«Понятие и функции налогов»



страница1/5
Дата19.07.2019
Размер0.7 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5

ДВНЗ «Донецький транспортно-экономічний колледж»

КОНСПЕКТИ ЛЕКЦІЙ
з дисципліни «Податкова система»

для студентів ІІІ курсу групи 1-БО-12 спеціальності «Бухгалтерський облік»

Викладач: Редька Г.Г.

2014 – 2015 навчальний рік


Тема: «Понятие и функции налогов»
План

1. Формирование налоговой системы

2. Понятия и функции налогов
1. В условиях существования разных форм собственности основным методом формирвания доходов государства являются налоги и сборы, которые формируют налоговую систему.

К налоговым поступленням относят налоги, сборы, которые предусмотрены системой налогообложения в государстве.

К неналоговым платежам относятся те доходы, которые не включены в состав налоговой системы, а именно:

- прямое извлечение доходов предприятий, которые находятся в государственной форме собственности;

- платежи за использование государственных ресурсов, угодий и имущества, предоставление услуг ( аренда, факторинг);

- эмиссия;

- займы.

Прямое извлечение доходов предприятия как основной метод формирования доходов государства применяется в условиях доминирования государственной формы собственности.

Получение доходов в виде платежей за использование государственных угодий и имущества не имеет значительного фискального значения.

Из-за недостатка средств от вышеназванных поступлений, которые получает государство, для финансирования расходов, могут быть использованы либо денежная эмиссия, либо заемные средства.

Денежная эмиссия как метод финансирования бюджетного дефицита применяется лишь в странах с неразвитым рынком ценных бумаг или в условиях недоверия населения к действующему правительству, которое не несет ответственности за занятые деньги.

Последствием такой эмиссии являються инфляционные прцессы, которые отрицательно влияют на процессы восстановления капитала и жизненного уровня населения, поскольку обесцениваются оборотные средства и денежные вклады населения. Хотя существует и плановая эмиссия – эта эмиссия не создает дополнительной массы.

Заем денежных средств у физических и юридических лиц государством происходит в форме государственных займов, размещения государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного бюджетного дефицита за счет государственных займов не имеет таких инфляционных последствий, как денежная эмиссия, поскольку не происходит роста денежной массы.

Налоговая система – это совокупность всех видов налогов и сборов, которые удерживаются в государстве.

Построение эффективной налоговой системы возможно только после выполнения соответствующих требований, а именно:

- системности;

- установление определяющей базы системы;

- формирование правовой основы и исходных принципов.

Суть требования системности лежит в том, что налоги должны быть взаимосвязаны между собой.

Определяющей базой построения налоговой системы является потребность в источниках финансирования, которые необходимы государству для выполнения возложенных на него функций.

Правовую основу системы доходов государства составляют отношения собственности между субъектами хозяйствования.

2. Налоги и сборы – это основной источник доходов государства, следовательно, одна из важнейших финансовых категорий.

Налоговые платежи используются как источник получения доходов бюджета, а также являются финансовым инструментом регулирования экономики государства.

К налоговым платежам относятся – налог, сбор, плата, взносы и отчисления.



Налог - это обязательный платеж, который взыскивается в бюджеты всех уровней с физических и юридических лиц в обязательном порядке.

Сбор – это платеж, который взыскивается в основном в государственные целевые фонды и местные бюджеты.

Плата – это сумма средств, которая возвращается государству (в основном) за временное или постоянное пользование ресурсами.

Совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей (как я уже говорила) образует налоговую систему государства.

По экономическому содержанию налоги – это финансовые отношения между государством и плательщиками налогов с целью образования государственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.



Сущность налогов как экономической категории отражается в их функциях. Поскольку налоговая система является одной из составных финансовой системы, то функции налогов выплывают из функций финансов.

Налоги в основном выполняют две функции: фискальную и регулирующую.



Суть фискальной функции состоит в том, что именно при помощи налогов и сборов обеспечивается пополнение бюджетов всех уровней и соответственно источников формирования доходов государства.

Фискальная функция обеспечивает:

- достижение максимально возможного баланса между доходами и расходами бюджета государства;

- равномерное распределение сумм налоговых поступлений между сферами бюджетной системы;

- стабилизацию регионального уровня социального обеспечения граждан, а также обеспечение социальных гарантий;

- достижения высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и уровня социальных гарантий в отдельном регионе;

- обеспечение потребностей науки, образования, охраны здоровья, обороны и управления.

В рамках фискальной функции налогов стоит выделить контрольную подфункцию, которая дает возможность количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах.



Суть регулирующей функции налогов состоит в возможности государства через деятельность налогового механизма обеспечивать процесс регулирования социально-экономических отношений. А именно при помощи налоговых ставок и налоговых льгот государство пытается регулировать процесс накопления капитала, уровень платежеспособности, темпы расширенного воспроизводства, защиту малообеспеченных слоев населения, перераспределение доходов. В основном деятельность регулирующей функции направлена на экономические и социальные процессы в обществе.

В процессе реализации регулирующей функции налогов проявляется ее влияние на такие показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства: себестоимость продукции, прибыль от реализации, балансовую прибыль, объем реализации, чистая прибыль и др.

При этом целесообразно выделить ряд подфункций, которые присущи налогам в регулировании стабильного развития общества, а именно:

- экономическая – состоит в том, что влияет через налоги на общественное воспроизводство, т.е. охватывает определенные процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе;

- стимулирующая – при помощи налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение рабочих мест, капвложения и развитие предпринимательства;

- сдерживающая – состоит в формировании определенных барьеров для развития нежелательных экономических процессов в стране. Например, повышая ставки для отдельных видов деятельности или товаров, можно целенаправленно ограничить именно их распространение и применение;

- социальная – состоит в поддержании социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами разных социальных групп для уменьшения неравенства между ними.

Т.о. через фискальную функцию системы налогообложения удовлетворяются общенациональные потребности, а при помощи регулирующей функции формируются противодействия излишнему фискальному давлению, т.е. образуются действующие механизмы, которые обеспечивают баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.



Тема : «Задания, принципы и структура построения налоговой службы»
План

1. Сущность и принципы деятельности государственной налоговой службы

(ГНС)
1. Для того, чтобы упорядочить отношения между государством и плательщиками налогов возникает необходимость в формировании определенных фискальных органов, которым и является налоговая служба.

Налоговая служба – это совокупность государственных органов управления, которые организуют и контролируют поступления налоговых и отдельных видов неналоговых платежей.

Формирование НСУ началось с 1991 года, что было обусловлено переходом от системы платежей в бюджет к системе налогообложения. (Соответствующий закон был принят в 1990 г., подписанный Кравчуком Л.М.) До этого ГНС как структуры не существовало. В составе Минфина и его подразделений во всех регионах были выделены соответствующие управления, отделы и инспекции государственных доходов. Они несли ответственность за соблюдением действующего законодательства взыскания бюджетных доходов и за выполнением плана поступлений платежей в бюджет.

В 1993 г. Был принят новый Закон Украины «Про державну податкову службу в Україні».

В 1996 г. На базе Государственной налоговой инспекции Украины и подразделений Министерства внутренних дел по борьбе со скрытием прибыли от налогообложения была создана Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ), которой был дан статус центрального органа исполнительской власти.

На сегодня основным законодательным документом по вопросам деятельности налоговой службы в Украине является Закон Украины «Про державну податкову службу в Україні» от 24 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями.

К системе ГНСУ принадлежат:

- Главная государственная налоговая администрация Украины (ГГНАУ);

- Государственная налоговая администрация АР Крым (ГНА АР Крым);

- областные налоговые администрации, инспекции в городах и районах областей.

В составе органов налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция).

Принципы деятельности государственной налоговой службы:

Принцип единства налоговой политики. Для обеспечения единого толкования налогового законодательства необходимо наличие консолидирующего органа управления. Государственная налоговая служба осуществляет свои полномочия относительно администрирования местных и государственных налогов.

Принцип независимости – обеспечивает невмешательство в профессиональную деятельность ГНА и ГНИ местных органов власти. Это условие является конкретным проявлением принципа распределения власти, системы удержаний и противоречий.

Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также предоставлять им оперативные руководящие указания.



Принцип централизации. ГНС является централизованной системой налоговых органов. Система ГНС условно делится на три уровня:

высший уровень – ГНАУ;

средний уровень – ГНА в АРК, областях и гг. Киеве и Севастополе;

базовый уровень – государственные налоговые инспекции в районах областей, районах в городах, межрайонные, городские и объединенные.

В ГНАУ и государственных налоговых администрациях в АРК, областях и гг. Киеве и Севастополе создаются коллегии. Численность и состав коллегий ГНАУ утверждается Кабмином Украины (КМУ), а коллегий государственных налоговых администраций в АРК, областях и гг. Киеве и Севастополе - ГНАУ.

Коллегии являются действующим органом и рассматривают важнейшие направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.

Структура ГНА утверждается КМУ.

Основные черты ГНСУ:

- независимый контроль за соблюдением налогового законодательства;

- четкая централизация системы налоговых органов в соответствии с вертикальной структурой подчиненности;

- единство системы контроля плательщиков налогов и сборов.



Основные задания органов ГНСУ:

- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов, а также не налоговых платежей, определенных законодательством;

- внесение в установленном порядке предложений, касающихся усовершенствования налогового законодательства;

- принятия в случаях предусмотренных законом нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- формирование и ведение государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и др. обязательных платежей и единого банка данных о плательщиках налогов – юридических лиц;

- предотвращение преступлений и др. правонарушений, которые отнесены законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и оформление дел об административных правонарушениях.

ГНСУ в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законами, нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховного Совета АРК, Совета Министров АРК, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в пределах их полномочий.

ГНАУ является центральным органом управления исполнительской власти. ГНА в АРК, областях и гг. Киеве и Севастополе подчиняются ГНАУ.

ГНИ в районах, районах в городах, межрайонные, городские и объединенные ГНИ подчиняются соответствующим ГНА в АРК, областях и гг. Киеве и Севастополе.

ГНАУ тесно сотрудничает с:

- финансовыми управлениями;

- государственным казначейством- службой безопасности;

- прокуратурой;

- таможенной и контрольно-ревизионными службами;

- учреждениями банков, а также с налоговыми службами др. государств.

ГНАУ возглавляет председатель, которого назначает и увольняет Президент Украины по представлению Премьер-министра.

Замы председателя назначаются и увольняются с должности КМУ по представлению председателя ГНАУ. Количество замов определяется КМУ.

Начальники управлений налоговой милиции назначаются председателем ГНАУ. Средства на содержание ГНСУ определяются КМУ и финансируются за счет государственного бюджета.

Государственные налоговые инспекции и администрации являются юридическими лицами, имеют гербовую печать, др. печати и штампы, бланки, самостоятельный баланс затрат, текущие счета в учреждениях банков.

Тема: «Налоговая политика и ее характеристика»

План


1. Основные принципы налоговой политики

Эффективность налоговой ситемы в государстве в значительной мере зависит от налоговой политики, которую проводит государство.

Налоговая политика - это совокупность норм и методов деятельности в сфере налогообложения как со стороны государства, так и плательщиков налогов.

Основные принципы налоговой политики:

  • фискальная эффективность;

  • экономическая эффективность;

  • социальная справедливость.

Принцип фискальная эффективность предусматривает следующие элементы:

достаточная сумма доходов, минимизация расходов на сбор доходов, предотвращения уклонения от уплаты платежей в бюджет, эластичность налоговой системы, равномерное распределение налогов между административно-территориальными единицами.



Достаточность доходов должна отражать баланс между источниками финансирования и путями их использования, т.е. запланированные затраты в государстве должны быть обеспечены соответствующими доходами.

Предотвращения уклонения от уплаты платежей в бюджет может быть достигнуто, во-первых, за счет создания такой системы платежей в бюджет, которая бы чрезмерным уровнем налогообложения не создавала заинтересованности в неуплате налогов;

во-вторых, за счет создания эффективной системы контроля над правильностью и своевременностью уплаты налогов плательщиками.

Для минимизации уклонений от уплаты налогов необходимо объединить оба метода, поскольку при высоком уровне налогообложения даже значительное увеличение контроля над административной системой уплаты налогов не обеспечивает их удовлетворительного взимания, в то время как затраты на содержание этой системы значительно растут.

Показатель эластичности системы доходов бюджета показывает как изменяется объем поступлений в бюджет в зависимости от изменений объема валового внутреннего продукта (ВВП).

как интересам бюджета, так и интересам плательщика, поскольку обеспечивает автоматическое увеличение доходов в условиях экономического подъема и в период кризиса с падением промышленного производства автоматически уменьшаются и требования на уплату налогов.



Принцип экономической эффективности в процессе формирования налоговой системы имеет неоднозначное трактование. Налоговые отношения возникают на стадии перераспределения национального дохода и через налоговую политику государство вмешивается в отношения перераспределения.

Принцип социальной справедливости означает, что плательщиками налогов должны выступать все члены общества в зависимости от размеров дохода и социального состояния. Прямые и косвенные налоги в решении этой проблемы имеют разные значения. Традиционными являются отношения к непрямым налогам как к регрессивным в социальном плане в развитых странах мира.

Взимание косвенных налогов на предметы не первой необходимости по высоким ставкам, потребителями которых являются семьи высокого достатка, в некотором смысле смягчает проблему социальной несправедливости, но это не значит, что она решается.

Преимущества прямых налогов в решении проблем социальной справедливости состоят в том, что уровень налогообложения прямо связан с доходами, которые получают физические и юридические лица.

Споры постоянно кружатся около вопросов необходимости прогрессивного налогообложения высоких доходов, поскольку с точки зрения социальной справедливости, лица, которые имеют достаточно высокий уровень доходов, могут уплачивать в бюджет большую часть доходов, при помощи чего происходит перераспределение средств между населением. Но при достаточно высокой прогрессии в налогообложении, возникают такие негативные последствия, как утеря плательщиками стимула к эффективному труду и заинтересованность в уклонении от уплаты налогов.

В Украине реальным примером социальной справедливости при налогообложении доходов было применение шкалы налогообложения подоходным налогом с граждан. Хотя с 01.01. 2004 года в Украине введена ставка налога на доходы граждан, но это практически сводит к нулю использование принципа социальной справедливости в системе налогообложения.

Тема: «Суть, значение и роль налоговой системы »

План


1. Формирование налоговой системы

2. Принципы построения налоговой системы

3. Направления привлечения средств в бюджеты
1. В условиях существования разных форм собственности основным методом формирвания доходов государства являются налоги и сборы, которые формируют налоговую систему.

К налоговым поступленням относят налоги, сборы, которые предусмотрены системой налогообложения в государстве.

К неналоговым платежам относятся те доходы, которые не включены в состав налоговой системы, а именно:

- прямое извлечение доходов предприятий, которые находятся в государственной форме собственности;

- платежи за использование государственных ресурсов, угодий и имущества, предоставление услуг ( аренда, факторинг);

- эмиссия;

- займы.

Прямое извлечение доходов предприятия как основной метод формирования доходов государства применяется в условиях доминирования государственной формы собственности.

Получение доходов в виде платежем за использование государственных угодий и имущества не имеет значительного фискального значения.

Из-за недостатка средств от вышеназванных поступлений, которые получает государство, для финансирования расходов, могут быть использованы либо денежная эмиссия, либо заемные средства.

Денежная эмиссия как метод финансирования бюджетного дефицита применяется лишь в странах с неразвитым рынком ценных бумаг или в условиях недоверия населения к действующему правительству, которое не несет ответственности за занятые деньги.

Последствием эмиссии являються инфляционные прцессы, которые отрицательно влияют на процессы восстановления капитала и жизненного уровня населения, поскольку обесцениваются оборотные средства и денежные вклады населения. Хотя существует и плановая эмиссия – эта эмиссия не создает дополнительной массы.

Заем денежных средств у физических и юридических лиц государством происходит в форме государственных займов, размещения государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного бюджетного дефицита за счет государственных займов не имеет таких инфляционных последствий, как денежная эмиссия, поскольку не происходит роста денежной массы.

Налоговая система – это совокупность всех видов налогов и сборов, которые удерживаются в государстве.

Построение эффективной налоговой системы возможно только после выполнения соответствующих требований, а именно:

- системности;

- установление определяющей базы системы;

- формирование правовой основы и исходных принципов.

Суть требования системности лежит в том, что налоги должны быть взаимосвязаны между собой.

Определяющей базой построения налоговой системы является потребность в источниках финансирования, которые необходимы государству для выполнения возложенных на него функций.

Правовую основу системы доходов государства составляют отношения собственности между субъектами хозяйствования.

2. Исходными принципами построения налоговой системы являются:

- обязательность;

- равнозначность и пропорциональность;

- социальная справедливость;

- экономическая обоснованность;

- равномерность уплати;

- единый подход;

- доступность.

В сфере налогообложения формируются специфические группы взамоотношений между субъектами налогового права:

- между государством и налоговыми службами;

- между налоговыми службами и плательщиками.

3. Направления привлечения средств в бюджеты и фонды в системе налогообложения:

- налогообложение физических лиц;

- налогообложение юридических лиц;

- отчисления и взносы в целевые фонды.



Налогообложение физических лиц происходит через следующие виды налогов: налог на доходы физических лиц, налог на имущество, плата за землю, единый налог для субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение юридических лиц происходит через НДС, акцизный налог, пошлина, налог на прибыль, налог на имущество, фиксированный сельскохозяйственный налог, местные налоги и сборы.

Отчисления и взносы в целевые фонды происходят:

единый социальный внебюджетные фонды местного самоуправления и др.

Именно действующая система налогообложения дает представление о полном использовании при сущих налогообложению функцій, т.е. роль налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов.

В налогообложении происходит столкновение интересов государства и плательщика, которые по-разному трактуют роль налогов.

Свойства налогов в формировании доходов бюджета проявляется через:

- соотношения между суммой налоговых поступлений в бюджет;

- суммой групп налогов;

- суммами отдельных налогов с одной стороны и общей величиной доходов бюджета – с другой.

Тема: «Основные понятия налоговой дисциплины»

Под дисциплиной понимают точное, своевременное и неуклонное выполнение установленных определенными нормами правил поведения в общественной и государственной жизни, т.е. это точное, своевременное и неуклонное выполнение правил и обязанностей.

Невыполнение или недобросовестное выполнение плательщиком налога, возложенных на него налоговой нормой обязанностей является нарушением не только законодательства, а и дисциплины.

Т.о. под налоговой дисциплиной следует понимать точное, своевременное и неуклонное выполнение установленных нормами налогового права обязательств. Носителями этих обязательств являются субъекты налоговых правоотношений, к которым принадлежат:

- органы государственного управления;

- органы местного самоуправления;

- плательщики налогов.

К органам государственного управления относят:

- органы власти, которые устанавливают, меняют и отменяют ставки, механизм налогов и сборов (ВСУ, но следует отметить, что определенными правами в этой отрасли наделен и Президент);

- фискальные службы – которые в свою очередь делятся на непосредственные и опосредственные.

К непосредственным относятся службы, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением поступлений в бюджеты и целевые фонды из налогов и сборов – это налоговые администрации; инспекции; налоговая полиция.

К опосредственным относят: таможенную службу; государственное казначейство; финансовые управления и отделы, т.е. те службы, которые вместе со своей основной деятельностью обеспечивают поступления от платежей, которые составляют основу налоговой системы.

К органам местного самоуправления, которые выступают как отдельная группа субъектов налоговых правоотношений относят: городские советы, а также сельские, поселковые, областные советы по вопросам определения механизма взимания, уплаты и граничных размеров ставок местных сборов.

Плательщики налогов составляют самую многочисленную группу субъектов налоговых правоотношений. Классифицировать их можно в зависимости от статуса создания как юридических и физических лиц и по регистрации – как резиденты и нерезиденты.

Субъекты налоговых правоотношений наделены законодательством определенными правами и соответствующими обязательствами.

Обязательства государственной налоговой службы определяются Конституцией Украины и Законом Украины «Про державну податкову службу в Україні».

Различают несколько групп обязательств плательщиков налогов:



а) организационного характера:

- постановка на учет или регистрация в налоговой службе;

- предоставление необходимой информации.



б) по уплате налогов:

- самостоятельный и правильный расчет сумм налоговых платежей;

- своевременное предоставление по установленным формам налоговой отчетности;

- предоставление в налоговые службы необходимых документов, объяснений, справок, выполнение их требований.

Обязанности субъектов налоговых правоотношений реализуются как в активном так и в пассивном их поведении. Так, например, каждый гражданин обязан платить налоги и сбору в порядке и размере, установленных законом. Т.е. в данном случае лицо, на которое возложены обязанности уплаты налога, должно произвести активные действия, а именно: определить размер налога и пересчитать его в установленном законом порядке в определенные бюджеты или целевые фонды.

Пассивная форма выполнения субъектом налоговых правоотношений, возложенных на него обязанностей выражается в воздержании от активных действий ( не мешать должностным лицам государственных налоговых служб осуществлять обследование помещений, которые используются для получения доходов или содержанием объектов налогообложения).

Основным требованием налоговой дисциплины является надлежащее выполнение субъектами налоговых правоотношений, возложенных на них законодательством обязательств. В данном случае под надлежащим выполнением, следует понимать точное, своевременное и неуклонное выполнение установленных обязательств.

В соответствии с Законом Украины «Про систему оподаткування», обязательства юридического лица, касающиеся уплаты налогов и сборов прекращаются с уплатой налога или его отмене.

Обязанности физического лица, касающиеся уплаты налогов и сборов прекращаются с уплатой налогов и сборов или его отмене, а также в случае смерти плательщика.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница