Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад



страница1/4
Дата29.12.2018
Размер1.05 Mb.
#65452
  1   2   3   4

Пахтелева Ю.В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о.Кинель

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр . Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

ФГОС дошкольного образования предъявляет серьёзные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Математические представления, которые получает ребенок активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно играть в игру "Живая неделя". Дети становятся днями недели и получают разные задачи: построится по порядку, или строятся с любого другого дня недели. Можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Очень важны игры на ориентирование в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, игра "Найди игрушку" (детям дается схема , как найти игрушку: куда и сколько шагов надо сделать. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается, какие предметы в группе похожи на круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Очень любят дети составлять из геометрических фигур различные картинки.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел, цепочка закономерностей, игры « Танграм». Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.

Хочу привести примеры нескольких игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.



ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

  4. Составить квадрат и треугольник маленького размера

  5. Составить маленький и большой квадраты и другие.

ИГРЫ С ЧИСЛАМИ.

1.Назови соседей числа

2.Какой цифры не стало?

3. «Сколько?» (сосчитать предметы)

4. «Считай не ошибись!» (порядок следования чисел в прямом и обратном порядке).

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.


  1. «Чудесный мешочек» (узнай фигуру на ощупь).

  2. Геометрическая мозаика.

  3. «Найди предмет такой же формы» и другие.

Систематическое использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Обучая, играя, мы воспитываем в ребенке радость к учению.

Литература

  1. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

  3. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

  4. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.


Сусметова М.Н.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка м.р. Кинельский



«Влияние математических игр на развитие интеллектуальных способностей дошкольников»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Большую роль в развитии этих способностей играют математические игры.

Выводы:

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, математические игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, умению выражать свои чувства, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Математические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.



Игра "Какое что бывает?".

Цель: научить сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

Ход игры:

Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

Что бывает длинным? (коротким)

Что бывает широким (узким)?

Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.



«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход игры:

Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов, познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход игры:

На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой. Воспитатель читает стихотворение:

Петушок


Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу


- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас (настенные часы с кукушкой)

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход игры:

Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.



«Посадим ели»

Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход:


Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

Караксина Е.В.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Тополёк» ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель



Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора

Актуальность.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонов, Л. В. Куцакова и др.) Н. Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.

Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д).

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.



Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА»

(средняя группа)

Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора

Задачи:


1. Сформировать элементные математические представления (количество и счет, соотношение целого и части, соотношение числа и цифры, геометрические тела и плоские фигуры).

2. Способствовать умению собирать по классификации предметов по одному или нескольким признакам.

3. Организация познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

Результаты деятельности детей:

1. Умение детей соотносить цифры с количеством предметов, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом порядке. Закрепить названия цифр.

2. Освоение способов художественного оформления LEGO конструкций.

3. Развитие эстетических и художественных способностей.

Оборудование: кубики и кирпичики LEGO -конструктора, цифры.



1игра. Педагог читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»

(сопровождает показом цифр).

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть от топыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Вопросы.

Кто главные герои этого стихотворения?

Развивающая игра «Число и цифра».

У каждого ребенка набор цифр от 1 до 5.

Педагог показывает детям поочередно карточки с разным количеством предметов (1, 2, 3, 4, 5).

Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой.

Развивающая игра «Соедини правильно».

Вопросы.

Соедините каждый квадрат с цифрой с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.

Какие карточки соединили (Цифра два и две вишенки, цифра три и три морковки, цифра четыре и четыре огурца, цифра пят и пять репок, цифра один и одна игрушка).



2 игра. Художник нарисовал из кубиков счетную лесенку, а когда собрался ее разукрасить, у него закончились краски.

Вопросы.

Как мы можем помочь художнику?

Задание от художника.

Лесенка, которая состоит из одного кубика, раскрась красным.

Лесенка, которая состоит из двух кубиков, раскрась оранжевым.

Лесенка, которая состоит из трех кубиков, раскрась желтым.

Лесенка, которая состоит из четырех кубиков, раскрась зеленым.

Лесенка, которая состоит из пяти кубиков, раскрась синим.

Педагог вносит LEGO - конструктор и предлагает рассмотреть из каких деталей он состоит (кубики) их цвет, размер и количество.

Вопросы.

Какую конструкцию можно сделать?

Что для этого нужно?

Педагог дает время для самостоятельной деятельности детей.



3 игра. Педагог вносит LEGO - конструктор. Рассказывает сказку, используя модели, собранные из LEGO - конструктора (дерево, квадрат, прямоугольник, королева математика).

В некотором царстве, в некотором государстве жила королева Математика. Она очень любила давать задание своим подчиненным. И однажды она приказала прямоугольнику и квадрату принести ей наливное яблоко, которое росло в саду на высоком дереве. Призадумались квадрат и прямоугольник дерево высокое, а мы низкие. Что нам делать?

Вопросы к детям:

Как нам помочь жителям сказочно страны?

А как нам ее сделать?

Что для этого нужно?

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5.

Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков из LEGO - конструктора, соответствующее цифре. Получается лестница с пятью ступеньками.

Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:


Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.

Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.

Пронумеруй ступеньки снизу- вверх и сверху вниз.

Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

4 игра. Соединяют объекты из LEGO – конструктора в единую композицию.

Педагог дает возможность дополнить композицию новыми объектами и обыграть ее, придумывая новую математическую историю.



Бикмурзина О. В.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка м.р. Кинельский



Картотека игр по математике (младшая группа)

Количество и счет



Игра «Кто найдет цветок для мотылька»

Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. Потом раздает детям по одному мотыльку. Уточняет, сколько мотыльков у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него своего мотылька. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков.



Игра «Медведь и пчелы»

Дети сидят на стульчиках — пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня — пчелка, Ира — пчелка, Валя — пчелка, Света — пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,— отвечают дети. «Сережа будет медведем,— говорит воспитатель и спрашивает: — Сколько медведей?» — «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка — много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь — пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» — «Одна».— «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».

Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. После игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много: «Вот одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много».



Игра «Самолеты»

Направлена  на закрепление понятий «один», «много».

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов.

Воспитатель.   Вы   все — летчики.   Лена — летчица,   Коля — летчик, Ира — летчица. Сколько у нас летчиков? Дети. Много.



Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов?

Дети. Много самолетов.

Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)

Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?»



Игра «Разноцветные фонарики».

Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику

При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» — «Много».— «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?» — «Один, еще один».— «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Коли, Светы, Иры, сколько фонариков положили Таня, Валя, сколько всего фонариков в коробке.

Таким образом, воспитатель учит детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом предметов. Необходимо постоянно менять наглядный материал: это могут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.



Игра «Поезд»

Упражняет  в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много. В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал — и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?» Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продолжается.



Игра  «Бабочки и цветы»

Установление  равенства между двумя группами предметов

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд  под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе .

Воспитатель  предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки». Сколько  бабочек? Много.

Полетели  «бабочки». Дети, размахивая руками-«крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.

Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка.

— Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?

— Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.

Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо положить еще 1 —2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

Игра «Воробушки и автомобиль»

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» — обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок — он водитель автомобиля.

Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воробушков».

«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками, летают.

Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки.

Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну? Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется.



Игра «Скорый поезд».

Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев-вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

Воспитатель может убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для детей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов будет на один больше, чем играющих. Это  позволит избежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.

Литература:

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.- 127 с.

Математика для дошкольников. / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова.- М.: Просвещение, 1992.-191с.

Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст  /В.П.Новикова.- М.: Мозаика – Синтез , 2007.-104с.

Бикмурзина О. В.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка м.р. Кинельский



Консультация для родителей по математическому развитию детей младшего возраста.

«Поиграйте со мной дома!»

Уважаемые родители, неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет можете оказать Вы. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Поэтому мы рекомендуемь некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

 

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»



Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

 

2. Математическая игра «Составь цветок»



Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

 

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»



Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

 

4. «Собери бусы»



Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

 

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»



Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

 

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. 



Играйте с ребенком с удовольствием!

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011г.

  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 3-4 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 2012г.

  3. Эффективные формы работы с родителями... - Маам.ру

maam.ru›…yefektivnye…s-roditeljami-po…s…detei.html

Михайлова Г. А.,

Воспитатель, структурное подразделение детский сад "Буратино"

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский г. о. Кинель

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

тема: «ТРИ МЕДВЕДЯ»



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная, музыкальная, продуктивная.

Цель:

- Знакомство с числом 3.



Задачи:

- Познакомить с числом 3.

- Формировать умение называть числительное по порядку, указывая на предметы.

- Закреплять умение относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.

- Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький).

- Сформировать умение отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

- Продолжать знакомить с геометрическими фигурами – круг.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать внимание и наблюдательность.

Методы и приемы:

- практические: физкультурная минутка, лепка тарелок ;

- наглядные: мультфильм «Три медведя», рассматривание картинок;

- словесные: отгадывание загадок, проговаривание слов физкультурная минутки.



Материалы и оборудование:

Мультфильм «Три медведя»; картинки форматом А4: 3-х медведей, 3-х стульев, 3-х кружек, 3-х тарелок, 3-х чашек, 3-х кроватей, 3-х подушек, цифра 3; круги с цифрой 3 разного цвета; клеенки, пластилин.



Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка

Познавательно-исследовательская

Формирование элементарных математических представлений

Коммуникативная

Отгадывание загадки, проговаривание слов физкультурной минутки

Музыкальная

Просмотр мультфильма «Три медведя»

Продуктивная

Лепка тарелочек для медведей

Логика образовательной деятельности



Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель включает мультфильм «Три медведя»

Дети узнают сказку.

Заинтересованы мультфильмом

2.

Воспитатель предлагает послушать загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?


Дети слушают, отгадывают.

Эмоциональное включение детей.

3.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран телевизора, пересчитать, правда ли трое их живет в избушке, там 3 стула, 3 кружки, 3 тарелки, 3 кровати, 3 подушки?

Дети смотрят на экран телевизора, пересчитывают предметы.

Умеют считать до 3-х.

4.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на размеры предметов: на стулья, на кружки, на тарелки, на кровати, на подушки.

Дети определяют размеры предметов: большой, поменьше, маленький.

Дети внимательны, наблюдательны.

5.

Воспитатель предлагает провести физкультурную минутку.

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)

А сынок – малютка просто. (Присесть.)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)



Дети выполняют физкультурную минутку.

Сформировано слуховое восприятие, умение выполнять скоординированные движения.

6.

Воспитатель предлагает посмотреть на цифру 3. У нас 3 медведя живет в избушке, у них 3 стула, 3 кружки, 3 тарелки, 3 чашки, 3 кровати, 3 подушки.

Дети знакомятся с цифрой 3.

Знают, что существуют цифры.

7.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди цифру 3» (Цифры написаны на кругах разного цвета и размещены в разных местах группы).

Дети ищут круги с цифрой 3.

Сформировано внимание, наблюдательность.

8.

Воспитатель предлагает слепить тарелки на каждого медведя.

Воспитатель напоминает, что пластилин надо размять. Разделить на 3 части: одна часть большая, вторая часть поменьше, третья часть маленькая. Лепить в ладонях. Круговыми движениями, получившийся шар – расплющить.



Дети делят пластилин на 3 части, лепят тарелки круговыми движениями.


Дети умеют лепить круговыми движениями шар, сплющить шар.

9.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что сегодня узнали нового, что им было интересно.

Дети делятся впечатлениями.

У детей развита связная речь в соответствии с возрастным уровнем, дети эмоциональны, активны.

Литература:

  1. Аджи А. В., Кудинова Н. П. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», Воронеж, 2014.

  2. Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников, Москва, 2008.

  3. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 3-4 лет, Москва, 2012.

  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа, Москва, 2015.

Красильникова Т.Е.,

Воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.



Для закрепления знаний о геометрических фигурах использую следующие игры:

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Содержание:

Дети сидят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит мяч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал: демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона; раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание:

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Содержание:

Воспитатель: «Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие».

Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте такую башню на своих фланелеграфах», - говорит воспитатель.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, игры способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Литература:

1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

3. Пономарева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: планы занятий / И. А. Пономарева, В. А. Позина. – М.: Мозаика-Cинтез, 2010.


Ерофеечева Л.Ф.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко»ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля



План – конспект совместной деятельности педагога и воспитанников

в старшей группе




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница