработку информации, подготовку реестров, но самое главное эта система оплаты медицинских услуг стимулирует и заставляет врачей контролировать и снижать затраты на лечение без потери качества оказываемой медицинской помощи. Система расчетов стационарных услуг едина для всех больниц независимо от подчинения. Государство регулирует стоимость стационарного и амбулаторного лечения, количество лицензий для практик, аптек и тд. Определена фиксированная сумма в квартал за каждого пациента от государственной страховки плюс взнос пациента. Факторы повышения прейскуранта врача: лабораторные услуги; радиологические услуги; время, затраченное на разговор с пациентом; услуги повышенной сложности и т.д.

Больничный лист до 7 дней выписывается единолично любым врачом. Затем его можно закрыть и брать сразу новый. Решение принимает только лечащий врач (самостоятельно) о сроках и количестве больничных листов. Контроль осуществляют эксперты больничной кассы.

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации.

Оценивая увиденное во время стажировки, хочу сказать, что из опыта немецкой системы здравоохранения можно многое подчерпнуть.

Во-первых, достаточное финансирование. Отрасль здравоохранения Германии – это 11,6% ВНП страны, чего, к сожалению, нет у нас. Дефицит финансового обеспечения программы государственных гарантий не позволяет оказывать качественную медицинскую помощь каждому гражданину. Кроме того, в Германии каждый работающий гражданин обязан участвовать в финансировании отрасли, что позволяет любому гражданину иметь качественную медицинскую помощь. Хочется пожелать полного финансирования отрасли. Понимаю, что введение даже частичного обязательного взноса за лечение с граждан у нас в стране вызовет волну социального протеста в силу низкой платежеспособности населения. Необходимо поднимать общий экономический и социальный уровень, после чего можно вводить обязательный медицинский взнос.

В системе здравоохранения Германии гражданин – плательщик «диктует» правила работы для всех (больничных касс, клиник, частнопрактикующих врачей). Во главе угла – пациент. Это возможность для пациента выбирать, кто будет распоряжаться его деньгами. Ведь в получении его взносов заинтересованы больничные кассы, они стараются предоставить больший набор услуг, какие либо поощрения пациенту. Гражданин Германии выбирает врача, больницу, больничную кассу и может это делать бессчетное количество раз. Финансовое состояние последних зависит от пациента. Это создает здоровую конкуренцию, при относительно одинаковых ценах на услуги привлечь пациента можно только качеством оказываемой услуги.

В нашей стране сделан первый шаг. Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ» гражданину предоставляется право выбора врача, страховой компании, больницы. В выступлении Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на первом национальном съезде врачей России сказано: «Мы предприняли немало усилий, в том числе модернизировали специальное законодательство, которое дает пациенту возможность реально выбирать врача, поликлинику, больницу, страховые организации».

На деле у нас в Белгородской области один монополист – страховая кампания «МАКС-М». Поэтому у людей нет реального выбора страховой кампании. Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ»для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий предусматривается лишь право на выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера не чаще чем один раз в год с учетом согласия врача. Выбор больницы определяется в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Очереди на лечение в специализированные клиники не позволяет говорить о равенстве в получении качественной медицинской помощи. Поэтому выбор врача и больницы носит скорее декларативный характер. Необходима ориентация на пациента в системе медицинского страхования.

Система здравоохранения Германии – «живая», саморегулирующаяся, сбалансированная. Важный принцип организации системы ОМС в Германии - принцип субсидиарности или децентрализации. Этот организационный правовой принцип ориентирован на то, что задачи должны решаться на максимально удаленном от центра уровне, то есть там, где они наиболее эффективны. Государство издает нормативно-правовые нормы и контролирует их выполнение. Сами земли определяют количество больничных и реабилитационных коек. Централизация в условиях нашей страны – это сложный, малоповоротливый механизм. Определять сколько и каких коек необходимо на уровне региона. Ведь у разных регионов существуют различия в климатических поясах, национальных привычках, образе жизни и тд.

Больничная касса в Германии – не сборщик взносов и их распределитель. Она обязана давать населению информацию об уходе, лечении и тд. Анализирует заболеваемость, смертность и другие показатели и предлагает различные программы по профилактике, которые сама финансирует.

Меня очень поразила поездка в Сервисный Центр Clarirmedis (страховой кампании). Это навигатор в системе здравоохранения для застрахованного. Аннет Кремер провела нам экскурсию по Центру. В нем работает 120 человек, у него два уровня – простой и более сложный. Центр работает без выходных, 24 часа в сутки. Это единственный такого рода Центр в Европе. В нем есть врачи специалисты, специалисты в области мед. страхования, специалисты по питанию, медицинские сестры. Центр дает информацию по вопросам медицинского страхования, уходу, лечению, диагностики, поиска больницы и врача. Это не означает, что специалисты назначают лечение и ставят лечение по телефону. Они определяют, к какому врачу необходимо обратиться и по какому поводу, иногда вызывая машину скорой помощи для позвонившего больного, помогают записаться к конкретному врачу. Все рекомендации даются в соответствии со стандартами доказательной медицины, вся информация является независимой.

«Когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов» - Конфуций.

Российские страховые кампании являются получателями налогов, заинтересованы в получении штрафов с учреждений здравоохранения. Учреждения здравоохранения в Германии не штрафуют. Жалоба пациента там является показанием для определения пути улучшения качества медицинской помощи.

Совокупная страховая система Германии включает в себя разнообразные страховки: медицинское страхование, страхование по уходу, пенсионное страхование, страхование от безработицы и от несчастных случаев.

Страховка по уходу обязательная для всех и составляет 2% от з/платы. Граждане, не имеющие детей, платят 2,5%.В этой страховке 3 вида ухода. 2,25 млн. людей в Германии нуждаются в таком уходе.

В нашей стране нет страхования по уходу, хотя потребность в этом очень велика. Остальные элементы действуют разрознено. Необходимо воспитывать бережное отношение к пожилым, инвалидам, но не на бумаге, а на деле.

В Германии хорошо организовано паллиативная и реабилитационная помощь. Старение общества приводит к тому, что все дороже обходится система здравоохранения, увеличивается количество медиков необходимых для них. Поэтому необходимо развитие реабилитационных больниц, находящихся в системе ОМС.

Все явственней видно, что реабилитация при различных заболеваниях позволяет вернуть человека к полноценной жизни и труду либо дать ему возможность самостоятельно себя обслуживать.

Неизгладимое впечатление осталось от посещения реабилитационной клиники St.Mauritius в г.Меербуш вблизи Дюссельдорфа, которая была открыта в ноябре 2000г. В клинике работает 500 сотрудников и имеется 300 койко-мест. За год здесь лечатся 3400 пациентов. В клинике три отделения: неврологическое, гериатрическое, педиатрическое. Поражает индивидуальный подход к каждому больному. Для пациента ставятся только те цели, которые можно достичь. Используются только научно доказанные методики. В связи с наличием очереди на лечение в детское отделение, принято решение о строительстве новой детской клиники стоимостью 15 млн. € за счет средств больницы. Главный врач детского отделения является частнопрактикующим врачом. Используются различные методики – физиолечение, эрготерапия, спорттерапия, различные аппараты: моделирующие ходьбу, движение рук, «провисающий канат» для ходьбы, прибор, помогающий при трудностях с поднятием стопы и тд. Очень понравилось отделение музыкотерапии. Ведь использование музыки издавна считалось целебным средством при многих заболеваниях.

К сожалению, в нашей стране нет сети реабилитационных больниц , реабилитация не является обязательной. По большому счету пациент после выписки из стационара предоставлен самому себе и участковому врачу. При наличии активных родственников реабилитация становится возможной. Но у всех она разная в зависимости от количества собственных денежных средств.

У нас в области есть прекрасные примеры реабилитационных клиник – одна для детей инвалидов в п. Веселая Лопань и вторая – в Новотаволжанке для взрослых. К сожалению условия пребывания, в последней оставляют желать лучшего, хотя качество лечения очень высокое. В настоящее время в больнице идет капитальный ремонт. Эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что это направление очень востребовано, но не всем доступно.

К сожалению, имеющееся на сегодня в нашем городском округе здание Центра медицинской профилактики, где находятся грязе- и водолечебница нуждается в капитальном ремонте. На неоднократные заявки о включении данного здания в план капитальных ремонтов положительного ответа не было. После капитального ремонта округ получил бы прекрасную больницу восстановительного лечения…

Как прекрасный пример отечественной реабилитации можно привести работу «Центра доктора Бубновского С.М.» по реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава. Его прекрасное выступление запомнилось на Российско-немецком форуме в генеральном консульстве РФ в г. Бонне. К сожалению, работа частных центров реабилитации неизвестна многим и недоступна большинству больных. Было бы замечательно оплачивать реабилитацию в любой больнице за счет средств ОМС.

В Германии все больницы и клиники работают по принципу «Больница как Дом». Поражает отсутствие охраны у входа в здание, необходимости в переодевании, бахилах и др. «атрибутах» наших стационаров. В Германии все заходят в больницу одетыми, причем это касается как соматических отделений, так и реанимации и роддома. При посещении клиники родовспоможения поразила картина: папа выходит из палаты с коляской, чтобы прогуляться с ребенком которому от роду один день. Коляска предоставляется роддомом. Все условия в отделениях максимально приближены к домашним, иногда – лучше. Кругом –чистота и порядок. Вот одна из причин, по которой и российские пациенты едут на лечение в Германию. Зачастую лечение у нас не хуже, но уровень сервиса и условия оставляют желать лучшего. Изменив эту ситуацию, мы можем уменьшить поток пациентов на лечение за границу.

Система здравоохранения Белгородской области нуждается в реформировании и улучшении. Программой модернизации определены важнейшие направления. Это улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, введение стандартов лечения, информатизация. Благодаря программе модернизации капитально отремонтирован корпус «В» МБУЗ «Губкинская городская детская больница». В этом году начат ремонт корпуса «Г» МБУЗ «Губкинская городская детская больница». Но к сожалению, программой модернизации не предусмотрены реконструкции и строительство новых учреждений. В нашем городском округе остро стоит необходимость строительства типовой детской поликлиники, филиала поликлиники в м-не Журавлики, Истобнянской амбулатории, женской консультации, реконструкции здания станции скорой медицинской помощи, Боброводворской амбулатории. В программу модернизации они не вошли.

В Германии капитальные инвестиции проводятся правительством Федеральных земель. Хотелось бы, чтобы в 2012 году программа модернизации в части улучшения материально-технической базы учреждения здравоохранения не закончилась, а стала бы плановой, ежегодной. Необходимо строительство новых типовых учреждений, отвечающих нормативным требованиям. При посещении клиник Германии меня поразило достаточное количество земли, позволяющей проводить строительство новых больничных корпусов. Но это не только в новых клиниках (которым 20 лет), но у старых учреждений, стаж которых более 100 лет. Для нашего городского округа характерна ситуация когда ЛПУ испытывают дефицит площадей, зачастую не соответствующих правилам пожарной безопасности, СНиПам и СанПинам. Необходимо резервировать земельные участки для строительства больничных городков.

В округе требуют замены изношенное, устаревшее, вышедшее из строя медицинское оборудование. Для его замены необходимо ежегодно закладывать достаточные средства в областной бюджет. Необходимость в приобретении того или иного оборудования должен определять врач, а не экономист!

Внедрение информатизации в нашем округе позволило ввести электронную запись на прием к врачу не только в наших поликлиниках, но и к врачам областной клинической больницы и областного онкодиспансера. Хочется надеяться, что внедрение информатизационных технологий в отрасли позволит снизить нагрузку на врача.

Представляет большой интерес последипломное образование в Германии. Образование врача после получения диплома продолжается постоянно. Врач обязан за 5 лет набрать не менее 250 баллов. Проделаны первые шаги в этом направлении и у нас.

В Германии 17 врачебных палат, которые имеют серьезные полномочия и авторитет. Деятельность врачебных палат в Германии – пример для нашей Национальной Медицинской Палаты. Считаю, что нам необходимо учитывать опыт врачебной палаты Германии.

Необходимо развивать в обществе интерес и понимание необходимости здорового образа жизни, осознание гражданином своей ответственности за здоровье. Здесь необходимы решительные меры нормативно-правового и экономического характера на федеральном уровне.

Еще о многом можно было бы сказать… Считаю, что слепо копировать чей-то опыт бессмысленно. Но взять проверенное временем в одной из лучших систем здравоохранения в мире необходимо.

Ведь когда обмениваешься опытом, достижения одних становятся и достижениями других.

Кельн, Москва, Губкин



Губанова М.Д.
Каталог: materials -> download.php?src=OtchetPoStag -> Reports 2012
materials -> Санкт-петербург
materials -> Карбоновые кислоты и их производные (вопросы для подготовки к коллоквиуму)
materials -> Работа Федерального агентства воздушного транспорта с обращениями граждан в 2014 году
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Российская академия народного хозяйства
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»

Скачать 232.43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница