Погребная В. В. практический психолог



Скачать 100.39 Kb.
Дата29.06.2018
Размер100.39 Kb.
#35563

УДК

Погребная В.В.

практический психолог
ОПЫТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ (ДЦП)
Большинство взрослых ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А как учиться, если он устал, а впереди еще много работы? А как быть ребенку, если его переполняют отрицательные эмоции? В соответствии с определением ВОЗ, здоровье – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Но среди жизнерадостных, спокойных, успешных детей в школе-интернате всегда найдутся дети с нарушениями в эмоциональной сфере: с заниженной самооценкой с высоким уровнем тревоги, с проявлениями сниженного настроения, отрицательными реакциями и депрессивными проявлениями. В школе все дети с ослабленным здоровьем и чрезмерной утомляемостью (в связи со специфическими заболеваниями ЦНС, параличами), непоседливые и инертные, капризули, плаксы, чрезмерно тихие и послушные.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе [3].

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы [1].

Сенсорные комнаты - это инновационный подход к решению многих проблем,  принцип которой  фокусируется на спокойной и контролируемой деятельности,  по созданию универсальной среды, чтобы стимулировать и вдохновлять положительными ощущениями, активировать или вносить разнообразие в сенсорный опыт человека, улучшать физические и социальные навыки, стимулировать общение и взаимодействие, и развивать способность чувствовать свое тело [2].



Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.

Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Данная методика является базисной, задающей общие ориентиры в обучении и развитии детей и открывает простор для вариативных и специальных образовательных планов [4].

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:

  • стимулирование сенсорного развития детей;

  • компенсация сенсорных впечатлений;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. 

Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.



Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожнокинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия [2, 4]. Для развития тактильной чувствительности используются различные панели. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт ребенка, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Следующим этапом развития детей являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека с различными записями (звуки природы, пение птиц, классическая музыка). Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими нитями, проектора, наборами геометрических фигур. В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей используется песочная техника.

Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).

Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 2-3 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей). Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям.

После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе психолог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.

Как установлено английскими учеными, «оккупация мозга» сенсорными стимулами наступает на 15-20 минуте пребывания в сенсорной комнате, затем наступает полная релаксация, поэтому каждое занятие составляет 20-30 минут, во время которых детьми активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Состояние же расслабления является благоприятным фоном для психотерапевтической работы.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.

Работа с детьми по данной методике направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача — это воспитание полноценных граждан, не смотря на особенности физического и психического развития, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

При работе с учениками в сенсорной комнате ставятся различные цели и задачи, например:

  • формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков;

  • создание хорошего настроения, эмоциональное расслабление;

  • развитие коммуникации группы, раскрепощение;

  • стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации;

  • развитие мелкой и крупной моторики;

  • сплочение детского коллектива, зарядка положительными эмоциями;

  • мышечная релаксация, развитие слуха, развитие способности понимать свои чувства;

  • снятие напряжения, создание положительного эмоционального фона и т.д.

Методики работы:

1) цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко -, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека);

4) Монтессори-материалы (тактильные пластинки, фактурные материалы, дощечки, рамки и вкладыши).

Спектр работы с подростками довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы. 

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Для этого необходимо решать ряд задач:
* восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
* создание чувства безопасности, защищённости;
* достижение релаксирующего эффекта;
* возвращение способности ощущать своё тело;
* восстановление тактильной чувствительности;
* развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Сенсорная комната создает безопасную атмосферу для комфортного, удобного, приятного отдыха, расслабления и самое главное накопления сенсорно-моторного опыта, что особенно важно для детей  первом году жизни.


Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций на первом году жизни имеет очень большое значение для всего последующего развития. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Подводя итог, можно сказать, что Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, состоящая из различных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы, активизирующие речевое и познавательное развитие.



Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает время установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.

Занятия в Сенсорной комнате способствуют повышению устойчивости ребенка к стрессовым ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. Нормализация процессов возбуждения и торможения дает возможность ребенку регулировать свое эмоциональное состояние. Следует так же отметить улучшение психологического климата в семье и классе. Дети быстрее и легче адаптируются к условиям пребывания в школе-интернате, снижается уровень тревожности и страхов, повышается самооценка и мотивация к обучению, улучшаются коммуникативные навыки.

Таким образом, с учетом опыта работы Сенсорной комнаты (более 6 лет), можно утверждать, что применение этой технологии повышает как успешность психокоррекционной работы, так и эффективность реабилитации в целом.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Панкадж Кушваха Сенсорные комнаты «Снузлин»: Сборник статей и методических рекомендаций. — М.: Вариант, 2001.

  2. "Сенсорная комната - волшебный мир здоровья". Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова. 

  3. Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под ред.

Е.Т. Лильина. — М.: «ОДИ international», 2000.

  1. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.: ил. (Развитие и воспитание).



Каталог: upload -> information system 18
information system 18 -> «Исчезнувшие деревни Оренбургской области» Третьякова Нина Анатольевна, учитель географии высшей кв кат., Мобу
information system 18 -> Московский государственный технологический
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на народных традициях – один из основных аспектов духовно – нравственного развития личности
information system 18 -> Классный час «Стаханов наш город, наша история, наши герои!»
information system 18 -> Профилактика профессионального выгорания педагогов образовательного учреждения средствами цветотерапии И. В. Адигамова, мбудо дпц
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> С позиций цивилизационного подхода (проблемно-модульное обучение в условиях компетентностно-ориентированной дидактики) республика карелия
information system 18 -> Министерство высшего образования Р

Скачать 100.39 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница