По благословлению настоятеля храма Иерея о. Сергия концепция воскресной школы



Скачать 76.28 Kb.
Дата09.08.2019
Размер76.28 Kb.
#128382


Проект

По благословлению настоятеля храма

Иерея о. Сергия

КОНЦЕПЦИЯ

Воскресной школы

храма Иконы Божьей Матери «Знамения»

Тихвин

2011

Содержание.

І. Основные положения.

1.1.Актуальность создания Концепции;

1.2.Проблемы;

1.3.Основные понятия;

1.4.Основные идеи Концепции.

II. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе.

2.1.Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в воскресных школах;

2.2.Принципы духовного воспитания личности в воскресной школе.

ІIІ. Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

3.1.Виды деятельности в воскресной школе;

3.2.Дополнительные формы деятельности воскресной школы.
IV.Заключение.

І. Основные положения.

1.1.Актуальность создания Концепции.

Сложно себе даже представить народ без религиозного сознания с соответствующими приоритетами построения духовной культуры общества. Поэтому православное воспитание – это, в первую очередь, передача следующим поколениям традиционной духовной иерархии ценностей, благодаря которым сформированы наилучшие достижения отечественной культуры.

Восстановление ценностной иерархии, ведущей свои истоки от мировой христианской культуры и от духовной традиции нашего народа, является одним из результатов необходимости получения религиозного воспитания и обучения.

Духовный кризис в обществе актуализирует необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из быстрых и эффективных способов воспитания сознательных граждан является привлечение детей с самого младшего возраста в православное воспитательное пространство через воскресные школы.



1.2.Проблемы.

  • Отсутствие в современной системе стандартного государственного образования духовного образования;

  • разрушение системы традиционных семейных ценностей;

  • возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации.

1.3.Основные понятии.

Духовное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является приобщение к православной вере и православной культуре.

Воскресная школа – является бесплатным учебным заведением для детей (с согласия родителей) и взрослых любой национальности, занятия в которых традиционно проводятся в выходные дни (но могут проводиться и в другие дни).

Просветительско-воспитательный процесс в воскресной школе – обучение основам православного вероучения и воспитания в христианском духе, в результате чего у воспитуемых формируется православное мировоззрение, укореняется православной образ жизни.

Учебный план – документ, который регламентирует структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.

1.4. Основные идеи Концепции.


  • Осуществление через воскресную школу для детей и взрослых религиозного образования как одной из форм распространения Православного мировоззрения;

  • Понимание места воскресной школы как фундамента образовательного православного пространства, через которую укрепляются семьи; укрепляются внутриприходские связи;

  • Использование в просветительско-воспитательном процессе воскресной школы подходов из отечественной тысячелетней христианской истории, наследия святоотеческого предания, духовных традиций семьи и общины, которые являются неисчерпаемым источником опыта известных исторических личностей, отображенным в жизненных описаниях и биографиях носителей высоких христианских добродетелей, традиционной культуры и архетипов бытия

  • Использование в учебно-воспитательном процессе воскресной школы примеров из истории города, деревни как эпизодов из истории Церкви, а также изучение истории родного храма;

  • Преподавание двух основных блоков: а) базовой вероучительной дисциплины как стержня просветительско-воспитательного процесса, нацеленной на усвоение начальных знаний по православному вероучению, богослужению и церковной истории, а также приобретение навыков христианского благочестия и б) комплекса личностно- и социальноориентированных занятий, нацеленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина.

II. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школe.

2.1. Цель организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе:

  • Обучение детей и взрослых религии, а также формирование умений и навыков, необходимых для ведения образа жизни православного христианина;

  • Вовлечение воспитанников в литургическую жизнь Церкви и формирование православного мировоззрения.

2.2. Задачи учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

а) религиозное обучение и воспитание детей

  • Введение воспитанников в церковную семью (общину);

  • Проживание воспитанниками основных православных праздников как личного опыта;

  • Воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий стал законом их жизни;

  • Научение добродетелям через изучение житий святых, преданий, сказок, фильмов;

  • Получение ощущения радости общения с Господом и, вместе с тем, опыта страха Господня;

  • Изучение Святого Писания и Предания, святоотеческого наследия;

  • Понимание догматов Церкви и Святого Писания Ветхого и Нового Заветов в духе святоотеческих традиций;

  • Разъяснение понятия греха и добродетели, умение различать добро и зло;

  • Разъяснение нравственных ценностей и их применения в современной жизни;

  • Изучение церковной истории;

  • Приобщение к церковному искусству;

  • Разъяснение воспитанникам смысла церковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причастия;

  • Разъяснение Символа веры;

  • Приобщения к Таинствам Православной Церкви;

  • Формирование благоговейного отношения к святыням;

  • Выработка навыков регулярного чтения Святого Писания;

  • Научение молитвам: церковной и домашней;

  • Выработка навыка к церковному ритму (праздничные и воскресные литургии);

  • Формирование основ православной культуры.

б) многостороннее развитие личности воспитанников

  • Воспитание целостного видения мира и человека как неповторимого творения;

  • Содействие формированию целостной, духовно устойчивой личности, мироощущение и мировоззрение которой основываются на принципах православного мировоззрения;

  • Формирование общей культуры личности обучающихся;

  • Развитие творческих способностей учащихся (участием в кружковой работе);

  • Формирование у воспитанников православного взгляда на сокровища культуры;

  • Анализ состояния современной культуры, в частности, современного искусства (музыкального, изобразительного, театрального и т.д.) и их роли в построении или разрушении духовного облика человека;

  • Формирование у учащихся сакрального чувства истории (исторической памяти) и, с его помощью, чувства патриотизма и сознательной любви к Родине;

  • Формирование у учащихся понятия об иерархии власти (родительская, церковная, государственная), ее значение для духовного становления человека;

  • Воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу, воспитание навыков милосердной заботы о больных и бедных;

  • Налаживание взаимодействия с семьями воспитанников и участие их в жизни прихода;

  • Содействие в формировании церковного уклада семьи.

в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе

  • Содействие успешной социализации молодежи в отечественной духовной культуре путем раскрытия жизненных ценностей ее познавательного пространства;

  • Формирование у учащихся активной жизненной позиции и осознание духовной ответственности за мир, свою семью и за себя лично как носителя образа Божия;

  • Содействие привлечению семей учащихся к ценностям православной культуры, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе, заботе о нуждах школы как коллектива и определенной духовной общности;

  • Формирование круга общения для детей и их родителей.

2.2.Принципы духовного воспитания личности в Воскресной школе.


  • Принцип Христоцентричности. Основой и содержанием системы духовно воспитания является Откровение, воспитательным идеалом - Личность Спасителя;

  • Принцип Любви как универсальная заповедь Спасителя, имеющая два взаимосвязанных вектора - любви к Богу и любви к ближнему;

  • Принцип уважения к личности как к Образу Божию в человеке и вообще к сакральному значению христианской культуры;

  • Принцип икононического восприятия мира и места в нем человека как храма Божия;

  • Принцип воспитательной роли житийной литературы, которая традиционно служила духовным примером для обоснования нравственных поступков:

  • Принцип проживания воспитанниками литургического года и православных праздников как личного опыта;

  • Принцип индивидуального подхода к каждой личности. Базируется на идее необходимости учета неповторимости каждой личности как образа Божьего.

ІIІ. Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

3.1.Виды деятельности в воскресной школе

Для достижения своих целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:



  • проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

  • проведение дополнительных личностно и социальноориентованих занятий, направленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина;

  • организацию и проведение выставок, выпуска стенгазет и др.

3.2.Дополнительные формы деятельности воскресной школы

Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, паломническую деятельность.




IV.Заключение.
Задача воскресной школы состоит не в том, чтобы сообщить определенный набор религиозно-нравственных правил, а в том, чтобы сформировать «православное сознание», т.е. сознание приоритетного решения нравственных проблем, а также твердое убеждение в том, что православная воцерковленная личность несет ответственность перед родными, окружающей действительностью, а главное, перед собственной совестью и Богом.
Скачать 76.28 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница