Оглавление
1.Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 4
1.3 Промежуточные планируемые результаты 5
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 5
Образовательная область «Познавательное развитие» 6
Образовательная область «Речевое развитие» 7
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 9
Образовательная область «Познавательное развитие» 13
Образовательная область «Речевое развитие» 14
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 15
Образовательная область «Физическое развитие» 16
2.2 Особенности планирования образовательного процесса 17
Календарь тематических недель 18
(праздников, событий, проектов и т.д.) 18
2.3 Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие 2
2.4 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми 138
3. Организационный раздел 144
3.1 Особенности организации образовательного процесса 144
Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет) 144
3.2 Регламент непосредственно образовательной деятельности 146
Приложения
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
-
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
-
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
сотрудничество ДОУ с семьей;
-
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа для детей подготовительной группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей подготовительной к школе группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
-
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
-
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
-
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
-
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
-
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
-
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
-
находит новую трактовку роли и исполняет ее;
-
может моделировать предметно-игровую среду;
-
участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители».
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-
в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
-
проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-
понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
-
соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
-
различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
-
знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
-
различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
-
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
-
умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
-
ответственно выполняет обязанности дежурного;
-
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-
старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
-
оценивает результат своей работы;
-
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
-
радуется результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
-
владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
-
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села);
-
имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
-
бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
-
различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
-
обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
-
классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
-
самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
-
способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .
Формирование элементарных математических представлений:
-
владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
-
решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
-
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
-
ориентируется в пространстве и на плоскости;
-
определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
-
выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
-
устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
-
использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
-
знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-
способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
-
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
-
использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
-
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
-
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
-
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении с взрослыми и сверстниками;
-
пользуется естественной интонацией разговорной речи;
-
соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.
Развитие литературной речи:
-
способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;
-
самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-
называет любимые сказки и рассказы;
-
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
-
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
-
может импровизировать на основе литературных произведений.
-
способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
-
способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
-
способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;
-
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
-
способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
-
способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
-
способен проводить звуковой анализ слов;
-
понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
-
различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
-
понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
-
выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
Приобщение к музыкальному искусству:
-
определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
-
называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.
Приобщение к словесному искусству:
-
называет любимые сказки и рассказы;
-
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
-
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
-
может импровизировать на основе литературных произведений.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
– использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации
– применяет традиционные техники изображения.
Развитие конструктивной деятельности:
- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
- различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
- выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
импровизирует под музыку соответствующего характера;
инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.
Развитие детского творчества:
принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;
создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;
создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;
варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
правильно пользуется носовым платком и расческой;
следит за своим внешним видом;
быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
– плавает произвольно на расстояние 15 м;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
соблюдать интервалы во время передвижения;
выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
2. Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
от 6 до 7 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
-
различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
-
обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
-
классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
-
самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
-
способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .
Формирование элементарных математических представлений:
-
владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
-
решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
-
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
-
ориентируется в пространстве и на плоскости;
-
определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
-
выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
-
устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
-
использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
-
знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Поделитесь с Вашими друзьями: |