Послепродажное обслуживание сущность и значение послепродажного обслуживания



Скачать 212.43 Kb.
Дата07.12.2017
Размер212.43 Kb.
#1661

ТЕМА 7. ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

1. Сущность и значение послепродажного обслуживания.

2. Стратегические направления послепродажного обслуживания.

3. Особенности реализации послепродажного сервиса на конкурентных рынках.

1. Сущность и значение послепродажного обслуживания

После покупки товара фирма-изготовитель или фирма, продавшая товар, выполняют послепродажный сервис – доставку, монтаж, контроль, техническое обслуживание и ремонт, снабжение запасными частями и деталями. Обслуживание может осуществляться и специальными посредническими организациями, с которыми фирма-производитель заключает соответствующие договоры. Фирма-продуцент контролирует качество обслуживания и цены (тарифы) на каждый вид работ и услуг.

Послепродажное обслуживание – это комплекс мероприятий, осуществляемых производителем или продавцом по установке, монтажу и наладке, устранению недостатков продукции (товаров) в течение гарантийного срока, и послегарантийный ремонт. Но это только общие и базовые элементы послепродажного обслуживания. Предприятие, которое стремится завоевать симпатии потребителя, разрабатывает новые формы и стандарты сервисного обслуживания. В сфере технически сложной продукции (товара) покупатель не должен чувствовать себя «брошенным» после покупки. Поэтому производители и продавцы должны стремиться к «опеке» потребителя в различных формах.

Например, для производителей и продавцов компьютеров обычной формой послепродажного обслуживания является установка программного обеспечения и общее обучение потребителя пользованию отдельными программными продуктами. Производители самих же программных продуктов (например, информационных баз данных) гарантируют послепродажное обслуживание в форме регулярного обновления информации, устранения неполадок, обновления версий и т. д. Производители и продавцы автомобилей создают центры послепродажного обслуживания, в которые входят сервисы, отделы оригинальных запчастей и комплектующих, установочные отделы (занимаются установкой систем охранной сигнализации, антенн, спутниковых навигационных систем, прочим).

Послепродажный сервис представляет собой гарантийное и послегарантийное обслуживание в процессе эксплуатации товара.

Гарантийное сервисное обслуживание техники и оборудования производится в авторизованных сервисных центрах. Гарантийное сервисное обслуживание – устранение неисправностей (ремонт) техники или оборудования в течение оговоренного срока эксплуатации техники или оборудования (гарантийного срока). Ремонт техники или оборудования производится на территории сервисного центра, срок восстановления техники – до 20 рабочих дней, доставка техники или оборудования в сервисный центр и обратно осуществляется за счет клиента.

Неисправность – потеря работоспособности узла или агрегата в целом, которая может быть продемонстрирована сотруднику сервисного центра, произошедшая в результате выхода из строя или неправильной работы какого-либо блока, узла, агрегата или периодически повторяющихся сбоев, приводящая к невозможности их нормальной эксплуатации техники или оборудования.

Гарантийное обслуживание осуществляется в рамках документального поручительства (гарантии) фирмы – производителя товара за выполнение ею в гарантийный срок обязательств по обслуживанию покупателей, которые приобрели этот товар.

Гарантийное обязательство призвано подтвердить покупателю условия качественного послепродажного обслуживания приобретенного товара со стороны производителя, продавца. Объем гарантийных услуг и сроки гарантии различаются в зависимости от вида техники и (или) оборудования, его стоимости и продолжительности срока службы.

Гарантийный срок потребления товара может включать как несколько месяцев (электрические утюги, миксеры), так и несколько лет (станки, машин, оборудование). Увеличение гарантийного срока на один или более лет (но не более 5 лет с даты производства) для техники или оборудования любых серий, у которых не окончился базовый гарантийный срок, осуществляется путем приобретения пакета расширения гарантии.



Гарантийный срок на составные части (узлы, агрегаты и т. д.) (независимо от гарантийного срока на технику или оборудование), как аккумуляторные батареи, устанавливаются продолжительностью 6 месяцев со дня продажи, либо 12 месяцев со дня изготовления, причем применяется тот срок, который истекает последним. Если в течение гарантийного срока на технике или оборудовании, обнаружен дефект, необходимо незамедлительно заявить рекламацию.

Дефекты, которые могут появиться в течение гарантийного срока, должны быть устранены бесплатно сервисными центрами при соблюдении следующих условий:



  • при предъявлении сервисной книжки, заполненной надлежащим образом: с указанием модели, серийного номера, даты продажи, печати торгующей организации;

  • при предъявлении клиентом заполненного листа рекламаций с указанием наименования техники и (или) оборудования, серийного номера, даты продажи и номера заказа продажи;

  • при предъявлении неисправной техники и (или) оборудования в сервисный центр.

Гарантийное обслуживание не распространяется на недостатки в следующих случаях:

  • после проведения ремонта организациями или лицами, не являющимися уполномоченными представителями производителей;

  • при осуществлении модификации оборудования без предварительного согласования с сервисным центром, за исключением некоторых дополнений, совместимых с продукцией;

  • при возникновении дефектов вследствие механических повреждений, несоблюдения условий эксплуатации, стихийных бедствий (молния, пожар, наводнение), попадания внутрь изделия посторонних предметов, жидкостей, насекомых, неправильной вентиляции и прочих причин, находящихся вне контроля продавца и изготовителя.

Гарантийный сервис включает всю совокупность работ, необходимых для эксплуатации товара в период действия гарантийных обязательств его производителя. Хотя считается, что такое обслуживание осуществляется бесплатно, в реальности стоимость проводимых работ, а также используемых запасных частей и материалов включается в продажную цену товара.

2. Стратегические направления послепродажного
обслуживания

Стратегии послепродажного сервиса средств производства должны быть направлены на достижение совокупного предложения полезной функции, которая предлагается на рынок и помимо товаров включает: систему обслуживания на весь срок службы товаров.

Производитель принимает решения по трем стратегическим направлениям:

1. Проблемы, связанные с обслуживанием. Решаются с момента начала разработки товаров. Применение модульного проектирования, определение предположительных затрат на обслуживание, коэффициент надежности изделия, возможности автодиагностики неисправностей и дистанционного обслуживания.

2. Сегментация услуг и анализ конкурентов. Планирование объема и структуры услуг, а также их качества.

3. Формирование стратегии дифференцирования и интеграции в сфере услуг, определение форм сотрудничества с другими фирмами.

Определение взаимодействий и выработка соответствующих альтернативных решений недостаточны для разработки действенной стратегии сервиса. В действительности важно так ориентировать принятие решений, чтобы на уровне смешанного обслуживания можно было применять общие принципы, на которых фирма основывает свое участие в конкуренции. Поэтому в политике послепродажного обслуживания наблюдаются три основных стратегических направления: дифференциация с помощью технологических новшеств, дифференциация с помощью предложения услуг и завоевание рынка путем установления низких цен. Анализ риска, связанного с принятием той или иной общей ориентации, дополняет процедуру.

Разработка предприятиями стратегий нововведений, которые касаются как высокотехнологичного оборудования, так и предметов потребления и услуг, представляет собой прежде всего главнейший фактор экономического роста, который чаще всего положительно влияет на качество жизни тех групп населения, которые имеют доступ к их применению. Тем не менее, нововведения чрезвычайно трудно планировать, они «рождаются» неожиданно в процессе исследований, в результате случайных открытий, и получают развитие в зависимости от потребностей. Это применение законов случайности и необходимости, необходимости в том виде, в каком она ощущается потребителями. Являясь результатом сложного процесса, в котором участвует большой круг лиц, принадлежащих к сильно отличающимся друг от друга культурным системам, технологическое новшество несет в себе значительный риск для промышленной или коммерческой фирмы.

Таким образом, применение стратегии нововведений заставляет фирму действовать в обстановке большой неуверенности как на уровне технологии, так и на уровне конкурентной борьбы, условия которой могут меняться каждую минуту. Переменчивость среды деятельности фирмы объясняет неоднократно наблюдавшуюся неспособность крупных предприятий к значительным нововведениям; скорее, они стремятся применить и развить те новшества, которые увенчались успехом в меньшем масштабе.

Успех нововведения зависит не только от соответствия технических характеристик рыночным ожиданиям. Также необходимо таким образом организовать функции маркетинга, производства и услуг, чтобы сначала предприятие смогло привлечь клиентов, а затем обеспечить их удовлетворение от «потребления» приобретенной продукции, «Нововведение не может удовлетворить нас само по себе, – напоминают консультанты BCG, – если мы не в состоянии найти ему надлежащее применение». А это предполагает знание потребностей клиентов и умение приспосабливаться к ним.

С технической точки зрения и точки зрения маркетинга размеры инвестиций, необходимых для выпуска новой продукции, обычно велики, и первая покупка часто имеет решающее значение. Но возможная неприспособленность систем, обеспечивающих демонстрацию товара, его сбыт и послепродажное обслуживание, может свести на нет большую часть усилий, предпринятых на стадии разработки и производства.

Ничто так отрицательно не действует на клиента, как невозможность пользоваться совершенно полной, сложной и дорогостоящей техникой из-за отсутствия запасных частей или тот факт, что техник, который берется устранить небольшую неисправность, обнаруживает, что перед ним оборудование, с которым он еще не умеет обращаться.

Такие ситуации возникают довольно часто; так, в автомобилестроении наблюдается значительный разрыв между технологической сложностью новых модулей, применяющихся, в частности, в автомобилях самых престижных марок, в которых используется электроника и даже автоматика, и компетентностью специалистов по послепродажному обслуживанию, осуществляемому концессионными предприятиями и агентствами, которые обычно незнакомы с новой техникой.

Таким образом, предприятие, работа которого оценивается по общему уровню качества новой продукции, обязательно должно выделять для нужд смешанного сервиса значительный объем ресурсов с тем, чтобы обеспечить оказание услуг с надлежащей быстротой и компетентностью. Качество услуг, без всякого сомнения, имеет приоритет перед их разнообразием.

Например, техническое обслуживание оборудования, поставленного конкурентами, представляет интерес только в том случае, если это оборудование является составной частью комплексных систем, в которых фигурирует также продукция фирмы. Часто оказывается необходимой быстрая поставка запасных частей, особенно если последние имеют уникальный характер, что часто наблюдается в фирмах, применяющих нововведения. Это обстоятельство может повлечь за собой увеличение сети складов запасных частей или же применение средств быстрой транспортировки, как, например, доставка самолетом, которая часто используется в секторах информационной техники, средств производства или машин, предназначенных для общественных работ.

Сотрудничество с другими фирмами может осуществляться, если оно позволяет увеличить быстроту и гибкость оказания услуг. В самом деле, гибкость представляет собой вторую основную характеристику системы технического обслуживания, которую нужно развивать тем больше, чем сильнее неуверенность относительно объема продаж продукции, продолжительности ее жизненного цикла и срока использования, а также относительно ее надежности вообще. Поэтому трудности достигают своего максимума, например, при предварительном определении потребностей в блоках оборудования и в запасных частях, а также при подготовке технического персонала.

От способности предприятия продемонстрировать преимущества предлагаемых им услуг в известной мере зависит дифференциация его совокупного предложения от совокупного предложения конкурирующих фирм. Это стратегическое направление неоднократно обсуждалось в литературе, тем не менее не было дано нового определения самого понятия «товар», соответствующего очередному этапу в развитии стратегического подхода.

Целесообразно разделить два понятия. Определение «товара» как сочетания физического предмета, ряда связанных с ним услуг и системы управления ими на протяжении срока их жизни, как представляется, имеет некоторую ценность всегда, когда выбирается способ участия в конкуренции. Стратегия дифференциации через услуги представляет собой один из возможных способов участия в конкуренции; акцент в данном случае делается на объеме и высоком уровне качества услуг, являющихся нематериальным аспектом предложения.

В общем оказывается, что применение на практике стратегий дифференциации посредством обслуживания предполагает ряд специфических ориентаций политики сервиса: значительная интеграция технологических и неосязаемых параметров с принятием решений в пользу достижения наивысшего уровня эффективности сервиса, как можно большая индивидуализация оказываемых услуг, продуманная, политика технического обслуживания оборудования, поставленного конкурентом.

Этот последний пункт может составить важный элемент принятой на вооружение политики сервиса.

Действительно, многие клиенты стремятся к созданию совместимых систем с хорошими общими характеристиками, сочетая различные марки оборудования. Идет ли речь о промышленном оборудовании или о бытовых приборах, этот феномен находит свое проявление в желании клиента установить тесные связи с предприятием, в большинстве случаев поставщиком одного из компонентов его установки, которое сможет предложить ему полное техническое обслуживание всех компонентов. Это предполагает, что при организации послепродажного обслуживания нужно быть готовым обслуживать оборудование, которое данным предприятием не изготовляется, и даже оборудование, поставленное явным конкурентом, если предприятие намеревается сохранить возможность поставок своей собственной продукции при обновлении оборудования.

При предварительном исследовании, проведенном в 1980 г. в США среди многочисленной группы лиц, ответственных за послепродажное обслуживание, исследователи из Американской ассоциации менеджмента отметили, что более 26% компаний, чья работа изучалась, осуществляют техническое обслуживание оборудования конкурирующих фирм. Через два года консультанты Центра по анализу менеджмента выделили семь типов отношения предприятий к вопросу об объеме услуг:

1) оказывать необходимые услуги только при обслуживании одного ассортиментного ряда продукции фирмы;

2) предпочесть оказание качественных услуг по одному ряду продукции;

3) оказывать услуги по всей совокупности сбываемой продукции, но только данной фирмы;

4) оказывать услуги для всей совокупности продукции фирмы, а также для блоков оборудования различных фирм, которые являются компонентами предложения;

5) проникать на рынок обслуживания другой техники, но лишь для того, чтобы получить преимущество в конкуренции для продукции своей фирмы;

6) предлагать услуги по техническому обслуживанию различных марок оборудования, но только в рамках избранных программ или сегментов рынка;

7) подчеркнуть агрессивное поведение на всех доступных рынках услуг.

Принятие стратегии дифференциации с помощью сервиса заставляет искать такие финансовые и контрактные условия, которые позволяют устанавливать постоянные связи «партнерского» типа между фирмой и ее клиентами.

Напротив, сотрудничество с другими предприятиями не признается целесообразным, если оно приводит к тому, что преимущества предприятия в конкурентной борьбе, выделяющие его среди других фирм, приходится делить с этими фирмами. Часто оказывается необходимым развитие сети технического обслуживания большой плотности для того, чтобы предлагать услуги непосредственно по месту проживания требовательных клиентов.

Риск, связанный с такой стратегической ориентацией, довольно велик. Прежде всего затраты на производство услуг оказываются значительными, поэтому важно оценить уровень их прямой прибыльности. Новые формы связей с клиентами могут потребовать значительных капиталовложений. В то же время факторы дифференциации часто оказываются слабыми, если требуемый уровень технического оснащения оказывается не очень сложным.

Тем не менее, если качество полученных услуг является результатом эффективной межфункциональной координации в границах предприятия, конкурентам уже будет трудно догнать его, настолько велика сложность проблем интеграции в рамках производственных и коммерческих фирм. Наконец, ответственность и способности работников сервиса становятся значительными в ситуациях такого типа, а это предполагает эффективное управление персоналом, занятым оказанием услуг.

В определенных случаях предприятие, которое смогло сделать значительные капиталовложения в сервис, рискует лишиться черт, делающих его облик узнаваемым.

Случай с группой «Ашетт», хотя и не свидетельствует о потере индивидуальности, является показательным в этом отношении, поскольку эта группа попала в ряд двусмысленных ситуаций. Действительно, обладая в настоящее время прекрасными средствами централизованного сбыта, которые дублируются сетью эффективных региональных центров, группа «Ашетт» в состоянии предложить целую совокупность услуг, связанных с работой его подразделения «Книги». Эти услуги рассматриваются как главное преимущество издательской деятельности «Ашетт» в ее конкуренции с другими издательствами Франции. Но лица, ответственные за производственный и материально-технический потенциал группы, стремясь повысить уровень рентабельности огромных капиталовложений в этой области, предлагают оказывать услуги другим издателям, которые в таком случае рассматриваются как обычные клиенты, такие же, как издательские отделы управления «Книги» группы «Ашетт». Лица же, руководящие издательской деятельностью, видят в новой ориентации опасность потери главного оружия в рыночной борьбе. Говоря несколько упрощенно, эта ситуация показывает, что сохранение равновесия между производством товаров и производством связанных с ними услуг – трудная задача, особенно если основной стратегией является именно стратегия дифференциации совокупного предложения с помощью объема и качества услуг.

Стремление к снижению затрат, связанных с производством товаров и услуг на заданном уровне качества, является предметом неустанной заботы всех руководителей предприятий. Выбор технологических новшеств или объема и качества услуг, связанных с физическим продуктом, в качестве основного объекта стратегии дифференциации предложения ни в коей мере не исключает стремления к повышению производительности и к сохранению как можно более низкого уровня затрат на элементарные операции при условии, что сохраняется способ участия в конкуренции, избранной предприятием.

Выбор стратегии овладения рынком посредством снижения затрат свидетельствует о радикальности политики, первым шагом которой на уровне смешанного сервиса является установление минимального порога оказания услуг, при котором клиент продолжает рассматривать совокупное предложение как приемлемое. Конкуренция путем снижения затрат, и только таким способом, часто создает для предприятия неудобную ситуацию ограничения рентабельности.

Чтобы проводить целенаправленную политику сервиса, необходимо определить сферу ответственности предприятия: считают ли его клиенты ответственным только за стоимость товара или за полную стоимость его приобретения и использования? Какая ситуация может сложиться на рынках в этом отношении в среднесрочной перспективе? Ответы на эти вопросы должны дать результаты структурного анализа сектора, в котором действует данное предприятие. Выбор технической политики должен способствовать принятию простых, незатейливых решений с использованием стандартных компонентов, требующих для технического обслуживания самых обычных знаний. Чаще всего является желательным значительное вовлечение клиента в реализацию услуг; такая ориентация предполагает модульное проектирование, наличие системы телефонной диагностики и эффективную организацию физического распределения запасных частей, наборов монтажного оборудования и четких технических инструкций, которые совершенно доступны клиенту-пользователю. Планирование реконструкции в будущем по ценам, намного более низким, чем цена обновления оборудования, может представлять собой важное преимущество для фирмы, отвечающей за полную стоимость совокупного предложения, включая понятие его продолжительности.

Если объем услуг невелик и их прибыльность не очень высока, то важно обеспечить большую надежность этих услуг. Посредственное качество минимального количества услуг может дать повод клиенту считать, что данное предложение не достигает приемлемого уровня; низкая стоимость в таком случае не является для него преимуществом, и он «дисквалифицирует» данное предложение, вычеркивая его из списка альтернатив.

Централизация и специализация производства услуг, по-видимому, хорошо сочетаются с этим способом участия в конкуренции; то же можно сказать о создании объединений, которые позволяют осуществлять инвестиции и распределять постоянные издержки, связанные с обслуживанием. Этим же целям служат договоры с дистрибьюторами и оптовыми торговцами о том, чтобы они непосредственно осуществляли сбыт запасных частей клиентам фирмы. Обычно необходима концентрация сети станций технического обслуживания; при этом не осуществляется техническое обслуживание оборудования конкурирующих фирм. Система информации разрабатывается таким образом, чтобы следить в первую очередь за стоимостью услуг и ее изменением во времени.

Анализ риска, связанного с принятием различных стратегических ориентаций в сфере обслуживания, требует осмысления на двух уровнях. С одной стороны, необходимо располагать методами оценки риска, связанного с каждым типом решений, принимаемых при выработке политики сервиса. С другой стороны, полезно составить список всевозможных видов риска, конкретно связанных с применением той или иной общей стратегии, а затем изучить их последствия на уровне политики в сфере обслуживания.

Говоря об оценке и регулировании риска, связанного с деятельностью в области сервиса, Эдуард С. Браун, ответственный работник отдела материально-технического обеспечения фирмы «Тексас инструмент», предлагает систематизировать использование техники менеджмента стратегического риска, разработанной, в частности, в вооруженных силах.

В противоположность традиционным механистическим и перестраховочным подходам Э. Браун исходит из предположения, что некоторые события и позиции различных участников могут поставить под сомнение возможность производства услуг на желаемом уровне качества. Он предлагает общую схему анализа риска материально-технического обеспечения, которую он пытается применить к различным ключевым моментам предложения услуг; здесь возникают такие трудности, как грубые ошибки в техническом руководстве, прилагаемом к данному прибору, недостаточные резервы запасных частей, инфляция гарантийных затрат, приводящая к значительным убыткам, отсутствие чувства ответственности у части персонала службы сервиса, что может сказаться на имидже фирмы, на доверии к ней и т. д. На этой основе он производит оценку характера инвестиций, необходимых для смягчения в значительном числе случаев выявленного риска; это позволяет также установить иерархию действий, которые необходимо предпринять в отношении каждого компонента сервиса в зависимости от степени связанного с ним риска. Наконец, он защищает тезис, согласно которому переноса риска на клиента следует избегать в любом случае, если фирма желает сохранить свои особые связи с клиентом; следовательно, лицо, ответственное за послепродажное обслуживание, должно быть в состоянии принимать решения, которые предохраняют предприятие от выбора такого легкого цуги. Рост компетентности клиентов, закупающих оборудование, может привести к тому, что они вместо того, чтобы покупать изделие по самой низкой цене, предпочтут приобрести товар, выполняющий ту же полезную функцию, с меньшими затратами, а это предполагает изменение направления политики в области сервиса данной фирмы. В крайних случаях существует риск потери фирмой в целом своего имиджа.

Риск, который заключает в себе каждое из трех главных стратегических направлений, только что рассмотренных, изменяется со временем. Дифференциация через технологические новшества или через объем и качество услуг может повлечь за собой значительный рост стоимости предложения; различие в стоимости у разных конкурентов может побудить клиента отказаться от товара престижной марки и обратиться к более дешевым поставщикам. Это имеет многочисленные последствия на уровне сервиса.

Стремление овладеть рынком с помощью цен создает для предприятия, на уровне сервиса, угрозу потери прямого контакта с клиентами, если оказание услуг сдается в подряд или если всячески поощряется самообслуживание; также существует риск роста влияния дистрибьюторов запасных частей и других лиц, осуществляющих техническое обслуживание.

Кроме того, рост компетентности клиентов при закупках оборудования может оказаться таким, что если раньше они стремились приобрести товар по наиболее низкой цене, то теперь они будут стремиться эксплуатировать его с наименьшими затратами, а это предполагает довольно значительные изменения в направлениях политики сервиса.



3. Особенности реализации послепродажного сервиса
на конкурентных рынках

Важностью послепродажного обслуживания является то, что это источник прямой прибыли, условие повышения продаж основных товаров и основа партнерских отношений с клиентами.

Деятельность в процессе послепродажного обслуживания может подразделятся на:


  • интеграцию товаров и услуг по удовлетворению потребностей с участием полных затрат на использование оборудования потребителем;

  • подготовку к эксплуатации;

  • информирование и обучение клиентов;

  • поддержание оборудования в рабочем состоянии.

Нередко в гарантийный сервис включается обучение персонала покупателя, проверка работы проданного оборудования, замена отдельных деталей, частей и узлов. Поэтому некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания.

Послепродажное техническое обслуживание представляет собой одну из важнейших составляющих конкурентоспособности товаров и определяет успех и интенсивность продаж на рынке.

Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке. С каждым годом усиливаются требования к техническому обслуживанию: если несколько лет назад сроки поставки запасных частей в любую страну мира насчитывали 3–5 дней со времени подачи заявки, то сейчас – 24 часа; сроки производства запасных частей, деталей и узлов после снятия товара с производства также удлиняются и определяются в последнее время по машинам и оборудованию примерно в 8–10 лет.

Техническое обслуживание заключается в осуществлении услуг по восстановлению функций товара, в оказании помощи покупателю при решении проблем эксплуатации товара, в проверке совместимости товара или его элементов с другими изделиями и системами, а также в предоставлении консультаций по надежной эксплуатации и сохранности товара.

Техническое обслуживание является гарантийным, если в течение срока гарантии покупатель не оплачивает ремонт, замену частей и деталей для приобретенного им товара. По окончании гарантийного периода владелец товара может заключить платный договор на послегарантийное обслуживание.

Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта – устранение отказов оборудования, для ее достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:

а) инспекция в определенном объеме с определенной периодичностью;

б) плановая замена деталей по состоянию, наработке;

в) плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке;

г) плановый ремонт по состоянию, наработке.

Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:

1) по событию – например, устранение поломки оборудования. Используется, если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;

2) регламентное обслуживание – для оборудования с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;

3) по состоянию – экспертным путем или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания – его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.

Организация комплекса технического обслуживания и ремонта на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (называемый, как правило, главным механиком) несет ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях – и энергетическое хозяйство.

Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования комплекса технического обслуживания и ремонта и для автоматизации операций, выполняемых персоналом, на предприятиях используются соответствующие модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы, CMMS-системы).



Особенностью послепродажного сервиса является то, что он не является неотъемлемой частью товара, а идет как важное дополнение. Важность послепродажного обслуживания заключается в том, что без него товар теряет в глазах покупателя массу преимуществ, ведь в случае поломки потребителю придется возмещать ущерб из собственных средств, что не всегда является дешевле, чем если бы данный товар имел гарантийное или послегарантийное обслуживание. В послепродажное обслуживание также включается работа по рассмотрению и удовлетворению рекламаций покупателей в отношении качества товаров. Нередки случаи, когда ведущие инженеры-конструкторы предприятий, особенно в период внедрения нового товара на рынок, выезжают к потребителям в случае поступления претензий по качеству купленного товара. Такие визиты высококвалифицированных специалистов позволяют в короткие сроки качественно и компетентно решать задачи по устранению недоработок в товаре, вносить улучшения в производственный и технологический процессы и тем самым способствовать успеху товара на рынке.

Для высокого качества послепродажного обслуживания фирмы разрабатывают специальные стандарты или правила обслуживания, которые предусматривают систематическое обучение и тренировку занятого в сервисе персонала, обеспечивают идентичный уровень обслуживания во всей сервисной сети и являются обязательными для исполнения.



Таким образом, послепродажное обслуживание играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности товаров. Особенно это относится к машинам, оборудованию и прочей технике – при прочих равных условиях, потребители предпочтут товар той фирмы, у которой наиболее лучше организована сервисная политика. При реализации послепродажного обслуживания на конкретных рынках формируются мероприятия по следующим направлениям:

  • определение и обсуждение с заказчиком требований по техническому обслуживанию оборудования на стадии его разработки;

  • определение услуг, предоставляемых после продажи;

  • установление порядка технического обслуживания в ходе обсуждения условной поставки;

  • подготовка и обучение ремонтников;

  • выпуск технической документации;

  • реализация запасных частей, инструмента и измерительных приборов, необходимых для ухода за изделием;

  • управление обслуживанием, путем его оказания либо посредством контроля;

  • определение и подготовка инфраструктуры для хранения запасных частей и выполнение ремонтных работ;

  • управление логистикой запасных частей;

  • управление персоналом.

Каталог: Portals
Portals -> 1. Сущность и значение ремонтного обслуживания. Формы организации и виды ремонтного обслуживания. Сущность и значение ремонтного обслуживания
Portals -> Методы получения органических нитросоединений
Portals -> Перечень экзаменационных заданий для студентов 2 курса ф-та хтиТ спец. Оосирипр
Portals -> Учебной программы для студентов 2 курса специальности оосирипр
Portals -> Міністерства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Portals -> Вопросы к экзамену для студентов 2 курса факультета тов
Portals -> Учебного материала по органической химии к экзамену
Portals -> Вопросы к экзамену для студентов 2 курса факультета тов

Скачать 212.43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница