Проект
По благословлению настоятеля храма
Иерея о. Сергия
КОНЦЕПЦИЯ
Воскресной школы
храма Иконы Божьей Матери «Знамения»
Тихвин
2011
Содержание.
І. Основные положения.
1.1.Актуальность создания Концепции;
1.2.Проблемы;
1.3.Основные понятия;
1.4.Основные идеи Концепции.
II. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе.
2.1.Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в воскресных школах;
2.2.Принципы духовного воспитания личности в воскресной школе.
ІIІ. Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
3.1.Виды деятельности в воскресной школе;
3.2.Дополнительные формы деятельности воскресной школы.
IV.Заключение.
І. Основные положения.
1.1.Актуальность создания Концепции.
Сложно себе даже представить народ без религиозного сознания с соответствующими приоритетами построения духовной культуры общества. Поэтому православное воспитание – это, в первую очередь, передача следующим поколениям традиционной духовной иерархии ценностей, благодаря которым сформированы наилучшие достижения отечественной культуры.
Восстановление ценностной иерархии, ведущей свои истоки от мировой христианской культуры и от духовной традиции нашего народа, является одним из результатов необходимости получения религиозного воспитания и обучения.
Духовный кризис в обществе актуализирует необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из быстрых и эффективных способов воспитания сознательных граждан является привлечение детей с самого младшего возраста в православное воспитательное пространство через воскресные школы.
1.2.Проблемы.
-
Отсутствие в современной системе стандартного государственного образования духовного образования;
-
разрушение системы традиционных семейных ценностей;
-
возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации.
1.3.Основные понятии.
Духовное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является приобщение к православной вере и православной культуре.
Воскресная школа – является бесплатным учебным заведением для детей (с согласия родителей) и взрослых любой национальности, занятия в которых традиционно проводятся в выходные дни (но могут проводиться и в другие дни).
Просветительско-воспитательный процесс в воскресной школе – обучение основам православного вероучения и воспитания в христианском духе, в результате чего у воспитуемых формируется православное мировоззрение, укореняется православной образ жизни.
Учебный план – документ, который регламентирует структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.
1.4. Основные идеи Концепции.
-
Осуществление через воскресную школу для детей и взрослых религиозного образования как одной из форм распространения Православного мировоззрения;
-
Понимание места воскресной школы как фундамента образовательного православного пространства, через которую укрепляются семьи; укрепляются внутриприходские связи;
-
Использование в просветительско-воспитательном процессе воскресной школы подходов из отечественной тысячелетней христианской истории, наследия святоотеческого предания, духовных традиций семьи и общины, которые являются неисчерпаемым источником опыта известных исторических личностей, отображенным в жизненных описаниях и биографиях носителей высоких христианских добродетелей, традиционной культуры и архетипов бытия
-
Использование в учебно-воспитательном процессе воскресной школы примеров из истории города, деревни как эпизодов из истории Церкви, а также изучение истории родного храма;
-
Преподавание двух основных блоков: а) базовой вероучительной дисциплины как стержня просветительско-воспитательного процесса, нацеленной на усвоение начальных знаний по православному вероучению, богослужению и церковной истории, а также приобретение навыков христианского благочестия и б) комплекса личностно- и социальноориентированных занятий, нацеленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина.
II. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школe.
2.1. Цель организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе:
-
Обучение детей и взрослых религии, а также формирование умений и навыков, необходимых для ведения образа жизни православного христианина;
-
Вовлечение воспитанников в литургическую жизнь Церкви и формирование православного мировоззрения.
2.2. Задачи учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
а) религиозное обучение и воспитание детей
-
Введение воспитанников в церковную семью (общину);
-
Проживание воспитанниками основных православных праздников как личного опыта;
-
Воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий стал законом их жизни;
-
Научение добродетелям через изучение житий святых, преданий, сказок, фильмов;
-
Получение ощущения радости общения с Господом и, вместе с тем, опыта страха Господня;
-
Изучение Святого Писания и Предания, святоотеческого наследия;
-
Понимание догматов Церкви и Святого Писания Ветхого и Нового Заветов в духе святоотеческих традиций;
-
Разъяснение понятия греха и добродетели, умение различать добро и зло;
-
Разъяснение нравственных ценностей и их применения в современной жизни;
-
Изучение церковной истории;
-
Приобщение к церковному искусству;
-
Разъяснение воспитанникам смысла церковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причастия;
-
Разъяснение Символа веры;
-
Приобщения к Таинствам Православной Церкви;
-
Формирование благоговейного отношения к святыням;
-
Выработка навыков регулярного чтения Святого Писания;
-
Научение молитвам: церковной и домашней;
-
Выработка навыка к церковному ритму (праздничные и воскресные литургии);
-
Формирование основ православной культуры.
б) многостороннее развитие личности воспитанников
-
Воспитание целостного видения мира и человека как неповторимого творения;
-
Содействие формированию целостной, духовно устойчивой личности, мироощущение и мировоззрение которой основываются на принципах православного мировоззрения;
-
Формирование общей культуры личности обучающихся;
-
Развитие творческих способностей учащихся (участием в кружковой работе);
-
Формирование у воспитанников православного взгляда на сокровища культуры;
-
Анализ состояния современной культуры, в частности, современного искусства (музыкального, изобразительного, театрального и т.д.) и их роли в построении или разрушении духовного облика человека;
-
Формирование у учащихся сакрального чувства истории (исторической памяти) и, с его помощью, чувства патриотизма и сознательной любви к Родине;
-
Формирование у учащихся понятия об иерархии власти (родительская, церковная, государственная), ее значение для духовного становления человека;
-
Воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу, воспитание навыков милосердной заботы о больных и бедных;
-
Налаживание взаимодействия с семьями воспитанников и участие их в жизни прихода;
-
Содействие в формировании церковного уклада семьи.
в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе
-
Содействие успешной социализации молодежи в отечественной духовной культуре путем раскрытия жизненных ценностей ее познавательного пространства;
-
Формирование у учащихся активной жизненной позиции и осознание духовной ответственности за мир, свою семью и за себя лично как носителя образа Божия;
-
Содействие привлечению семей учащихся к ценностям православной культуры, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе, заботе о нуждах школы как коллектива и определенной духовной общности;
-
Формирование круга общения для детей и их родителей.
2.2.Принципы духовного воспитания личности в Воскресной школе.
-
Принцип Христоцентричности. Основой и содержанием системы духовно воспитания является Откровение, воспитательным идеалом - Личность Спасителя;
-
Принцип Любви как универсальная заповедь Спасителя, имеющая два взаимосвязанных вектора - любви к Богу и любви к ближнему;
-
Принцип уважения к личности как к Образу Божию в человеке и вообще к сакральному значению христианской культуры;
-
Принцип икононического восприятия мира и места в нем человека как храма Божия;
-
Принцип воспитательной роли житийной литературы, которая традиционно служила духовным примером для обоснования нравственных поступков:
-
Принцип проживания воспитанниками литургического года и православных праздников как личного опыта;
-
Принцип индивидуального подхода к каждой личности. Базируется на идее необходимости учета неповторимости каждой личности как образа Божьего.
ІIІ. Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.
3.1.Виды деятельности в воскресной школе
Для достижения своих целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:
-
проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;
-
проведение дополнительных личностно и социальноориентованих занятий, направленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина;
-
организацию и проведение выставок, выпуска стенгазет и др.
3.2.Дополнительные формы деятельности воскресной школы
Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, паломническую деятельность.
IV.Заключение.
Задача воскресной школы состоит не в том, чтобы сообщить определенный набор религиозно-нравственных правил, а в том, чтобы сформировать «православное сознание», т.е. сознание приоритетного решения нравственных проблем, а также твердое убеждение в том, что православная воцерковленная личность несет ответственность перед родными, окружающей действительностью, а главное, перед собственной совестью и Богом.
Поделитесь с Вашими друзьями: |