Память в повседневной жизни и учебной деятельности



Скачать 102.08 Kb.
Дата23.06.2019
Размер102.08 Kb.
ТипМетодическая разработка

Государственное учреждение образования

«Ушачская средняя школа»



Память в повседневной жизни и

учебной деятельности

(Методическая разработка)

Автор: учитель истории

Михайлова Марина Владимировна

Витебская область, г.п. Ушачи,

ГУО «Ушачская СШ»

телефон: +37529 1534179

2016


Цель: показать роль и значение памяти в повседневной жизни и учебной деятельности.

Задачи:

- раскрыть понятие памяти; рассмотреть виды памяти, процессы памяти и механизмы запоминания;

- мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей путем тестирования различных видов памяти;

- развивать умения конструктивного педагогического общения путем моделирования ситуации педагогической деятельности;

- формировать коммуникативные компетентности, способность работать в команде.

Сообщение учителя:

Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. «Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать» (С.Роуз). Сложные жизненные обстоятельства, стрессовые ситуации, травмы и некоторые заболевания головного мозга могут приводить к дефектам или нарушениям в работе памяти. Амнезия – это потеря или отсутствие памяти. (Можно попросить учащихся привести примеры из литературы, кинофильмов, средств массовой информации).

Задумывались ли вы над тем, насколько велика роль памяти в жизни человечества? Известный психолог С.Л. Рубинштейн отмечал: «Не обладая памятью, человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников, невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, делающее из нас то, что мы, в сущности, и представляем собой».

Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запоминал ряды чисел. И все же, память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Многие ученики жалуются, что плохо учатся, потому что у них плохая память. Наша память капризна, с чем мы не раз сталкиваемся в жизни. Она может хранить в течение многих лет какой-то пустяк, увиденный в детстве. Но может и коварно подвести: вдруг на уроке забываются формулы или даты, которые учили только вчера вечером. Но углубить, расширить, улучшить память, разбудить скрытые возможности своей памяти доступно каждому.

Различают три вида памяти:

- наглядно-образную (зрительную, слуховую и др.), которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются понятия, термины, схемы, формулы;

- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов – слуховая, у спортсменов – двигательная, у философов, политиков, ученых – словесно-логическая.

Память тесно связана с волей человека. В зависимости от участия воли в процессе запоминания различают непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память осуществляется без участия воли. В этом случае человек не ставит перед собой специальной цели что-либо запомнить, а непроизвольно запоминает то, что является новым, необычным, неожиданным или интересным для него. Произвольная память характеризуется заранее поставленной задачей, участием волевых усилий и применением специальных приемов запоминания.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это запоминание на короткий срок иногда после однократного или очень короткого восприятия. Долговременная память – это длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения. Память разделяют также на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше. Сочетание кратковременной и долговременной памяти называется оперативной памятью. Она работает в конкретной ситуации, когда необходимо извлечь из памяти определенную информацию. Так, ученик, решая задачу, опирается как на те знания, которые хранятся в его долговременной памяти, так и на те, которые он получил сегодня на уроке.

Затем можно предложить учащимся провести диагностические тесты на различные виды памяти.

Тест 1. Диагностика зрительной памяти на образы.

Учащимся дается таблица с 16 образами (картинками), которая экспонируется в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно). Норма – 8 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.



Тест 2. Диагностика зрительной механической памяти.

На рисунке написаны 12 двузначных чисел. (34, 48, 52, 64, 87, 16, 43, 76, 93, 26, 12, 51). Рисунок демонстрируется не менее30 секунд, затем убирается. Числа необходимо запомнить и затем записать в любом порядке. Если правильно записано 8-9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной механической памяти.



Тест 3. Диагностика слуховой памяти.

Можно использовать методику: «10 слов». Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.



Тест 4. Диагностика слуховой механической памяти.

Учащимся зачитывают 12 двузначных чисел (16, 23, 43, 92, 78, 36, 31, 59, 53, 14, 87, 64). Пор сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.



Тест 5. Диагностика оперативной памяти.

Учащимся зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Надо запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.

Варианты заданий: Ответы:

3 1 5 2 7 4 6 7 9

4 4 3 5 2 8 7 8 7

1 3 1 5 2 4 4 6 7

6 3 1 5 2 9 4 6 7

4 2 6 1 3 6 8 7 4

7 1 5 2 1 8 6 7 3

3 5 1 2 6 8 6 3 8

7 1 7 2 6 8 8 9 8

3 4 3 2 5 7 7 5 7

2 5 3 4 1 7 8 7 5

Тест 6. Диагностика смысловой памяти.

Учащимся зачитывается 10 пар слов, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывается лишь первое слово из каждой пары. Учащиеся должны припомнить второе слово. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Рекомендуемый набор слов:

шум – вода

стол – обед

мост – река

рубль – копейка

лес – медведь

дуб – желудь

дичь – выстрел

рой – пчела

час – время

гвоздь – доска

Тест 7. Диагностика памяти и анализа ассоциаций.

Для этого теста можно использовать методику «Пиктограмма». Для проведения исследования достаточно иметь карандаш и бумагу. Заранее следует приготовить 12-18 слов и словосочетаний. Например:

тяжелая работа

веселый праздник

развитие

вкусный ужин

болезнь

разлука


счастье

дружба


печаль

строгая учительница

несправедливость

обман


богатство

темная ночь

девочке холодно

страх


подвиг

больная женщина

Во время зачитывания этих фраз учащиеся могут рисовать что угодно и как угодно, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание. Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова. Коэффициент запоминания вычисляется по формуле: Количество правильных ответов разделить на общее количество сочетаний и умножить на 100 процентов. 50-60% – этот показатель свидетельствует о хорошей памяти.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Запоминание – это либо мгновенное запечатление информации, либо ее постепенное заучивание («повторение – мать учения»). Сохранение – более или менее длительное удерживание в памяти различных сведений. При поступлении на хранение новых сведений старые могут измениться под их влиянием. Забывание выражается в утрате способности что-либо вспомнить. Этот процесс имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Когда мы забываем то, что нам необходимо в данный момент (например, не можем вспомнить при выполнении контрольной работы нужное правило), это вызывает затруднения или неприятности. Но, с другой стороны, представьте себе, что ваша память только все запоминает и ничего не забывает. Наверное, память была бы сильно перегружена. Воспроизведение – это процесс актуализации, «оживления» сохраненного в памяти материала. Конечно, память избирательна. И это, наверное, хорошо.



Далее можно предложить учащимся вспомнить и записать несколько счастливых, радостных моментов из их жизни, а затем несколько неприятных моментов. Как правило, первые вспоминаются быстрее и легче.

Русский ученый и философ Д.С. Лихачев отмечал: «Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое».

По мнению многих ученых, мозг человека состоит из 14 млрд клеток, каждая из которых обладает примерно 5 тыс. связей с другими клетками. Исследователи подсчитали, что человеческий мозг может вместить информацию, содержащуюся в миллионах томов книг. Никто не знает границ своей памяти. Память человека отличается от памяти компьютера тем, что человек запоминает информацию избирательную, с учетом ее значения для жизни.

Память можно тренировать.



Сообщения ученика «Законы памяти»:

- Для лучшего запоминания необходимо думать. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если вы постараетесь найти в тексте главную мысль, сделаете конспект.

- Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует почаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а, следовательно, больше запомнится.

- К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если вы предварительно прочитаете что-либо популярное на эту тему.

- Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам.

- Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, - попытаться тут же запомнить нечто похожее.

- Необходимо бороться с забывчивостью. Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само это событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойства вызывать друг друга.

- Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

- Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.

- Повторение материала. Общеизвестно, что повторение – мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день – 34 %, через месяц – 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз – через полчаса, третий раз – через день, а четвертый раз – через 2-3 недели.



Далее предлагается работа в группах.

Учащиеся разбиваются на три группы и получают творческое задание: разработать элементы урока по теме «Средневековый город» (Всемирная история средних веков, 6 класс). При этом они должны использовать приемы рационального запоминания нового материала, опираясь на:

- 1-ая группа – преимущественно слуховую память;

- 2-ая группа - преимущественно зрительную память;

- 3-ья группа - преимущественно смысловую память.

Затем следуют выступления групп, анализ и самоанализ выполненных заданий.

Рефлексия:

Память является одним из наиболее важных познавательных процессов. Память необходима человеку. Она позволяет ему приобретать и впоследствии использовать знания и навыки, жизненный опыт в учебной и трудовой деятельности. Однако необходимо подчеркнуть, что она активна и не может заменить восприятие и мышление. Французский писатель Франсуа Ларошфуко однажды сказал: «Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой ум». (Можно обсудить с учащимися, как они понимают эти слова). Память требует разумного и бережного отношения. Кроме того, человек имеет свои особенности, когда он работает в условиях избытка и недостатка информации. Успешный ученик - это не машина для усвоения информации, запоминать следует только то, что ты понимаешь.



Литература:

  1. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум. - Минск, 2014. - 144 с.

  2. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. - М.:Эйдос, 1994. - 191 с.

  3. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 237с.

Данная методическая разработка может быть использована на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию» по теме: «Когнитивные процессы. Память». Ее также можно использовать во внеклассной работе на классных часах «Познание и самопознание личности». Как показал опыт моей работы, занятия по данной теме заинтересовали учащихся и имели для них практическую значимость.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница