План урока: Причины религиозной революции Реформации Мартин Лютер и его «95 тезисов»



Скачать 101.59 Kb.
страница1/2
Дата16.03.2019
Размер101.59 Kb.
#75981
ТипПлан урока
  1   2

§11 «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»

План урока:

  1. Причины религиозной революции - Реформации

  2. Мартин Лютер и его «95 тезисов»

  3. Основные идеи М. Лютера

  4. Основные идеи Т. Мюнцера.

  5. Крестьянская война 1524-1525гг.

Основные понятия: Реформация, революция, обмирщение сознания, индульгенция, протестантизм, лютеранская церковь, Аугсбургский мир.
ВАЖНО: Основные направления Реформации: 
1. Бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); 
2. Народное, соединявшее требование упразднения Католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер); 
3. Королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. (Генрих VIII, Елизавета I)
1. Предпосылки и причины религиозной революции - Реформации.

Реформация – движение за переустройство церкви.

Реформацию часто называют религиозной революцией.



Революция крутой переворот, перелом в жизни людей.

В Европе к началу XVI в. происходили существенные изменения, которые предопределили начало Реформации.



Предпосылки Реформации:

  1. Смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Буржуазия была исключена из сословного устройства общества, которое было связано с земельным типом производства. Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устройство общества.

  2. Высокие цены на совершение церковных обрядов, церковные налоги составляли существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные. Вызывало широкого недовольство населения.

  3. Шел процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти церковь.

  4. Наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

  5. Католическая церковь сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала завладеть этими землями.

  6. Возрождение изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников. Шел процесс обмирщения сознания.

Итак, можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных предпосылок начала Реформации:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви

Причины недовольства католической церковью:


Слой населения

Князья, феодалы

Горожане

Крестьяне

Общее

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

3. Продажа духовных должностей и получение взяток

4. Продажа индульгенций



Особенное

1. Вмешательство духовенства в дела князей.

2. Стремление получить часть церковных земель



1. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе

1. Недовольство увеличением церковных владений.

2. Огромные поборы церкви с крестьян.



2. Мартин Лютер и его «95 тезисов»

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. И в первые годы своей учебы в Эрфуртском университете он Папу боготворил. Он стал самым ученым богословом Германии.



В 1517г. – Мартин Лютер выступил с «95 тезисами против торговли индульгенциями». Индульгенция – папская грамота на отпущение грехов.

Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл V. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света.

Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.» Вовремя его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. После суда Мартина Лютера, укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма – Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.
3. Основные идеи М. Лютера

Основные идеи Мартина Лютера:

- Осуждение продажи индульгенции

- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное писание.

- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской.

Таким образом, взгляды Лютера совпадали с взглядами и интересами князей и богатых горожан.

4. Основные идеи Т. Мюнцера.

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.



Основные идеи Томаса Мюнцера:

- Поддержка взглядов Мартина Лютера

- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.

Таким образом, требования упразднения Католической церкви добавились требованиями установления равенства.
5. Крестьянская война 1524-1525гг.

Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной.

Главные причины Крестьянской войны:

1. Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов.

2. Дворяне и князья стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на деньги.

3. Крестьяне страдали от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.



Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тысяч человек боролись против гнета светских и духовных феодалов.

Руководители восстания составили свою программу «12 статей».

Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.

Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100 тыс. человек.

После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, испуганная размахом крестьянской войны, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалось ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант – сторонники реформации церкви.

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. Карл V пытался защитить католическую церковь так как боялся, что вслед за борьбой против Папы начнется борьба против светских владык. Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30-40-гг Реформация успешно продолжалась. Карл V был занят войной с Францией и Турцией. Но испугавшись размаха Реформации он срочно заключил мир и двинулся в Германию, где и разгромил протестантов. Но в следующем сражении объединенные силы протестантов и часть католиков разгромили Карла V. Император сам чуть не попал в плен.

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим. Князья заставили императора подчиниться своей воле.

Итак, Реформация в германии началась снизу. Идеи Реформации добавились требованиями равенства, в результате чего началась освободительная борьба крестьян – Крестьянская война 1524-1525гг., закончившаяся поражением, а Аугсбургский религиозный мир 1555г. закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.
§12 «Распространение реформации в Европе. Контрреформация»

План урока:


  1. Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. 

  2. Кальвинистская церковь.

  3. Орден иезуитов.

  4. Распространение кальвинизма по Европе. Контрреформация.

  5. Попытки реформ и Тридентский собор.

Основные понятия: реформация, кальвинизм, протестантизм, иезуиты, контрреформация, Тридентский собор.

1. Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает близ лежавшие государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

1536 году издает свой труд «Наставление в христианской вере», в котором выражает идею самоуправления церковных общин в вопросе выбора веры.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос: волновавший верующих «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»



Кальвин утверждал, что:

  • Судьбы людей предопределены Богом.

  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.

  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.
2. Кальвинистская церковь.

Кальвинистская церковь признавала только два обряда крещение и причастие.

По своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она сама выбирала своих предводителей – пропове́дников и старейшин – пресви́теров. Поэтому кальвинистская церковь назвалась – пресвитериа́нской.

Пасторы вмешивались в личную жизнь прихожан, контролировали их и даже наказывали. Службу вели па́сторы. Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры, ничто не должно было отвлекать от молитвы. Последователей Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пуританами.

Таким образом, кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и молодой нарождающейся буржуазией т.к. увеличение рабочих дней и накопительство способствовали их обогащению.
3. Орден иезуитов.

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.



1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Методы борьбы иезуитов с протестантами:




«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского



4. Распространение кальвинизма по Европе Контрреформация.

Кальвинизм как протестантское учение распространилось по всей Европе. Потеря власти над рядом стран Европы привела Рим в замешательство, но не на долго. Уже в 40г. XVIв. Папы попытались вернуть свои позиции, а главное и источник своих богатств – десятину. Начался период контрреформации.



Контрреформация – борьба против реформации церкви. В этом папам помогал орден иезуитов. Костры инквизиции полыхали по всей Италии. Церковь обрушилась на передовую научную и философскую мысль (Галилей, Бруно). Папа издал список запрещенных книг, которые нужно было сжечь.

Во второй половине XVIв. Борьбу против Реформации возглавил сын Карла V король Испании Филипп II (1556-1598гг.).

Филипп II мечтал об установлении мирового господства и роли великого католического короля. Он помогал католикам Англии, Германии, Франции в борьбе с протестантами.

При Филипп II каждый испанец должен был доказать, что в четырех поколениях его предки были «чистыми» испанцами и «добрыми» католиками.

Король вел бесконечные войны, но победу смог одержать только над Турцией.

Войны и борьба с еретиками требовали больших денег, поэтому быстро росли налоги.

В результате чего крестьяне, ремесленники, торговцы и владельцы мануфактур быстро разорялись.



Борьбой за «чистоту веры» Филипп II довел страну до бедственного положения.

В XVII в. в Испании начался экономический кризис. Несбыточная мечта превратила Испанию во второстепенное государство.




  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

Проводятся первые попытки реформирования церкви стали – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Итоги Тридентского собора:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.

  3. Укрепление инквизиции.

  4. Запрет на продажу индульгенций.

  5. Открытие семинарий для католических священников.

  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.



Итак, Реформация – это эпоха кризиса католической церкви.

Реформация изменила духовный, политический, экономический характер европейского общества. Реформация вызвала массовые народные движения против феодальных порядков.

В результате реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создавались условия для развития национальных государств.


§13 «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях»

План урока:

1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху».

2. Содержание и методы королевской Реформации.

3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации.

4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.

5. Борьба с Испанией за морское первенство.

6. Итоги царствования. 

Основные понятия: Акт о супрематии, секвестировать, акт о единообразии, пуритане, англиканская церковь
1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху».

Генрих VIII Тюдор (1495-1547гг.) в начале своего правления зарекомендовал себя «защитником католической веры». Даже написал в 1521г. брошюру, направленную против учения Мартина Лютера «В защиту семи таинств».

Позже всё переменилось, из «защитника католической веры» король превращается в церковного реформатора.

Произошло это по личным обстоятельствам, нежели по необходимости государственной или по веянию эпохи. Первой женой Генриха была испанская принцесса Екатерина Арагонская. Однако король решил развестись с ней и жениться на фрейлине Анне Болейн.

Но Папа Римский Климент VII был против развода Генриха VIII.

Не получив развода при помощи Папы Римского, король решил реформировать церковные порядки в своей стране.

В 1532 г. архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, отец английской Реформации.

2. Содержание и методы королевской Реформации.

Томас Кранмер (1489-1556гг.) – один из отцов английской Реформации, архиепископ Кентерберийский.

В 1529 году Томас Кранмер продвинулся по карьерной лестнице благодаря помощи в бракоразводном процессе Генриха VIII и Екатерины Арагонской. На протяжении всего правления Генриха VIII Кранмер способствовал расторжению браков со всеми последующими женами короля.

Став архиепископом и заручившись поддержкой Генриха VIII, и своего друга Томаса Кромвеля, Кранмер определяет направления, русло реформирования Английской церкви.



В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Так началась реформация в Англии.

Следующим шагом стала конфискация церковных земель и принудительное закрытие многих монастырей. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих VIII или оставил себе, раздал или продал «новому дворянству», которое оказывало поддержку монарху; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Секвестировать – отделять, изымать.



Методами проведения Реформации сверху были деспотия и террор. Расправы и казни стали обязательным атрибутом реформации казнен был Томас Мор, Кромвель.

Король

Епископы

Священники

Прихожане (верующие)

Устройство англиканской церкви:


Верующие

Священники


Итак, Главой церкви стал король, папство было отвергнуто, у католической церкви отняли ее богатства. Однако догматически (теоретически, в учениях) Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна на английском языке. Реформация в Англии началась не снизу как в Германии, а сверху, по инициативе короля.

3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации.

Годы царствования Марии Католической (1553-1558гг) - это попытка проведения контрреформации.

Прийдя к власти Мария предприняла следующие шаги:

  1. Она вышла замуж за сына Карла V Филиппа II так она получила поддержку могущественного католического короля. Начались преследования, казни еретиков.

  2. Через парламент удалось провести закон, возвращавший церкви часть ее земель. Предварительно она удалила из парламента епископов, принадлежавших к реформаторской церкви.

  3. Устроила гонения на Елизавету дочь Генриха VIII и Анны Болейн, она была заточена в тюрьму

Таким образом, годы правления Марии Кровавой можно охарактеризовать как попытку восстановления позиций католической церкви в стране.

4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.

Мария Кровавая умерла бездетной, ее муж Филипп II на престол права не имел, корона перешла к Елизавете.

Елизавета I (1558 – 1603гг.) первое, что сделала Елизавета, вступив на трон,- провозгласила государственной протестантскую церковь. Протестантская церковь во всем подчиняющаяся королю/королеве стали называть англиканской церковью.

Поддержала протестантизм т.к. католическая церковь не признавала законным брак ее матери Генриха VIII, а значит она не имела права на трон.

Второе, церковная служба велась на английском языке, пышные обряды и праздники отменялись, епископов выбирало собрание священников, но ему королевской грамотой указывалось кого избирать, поэтому епископы подчинялись королевской власти.

К середине XVIв. В Англии было много убежденных протестантов, которые желали очистить англиканскую церковь от остатков католичества. Этих людей стали называть пуританами (от лат, чистый). Пуритане придерживались взглядов Жана Кальвина. Их Елизавета преследовала так же, как и католиков, считая их фанатиками.

Так как все свои силы королева направляла на то, чтобы сохранить единство страны, не допустить разжигания религиозных войн.

В 1587г. Елизавета I казнила свою родственницу, претендовавшую на престол Марию Стюарт.

Своим «Актом о единообразии» королева показала, что будет следовать курсу Реформации, но католикам в Англии не было запрещено служить мессу. Этот акт веротерпимости позволил королеве избежать гражданской войны.

Таким образом, при Елизавете окончательно оформилась независимая от Рима протестантская церковь, получившая название англиканской. Епископат стал опорой монархии.

Она покровительствовала промышленности и торговли, и сама была пайщиком промышленных компаний (дольщиком). Получала от этой деятельности не малые доходы, которые позволили ей расплатиться с государственным долгом Англии.

5. Борьба с Испанией за морское первенство.

На протяжении долгих лет главным врагом Англии была католическая Испания. Королева Елизаветы I открыто помогала восставшим против гнета Испании Нидерландам. Филипп II участвовал в заговорах против Елизаветы I.

В 1588г. снарядил огромную эскадру – Непобедимую армаду из 130 судов на судах находилось более 20 тыс. человек. Целью Непобедимой армады было завоевание Англии.

Английский флот состоял из 34 кораблей, сильной сухопутной армии не было вообще. Англии грозила полная потеря независимости. Богатые за свои деньги снаряжали суда, жители записывались в добровольцы, строили укрепления по берегам Темзы.

Но судьба спасла Англию. Непобедимая армада попала в бурю, часть флота погибла, часть уничтожили англичане. От этого удара Англия так и не смогла оправиться. Англия стала одной из первых морских держав.

Елизавета I замуж не вышла, детей не имела, умерла в 70 лет. С ее смертью прекратилась династия Тюдоров.

Итак, Реформация в стране помогла укреплению абсолютной королевской власти. Государство стало сильнее, достигло успехов в развитии хозяйства, морской торговле. Господство на морях постепенно перешло к Англии, превратившейся в сильную морскую державу. Со смертью Елизаветы I прекратилась династия Тюдоров.


Скачать 101.59 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница