Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта областного бюджета



Скачать 140.65 Kb.
Дата09.05.2018
Размер140.65 Kb.


Зборовская Е.Б.

к.э.н., доцент Ярославского филиала РЭУ


ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ИСХОДНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
Ключевые слова: прогноз социально-экономического развития, макроэкономические показатели, бюджетное планирование, региональные показатели.
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (Прогноз РФ) характеризовались снижением динамики экономического развития, существенным падением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, сохранением повышенного уровня инфляции, сокращением размера реальной заработной платы и увеличением просроченной задолженности по оплате труда, низким уровнем цен на нефть марки «Юралс», высокой волатильностью курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро с преобладающей тенденцией к ослаблению на фоне продолжения действия основных внешне- и внутриэкономических факторов, сформировавшихся в 2014 году.

Прогноз РФ, разработанный в составе 3 основных вариантов, базирующихся на единой гипотезе развития мировой экономики в 2016 – 2018 годах со среднегодовыми темпами прироста 3,4 – 3,6 %, включает в себя базовый, целевой и консервативный варианты.

В соответствии с материалами Прогноза РФ базовый вариант характеризовал основные макроэкономические параметры развития экономики «в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства».

При разработке проекта федерального бюджета на 2016 год Правительством Российской Федерации в качестве основного принят базовый вариант Прогноза РФ. Базовый вариант предполагал достаточно консервативное повышение мировых цен на нефть на основе консенсус-прогноза мировых агентств; сохранение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода; достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга; умеренное возобновление экономического роста начиная с 2016 года при подавленном состоянии потребительского спроса и продолжающемся снижении инвестиционного спроса, восстановительный прирост которого может начаться лишь с 2017 года; ослабление курса национальной валюты в 2016 году с последующим незначительным укреплением в 2017-2018 годах; последовательное снижение уровня инфляции.

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период основывался на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, государственных программах (проектах государственных программ, проектах изменений указанных программ).

В Ярославской области в 2016 - 2018 годах реализовывался 2 этап Стратегии социально-экономического развития (СЭР) Ярославской области «Ликвидация критических отставаний» на 2016 - 2020 годы, который характеризуется ликвидацией наиболее критических отставаний Ярославской области от других субъектов Российской Федерации за счет применения стратегических механизмов развития, осуществлением качественного сдвига в структуре экономики, развитием секторов новой экономики, в том числе малого бизнеса и социальной сферы [13].

Разработка параметров Прогноза СЭР Ярославской области на 2016 – 2018 годы осуществлялась по двум вариантам - консервативному и благоприятному.

Бюджетным прогнозом области устанавливалось, что основным принципом долгосрочной бюджетной политики является надежность, достоверность и консервативность оценок и прогнозов, поэтому в его основу в качестве базового был заложен первый вариант прогноза (консервативный).

Базовый вариант Прогноза РФ характеризовался следующими основными макроэкономическими параметрами.

Прогнозируемый объем ВВП в 2016 году – 78673 млрд. руб. при темпе роста 100,7 % и индексе-дефляторе 106,3 %, в 2017 году – 84910 млрд. руб. при темпе роста 101,9 % и индексе-дефляторе 105,9 % и в 2018 году – 91930 млрд. руб. при темпе роста 102,4 % и индексе-дефляторе 105,8 %. При этом индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) планировалось снизить со 106,4 % в 2016 году до 106,0 % в 2017 году и до 105,1 % в 2018 году.

Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза и проекта бюджетов на период до 2018 года представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Макроэкономические условия формирования прогноза и проекта бюджетов в 2016 – 2018 годах.


Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период 2017 и 2018 годов (далее – Прогноз РФ) макроэкономические условия его разработки характеризуются сохранением макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств. Базовый вариант, являющийся основой для разработки параметров федерального бюджета, предусматривает сохранение консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и сохранением сдержанной бюджетной политики. Данный вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста. Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть Urals на уровне 41 доллар США за баррель в 2016 году и стабилизацией на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозируемого периода. В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства. Потребительский спрос также будет восстанавливаться умеренными темпами – до 1,5 % в 2018 году, индекс потребительских цен прогнозируется в 2017 году на уровне 4,9 % (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года) и 5,2 % (год к году). В 2018 году индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 4,4 % (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года) и 4,8 % (год к году). В 2016 году падение ВВП замедлится до 0,6 %, и уже к концу года в экономике предполагается переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2017 году темп роста ВВП повысится до 0,6 %, в 2018 году рост ускорится до 1,7 %. В 2017 году положительный вклад в экономический рост будут вносить инвестиции в основной капитал и рост конечного потребления домашних хозяйств. Среднегодовой рост промышленного производства оценивается на уровне 1,2 % в 2017 году и на уровне 1,8 % в 2018 году. В течение 2017-2018 годов ожидается постепенное восстановление производства товаров инвестиционного спроса. Важную роль продолжит играть государственный заказ, что будет оказывать положительное влияние на машиностроение. Устойчивая позиция сохранится в секторах-экспортерах с более конкурентоспособной продукцией: ТЭК, металлургия, химическое производство. Положительное влияние на строительный сектор окажет поддержка намеченных масштабных инфраструктурных проектов.

В проекте закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» 2016 год охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам. Планируется, что на смену ему придет этап выхода на параметры сбалансированного развития экономики, что потребует среди прочего определенных изменений в объеме и структуре расходов бюджета для проведения бюджетной консолидации и достижения целевых ориентиров по размеру дефицита бюджета. С точки зрения внешних условий развития отечественной экономики, проектировки бюджета подразумевают продолжающееся замедление темпов мировой экономического роста, в результате чего не ожидается улучшения конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта. Также предполагается сохранение режима санкций на протяжении всего прогнозного периода.

Внутренние факторы так же учитывались. Возобновление роста российской экономики после спада планировалось при разумной государственной поддержке [1; 2], умеренном номинальном росте внутреннего спроса и относительно стабильной динамике курсов валют.

Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза и проекта бюджетов на период до 2019 года представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Макроэкономические условия формирования прогноза и проекта бюджетов в 2017 – 2019 годах.

Расходы федерального бюджета на 2017 - 2019 годы сформированы в рамках бюджетных правил. В среднесрочном периоде предполагается возобновить реализацию механизма бюджетных правил с целью ослабить чувствительность бюджетной системы к волатильности мировых цен на нефть. Согласно предварительным проектировкам, новая редакция бюджетных правил в полном объеме начнет действовать с 2020 года, при этом 2017 - 2019 годы объявлены переходным периодом из-за необходимости избежать слишком быстрого сжатия расходов до уровня, предусмотренного концепцией новых бюджетных правил. Задача перехода к новым бюджетным правилам предопределяет необходимость проведения бюджетной консолидации, которая запланирована на 2017 - 2019 годы. Предстоящая бюджетная консолидация предполагает в большей степени сжатие объема расходных обязательств государства одновременно с повышением их эффективности. При этом важно учитывать не только общие объемы, но и структуру расходов. Более того, в кризисной ситуации последних лет адаптация федерального и региональных бюджетов к «новой реальности» происходила в основном за счет сокращения расходов по статьям, определяющего будущее страны и регионов, - расходов инвестиционного характера.

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период основывается на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, государственных программах (проектах государственных программ, проектах изменений указанных программ).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), Бюджетного кодекса РФ Правительством Ярославской области разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Требования к содержанию, порядку разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период (далее - Долгосрочный прогноз), установленные статьей 173 Бюджетного кодекса РФ, утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 03.04.2015 № 375-п «О порядках разработки прогнозов социально-экономического развития Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области».

Прогноз СЭР в соответствии с требованиями статьи 1842 Бюджетного кодекса РФ представлен в составе документов и материалов одновременно с законопроектом.

При подготовке основных параметров Прогноза СЭР Правительство области использовало данные государственной и ведомственной статистики, структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области.

В 2017 году в Ярославской области запланирована реализация 2 этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.

Из Прогноза СЭР следует, что его разработка осуществлялась по двум вариантам - консервативному и благоприятному.

Согласно благоприятному варианту прогнозируются:

- темп прироста валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2017 году на уровне 2,3 %, в 2018 году – на 2,5 %, в 2019 году – 3,2 %;

- индекс промышленного производства в 2017 году 104,8 %, в 2018 году - 105,1 %, в 2019 году – 105,2 %;

- индекс производства продукции сельского хозяйства в 2017 году на уровне 102,2 %, в 2018 году - 102,0 %, в 2019 году – 102,3 %;

- индекс физического объема инвестиций в 2017 году – 101,7 %, в 2018 году - 106,7 %, в 2019 году – 103,6 %.

Согласно консервативному варианту Прогноза СЭР в регионе планируются:

- темп прироста ВРП в 2017 году на уровне 0,6 %, в 2018 году – на уровне 0,9 %, в 2019 году – 1,4 %;

- индекс промышленного производства в 2017 году 103,5 %, в 2018 году - 103,9 %, в 2019 году – 104,2 %;

- индекс производства продукции сельского хозяйства по 101,0 % в 2017 - 2018 годах, 101,2 % - в 2019 году;

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2017 году – 86,1 %, в 2018 году - 101,4 %, в 2019 году – 100,9 %;

- реальные располагаемые доходы населения в 2017 году – 98,5 %, в 2018 году – 98,9 %, в 2019 году – 99,5 %;

- оборот розничной торговли прогнозируется в 2017 году на уровне 99,0 % к предыдущему году, в 2018 году – 99,4 %, в 2019 году – 100,0 %.

Необходимо учитывать тот факт, что в определенной степени экономическое развитие носит инерционный характер, а перестройка сложившейся в настоящее время структуры экономики, основу которой составляет производство товаров с недостаточно высоким уровнем добавленной стоимости, в направлении создания высокотехнологичных эффективных производств, в том числе в рамках импортозамещения, требует определенного времени и затрат соответствующих ресурсов, включая финансовые. При этом временной период перестройки структуры экономики значительно влияет на экономическую безопасность региона [15]. Необходимо отметить, что методические подходы к обеспечению экономической безопасности функционирования инвестиционной системы региона [3], безопасности функционирования региональной инвестиционно-заемной системы [8] разрабатываются, однако по разным причинам не реализованы. Поэтому повышение эффективности межбюджетных отношений [7; 10], использования бюджетных средств [9; 11] и ужесточение финансового контроля [12] в сложившихся условиях критически важны для активного запуска процессов импортозамещения в секторе реального производства, включая оборонную и гражданскую промышленность, сельское хозяйство.

Таким образом, несмотря на возобновляющийся рост в 2017–2019 годах ряда основных показателей социально-экономической активности, рост экономики ожидается умеренным, сохраняются инфляционные и бюджетные риски. Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимы последовательная и предсказуемая экономическая политика, направленная на улучшение внутреннего делового и инвестиционного климата, осуществление структурных реформ, исключение рисков макроэкономической дестабилизации, последовательное снижение инфляции и стабилизация бюджетной системы.

Следует отметить, что переход к формированию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с применением программно-целевого метода (бюджета в программном формате) предъявляет дополнительные требования к увязке планируемых бюджетных ассигнований с достижением конкретных целевых показателей (индикаторов), направленных на эффективную реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития.

Основным результатом бюджетного планирования является подготовка бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Стратегическое планирование для регионального уровня определено как деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития региона. Стержневым документом стратегического планирования, разрабатываемого в рамках целеполагания, является стратегия социально-экономического развития региона. Если установить устойчивую связь между параметрами стратегии и бюджета, то это и будет означать решение задачи координации стратегического и бюджетного планирования. Связь бюджетного и стратегического планирования устанавливается также через включение в число стратегических документов прогнозов социально-экономического развития и государственных программ.

Сопоставительный анализ Долгосрочного прогноза, Бюджетного прогноза, Прогноза СЭР и Стратегии СЭР подтвердил наличие имеющихся проблем при прогнозировании, так как предлагаемые прогнозы не обеспечивают достижения ряда целевых экономических индикаторов, предусмотренных в Стратегии СЭР, существует определенная несбалансированность значений ряда целевых установок документов стратегического планирования.

Следует отметить, что федеральное финансирование региона [4; 5; 6] оказывало, конечно, влияние на его развитие, однако далеко не всегда оно оказывало решающее значение, а что касается отдельных сфер и секторов деятельности, например, региональной системы образования [14], то деньги, конечно, играют большую роль, но не главную.

Следует также отметить, что согласно Бюджетному прогнозу основным принципом долгосрочной бюджетной политики является надежность, достоверность и консервативность оценок и прогнозов, поэтому в основу Бюджетного прогноза в качестве базового закладывается первый вариант прогноза (консервативный). В целях снижения рисков, влияющих на сбалансированность областного бюджета, при планировании и исполнении бюджета необходимо придерживаться консервативного (неблагоприятного) варианта прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период (2016 - 2027 годов), а также политики оптимизации и сдерживания роста расходов.

Одновременно, согласно пояснительной записке к проекту закона прогноз доходов областного бюджета от поступления налоговых и неналоговых доходов на 2017 – 2019 годы рассчитан в соответствии с благоприятным вариантом Прогноза СЭР. Благоприятный вариант Прогноза СЭР характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства. Вариант разработан исходя из умеренной динамики цен на нефть марки Urals на уровне 40 долл. США за баррель в 2017 – 2019 годах.


Список литературы

  1. Бурыкин А.Д. Принципы эффективного использования стабилизационных финансов // Труд и социальные отношения. 2014. - № 1. - С. 96-104.

  2. Бурыкин А.Д., Вишневская М.Д. Влияние стабилизационных финансов на экономику России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. - № 1 (26). - С. 44-48.

  3. Бурыкин А.Д., Вишневская М.Д. Обеспечение экономической безопасности инвестиционной системы региона // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. - № 2 (27). - С. 7-12.

  4. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю. О межбюджетных трансфертах, полученных Ярославской областью в 2014 году // Экономика и социум. 2015. - № 6-2 (19). – С. 342 – 345.

  5. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю. О межбюджетных трансфертах, полученных Ярославской областью // Региональный маркетинг. Сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу / Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им. Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. - С. 28-33.

  6. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю. Федеральные трансферты Ярославской области в 2014 году // Наука третьего тысячелетия. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 13-15.

  7. Бурыкин А.Д., Волков А.Ю., Зборовская Е.Б Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и направления их решений // Инновационный путь развития АПК. Сборник научных трудов по материалам XXXIХ Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА. 2016. - С. 166-171.

  8. Бурыкин А.Д., Ольшевский В.Г. Методические подходы к обеспечению безопасности функционирования региональной инвестиционно-заемной системы // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. - № 2 (27). - С. 13-18.

  9. Волков А.Ю. Исследование динамики развития экономики Ярославской области за 9 месяцев 2015 года // Региональный маркетинг. Сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу / Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им. Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. - С. 37-41.

  10. Волков А.Ю. Некоторые направления совершенствования межбюджетных отношений // Проблемы современной науки и образования. 2015. - № 9 (39). - С. 78 – 80.

  11. Волков А.Ю. Тенденции в экономике Ярославской области за 9 месяцев 2015 года // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред.: Сукиасян А.А. 2016. - С. 69-71.

  12. Волков А.Ю., Волков М.А. Финансовый контроль как категория // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. – № 6-2. – С. 394 – 398.

  13. Волков А.Ю., Зборовская Е.Б. Роль малого бизнеса в социальной сфере // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 240-246.

  14. Гаврилов С.А., Бурыкин А.Д. Проблемы управления региональной системой образования и пути их решения // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Академии МУБиНТ. Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). 2015. - С. 41-46.

  15. Курдюков Д.И., Бурыкин А.Д. Экономические угрозы как фактор снижения экономической безопасности региона // Молодая наука – 2015. Сборник материалов шестой региональной научной конференции студентов и аспирантов. 2015. - С. 256-261.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Свод правил по безопасной работе сотрудников органов исполнительной власти Самарской области, государственных органов Самарской области
2017 -> Руководство по эксплуатации общие сведения. «Жидкий акрил»
2017 -> О восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы
2017 -> Решение по гражданскому делу по моему иску к Петрову А. Н о выселении. В удовлетворении исковых требований мне было отказано в полном объеме
2017 -> Ротавирусная инфекция Профилактика острой кишечной инфекции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница