ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
ГОРОДА АБАКАНА
Положение о территориальном планировании
сОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА АБАКАНА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА 10
2.1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 10
2.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА 11
2.3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДА 13
3. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА И ПЛАНИРОВОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА 15
3.1. СОВРЕМЕННАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА 15
3.2. ПРОЕКТНАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА 21
3.3. ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА АБАКАНА
НА ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ И РАСЧЕТНЫЙ СРОК
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА 27
3.4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ГОРОДСКОЙ ЧЕРТЫ АБАКАНА НА 1 ОЧЕРЕДЬ И РАСЧЕТНЫЙ СРОК 32
4. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ГОРОДА АБАКАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ 35
ВВЕДЕНИЕ
Территориальное планирование города Абакана, столицы Республики Хакасия, осуществляется посредством разработки и утверждения Проекта генерального плана и корректировки Правил землепользования и застройки территории городского округа.
Основаниями для разработки Проекта Генерального плана и корректировки Правил землепользования и застройки г.Абакана являются: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации» с дополнениями, ст.23 Градостроительного Кодекса РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также постановление Мэра г.Абакана «О заключении долгосрочного муниципального контракта» № 831 от 08.05.2009г.
Генеральный план планируется к реализации в проектируемых и утверждаемых границах городского округа Абакана Республики Хакасия.
Генеральный план разрабатывался в соответствии с целями и задачами развития города Абакана в частности, и Республики Хакасия в целом, сформулированными в документах планирования социально-экономического развития города: Стратегическим планом развития города Абакана до 2014 года и Республиканской целевой программой «Столица Хакасии на 2010 – 2019 годы».
Генеральный план разработан в соответствии с Конституцией РФ, Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия и города Абакана.
При подготовке проекта Генерального плана г.Абакана особое значение при обосновании мероприятий имели следующие документы:
-
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в Схеме территориального планирования Республики Хакасия, разработанной ФГУП РосНИПИ Урбанистики и утвержденной в 2009 году;
-
Стратегический план развития города Абакана до 2014 года;
-
Республиканская целевая программа «Столица Хакасии на 2010 – 2019 годы».
Содержание проекта Генерального плана определено: ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В Генеральном плане учтены ограничения использования территорий, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными охранными и санитарно-защитными зонами объектов города.
Для разработки Генерального плана использовалась следующая проектная документация:
- ранее разработанный генеральный план 1996 года;
- сведения о современном использовании территорий (материалы землеустройства и землепользования);
- актуальная топографическая основа в масштабе 1:2000, предоставленная во временное пользование Департаментом архитектуры, градостроительства и землеустройства Администрации города Абакана Республики Хакасия;
- Правила землепользования и застройки города Абакана, утвержденные в 2009 году
Перечень текстовых и графических материалов, передаваемых Заказчику, согласно требованиям нормативных документов и техническому заданию, состоит из пяти томов текстовой части и двадцати схем.
Текстовая часть – в формате Microsoft Word, графическая часть проекта выполнена в формате программы MapInfo и с технической точки зрения представляет собой компьютерную систему, открытую для преобразований, позволяющую расширять массивы информации по различным тематическим направлениям и использовать ее для практической работы подразделений Администрации г.Абакана.
Основные проектные этапы:
исходный год – 2010 г.;
I этап (первая очередь строительства) – 5-7 лет (2018 г.);
II этап (расчетный срок Генерального плана) – 15-17 лет (2035 г.).
Проектные решения Генерального плана являются основанием для разработки документации по планировке территорий районов города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГОРОДА АБАКАНА
Проект генерального плана – градостроительная документация территориального планирования, определяющая стратегию градостроительного развития городского округа, условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории городского округа, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий, экологическому и санитарному благополучию населения.
В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ в данном документе определяется функциональное назначение городских территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также интересов других муниципальных образований.
Цель разработки Генерального плана города Абакана – обеспечить градостроительной документацией территориального планирования территорию городского округа, определить перспективы развития строительства и реконструкции на территории с целью формирования имиджа города как столичного центра, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города, усиление его значения как многофункционального научно-производственного, административного и культурного центра субъекта Российской Федерации.
Генеральный план г. Абакана Республики Хакасия разработан в качестве документа, направленного на создание условий устойчивого развития1 города, на расчетный срок реализации Генерального плана –25 лет.
В Проекте генерального плана разработаны мероприятия, направленные на формирование условий для устойчивого социально-экономического развития городской среды, рационального использования земель и их охраны, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур2, охраны природы, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения эффективности управления развитием территории, улучшения качества жизни населения, соответствующего уровню столицы Республики Хакасия и отвечающего задачам, поставленным в «Схеме территориального планирования Республики Хакасия».
Генеральный план – это особый вид проектных работ, в рамках которого разрабатываются стратегические решения по рациональной пространственной и функциональной организации территории.
При разработке Генерального плана особое внимание уделялось анализу природно-ресурсной составляющей территории. При этом акцент был сделан на выделении тенденций развития территории и оценке их возможного масштаба, который впоследствии будет уточняться при более детальной проработке или при составлении программы реализации проекта генерального плана и других тематических программ.
Основной целью комплексного развития территории является создание благоприятной среды жизни и деятельности человека, условий для устойчивого развития города как столицы Республики Хакасия, ее промышленного, культурного и научного центра на перспективу путем достижения баланса экономических и экологических интересов.
Эта цель включает в себя ряд направлений, к основным из которых относятся следующие:
-
наращивание городским округом «столичных» функций;
-
развитие функций финансовых центров и центров предоставления «интеллектуальных» услуг;
-
повышение эффективности использования городских территорий, в особенности занятых в настоящее время усадебной застройкой в центральной части города (кварталах 1-4) и промышленными зонами, в том числе коммунальными;
-
формирование территориально-хозяйственной организации города, обеспечивающей оптимальные условия для развития всех видов хозяйственной деятельности (преимущественно производственной), являющихся экономической базой развития территории;
-
обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики и привлечение инвесторов на территорию;
-
создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения;
-
обеспечение экологически устойчивого развития территории путем создания условий для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала территории, выполнения территорией средоохранных, экологовоспроизводящих функций;
-
изыскание и создание центров массового и культурного отдыха населения города и прилегающих территорий, доступных жителям города;
-
повышение уровня жизни и условий проживания населения, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для развития человеческого потенциала, при обеспечении конституционных социальных прав и гарантий с использованием социальных стандартов и норм проектирования;
-
выработка предложений и их обоснование по активному внедрению основных положений Федеральной программы «Доступное жилье» путем разработки градостроительных проектных предложений по строительству нового жилого фонда и реконструкции существующего жилого фонда с повышением плотности застройки для улучшения жилищных условий населения муниципального образования, увеличения притока населения и привлечения новых трудовых ресурсов на территорию города;
-
создание доступной и высокоэффективной социальной сферы обслуживания населения, в том числе в районах усадебной и малоэтажной застройки города, с возможностью получения доступных квалифицированных услуг в сфере образования и здравоохранения;
-
создание условий для разнообразных видов отдыха, занятия спортом;
-
внедрение и обоснование предложений по модернизации и реконструкции инженерно-коммуникационных систем на основе проведения анализа их территориально-пространственной организации и технико-экономических показателей;
-
усовершенствование внешних и внутренних транспортных связей как основы укрепления экономической сферой, а также развитие улично-дорожной сети с изменением красных линий по основным улицам города с низкой пропускной способностью;
-
осуществление сбалансированного разграничения земель по функциональным зонам и формам собственности;
-
установление направления планировочного развития территории города и совершенствования планировочной структуры путем градостроительного анализа отдельных его составляющих;
-
сохранение природного и историко-культурного наследия, установление границ охранных зон особого регулирования, в том числе зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий;
-
предложения по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития с определением приоритетов государственного инвестирования с очередностью освоения;
-
достижение долговременной безопасности жизнедеятельности населения и экономического развития города путем создания территориально организованной сети объектов защитных сооружений, коридоров и районов эвакуации населения в условиях ЧС.
Генеральный план г. Абакана основывается на решении следующих задач:
-
выявление инвестиционного потенциала территории;
-
определение площадок под реализацию региональных и городских целевых программ;
-
выявление площадок под реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленного производства, развития туристско-рекреационного комплекса, развития инфраструктурных объектов, благоустройства городских территорий;
-
определение площадок под развитие жилищного строительства;
-
определение перспективы развития инженерных сетей;
-
определение площадок под развитие малого и среднего бизнеса в структуре городской экономики;
-
социальная ориентация, предполагающая последовательное повышение материального уровня жизни населения и создание благоприятной среды для жизнедеятельности граждан;
-
сохранение уникальности экосистемы города и его историко-культурного наследия;
-
ускорение интеграционных процессов с прилегающими территориями на базе создания совместных производственных кластеров в добывающей и перерабатывающей промышленности и маршрутов трудовых и рекреационных миграций населения.
Достижение устойчивого социально-экономического развития г. Абакана будет осуществляться путем реализации запланированных мероприятий Генерального плана с учетом республиканских и городских инвестиционных программ Администрацией через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.
Необходимость учета множества факторов развития территории требует анализа ее современного состояния, а также выявления ограничений по использованию. Ограничения комплексного развития территории города включают зоны с особыми условиями использования территории (охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов и др.).
При обосновании спектра ограничений устанавливаются факторы и границы территорий возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом разрабатываются рекомендуемые мероприятия по защите территории и инженерной подготовке, которые должны быть уточнены и доработаны в документации по планировке территории.
Важной обосновывающей схемой в составе Генерального плана является функциональное зонирование, которое разрабатывается с учетом сложившейся специализации территории, задач комплексного использования природно-ресурсного потенциала, сохранения окружающей среды и перспектив развития планировочной структуры города.
Необходимым условием комплексности и устойчивости социального и экономического развития территории является ее инфраструктурная обеспеченность. Поэтому одна из важнейших задач Генерального плана – определение направлений развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на основе оценки их состояния и выделения зон размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения.
Градостроительный кодекс РФ предполагает взаимную увязку мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. В частности, определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предполагается их размещение. Также учитываются природно-климатические, инженерно-геологические, экологические и ландшафтные условия, наличие зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель и ландшафтов, объектов культурного наследия, обеспечение условий безопасности жизнедеятельности населения (таблица 1.1).
Таблица 1.1. Задачи пространственного развития территории г.Абакана в соответствии с функциональным назначением территориальных зон
Функциональное назначение территории
|
Перечень задач
|
Жилые территории
| -
развитие жилых территорий за счёт повышения эффективности использования и качества среды ранее освоенных территорий, комплексной реконструкции территорий с повышением плотности их застройки в соответствии с нормативными требованиями, обеспечения их дополнительными ресурсами инженерных систем и объектами транспортной и социальной инфраструктур;
-
увеличение объемов комплексной реконструкции с повышением плотности застройки и благоустройства жилых территорий, капитального ремонта жилых домов, ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
-
формирование многообразия жилой застройки, удовлетворяющей запросам различных групп населения.
|
Общественные центры и объекты социальной инфраструктуры
| -
упорядочение сложившихся общественных центров и наполнение их объектами общественно-деловой и социальной инфраструктур;
-
формирование в общественных центрах благоустроенных и озелененных рекреационных зон и пешеходных пространств.
|
Производственные территории
| -
упорядочение и благоустройство территорий существующих производственных и коммунально-складских объектов, а также защитное озеленение их санитарно-защитных зон;
-
определение перспективных территорий под развитие производственных и коммунально-складских объектов.
|
Природные территории
| -
сохранение и развитие городских ландшафтов;
-
использование природного потенциала территории в рекреационных целях;
-
формирование природно-экологического каркаса территории.
|
Территории объектов культурного наследия
| -
реставрация, восстановление и сохранение объектов культурного наследия (в соответствии с очередностью, определенной проектом генерального плана);
-
установление ограничений по плотности застройки, этажности и стилевым особенностям архитектурных объектов на территории в установленных границах, сохранение территорий объектов археологии в существующих границах на территории города;
-
регулярный мониторинг за состоянием объектов и контроль технологии производства реставрационных работ.
|
На основании вышеперечисленных особенностей в проекте Генерального плана определены зоны размещения объектов капитального строительства, и даны рекомендации по очередности разработки последующей градостроительной и архитектурно-строительной документации, в которой должны быть установлены (актуализированы) детальные градостроительные и архитектурные параметры планируемых объектов и территориальных зон.
Необходимость разработки нового, современного генерального плана связана с потребностью комплексного развития города в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом генеральный план выступает одним из способов управления города, средством своеобразной кооперации власти, сферы бизнеса и горожан с территориальными ресурсами города в рамках деятельности по градостроительному планированию.
Проект призван дать инструмент Администрации г. Абакана для:
-
Планирования территории города с целью оптимального использования в интересах населения земельных и других природных ресурсов для создания качественной, комфортной, энергетически и информационно устойчивой, экологически, экономически и социально обеспеченной среды обитания.
-
Управления территориями, принадлежащими государству: федеральные, региональные и муниципальные земли, дороги, каналы, мосты, инженерная инфраструктура и пр. (при условии проведения запланированного разграничения земель между федеральным центром, субъектом федерации и органами местного самоуправления).
-
Обеспечения общественных интересов (здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т.п.).
Таким образом, Генеральный план г. Абакана является важным промежуточным звеном в обосновании и реализации инвестиционных, градостроительных, социальных и иных программ и проектов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |