Понимание феноменов стыда и вины



страница1/8
Дата24.05.2018
Размер1.42 Mb.
#25565
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8

Санкт-Петербургский государственный университет

Выпускная квалификационная работа на тему:



ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНОВ СТЫДА И ВИНЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ОДНОЙ СЕМЬИ

По направлению подготовки 37.04.01 – Психология

основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»


Выполнила:

Студентка 2 курса

____________ форма обучения

Золотарева А.С.

Научный руководитель:

Доктор психологических наук,

профессор

Костромина С.Н.

_____________





Рецензент:

Кандидат психологических наук,

доцент


Боголюбова О.Н.

_____________



Санкт-Петербург

2017


Аннотация
Исследование посвящено изучению понимания, описания, переживания стыда и вины представителями разных поколений внутри одной семьи.

Для исследования феноменов стыда и вины было обследовано 90 человек, которые представляют собой 30 семей. Каждая семья включает в себя три представителя разных поколений, которые между собой являются кровными родственниками. Изучалось: понимание феноменов стыда и вины (авторское интервью), уровень вины-черты, вины-состояния («Опросник вины» К. Куглер, У. Джонс), уровень вины-черты, стыда-черты («Измерение чувства вины и стыда» Дж. Тангней), уровень семейной сплоченности (Шкала семейной адаптации и сплоченности Д. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави).

Обработка данных включала качественный, корреляционный и регрессионный анализы.

По результатам исследования получены данные о наличии сходства в понимании эмоций стыда и вины между представителями разных поколений внутри одной семьи, а также о специфике различий между представителями разных поколений. Выявлено, что склонность родителей переживать вину в связи с негативной оценкой своего поведения оказывает влияние на склонность переживать такую же вину у их детей. Также, выявлено, что склонность родителей к переживанию стыда в результате негативной оценки своей личности или себя в целом обратно взаимосвязана с переживанием стыда на протяжении жизни у их детей.



Annotation
The research is devoted to studying of understanding, the description, experience of shame and guilt by representatives of different generations in one family.

For a research of phenomena of shame and guilt 90 people who represent 30 families were examined. Each family includes three representatives of different generations who among themselves are blood relatives. It was studied: understanding of phenomena of shame and fault (author's interview), level of trait guilt, state guilt, and moral standards ("Guilt Inventory" K. Kugler, W. Jones), level of guilt line, shame line ("Test of Self-Conscious Affect" J. Tangney), level of family unity (Scale of family adaptation and unity D. Olson, J. Portner, I. Lavi). Data processing included qualitative, correlation and regression analyses.

By results of a research data on existence of similarity in understanding of emotions of shame and guilt between representatives of different generations in one family, and also about specifics of distinctions between representatives of different generations are obtained. It is revealed that tendency of parents to experience guilt in connection with a negative assessment of the behavior exerts impact on tendency to experience the same guilt at their children. Also, it is revealed that tendency of parents to experience of shame as a result of a negative assessment of the personality or itself in general is back interconnected with experience of shame throughout life at their children.

Оглавление


Введение 4

ГЛАВА 1. Феномены стыда и вины в психологии 9

1.1. Стыд и вина в философии и психологии 9







Введение

Стыд и вина имеют большое значение в жизни людей. Они являются препятствием на пути к проявлению морально недопустимого и неприемлемого поведения. Переживание этих эмоций закрепляет у человека понимание о том, какие поступки считаются социально-неодобряемыми в обществе. В различных культурах и в разные периоды истории человечества стыд и вина являлись универсальными регуляторами социального поведения, и благодаря им осуществлялась социализация личности, происходило усвоение норм, правил, установок, которое необходимо для успешного функционирования в обществе [16]. Способность к переживанию вины и стыда и ее формирование обусловлены включенностью субъекта в социальное взаимодействие. В исследованиях, посвященных изучению данных феноменов, авторами делается акцент на их социально-культурную обусловленность, связь с социальным становлением личности, с историческими и культурными явлениями, на их социально-психологическую природу. Таким образом, стыд и вина являются частью социальной жизни человека [14].

Но изменения в обществе, обусловленные развитием культуры, технологий, влекут за собой изменения и тех самых установок, правил поведения, которые могут противоречить нормам прошлого времени. Родители воспитывают своих детей согласно своим представлениям и своему жизненному опыту, и благодаря им, а также другим взрослым, дети знакомятся с переживанием стыда и вины, усваивая для себя информацию о неодобряемом поведении. Возникают вопросы, согласно каким нормам, родительской семьи или общества в целом, люди понимают, что такое вина и стыд, и в каких ситуациях люди переживают эти эмоции. Меняется ли представление о стыде и вине у общества, в том смысле, что понимание данных эмоций различается у людей, принадлежащих к разным поколениям. Или наоборот представление о стыде и вине у людей схоже с представлениями их родителей, поскольку именно в родительской семье происходит важнейший этап социализации и усвоение основных норм и правил общества. Для российского общества эти вопросы особенно актуальны, в связи с тем, что за последние 30 лет в жизни общества, общественного уклада и идеологии произошли существенные изменения.

В данной работе мы предпринимаем попытку исследования понимания феноменов стыда и вины представителями разных поколений с целью выявления сходства и различий в описании, переживании данных эмоций людьми разных возрастов и между членами одной семьи.



Актуальность работы объясняется тем, что в большей степени изучением стыда и вины занимаются зарубежные авторы. В нашей стране изучению этих эмоций посвящается мало исследований. Очень важно развитие данного направления и проведение исследований на российских выборках для дальнейшего уточнения уже имеющихся данных касательно феноменов стыда и вины (Боголюбова О.Н., 2015) [5]. Также, необходимо подчеркивать значимость эмоций стыда и вины и их «положительную роль в развитии личности», поскольку чаще они рассматриваются как деструктивный аспект, хотя выполняют важную регулятивную (адаптационную) функцию поведения [4].

Задачами исследования являлись:

  1. Проанализировать теоретические аспекты рассмотрения феноменов стыда и вины в отечественной и зарубежной психологической литературе.

  2. Разработать интервью для исследования понимания и описания респондентами понятий стыда и вины у представителей разных поколений внутри одной семьи.

  3. Выявить понимание и описание респондентами понятий стыда и вины, уровень склонности к переживанию стыда и вины.

  4. Проанализировать взаимосвязи уровня склонности к переживанию стыда и вины с уровнем семейной сплоченности и семейной адаптации.

  5. Выявить и описать схожесть и различия в понимании, описании, переживании представителями разных поколений внутри одной семьи.

Рабочими понятиями выступают:

  • Стыд – «сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным» (Ильин, 2008) [12].

  • Вина – «переживание недовольства собой, которое связано с обнаружением рассогласования между принятыми моральными нормами и собственным поведением» (Ильин, 2008) [12].

Основное отличие вины от стыда – «переживание вины связано с негативной оценкой своего конкретного поступка или поведения; переживание стыда связано с негативной оценкой себя самого и своей личности в целом» (Tangney J.P., 2003) [48].

Объектами исследования выступают феномены стыда и вины.

Предмет исследования – взаимосвязь понимания, описаний, переживаний стыда и вины у представителей разных поколений внутри одной семьи.

Были выдвинуты следующие гипотезы:



  1. Представители разных поколений внутри одной семьи схоже понимают, описывают, переживают стыд и вину.

  2. Чем выше уровень семейной сплоченности у представителей разных поколений внутри одной семьи, тем более схожи их понимание, описание, переживание стыда и вины.

Выборку исследования составили 90 человек в возрасте от 17 до 94 лет, которые представляют собой 30 семей. Каждая семья включает три человека, которые являются представителями трех разных поколений.

Исследование проводилось в период с 01.09.2016 года по 19.04.2017 года в Санкт-Петербурге.



Структура работы:

Магистерская диссертация включает в себя введение, теоретический обзор (глава 1), описание дизайна исследования и применяемых методов и методик (глава 2), описание результатов исследования (глава 3), выводы и заключение. Общий объем работы составляет Х страниц без учета приложений.





Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Проблемы перевода пользовательских соглашений
11701 -> Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
11701 -> Притулюк Юлия Леонидовна Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития Выпускная квалификационная работа бакалавра
11701 -> Оценка выводов компьютерной экспертизы и их использование в доказательстве мошенничества
11701 -> Костная пластика на нижней челюсти с использованием малоберцовой кости и гребня подвздошной кости
11701 -> Выбор вида и способа анестезии на детском стоматологическом приеме


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница