По моей тетрадке Экономика



страница1/4
Дата05.03.2019
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4

по моей тетрадке Экономика.
Экономика КНДР.
Тема 5. Введение.

    1. природно-географические, этнические и демографические факторы экономического развития КНДР.

    2. общая характеристика народного хозяйства КНДР.

КНДР расположена в Восточной Азии на северной части полуострова и прилегающей части материка. Для экономического развития КНДР очевидна значимость природно-географических, этнических и демографических факторов. Природно-географические: рельеф, климат, ископаемые. Сложный рельеф обуславливает разнообразие природных условий, но и затрудняет освоение ресурсов, ведение капитального строительства, особенно в сфере инфраструктуры. В то же время недостаток пригодных к обработке земель ограничивает возможности развития аграрного сектора. Их площадь на 1 человека в 3-4 раза меньше, чем в европейских странах. Развитие животноводства сдерживается недостатком пастбищ, есть и недостаток лесных ресурсов. Климат: отрицательное влияние оказывают сильные колебания в количестве осадков, особенно остро ощущается ущерб от наводнений в последние годы. Из природно-географических составляющих таким образом наибольшее значение для формирования структуры экономики имеют полезные ископаемые – крупные залежи антрацита, бурого угля, железной руды, вольфрама, свинца, цинка. Возможное значение для экспортной специализации имеет наличие в стране магнезита; однако нет запасов нефти и газа, а издержки производства угля растут из-за ухудшения условий добычи и продолжающегося экономического кризиса. Поэтому КНДР вынуждена удовлетворять свои потребности в топливе в основном импортом.



Этнические и демографические факторы взаимодействуют, хотя это и не заметно на первый взгляд. Население КНДР - около 19 млн. человек. Корея – однонациональная страна, корейцы – довольно древний народ Восточной Азии и тысячелетиями страна была единой, несмотря на вторжения иностранных государств. Высокая степень культурной и национальной гомогенности, отутствие (почти) жестких сословных барьеров, относительно светский характер общественной жизни – важные компоненты этнического населения Кореи, что впоследствии сказалось на процессе модернизации и на севере и на юге страны. В целом можно отметить благоприятное влияние конфуцианства на социально-экономическое развитие страны – стремление к социальной гармонии, чувство общественного долга, уважение к образованию и науке. Помимо этого, доминирование государства во всех сферах жизни общества, культ социальной дисциплины, авторитарные традиции управления страной сыграли определенную роль в формировании жесткой централизованной экономической системы КНДР. Собственно демографические факторы: повышенная плотность населения на равнинах и морских побережьях – концентрация до 250-400 человек на кв. км. В послевоенный период в КНДР был высокий прирост населения – примерно 2% в год, но в последние годы замедлился – это в 2-3 раза выше ,чем в Европе, но ниже,чем в других странах Азии. Высокая рождаемость в 70-е годы привела в итоге к омоложению (понижению среднего возраста) населения.

Сруктура занятости (по северокорейским данным): всего в народном хозяйстве занято около 44,7% населения страны. Женщины составляют 52% занятых, а в некоторых отраслях легкой промышленности – до 70%. О динамике отраслевой структуры занятости трудно объективно судить, так как с 1970-х годов КНДР не публиковала официальных данных по этому вопросу. Изестна только доля занятых в сельском хозяйстве – 34% занятых, по данным сельскохозяйственной организации ООН (РК – 18,3%), после войны эта цифра уменьшилась, но по некоторым причинам сокращение сельского населения в КНДР шло медленнее чем на юге: 1)медленнее шло развитие других секторов экономики, 2) власти КНДР намеренно препятствуют оттоку населения в города, так как необходима постоянная мобилизация труда из-за низкой технической оснащенности сельского хозяйства, то есть это - единственный способ повышать объем сельскохозяйственной продукции. Поэтому по занятости в промышленности и сфере услуг КНДР с 70-х годов отстает от ЮК (в сфере услуг в КНДР занято около 15% населения, что низко даже по стандартам бывших социалистических стран).

Экономика КНДР по характеру собственности на средства производства является социалистической, по типу управления – планово-командной. Процесс планирования: система отличается жесткой централизованностью: план составляется на уровне страны и спускается вниз. За составление плана отвечает комитет народного планирования. Основной принцип и цель планирования – идея опоры на собственные силы (чучхе – достижение максимальной самостоятельности), приоритет при планировании отдается тяжелой промышленности и ВПК.

Таблица. Сравнительные показатели северокорейской и южнокорейской экономики.



Показатель

Открытость экономики (объем внеш.торговли/ ВНП)

Доля госсектора в экономике

Расходы на оборону (% от ВНП)

ВНП 1989 (млн. долл.)

ВНП 1995 (млн. долл.)

КНДР

12,6%

87,4%

26,3%

17720

5215

РК

53,8%

14,6%

3,8%






ВНП КНДР на душу населения, таким образом, составил 911 долл. в 1989 году, и 233 долл. в 1995 году.

Ключевыми показателями экономики для макроанализа являются ВНП в абсолютном выражении и на душу населения. Последние данные указывают стремительное снижение обоих показателей, при этом в западных странах эти данные ставятся под сомнение. Причины этого следующие : 1) другой метод расчета ВНП (учет промежуточных товаров по нескольку раз на разных стадиях производства), 2) возможность занижения (чтобы уменьшить взносы страны в ООН).

КНДР признала наличие в стране экономического кризиса, однако страна закрытая, так что проверить их статистику или получить другую не представляется возможным – везде, где речь идет о цифровых показателях экономики КНДР, мы имеем дело или с северокорейскими данными, достоверность которых сомнительна, или с зарубежными приблизительными оценками. По данным Банка Кореи на 1990 год ВНП на душу населения составлял 1064 долл., в 1996 году – 910 долл. Однако цифры не говорят об уровне жизни – в Китае ВНП на душу населения в 1996 году составлял 530 долл., но это не значит, что северокорейцы живут лучше – другая пропорция цен и качества поставляемых населению товаров и услуг, а также большие расходы на оборону. По критериям Всемирного Банка, КНДР – низкоравитая страна. с ВНП начеловека менее 500 долл. (нижний средний – 500 – 2400, верхний средний – 2400 – 6000, для индустриальной страны- более 6000 долл. Для сравнения, в РК ВНП на начало 1990 годов составлял 294,5 млрд. долл., КНДР – 21,1 млрд. долл (разница в 14 раз) Национальный доход РК на душу населения превышал национальный доход КНДР в 7 раз (учитывая разницу в численности населения).

Отраслевая структура экономики КНДР: сельское хозяйство – 26,8%, производственный сектор – 42,8%, сектор услуг – 30,4%.
Тема 6. Создание экономической базы КНДР (1945-1950 гг.)


  1. Корейская экономика в период японского колониального господства.

  2. Экономическая программа временного демократического правительства северной Кореи. Формирование госсектора. Земельная реформа. Национализация основных отраслей промышленности.

  3. Развитие многоукладной экономики СК до 1950 года. Взаимоотношения государства и частного сектора.

  4. Цели плановой политики до межкорейской войны. Развитие национальной промышленности.

1) Корея до освобождения была самой крупной колонией и промышленной базой Японии площадью 60% площади японских островов и с населением 30% населения Японии. Япония управляла Кореей, и в это время в Корее развивался капитализм колониального типа. – Корея была источником дешевого сырья, энергетических ресурсов и сельхозпродуктов, а также рынком сбыта готовых товаров по высоким ценам – неэквивалентный обмен служил для японских монополий средством получения сверхприбылей – таким образом выгоду от экономического развития получали японцы и в Корее и в Японии. Хотя темпы роста корейской экономики в колониальный период составляли около 4% в год (выше ,чем в самой Японии), уровень благосостояния корейского населения падал. ВВП на человека рос, а доход на человека падал. Прирост сельского хозяйства в год – примерно 1,6%. Тогда же быстро рос экспорт риса из Кореи в Японию, что приводило к понижению потребления пищевых продуктов на душу населения. Более 50% всей сельскохозяйственной продукции Кореи экспортировалось в Японию.

Построеные в колониальный период объекты инфраструктуры приводили к росту производительности труда, а также повышали прибыли японских капиталистов и землевладельцев. Корея была источником и других ресурсов для Японии. Японские лесопромышленные фирмы приобретали лицензии на лесоразработки, а рыбопромышленники – на эксплуатацию морских ресурсов. На севере страны активно велась добыча вольфрама, цинка, золота и других полезных икопаемых. С 1931 года – после оккупации Маньчжурии Японией, экономическая политика по отношению к Корее несколько изменилась. С расширением плацдарма японской агрессии японцы стали создавать в Корее предприятия крупной производственной мощности – с 1936 по 1943 гг. число предприятий возросло с 5900 до 15000, из них около 1000 крупных. Для промышленности характерна высокая степень концентрации производства. На крупных предприятиях (более 200 человек) было занято около 40% всей рабочей силы. Быстро росла доля сталелитейной, нефтехимической, машиностроительной промышленности. С началом агрессии против Китая началось строительство военных заводов, сырье для которых – руда – добывалась на севере Кореи.

В создании тяжелой и химической промышленности Кореи участвовали японские финансовые империи – дзайбацу.: Мицуи, Мицубиси, Когуги – которые инвестировали в торговлю и промышленность. Эти финансовые гиганты доминировали и в промышленности 40-х годов – на них приходилось 94% инвестиций в корейскую экономику и большая часть внешней торговли Кореи. Доля продукции машиностроения тем не менее продолжала оставаться низкой. То есть в экономике наблюдался структурный дисбаланс в сравнении с японской и западной промышленностью – в Японии доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции составляла 45%, в западных странах – 50%, в Корее – менее 20%. Другой особенностью экономики было распределение промышленного потенциала – большая часть промышленности концентрировалась на севере полуострова, близко к источникам сырья, за исключением текстильной и машиностроительной промышленности, которые преимущественно располагались на юге. В целом на севере располагалось 90% предприятий энергетики и металлообрадотки, большая часть шахт и рудников.



Последствия японского колониального господства не следует трактовать как только негативные: японцы создали в Корее современную промышленность и инфраструктуру – железные и автодороги, порты, линии связи. Многие корейцы приобрели опыт работы на современных фабриках и других учреждениях, росла и численность рабочих промышленности. Таким образом, когда Корея была освобождена, уже существовал резерв квалифицированной рабочей силы. Положительную роль сыграло и внедрение современной системы образования, хотя доступно было в основном начальное образование, но многие смогли выучиться и в средней школе и в университете, что оказалось впоследствии важно для создания собственной системы образования. Повысилось и качество человеческого капитала. Японцы создали в Корее и денежно-кредитную систему, современную для того периода: банк Тэсэн стал прообразом центробанка РК. Корейцы были отстранены от управления страной, занимая низкие должности. Для всех освобожденных колониальных стран характерен недостаток компетентных руководителей, бизнесменов, ученых, технократов.
2) Для управления в северной Корее после освобождения войсками был создан временный народный комитет во главе с Ким Ир Сеном. Основной деятельностью временного комитета стала так называемая программа из 20 пунктов, среди экономических разделов которой содержались земельная реформа, национализация основных отраслей промышленности, реформа трудовых отношений, налоговая реформа.

Закон о земельной реформе. Экономика северной Кореи в 1945 году была преимущественно аграрной – сельское хозяйство составляло почти 2/3 ВНП, в нем было занято 80% населения. В сельском хозяйстве на момент освобождения преобладала собственность японских и корейских помещиков. 3,3% землевладельцев владели 46% земли, 22% сельскохозяйственного населения были полуарендаторами, 45% арендаторами, и после освобождения самым актуальным вопросом был земельный. Вопрос о необходимости земельной реформы остро стоял еще при японцах, но никак не решался. Для начала, еще до осуществления реформы первым делом после освобождения была снижена арендная плата за землю. Проведение земельной реформы осложнило раздел страны. В северной Корее при остром конфликте правых и левых сил проведение земельной реформы было ускорено временным комитетом. Кроме необходимости удовлетворять нужды крестьянства и роста сельскохозяйственного производства, цели земельной реформы состояли в укреплении «демократической базы северной кореи». Советская сторона принимала активное участие в земельной реформе и предложила 2 проекта земельной реформы: проект Мелицкого-Штыкова и проект наркомиссариата иностранных дел. Первый проект был более радикальным – конфискация земель у помещиков и передача ее в безвозмездное пользование крестьянам, но без частного закрепления. Второй проект предусматривал внесение определенной платы и частной собственности на землю. Пункт о национализации был исключен, чтобы привлечь крестьян на свою сторону, а также потому, что в странах восточной Европы все же была сохранена частная собственность.

Реформа проводилась в 2 этапа: 1) безвозмездная компенсация земель, 2) безвозмездное распределение среди крестьян. Категории конфискуемых земель: 1) земли принадлежащие японским физическим и юридическим лицам, 2) земли корейских коллаборационистов (прояпонских элементов), 3) земли корейских помещиков, церквей, монастырей и других религиозных организаций (размером свыше 5 чонбо), 4) земли (независимо от размера) сдававшиеся в аренду. Все конфискованные земли передавались крестьянам в вечную собственность. Крестьянам списали все долги, помещикам давали землю только под собственый труд. Порядок конфискации земли: земли поступали в распоряжение народного комитета и распределялись среди батраков, безземельных, малоземельных крестьян. Одновременно законом запрещались продажа, сдача земли в аренду и сдача под залог. Это было призвано предотвратить обезземеливание крестьян и сдерживание развития капиталистических отношений. Было установлено ограничение на площадь земли в частной собственности – 5 чонбо. Количество земель распредпляемых среди крестьян зависело от числа работников, от количества членов семьи и от качества земли. По результатам – земельная реформа оказалась выгодна 70% населения, а 1/3 населения частично или полностью лишилась своих змель.

Значение реформы: она не носила социалистического характера, хотя в ряде западных и южнокорейских исследователей отмечено, что земельная реформа заложила основы социалистического уклада в сельском хозяйстве: трудовая партия кореи обеспечила себе поддержку крестьянства, которая была позже использована при индустриализации. Реформа стала и стимулом роста производительности труда в сельском хозяйстве.

Налоговая реформа: введен единый натуральный сельскохозяйственный налог – с каждого двора 25% урожая. Были упразднены остальные сборы с крестьян. Оставшееся зерно предоставлялось для свободной продажи самими крестьянами.

Национализация ключевых отраслей промышленности. Была проведена в августе 1946 года. По словам Ким Ир Сена «национализация – это необходимое условие скорейшего восстановления экономики и создания независимого государства.» В соответствии с законом, в собственость государства переходили фабрики, заводы, банки, коммерческие и культурные учреждения, средства связи, ранее принадлежащие японским физическим и юридическим лицам, прояпонским элементам - то есть 1034 предприятия (90% от общего количества). Итог национализации с точки зрения равития – формирование госсектора, который уже в предвоенные годы занял доминирующую позицию. Хотя следует подчеркнуть, что национализация проводилась в рамках демократической антифеодальной революции.

Финансовая реформа: национализация финансового сектора (кредитно-денежной системы), сопровождавшаяся денежной реформой. Перед уходом японцев из страны в обращение было выпущено большая масса бумажных денег, что вызвало огромный рост инфляции и парализовало деятельность банков. Денежная реформа носила конфискационный характер – вклады до 2000 вон компенсировались полностью, а дальше - чем больше был вклад, тем меньшая его часть компенсировалась. Цель денежной реформы: внедрение национальной денежной единицы и ограничение накопления частного капитала.
3) Развитие многоукладной экономики.

Наряду с госсектором в экономике КНДР существовали частные предприятия: новая власть не национализировала мелкие и средние предприятия, принадлежащие корейцам не прояпонским – по ряду причин: 1) мелкие и средние предприниматели были настроены патриотически и не представляли угрозы для власти, 2) было выгодно использовать их опыт в целях развития экономики (в свете перспективы объединения Кореи) – особенно в легкой, пищевой, табачной промышленности. В октябре 1946 года был принят закон об охране частной собственности – предприятиям предоставлялись кредиты (в том числе льготные), обеспечение сырьем, энергией и оборудованием. Однако для частных предприятий существовали и ограничения – число рабочих не более 50, соблюдение условий об оплате и охране труда (8 часовой рабочий день, увольнение с согласия профсоюза, установление оплаты труда с согласия профсоюза). По отношению к частному капиталу применялась гибкая система прогрессивного налога на прибыль – до 50% размера прибыли, также регламентировались виды продукции, выпускаемых частными предприятиями. В целом в 1946-1947 годах частный капитал давал 23% промышленной продукции.

Кроме государственного и частного сектора существовало и мелкотоварное производство – ремесленники, а государство взяло курс на их постепенное кооперирование. Таким образом, после преобразований 1946-47 гг. в экономике КНДР существовали 3 уклада – 1) госсектор, 2) частный сектор, 3) мелкотоварное производство. При этом госсектор стабильно рос за счет остальных секторов, а частный сектор был даже допущен во внешнеэкономическую деятельность.

В 1949 году принимается ряд декретов об организации частных концессий в горнорудной промыленности – под эгидой государства существовали и действовали несколько акционерных обществ. Однако содействие частным предприятиям оказывалось только при выполнении ими госплана. Сфера товарно-денежных отношений ограничивалась с самого начала в связи со слаборазвитым частным сектором


4) Цели плановой политики до межкорейкой войны.

В период 1947-1950 гг. – период мирного строительства экономики – в эти годы экономическое развитие КНДР шло на плановой основе. Плановая работа налаживалась постепенно. Были реализованы 2 годовых плана – 1947, 1948 года и 2-летний план 1949-50 гг.

Цели плановой политики в предвоенные годы: создание многоукладной экономики и ее использование для улучшения жизненного уровня населения; ликвидировать однобокость отраслевой структуры после японского периода. При этом предусматривалось укрепление экономических связей с СССР; одновременное развитие тяжелой и легкой промышленности; восстановление разрушенных японских предприятий, реконструкция железных дорог, совершенствование финансовой системы и бухучета. В декабре 1946 года создан департамент планирования, приняты планы на 1947 и 1948 годы. Задача: доведение промышленного производства до уровня 1944-1945 года, и хотя по планам было немного данных, они были перевыполнены на 2-2,5%. Промышленное производство выросло на 70%, производительность труда – на 51%. Решена проблема безработицы.

Основной задачей плана 1949-50 гг.: превзойти уровень последних колониальных лет, завершить реконструкцию, создать базу машиностроительной промышленности, расширить посевной фонд. 90% всех финансовых ресурсов согласно плану направлялось в промышленность. В 2 раза выросло число рабочих. В 1949 году в 3-4 раза вырос объем промышленного производства (в том числе и в частном секторе) по сравнению с уровнем 1946 года (при этом необходимо учитывать изначально низкий уровень).

Цели плановой политики в 1947-1950 гг. были достигнуты, что было бы невозможно без финансовой и технической помощи СССР. В 1946-1949 гг. это была безвозмездная помощь и кредиты – СССР – 546 млн. долл. Везде работали советские специалисты.
Тема 7. Восстановление северокорейской экономики после межкорейской войны. Реализация 3-летних планов (1954-58 гг.)
Война нанесла тяжелый урон экономике обеих частей Кореи. По северной Корее – выведено из строя 8700 заводов и фабрик, более чем на треть сократился национальный доход. Наибольший урон понесла промышленность – ее доля в ВНП упала с 33 до 28%. Наибольший ущерб - тяжелая промышленность – от 60 до 90% спад.

О распаде экономики за войну говорят следующие данные (период 1949-1953 гг.) – в 6 раз упало производство электроэнергии, в несколько десятков раз упало производство стали, угля, цветных металлов. В целом объем промышленного производства составил 36% от довоенного, так же плохо все было и в сельском хозяйстве.: более 1 миллиона северокорейцев либо было убито на фронте или бежало на юг.

В августе 1953 года состоялся 6 пленум ЦК ТПК – и наметил поэтапное развитие экономики КНДР до 1961 года. 1) август 1953 – апрель 1954 – осуществление подготовительных мероприятий по определению плановых показателей и величине ассигнований, 2) 1954-1956 гг. – 3-летний план восстановления народного хозяйства - основные восстановительные работы, 3) 1956-1961 гг. по первому 5-летнему плану заложить основы материально-технической базы социализма (подготовить к типу индустриально-аграрной страны, где наибольшая доля ВНП – промышленность). При этом планировалось решить проблему индустриализации.

По мнению руководства ТПК уже в период восстановления народного хозяйства приоритет должен был отдаваться тяжелой промышленности – металлургия, машиностроение, кораблестроение, горнодобывающая и химическая промышленность. Предусматривалось восстановление энергетических систем и транспорта; поставлена задача поднять производство до предвоенного уровня, на 75% поднять уровень национального дохода, в 3,6 раза увеличить промышленное производство, в 2 – производство потребительских товаров. Основным инструментом восстановления должны были стать ассигнования. Из общего объема ассигнований 73% были направлены на восстановление средств производства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, 27% - на образование, культуру, жилищное строительство. Из средств, направленных в промышленность 80% направлялось в тяжелую промышленность. За годы трехлетки было восстановлено 240 фабрик и заводов, построено 80. В легкой промышленности были построена 1 текстильная и 1 обувная фабрика.

Уже при выполнении первого трехлетнего плана возникла прооблема размещения проиводственных мощностей. Ранее их размещение руководствовалось принципом приближения к источникам сырья, однако руководство КНДР взяло на вооружение другую политику: равномерное рассредоточение во всех районах производства – и таким образом достичь самообеспечения каждого райна всем необходимым.

Результат трехлетки (по северокорейским данным): рост промышленного производства в 2,9 раза, рост производства потребительских товаров в 2,1 раза, восстановлено большинство крупных предприятий тяжелой промышленности. Была превзойдена большая часть предвоенных показателей; почти достигло предвоенного уровня производство каменного угля и стали. По сельскому хозяйству: собрано 2,9 млн тонн зерновых – превышен предвоенный уровень. Подобно первому плану экономического развития, выполнение трехлетнего плана не было бы возможным без помощи соцстран. Иностранная помощь в этот период составила более 60% бюджета ( в южной Корее – тоже). От СССР приблизительно 1 млрд. рублей безвозмездной помощи (несколько сот миллионов долларов) на закупку советских товаров, а также в вие технической помощи в восстановлении наиболее крупных заводов. В 1955 году СССР передал КНДР свою долю собственности в совместных предприятиях. Также был предоставлен с СССР займ 212 млн. рублей, из которого 50% было впоследствии списано. Также в Корею направлялись советские специалисты, а корейские студенты направлялись в СССР учиться. Также помощь оказывал и Китай – 1320 млн в рублевом эквиваленте – большая часть натуральными поставками, а не деньгами. Помогали и другие социалистические страны – Чехословакия, Польша, Венгрия, ГДР. Всего иностранная помощь составила 3730 млн. рублей в эквиваленте – помогала даже Монголия. Около 80% помощи – Китай и СССР. В среднем за годы трехлетки помощь превышала 25% объема бюджета.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница